Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы воспитания и их классификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.
Вопрос. Методика организации праздника как формы воспитания. По мнению А. Луначарского, праздник — это художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, сжато, приобрело новую волнующую форму. При его подготовке следует придерживаться следующих требований: 1. Соблюдение структуры праздника. Праздник начинается с пролога — вступительной части, настраивающей детей на определенное эмоциональное восприятие. Это эпиграф ко всему происходящему. Он может быть: · вербальный (яркое выступление ведущего); · ритуальный (линейка, подъем флага, вынос знамени); · музыкальный (оркестровое выступление, фанфары); · кинопролог (фрагмент художественного фильма, киноклип); · технический или с другими эффектами (запуск шаров, птиц, световые гирлянды). Завязка — эпизод или несколько эпизодов, «запускающих» в движение сюжет праздника. Она представляет собой краткую часть, которая реализуется с помощью различных действий и приемов: получение письма, телеграммы, встреча с любимым сказочным героем и т.д. Развитие действия - это основная часть праздника, в которой эпизод следует за эпизодом, событие за событием, прибавляя торжеству все новые и новые краски. Реализуется через слово, деятельность, демонстрацию. Финал — заключительная часть праздника. Это самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод, венчающий общее торжество. Концовка должна быть краткой и четкой, может включать в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие сюрпризов, секретов, общую песню. 2. Тема праздника должна быть интересной, личностно-значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей. 3. Разумное включение средств идейно-эмоционального воздействия – музыки, слова, песен, художественного оформления, костюмов и т.д., которые должны быть подчинены общей идее праздника. 4. На празднике не может быть зрителей. Все присутствующие — его участники, поэтому организатор, продумывающий праздник вместе с детьми, должен вмонтировать в сценарий духовные точки опоры для тех, кто на данный момент не главный герой. 5. В случае включения в сюжет праздника конкурсов или соревнований необходимо четко объяснять задания; создавать одинаковые условия их выполнения; учитывать возраст и пол детей (недопустимы как легкие, так и сложные задания); подобрать компетентное жюри; доводить до сведения всех присутствующих результаты соревнования после каждого этапа; награждать победителей. Содержание праздника предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы). Часто для ребенка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы. Вышеназванные формы — это далеко не единственные способы организации воспитательной работы с младшими школьниками, тем более что процесс разработки новых форм продолжается и сегодня.
Билет № 12 1. Психолого-педагогические основы выбора учителем средств воспитания. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Средствами нравственного воспитания являются: 1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность. 2.Моральное принуждение как форма морального осуждения. Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем - приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Средства воспитания —это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.
2. Общие основы подготовки и проведения форм воспитательной деятельности. Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. Билет №13 1. Диагностика воспитательной деятельности. В связи с тем, что процесс воспитания носит длительный характер, его результаты довольно трудно учитывать. В настоящее время для выяснения соответствия результатов заданному уровню воспитания ребенка все чаще используется диагностика — общий способ получения информации о протекании и результатах какого-либо процесса. Чем отличается диагностика от традиционных форм контроля? При осуществлении контроля объектом анализа является только деятельность ребенка, а при диагностике — совместная деятельность воспитателя и ребенка, их общий результат. Диагностика берет результат вместе с процессом: деятельность воспитанника она не отделяет от деятельности воспитателя; процесс воспитания рассматривается вместе с возможностями ребенка, его способностями и склонностями. Процесс деятельности воспитателя она тоже анализирует вместе с возможностями и условиями. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий. В диагностике используются разнообразные методы и методики: от традиционных методов контроля, проверки и оценки до применения тестирования, проектирования и т. п. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками, разница между начальным и конечным результатами и определяет эффективность процесса воспитания. Необходимо отметить, что определить уровень воспитанности довольно трудно. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. С помощью практических методов диагностики можно изучить представления воспитанников о нормах поведения, их мнения и суждения. Чаще всего используются прямые вопросы (например, «Что такое смирение?», «Почему нельзя завидовать?» и т. п.) или сочинения на заданную тему. Ценность их в том, что они отражают внутреннюю позицию ребенка, его сомнения и раздумья. Однако обнажается внутренняя позиция только в поведении. Как ребенок воспитан, так он и действует. В данном случае педагогика использует метод воспитывающих ситуаций, который позволяет одновременно решать сразу две задачи: диагностировать уровень развития требуемых качеств и воспитывать их. Воспитывающая ситуация — это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать. В своих действиях он и обнаруживает некий уровень сформированности у него определенных качеств.
2. Методы формирования сознания личности (сущность, отличительные признаки, условия эффективного применения). Методы формирования сознания личности. · Эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. · Воздействия на чувства. · Рассказ, сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение. · Обстановка имеет большое значение – походный костер, уютная комната, берег реки и т.д. · Он должен пережиться слушателями. · Разъяснение применяется только там и тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить, плевать. Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение, – проникая в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушимы. · Увещевание – сочетание просьбы с разъяснениями и внушением. Возникают чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой, поступок педагога указывает и пути исправления. · При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму. Она никогда не достигнет цели, скорее возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация – не форма убеждения. · Этическая беседа – воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. · Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения. · Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. · Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт. · Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу. · Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. · Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех. · Диспуты – живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. · к диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора. · Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным. · С максимальной деликатностью надо относится к высказываниям школьников. Но педагог не может занять позицию невозмутимого наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута. · Пример – дает конкретные образы для подражания. “Долог путь наставлений, короток путь примера” – римский философ Сенека. · Психологической основой примера служит подражательность. Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Но надо извлекать опыт и из неправильных поступков. Печальный пример помогает удержать противника от неправильного поступка. · Личный пример воспитателя! Между словом и делом у него нет рассуждений. Билет №14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.012 с.) |