Вопрос 2. Нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел.



· Значимость нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел.

· Нормативно-правовая база. Основные направления нравственного воспитания в ОВД.

· Система нравственного воспитания в ОВД.

 

Формирование нравственно совершенной личности было и остаётся одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы.1 Служба в них является особым видом государственной службы, выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности.2 Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создаёт ту необходимую морально - психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. В связи с этим реализовать её могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан.3

Всё это, а также ряд других причин обуславливает особый интерес к вопросам нравственного воспитания в ОВД, его содержанию, организации, особенностям. Наряду с этим в определённые промежутки времени 20 века воспитательная работа в ОВД претерпевала множество изменений, одно из существенных - в 90-х. годах. Именно в этот промежуток времени воспитательная работа в ОВД подвергалась глобальным изменениям, как в самой структуре, так и в самом названии трактуемое, как "Работа с личным составом" (или "Работа с персоналом").

Необходимо сформулировать определение, выражающее сущность нравственного воспитания в органах внутренних дел. Нравственное воспитание в органах внутренних дел - это целенаправленная работа начальников, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально - психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности.

Актуальность и значимость нравственного воспитания в ОВД в современных условиях определяются:

- возросшей активностью различных политических партий и общественных движений, стремящихся оказать влияние на сотрудников органов внутренних дел;

- значительным увеличением физической, моральной и психологической нагрузки на сотрудников органов внутренних дел, резко усилившимся воздействием на них со стороны противоправных элементов;

- недостаточной социально - правовой защищённостью личного состава и необходимостью юридической и материальной помощи, моральной и психологической поддержке;

- деформированной нравственностью, эстетической невзыскательностью и низкой культурой многих сотрудников, отрицательно влияющими на состояние служебной деятельности, законности и дисциплинированности;

- необходимостью повышения авторитета (престижа) органов внутренних дел в обществе, формирование объективного общественного мнения об их деятельности;

- существенным ослаблением внимания к проблемам нравственного воспитания сотрудников в предшествующий период.1

Сущность нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел выражается в целенаправленном формировании у них нравственных убеждений, высоких моральных качеств и благородных чувств, а также в становлении положительных моральных привычек. Это сложный психолого–педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него способности к саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения.

Преподавание этических знаний – первый этап в формировании нравственного сознания и нравственных качеств личности. Содержание, наполняющее рабочую программу, способно и призвано повлиять на ту часть морального сознания молодого сотрудника ОВД (курсанта, слушателя), которая связывается в содержании с профессиональным обучением. Внесение в сознание теоретических профессионально значимых норм и ценностей происходит на лекционных и семинарских, т.е. аудиторных занятиях. Одно это педагогическое воздействие при самых благоприятных объективных (высокое качество учебного процесса как результат деятельности педагога) и субъективных факторах (высокая внутренняя мотивация профессионального обучения со стороны курсанта) не способно создать ожидаемую систему моральных установок личности. Преподносимое на лекциях и обсуждаемое на семинарах содержание является необходимым, но недостаточным условием для коррекции уже созданного к 18 годам морального сознания личности. Это именно обучение этическим знаниям, а не воспитание нравственных качеств личности.

Внесение в сознание личности нравственных ориентиров, т.е. заведомо положительных норм поведения - несет в себе смысл целенаправленного воздействия положительных нравственных норм, коррекцию уже сформированных. Если в сознании личности не будет привнесен идеал, носящий характер желательного образца, то сознание заведомо проектируется на снижение норм поведения. Чем большее количество учебных элементов курса содержит позитивные моральные нормы, образы, примеры, тем четче оформится установка учащегося в его теоретическом моральном сознании: «так правильно».

Очевидно, что передача одних этических знаний от педагога к учащемуся еще не обеспечивает целостного морального сознания ни в общем, ни в профессиональном аспекте. Второй, гораздо более субъективный, этап формировании нравственного сознания личности – интериоризация знаний - превращение этических знаний слушателей в собственные нормы и убеждения, воплощающиеся в опыт личности. Интериоризация происходит в деятельности, через жизненный опыт учебных, служебных ситуаций, через неформальное общение с курсантами, офицерами, как непосредственно, так и от друзей и знакомых. На данном этапе, который гораздо дольше времени, предусмотренного учебным планом на преподавание учебного курса профессиональной этики, превращение знаний в нормы и убеждения не возможно без анализа личного примера, который подают и способны подать старшие по званию и опыту коллеги. Для преподавателя этических знаний данная часть морального сознания личности (интериоризированные знания) курсанта, слушателя является скрытой, опосредованной короткими ситуациями совместной деятельности, косвенными наблюдениями за поведением обучаемых на занятиях, в ситуациях неформального общения частью. Оценка реальных нравственных качеств личности очень сложна, требует протяженной во времени системы наблюдения. системы анализа, но самое главное: системной коррекционной работы, которую никогда не выполнит один педагог, ее способна выполнить только вся система профессионального общения.

Под процессом воспитания понимается специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Содержание процесса воспитания определяется основными целями, которое ставит общество перед своими защитниками. Своеобразие процесса воспитания в органах внутренних дел в том, что он происходит непосредственно в служебном коллективе, имеющем определённую служебную задачу, где взаимоотношения регламентируются уставами, законом об органах внутренних дел, и положениями о прохождении службы и инструкциями,1 опирается на приказы, директивы:

· Концепции воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД РФ

· Приказ МВД РФ №120 от 01.02.2007 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел»

· Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ, директива №501 от 19.11.1993г.

· Обращение министра внутренних дел Нургалиева к личному составу ОВД от 29.08.2005.

В данных документах конкретизируются задачи нравственного воспитания в ОВД:

· Вооружение знанием и пониманием сущности морали

· Формирование устойчивых нравственных привычек

· Укрепление ответственности и добросовестности в выполнении профессиональных задач

· Создание служебных коллективов с высоким моральным потенциалом

· Развитие привычек высоконравственного отношения к гражданам

· Воспитание сотрудников в духе здорового образа жизни.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается современными усилиями всех его субъектов: начальников - (командиров), воспитательных и кадровых аппаратов, коллективов сотрудников, общественных объединений и т.д. Наряду с этим процесс воспитания по своему назначению многофункционален. Таким образом, возникает необходимость выделить наиболее существенные и целесообразные функции, которые реализуются в процессе воспитания. Первая–формирующем–развивающая, суть которой состоит в формировании у сотрудников новых и развитие имеющихся личностно – профессиональных качеств. Эта функция представляет собой стержневую, базовую функцию процесса воспитания. Степени её реализации определяет качество и эффективность воспитательной работы в целом. Вторая – функция мобилизации, свойство данной функции заключается в обеспечении поведения сотрудника, необходимого для решения текущих задач в оперативно – служебной деятельности в зависимости от складывающейся конкретной ситуации. Третья – профилактическая функция, специфика которой заключается в предостережении сотрудника от ошибок, неверных действий, удержания его от аморальных проступков.

Организация воспитательного воздействия является прямой обязанностью руководителей подразделений, в которых и выполняются основные служебные обязанности, и осуществляется воспитательная работа. Именно осуществление воспитательного воздействия требует от руководителя таких важнейших для него качеств как бескорыстие и авторитет. То, что данные качества тесно взаимосвязаны между собой подтверждает высказывание одного из китайских писателей 17 века - Хун Цзычена "Только бескорыстие рождает авторитет".2

Особое внимание в ОВД обращается на то, чтобы сотрудники обладали такими качествами, как коллективизм, честность, правдивость, добросовестно относились к своим служебным обязанностям. Необходимым элементом процесса воспитания является усвоение каждым сотрудником понятий о долге и своих обязанностей, требований присяги и уставов о необходимости выработки определённых моральных политических качеств.1 Привычка и потребность качественно выполнять свое дело, поддерживать товарищей, стремиться к самосовершенствованию.

Основными направлениями нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел являются: развитие правосознания, развитие профессиональных традиций, культурно – эстетическое и патриотическое направления. Организация мероприятий в рамках каждого возложена на руководящие кадры и кадровые аппараты. В больших подразделениях существуют отделы воспитательной работы, как это существует в вузах системы МВД

Наряду с этим необходимо указать особенности воспитательного процесса органов внутренних дел заключающиеся в следующем:

1) Его направленность и характер определяются экономическими, социально - политическими, идеологическими устоями общества, нормативной базой;

2) воспитание зависит от особенностей организации труда и управления в органах внутренних дел;

3)воздействие на воспитуемых обусловлено специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности руководителя;

4)осуществляется в рамках уставной организации, проводится в условиях постоянного выполнения служебных задач, максимально приближенным к боевым, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;

5)организуется и направляется начальниками УВД, РОВД (ГОВД), зависит от современных требований к службе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Цель - это исходный элемент воспитательной системы. Основной и приоритетной целью воспитания сотрудников органов внутренних дел являются формирование и развитие у них качеств: гражданина – патриота, специалиста – профессионала и высоконравственной личности. На практике руководитель, работая с подчинёнными, сталкивается с трудностями при попытке сформулировать задачи воспитания. В соответствии с этим, исходя из целей воспитания сотрудников органов внутренних дел, задачи воспитательного воздействия руководителя в обобщенном виде можно представить как помощь в выработке общемировоззренческих, социально – политических, нравственно – правовых взглядов и убеждений как гражданской позиции сотрудника; развитие у сотрудника системы нравственных убеждений, ценностных ориентаций, потребностей и мотивов профессиональной деятельности; привитие культуры профессионального поведения и общения с людьми, формирование духовно-зрелого сотрудника.1

Одним из важных слагаемых успешности является знание принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике. Знание этих принципов позволяет также прогнозировать и творчески решать поставленные задачи, выбирать и использовать наиболее эффективные средства. Принципы, как общие фундаментальные положения равнозначны, нуждаются в комплексном применении. К ним относятся: связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника; опора на положительное в жизни коллектива и личности; единство воспитания и самовоспитания; индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; целенаправленность в воспитании.

Методы нравственного воспитания личности многочисленны, именно с их помощью непосредственно реализуются цели содержание воспитания. Сложность воспитательной работы требует применения самых разнообразных методов воздействия на личный состав. В самом общем значении понятие «метод», в переводе с греческого языка означает способ достижения конкретной цели, совокупность приемов или операции какого-либо действия. Методы бывают индивидуальными и коллективными.Процесс воспитания с точки зрения используемых средств, представляет собой, сочетание прямого и опосредованного педагогического воздействия на сотрудника. Прямое педагогическое воздействие - это непосредственное воздействие воспитателя на основе личного примера, слова, поощрения, взыскания. Опосредованное воздействие в ОВД - это воздействие на сотрудника через коллектив, создание определённых условий деятельности, быта, досуга, творчества и т.д.

Средствами нравственного воспитания становятся все актуальные возможности воздействия на личность. Успешное использование одного средства в конкретной ситуации не обязательно приведет к такому же результату в других обстоятельствах. Эффективным методом воспитания является воспитание на примере руководителя или опытного сотрудника. В этом смысле позитивный и негативный пример запоминаются в равной степени, часто забывается о правиле постоянства и силы примера по отношению к подчинённым. В воспитании нравственных качеств молодых сотрудников ОВД часто используется метод убеждения, метод беседы. Эффективность этих методов оценивается авторитетом беседующего, в противном случае названные методы теряют смысл, могут принести обратный ожидаемому эффект. Поощрение и наказание, принуждение имеют неоспоримое преимущество перед другими методами: они дают наиболее быстрый результат, но при повторении притупляются в восприятии, а потому, силу эмоционального воздействия придется усиливать: наказание устрожать, а поощрение расширять, что невозможно делать до бесконечности. Для ОВД эффективными нравственными воспитателями являются многочисленные профессиональные традиции, поскольку способны объединить в себе силу нравственного и эмоционального воздействия с чувством единения в профессиональной деятельности.

Важно помнить, чтобы достичь результатов, нельзя формализовать методы нравственного воспитания. Всегда нужно использовать их творчески, вдумчиво, неординарно. Воспитание, согласно Платону - "есть усвоение хороших привычек".2 Данное высказывание по отношению к воспитанию в органах внутренних дел выражает его главное направление: достижение качеств, присущих лучшим сотрудникам, на их понимание и усвоение, на приведение в систему важнейших для конкретного сотрудника привычек. Сложность комплекса этих действий заключается в том, что их результаты не так быстро обнаруживают себя, не столь видны как, например, в процессе обучения конкретным навыкам. Человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнообразных факторов и накапливать при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий осмысления и корректирующий ранее намеченные задачи. Эта динамичность и разнообразность воспитательных воздействий также осложняет достижение необходимых результатов.

В учебных заведениях системы МВД система нравственного воспитания личного состава создана и функционирует все годы существования учебных заведений. Эту систему составляют цели воспитания профессионально-значимых качеств личности сотрудников ОВД, объединившие воспитательные подразделения, отделы психологического сопровождения воспитательного процесса, курсовые офицеры, кураторы и всех преподаватели и сотрудники академии. В практике воспитания курсантов хорошо зарекомендовали себя общественные аттестации, проводимые по учебной и дисциплинарной ситуации на всех учебных курсах. Действуют в академии Суды чести, влияющие на выработку единых нравственных требований к облику курсанта и закреплению этих требований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 8097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.023 с.)