Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состав и классификация затрат на качествоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как отмечалось выше, затраты на качество во многом обусловливают его уровень. Обоснованное формирование затрат на качество и эффективное управление ими являются важными факторами, от которых во многом зависит результативность деятельности по управлению качеством, ее отдача, а также экономическая эффективность производства в целом. Управление затратами на качество играет важную роль в ценообразовании, материально-техническом снабжении пищевых производств, рациональном использовании сырьевых ресурсов, позволяет достигать ценовых и качественных конкурентных преимуществ. Поскольку качество складывается под влиянием множества факторов в процессе разработки, производства и использования продукции, на всех этих стадиях возникают затраты на качество. Они имеют различную природу, экономическое содержание, назначение, причины и место возникновения. Поэтому анализ затрат на качество предполагает исследование различных факторов как производственного, так и непроизводственного характера. Изучение затрат на качество необходимо начать с определения их состава. В составе общих затрат на качество выделяют три основные группы затрат: превентивные (предупредительные) затраты; затраты на контроль; внутренние и внешние затраты и потери, возникающие вследствие дефектов, брака и несоответствий. Каждая из этих групп включает в себя несколько элементов (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Состав затрат на качество
Раскроем содержание указанных групп затрат и их элементов. 1. Превентивные (предупредительные) затраты (от англ. to prevent — предотвращать) — затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения, снижение их числа. Данная группа включает следующие затраты: 1.1. Затраты по управлению качеством: — затраты на разработку, внедрение и обеспечение функционирования систем качества и безопасности; — затраты, связанные с применением метода структурирования функции качества (СФК). Метод структурирования функции качества (СФК) позволяет решать проблемы инженерного воплощения в изделии качественных свойств и характеристик, требуемых потребителем, отвечающих его возможностям по цене. СФК было разработано в Японии в конце 1960-х годов, широко применялся в США. Процесс СФК состоит из четырех фаз. Первая фаза — планирование разработки изделия предполагает “перевод” требований покупателей на язык инженерного проектирования в соответствующих терминах. Далее осуществляется вторая фаза — структурирование проекта, — на которой рассматриваются различные концепции разработки изделия, удовлетворяющие требованиям структурирования, и отбирается лучшая из них. Затем проект детализируют, уделяя особое внимание существенным характеристикам изделия, определенным в первой фазе по требованиям потребителей. В третьей фазе — планирования технологического процесса — структурируются детали разработки изделия. Рассматриваются и отбираются наиболее подходящие концепции технологического процесса, способного производить изделия с учетом структурированных характеристик. На заключительной фазе — планирования производства — рассматриваются методы управления процессом. Эти методы должны обеспечить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристиками, определенными на предыдущих фазах. Таким образом, создается изделие, спроектированное и произведенное на основе ин женерного воплощения пожеланий потребителей, а значит, удовлетворяющее им. СФК требует знаний и опыта в различных сферах производственной деятельности и осуществляется коллективом специалистов соответствующего профиля. 1.2. Затраты по управлению процессами: — затраты на установление средств управления процессами; — затраты на изучение характеристик процессов; — затраты на осуществление технической поддержки при внедрении и поддержании процедур и планов по качеству. 1.3. Затраты на аудит и сертификацию системы менеджмента качества: — затраты на внутренний аудит системы менеджмента качества; — затраты на внешний аудит и сертификацию системы менеджмента качества. 1.4. Затраты на обслуживание контрольно-измерительного оборудования: — затраты по проверке, обслуживанию и калибровке контрольно-измерительного и испытательного оборудования, приборов; — затраты по проверке, обслуживанию и калибровке технологической оснастки, приспособлений, шаблонов, образцов, используемых для технологических нужд и оказывающих непосредственное влияние на формирование и обеспечение качественных свойств продукции; — затраты на усовершенствование контрольно-измери- тельного и испытательного оборудования, приборов. 1.5. Затраты на обеспечение качества поставок: — затраты на сравнительную оценку вариантов сырьевого и материально-технического обеспечения и потенциальных поставщиков; — затраты по технической подготовке проверок и испытаний покупных сырья и материалов; — затраты на техническую поддержку обеспечения качества у поставщиков. 1.6. Затраты на обеспечение качества во внешней среде — затраты, связанные с обеспечением качества вне сферы непос редственного управления предприятием, например в сфере первичного оптового распределения, логистики, транспортно-экс- педиционного обслуживания и т.д. 1.7. Затраты на программы по улучшению качества — затраты, связанные с внедрением программ улучшения качества, сбором и анализом данных по ним, контролем их исполнения. 1.8. Затраты на обучение в области качества: — затраты на внедрение, функционирование и развитие программ обучения всех категорий персонала в области управления качеством; — оплата курсов обучения, консультаций, тренингов, предоставляемых сторонними организациями. 1.9. Прочие предупредительные затраты — организационные расходы по предупредительным мероприятиям. Предупредительные мероприятия могут осуществляться как собственными силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций. Известно, что увеличение числа проводимых предупредительных мероприятий, повышение превентивных затрат ведут к снижению уровня дефектов и несоответствий, способствуют улучшению качества. Однако результативность предупредительных мероприятий, отдачу от затраченных на них средств не всегда возможно прямо оценить количественно. Существует определенная сложность в вопросе об отнесении оплачиваемого рабочего времени управленческого и инженерно-технического персонала в состав предупредительных затрат на качество. Установить, какая часть отработанного времени сотрудника была целенаправленно потрачена на деятельность, связанную с качеством, а какая — на исполнение общих должностных обязанностей, не всегда возможно. Зачастую также весьма трудно выработать четкий критерий, позволяющий однозначно определить, относится ли та или иная выполняемая функция, операция именно к деятельности по обеспечению качества или нет. Важно отметить, что предупредительные мероприятия и затраты на них необходимо осуществлять на основе системного подхода: на всех этапах жизненного цикла продукции и во всех сферах деятельности, как это вытекает из методологии TQM (Total Quality Management). 2. Затраты на контроль — затраты на определение (оценку, подтверждение) фактического уровня качества. Данная группа включает следующие затраты: 2.1. Затраты на проведение внутренних проверок и испытаний на производстве — оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала при первичных и плановых проверках производственных, технологических операций и процессов. 2.2. Затраты на проведение проверок и испытаний поставляемых сырья и материалов: — оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала по проверке и испытаниям покупных сырья и материалов; — затраты на проведение лабораторных испытаний и исследований, выполняемых для оценки качества поставляемых сырья и материалов; — оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала, проводящих оценку сырья и материалов на производстве поставщика. 2.3. Стоимость расходных материалов и образцов для проверок и испытаний: — стоимость расходных материалов, используемых при контроле, тестировании и испытаниях; — стоимость материалов, образцов, подвергнутых разрушающему контролю. 2.4. Затраты на прием продукции заказчиком: — затраты на сборку, монтаж, пуско-наладочные работы на предприятии-производителе, если это необходимо для приемки продукции заказчиком перед поставкой; — аналогичные затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи. 2.5. Затраты на проверку (подтверждение) соответствия техническим требованиям и условиям: - затраты на контроль и испытания сырья, материалов, комплектующих, запасных частей, связанные с изменениями технических требований и условий проекта; - затраты на контроль, испытания и определение возможности использования сырья, материалов с истекшими сроками годности и хранения; - затраты на подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов. 2.6. Прочие затраты, связанные с контролем, — организационные расходы по осуществлению операций и деятельности в сфере контроля качества. О результативности, обоснованности затрат на контроль качества свидетельствует уровень его эффективности: контроль должен обеспечивать выявление дефектных изделий до их реализации потребителю, и лишь в таком случае он оправдан. Затраты и потери от дефектов обусловлены браком, производством дефектной, не соответствующей установленному уровню качества продукции. Они подразделяются на внутренние и внешние. 3. Внутренние затраты, потери выявляются на предприятии до реализации продукции потребителю. Они включают: 3.1. Потери, убытки от неисправимого (окончательного) брака: - затраты на производство дефектной продукции, несоответствия которой не могут быть устранены или их устранение экономически неоправданно; - затраты на вывоз и утилизацию бракованной продукции. Если такая продукция может быть реализована для использования в других целях, величина потерь уменьшается на сумму выручки от ее реализации. 3.2. Затраты на исправление брака: - материальные затраты по восстановлению изделий до требуемого уровня качества путем доработки, ремонта, исправлений, повторных работ; - оплата труда по исправлению брака и связанных с этим повторных и сверхурочных работ; - оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала при проведении повторных проверок, испытаний, связанных с исправлениями, доработкой брака, сортировкой отбракованных элементов и т.п. В отличие от окончательного брака, изделия с исправимыми дефектами могут быть доведены до кондиционного состояния и реализованы для использования по прямому назначению без снижения цены, поэтому себестоимость производства исправимого брака в состав потерь не включается. 3.3. Затраты на анализ потерь — затраты на определение и анализ причин возникновения дефектов и несоответствий требованиям по качеству. 3.4. Затраты в связи со снижением уровня допуска по качеству — дополнительные затраты, вызванные вынужденным снижением требований к сырью и материалам, допускаемым в производство, установлением более низкого входного уровня качества сырья и материалов. Они влекут менее рациональное использование ресурсов, увеличение удельного расхода сырья и материалов, снижение выходов готовой продукции. 3.5. Потери от снижения сортности — недополученная выручка от реализации и прибыль в результате снижения цены на продукцию, не соответствующую первоначальным техническим требованиям, в связи с переводом ее в более низкий сорт, класс, категорию. 3.6. Затраты, потери по вине поставщиков — дополнительные затраты и потери, возникающие по вине поставщиков в связи с несоответствием поставленных сырья и материалов первоначальным техническим требованиям. 3.7. Прочие внутренние затраты и потери от дефектов и несоответствий — прочие затраты и потери, вызванные дефектами и несоответствиями, обнаруженными на предприятии, а также связанные с анализом причин их возникновения.
4.1. Затраты, потери от возврата продукции, не принятой потребителем: - затраты на исследование и подтверждение причин, вызвавших отказ принять продукцию; - затраты на переделки, ремонт или замену возвращенной продукции. 4.2. Затраты на обеспечение гарантийных обязательств: - затраты на замену несоответствующей или не удовлетворяющей потребителя продукции в течение гарантийного периода; - затраты на содержание и функционирование сервисных служб, обеспечивающих ремонт и замену продукции с отклонениями по качеству. 4.3. Затраты на отзыв и усовершенствование продукции — затраты на проверку, восстановление свойств или замену реализованной потребителю продукции в случае появления информации об обнаружении ошибки проектирования или скрытого дефекта изготовления. 4.4. Судебные издержки и возмещение ущерба: - оплата судебных издержек по разбирательствам, связанным с вопросами несоответствия качества продукции (брака, дефектов), повлекшего нанесение физического и (или) морального вреда потребителю; - сумма выплаченных потребителям компенсаций. 4.5. Потери от сокращения рынка сбыта — потери от снижения объемов реализации продукции в связи с утратой деловой репутации предприятия, ухудшением имиджа, снижением доверия потребителей. 4.6. Прочие внешние затраты и потери, связанные с дефектами и несоответствиями — прочие затраты, связанные с претензиями и жалобами потребителей по качеству, анализом их причин.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.009 с.) |