Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая система национал - социалистической диктатуры в Германии: регулирование экономики и трудовых отношений, расовое законодательство, гражданское право и уголовное право, уголовный процесс

Поиск

В период национал - социалистической диктатуры подверглась кардинальному преобразованию правовая система Германии.

Регулирование экономики и трудовых отношений

Установление национал - социалистической диктатуры ознаменовалось резким возрастанием государственного вмешательства в экономику в целях преодоления экономического кризиса, подготовки к войне, преодоления классовой борьбы рабочих и предпринимателей. В феврале 1934 г. был издан Закон о подготовке органического строительства германской экономики, по которому вся экономика объединялась и делилась по отраслям и округам. Все отрасли хозяйства были разделены на 6 имперских хозяйственных групп: промышленности, энергетики, торговли, ремесла. банковского и страхового дела.

Отраслевая организация дополнялась территориальной. Вся Германия была разделена на 18 хозяйственных округов во главе с имперской Хозяйственной палатой, непосредственно подчиненной министерству хозяйства. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись " фюрерами " - представителями монополистического капитала. Отраслевые и территориальные группы решали вопросы общего объема производства, распределения заказов и сырья, предварительное решение вопроса об уровне цен на продукцию.

Происходило укрупнение предприятий. По чакону 1933 г. создание картелей фактически стало обязательным. Картели - это объединение предпринимателей, сохраняющих не только правовую, но и хозяйственную самостоятельность во всех сторонах их деятельности, кроме охватываемых картельным соглашением Они создаются в целях ограничения рынков сбыта, установления цен на товары, картель контролирует сбыт продукции объединившихся предприятий Министру экономики предоставлялось право принудительно создавать новые картели, право запрещать создание новых предприятий в какой - либо области, если это не вызывалось " общественной необходимостью "

Законом 1937 г. все акционерные общества с капиталом менее 100 тыс. марок подлежали ликвидации, а создание новых акционерных обществ разрешалось лишь при наличии капитала не менее 500 тыс. марок. Расширение государственного сектора в экономике, в промышленности было связано с массовой " ариизацией " (национализацией) промышленных предприятий, принадлежащих еврейскому капиталу, с крупными государственными капиталовложениями в нерентабельные отрасли, важные с военно-стратегической точки зрения.

В 1936 г. был принят четырехлетний план развития экономики с задачей поставить экономику страны на военные рельсы. Было создано особое ведомство 4-х-летнего плана во главе с Герингом. В подчинении ведомства Геринга находилась группа генеральных уполномоченных. Наибольшее значение среди них имел генеральный уполномоченный по вопросам ценообразования, без санкции которого не могла быть установлена ни одна цена ни на один товар.

Закон о наследственных дворах 1933 г. устанавливал, что все фермы с земельными угодьями от 7,5 до 125 га были объявлены наследственными владениями, которые нельзя было продать, разделить, заложить или передать в уплату за долги. После смерти владельца они должны были передаваться по наследству старшему или младшему сыну в зависимости от местных обычаев, который обязан был предоставлять средства на содержание и образование своих братьев и сестер до их совершеннолетия. Владеть такими угодьями мог лишь немецкий гражданин арийского происхождения, доказавший чистоту своей крови до 1800 г. Увязший в долгах землевладелец был избавлен от угрозы потерять свой надел, который освобождался от принудительных продаж за долги, но закреплялся к земле как крепостной. Любая сторона его жизни и работы строго регламентировалась продовольственным управлением рейха, регулировались цены, закупки, сбыт продукции. Все остальные крестьяне законом относились к другой категории " сельских хозяев ", а не " крестьян ", значит, на них не распространялось право единонаследия, освобождение от принудительных продаж за долги.

Закон о регулировании национального труда 1934 г. упразднял профсоюзы, запрещал стачки, труд провозглашался особой социальной обязанностью, владелец предприятия рассматривался как доверенное лицо государства - фюрер предприятия, который должен был заботиться о рабочих, рабочие должны были платить ему верностью и исполнять его приказы. Основой производственных предприятий объявлялись не тарифные соглашения, не трудовые договоры, а правила внутреннего трудового распорядка. В национальном масштабе был создан единый Немецкий трудовой фронт, который включал не только рабочих и служащих, но и предпринимателей.

Безработица сократилась с 6 млн. в 1932 г. до 900 тыс. в 1937 г. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая трудовая повинность для молодежи в возрасте 18-25 лет, а с 1938 г. для всего населения - правительство имело право мобилизовать любого гражданина на неопределенный срок для работы в любом месте. Рабочий, отбывающий трудовую повинность, не мог быть уволен предпринимателем без согласия правительственного органа по учету занятости. Рабочий получил работу и гарантию, что ее не потеряет.

Расовое законодательство

Национал-социализм - учение о расовой борьбе и мировом господстве арийского немецкого народа. Человечество разделяется на высшую арийскую расу и низшие расы Одни народы биологически лучше, благороднее, справедливее, трудолюбивее, храбрее, чем другие. Арийские народы покоряют низшие расы и с помощью покоренных развивают свои творческие способности, создают цивилизацию, культуру. Затем на определенном этапе арийцы начинают смешиваться с подвластными им народами. В результате они начинают деградировать, постепенно умирая Кровосмешение и обусловленное этим снижение расового уровня - единственная причина умирания всех культур. Необходимо расовое возрождение, биологическое улучшение немцев.

Расовая теория права выводила право из свойств " арийской расы ". Сущность этой теории была выражена идеологом нацизма Розенбергом в следующей формуле: " право - это то, что арийцы считают правом ". База права - в народном духе.

В сентябре 1935 г. рейхстаг принял два закона о гражданстве и расе, определившие статус евреев в Третьем рейхе с целью ограничения их прав в политической и общественной жизни Германии. Закон об имперском гражданстве вводил различие между " гражданами рейха " и " подданными ". Гражданами рейха признавались только подданные немецкой или немецко-родственной национальности, граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая или родственная кровь, ибо только они могли пользоваться политическими правами в том объеме, в котором эти права существовали в Третьем рейхе.

Гражданин обязан был своим поведением " доказывать, что желает и способен верно служить германскому народу " Лишение гражданства возможно было по мотивам государственной целесообразности. В первом, изданном два месяца спустя указе было зафиксировано: " Еврей не может быть гражданином рейха. Ему не положено иметь право голоса в политических вопросах, он не может занимать административный пост ".

Закон о защите немецкой крови и немецкой чести запрещал ения между ними, отмечалось, что " за преступление, выражающееся в расовом браки между евреями и немцами, а также внебрачные отнош позоре, ответственен мужчина ". Евреям запрещалось иметь немецкую прислугу в возрасте до 45 лет, вывешивать германские национальные и имперские флаги.

Антисемитские законы 1938 г. ограничили имущественную правоспособность евреев: им было запрещено владеть немецкой землей на праве собственности,, на германских евреев была наложена контрибуция в размере 1 млрд. марок, появился указ о принудительной передаче предприятий и магазинов, принадлежащих евреям, в собственность арийцев. Евреи, начиная с 6 лет, были обязаны носить на одежде желтую звезду.

Гражданское право

Нацистов мало интересовали вопросы гражданского права, такие как тяжбы по завещаниям, гражданские правонарушения, коммерческие контракты; эти разделы остались фактически нетронутыми. Полной замены гражданского права не состоялось, хотя многие важные институты были деформированы либо законодательно, либо судебной практикой.

В гражданском праве произошло усиление публичных начал над частными. Так, получили широкое распространение идеи собственности как социальной функции. Еще в статье 155 Веймарской Конституции 1919 г. указывалось: " Обработка и использование земли является обязанностью землевладельца по отношению к обществу ". Нацистские юристы отмечали, что " Сердцевину собственности на землю составляет обязанность, а не неограниченное по своей идее право господства человека над вещью. Земля, по народному воззрению, - вообще не вещь".

Идея социальной обязанности нашла отражение и в обязательственном праве. В ст. 70 Закона " Об акционерных обществах " 1937 г. указывалось, что правление акционерного общества " должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и

рейха ".

Закон 1937 г. признавал нормальным учреждение акционерных обществ путем распределения всех его акций между учредителями. В интересах крупнейших акционеров тем же законом был предусмотрен новый орган управления акционерным обществом - наблюдательный совет, состоявший отчасти из членов, избранных общим собранием акционеров, отчасти - из членов, делегированных отдельными крупнейшими акционерами. Наблюдательный совет был вправе назначать правление; и полномочие избирать правление, таким образом, изъято у общего собрания акционеров. Наряду с этим была усилена ответственность учредителей и руководителей акционерного общества перед его кредиторами.

Расовыми законами было ликвидировано юридическое гражданское равноправие. Нацистские юристы утверждали, что не существует общей, для всех областей жизни одинаковой правоспособности.

Государственное регулирование экономики сократило значение договоров. Несоблюдение установленных предписаний в области цен на основные товары влекло даже уголовные санкции. В годы войны распределение большинства продукции стало предметом квотирования, а также карточного распределения среди населения. Запрещалось хождение иностранной валюты и валютные операции стали объектом строгого уголовного преследования. Законодательно были установлены ограничения прибыли (в 6 %) от акций и от финансовых операций, все прочее должно было идти на развитие предприятий.

Брак и семья были предметом особой заботы государства, в силу чего свобода заключения брака была ограничена. Согласно закону 14 июля 1933 г. о " предупреждении появления потомства, больного наследственными болезнями" запрещалось вступать в брак страдающим наследственными болезнями, слабоумным, шизофреникам, слепым, глухим, обладающим слабым телосложением и т. п., так как это могло " ослабить национальное здоровье". Для решения вопросов о том. кому дозволено, кому нет вступать в брак создавались "суды о наследственном здоровье". Эти же суды принимали решения о принудительной стерилизации (это операция, хотя и сохраняющая оперированному возможность половой жизни, но лишающая его возможности иметь потомство) и кастрации (это операция, убивающая полностью половые функции оперированного).

Уголовное право

Нацисты большое внимание уделяли уголовному праву как базовому моменту для сохранения собственной диктатуры. Оно служило главным образом подавлению политических противников. Принцип " не может быть наказания без преступления " был отброшен, акцент был сделан на другом " нет преступления без наказания". Преступлением объявлялось не только открытое сопротивление нацистскому режиму в любой форме, но и инакомыслие.

Нацистские криминалисты создали " теорию преступной воли" как достаточного основания уголовной ответственности Согласно этой теории, достаточным для применения наказания является не объективная опасность деяния, не само деяние, - деяния могло вовсе и не быть, - а субъективная опасность лица, таящаяся в нем преступная энергия, свойственная ему преступная воля, опасная для национал -социалистического государства. Таким образом, даже не требуется того, чтобы данное лицо совершило какое - либо конкретное преступление. Достаточно одного предположения о наличии преступной воли, хотя бы она и не обнаружила еще себя в каком - либо конкретном преступлении. Эта теория давала возможность суду осуждения при отсутствии преступления, означала легализацию неограниченного произвола, являлась возвратом к феодальному уголовному праву

Источник, определяющий то. что является преступлением, - это не только закон, но и дух и правосознание немецкого народа. В уголовном кодексе 1871 г. законом 1935 г. статья 2, устанавливающая принцип " нет преступления без указания в законе", заменена новой статьей.

По этой новой статье: " Наказывается тот, кто совершает действие, которое закон объявляет наказуемым или которое заслуживает наказания по основной идее какого - либо уголовного закона и по здоровому народному чувству Если к действию непосредственно не применим никакой уголовный закон, то действие наказывается по тому уголовному закону, основная идея которого наиболее к нему подходит".

Последняя часть ст. 2 возродила возможность применения закона по аналогии. Стоило только сослаться на близость инкриминируемого деяния к " основной идее" какой - либо из статей уголовного кодекса, чтобы оправдать признание любого действия преступлением.

Уголовный кодекс 1871 года формально не был изменен, но значительно деформирован. Например, телесные наказания в УК 1871 г. отсутствовали. Однако в период нацистской диктатуры они фактически были возрождены. Подтверждением тому служит широкое применение кастрации в гитлеровских концлагерях на основании специальных законов.

Значительно ужесточена была ответственность за государственные преступления. Закон " О зайдите правительства национального возрождения от коварных посягательств " от 21 марта 1933 г. установил уголовную ответственность в виде смертной казни или заключения свыше 15 лет за подлинный или предполагаемый терроризм против должностных лиц государства. Этот же закон был направлен против высказываний, которые " вредят благополучию рейха и авторитету правительства", преступными объявлялись любые враждебные замечания о государстве или его руководстве. " Распространение злостных слухов " квалифицировалось как уголовно наказуемое деяние, что открыло двери для широкой волны доносов.

Закон о смертной казни 29 марта 1933 г. ввел за государственные преступления смертную казнь через повешение. Начиная с 1941 г. смертные приговоры могли быть вынесены мальчикам в возрасте 14 - 16 лет. К 1945 г. число преступлений, отнесенных властями к " государственным " выросло до 45 % от общего количества, и смертные приговоры по ним выносились неизменно.

В уголовном праве появились новые составы преступлений. Одним из наиболее важных стали нарушения расового законодательства, за которые по разным законам полагались значительные сроки заключения в лагере или тюрьме. Принудительная стерилизация и кастрация по сути являются уголовными наказаниями, а кастрацию можно признать тяжелым телесным повреждением.

На основании указа президента от 28 февраля 1933 г. о защите народа и государства, который допускал ограничение принципа неприкосновенности личности, стал широко применяться " охранный арест " - арест тайной государственной полицией (гестапо) политических противников национал -социализма без судебного разбирательства, без предъявления обвинения на неопределенный срок. Взятых под " охранный арест " заключали в концлагерь.

Например, согласно ст. 1 данного указа лидер Коммунистической партии Э. Тельман был подвергнут прусской тайной полицией превентивному заключению в концлагерях и тюрьмах на десять лет вплоть До расстрела его в 1944 г. Основание заключения гласило: " До Вашего ареста, последовавшего 3.3. 1933 г., Вы являлись лицом, ответственным за руководство Коммунистической партии Германии. В интересах поддержания общественной безопасности и порядка Вы подвергнуты превентивному заключению, поскольку в случае освобождения Вы, несомненно, снова станете действовать в коммунистическом духе ".

Уголовный процесс

Закон о государственной службе от 7 апреля 1933 г. предписывал немедленно изгнать из судов не только евреев, но и тех, " кто давал повод считать, что он не готов постоянно содействовать национал социалистическому государству ", то есть судей, которые ставили под сомнение нацистскую идеологию.

Все юристы Третьего рейха обязаны были вступить в созданную властями Национал - социалистическую ассоциацию юристов, которая тщательно следила за соответствием деятельности своих членов принципам национал - социализма. От судей требовали придерживаться не буквы закона, а " интересами нации" Глава юстиции в рейхе Г. Франк в речи перед съездом юристов в 1936 г заявил: " Фундамент всех основных законов - это национал - социалистическая идеология, в особенности же ее истолкование в партийной программе и в речах фюрера".

Смешанный уголовный процесс заменялся инквизиционным процессом с бесправным и беззащитным положением обвиняемого. Уголовно - процессуальный кодекс 1877 г. формально отменен не был, но рядом различных указов он был серьезно изменен. Защитник полностью не устранялся из процесса, но он должен бы обладать '' ясным политическим взглядом " и " приближенным к народу пониманием права ". Поэтому защитник, как орган уголовного судопроизводства, должен подводить виновного подсудимого к справедливому наказанию. Защитник наряду с судом и прокурором также был обязан отыскивать материальную истину, если даже это причиняло ущерб его подзащитному.

Чрезвычайные органы юстиции (" скорострельная юстиция ") с упрощенным процессуальным порядком начали создаваться уже в начальный период нацистской диктатуры. В марте 1933 г. были организованы специальные суды, которые должны были рассматривать дела '' о вероломных нападках на правительство". Суд состоял из трех членов партии, заседал без присяжных, разбирал дела в упрощенной процедуре. Прокурор обладал правом выбора - направлять дело в обычный или специальный суд. Кандидатуры защитников для этого суда утверждались руководством партийных организаций.

В апреле 1934 г. был учрежден народный суд, создаваемый из числа профессиональных судей, заседателей и советников пожизненно, для рассмотрения дел о государственной измене. Суд также разбирал дела по упрощенной процедуре: судебное следствие могло быть по усмотрению суда сжато до любых пределов, свидетели защиты, как правило, не вызывались, приговор не подлежал обжалованию и приводился в исполнение немедленно, заседания проходили, как правило, при закрытых дверях. Расследование дел в большинстве случаев было предоставлено полиции, деятельность которой не связывалась процессуальными формами, широко применялись избиения арестованных в процессе следствия. Закон о гестапо 1936 г. запрещал судам вмешиваться в действия гестапо в какой - либо форме.

После начала второй мировой войны нацистская юстиция была ещё более ужесточена. Указом от 1 сентября 1939 г. " О мероприятиях в области судоустройства и отправлении правосудия " из суда были устранены заседатели, участие защитника поставлено в зависимость от усмотрения председателя суда, суду предоставлена полная свобода безмотивного отклонения ходатайств сторон и проведен ряд других мер в том же направлении.

В сентябре 1942 г германский министр юстиции Тирак официально объявил все формально действующие в Германии кодексы " академической рухлядью " и предложил судам " не стеснять себя различными процессуальными условностями,памятуя, что в Германии есть только один закон - это закон Гитлера ". Повседневной практикой стало определять исход дела до суда.

Нацистский террор осуществлялся вне процессуальных форм: бессудные расправы и убийства, уничтожение мирного населения на оккупированных территориях, массовые истребления заключенных в концлагерь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.012 с.)