Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.

Поиск

Конституционный суд РФ – это независимый государственный орган конституционного контроля, осуществляет правосудие путём конституционного судопроизводства.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначающихся на должность советом федераций по представлению президента РФ с учётом мнения Конституционного Суда. (128ст. Конституции). Полномочия не ограничены определенным сроком.

Функции К.С.:

1. А) разрешение дел о соответствии конституции федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ.

Б) конституций и уставов субъектов РФ, а также их законов, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и ее субъектов.

В) договоров между органами власти РФ и субъектами РФ, а также между органами власти Субъектов РФ.

Г) не вступивших в силу международных договоров

 

2. Разрешает споры о компетенции:

А) между федеральными органами РФ

Б) между ОГВ РФ и субъектов РФ

В) между высшими ОГВ субъектов РФ

 

3. Разрешает вопросы по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование конституции

5. Выступает в законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

 

Правовой статус судьи: судьей К.С. может быть назначен гражданин РФ в возрасте не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 15 лет, обладающий высшей квалификацией в области права.

Председатель КС и его замы назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента на 6 лет из судей КС.

Срок полномочий судей не ограничен, но возраст пребывания – 70 лет.

При рассмотрении дела судья не вправе излагать свою точку зрения до момента разрешения дела.

Полномочия судьи могут быть приостановлены, если: 1) в отношении него возбуждено уголовное дело или он привлечен к ответственности в качестве обвиняемого по делу; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Прекращение полномочий: 1) ввиду нарушения порядка назначения на должность судьи КС; 2) достижение 70 лет; 3) личное заявление судьи об отставке; 4) утрата гражданства РФ; 5) вынесение в отношении судьи приговора, вступившего в силу; 6) признание судьи недееспособным; 7) совершение судьей проступка, порочащего его честь и достоинство и др. Судья КС не прикосновенен, не может быть привлечен к ответственности за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в суде, кроме случаев, когда приговором суда, вступившим в силу, не будет установлена его вина в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ

Правила производства дел в КС: Заседанием КС суда разрешаются все вопросы, относящиеся к компетенции КС, а также, принимаются послания КС и его регламент, решения о постановлении и прекращении полномочий судьи, вопросы о награждении судьи гос. наградой, присвоение знания. Принципы судопроизводства в КС: независимости, коллегиальности, гласности, устности, непрерывности процесса, состязательности, равноправия. Обращение направляется в КС в письменной форме и подписанное управомоченными лицами. Участники процесса – стороны (заявители, органы или лица, издавшие/подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке), их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Стороны могут знакомиться с материалами дела, задавать вопросы, заявлять ходатайства и т.д. неявка сторон не препятствует разрешению дела, кроме случаев, указанных в законе. Решение принимается открытым голосованием, путем поименного опроса судей. Итоговое решение выдвигается в закрытом совещании судьей. Если голоса поровну, то решение считается принятым в пользу конституционности актов. Судья не справе воздержаться от голосования или уклониться от него. Решения КС окончательны и не подлежат обжалованию, не требуют утверждения их другим органом и подлежат исполнению.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской области

Конституционный (уставной) суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ «О статусе судей в РФ», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.

В конституционный (уставный) суд субъекта РФ могут быть заявлены требования граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, а также общественных объединений.

Там, где действую К(У)С, граждане получают дополнительную возможность защиты своих прав.

 

Создание конституционных (уставных) судов является реальной гарантией прав и обязанностей на судебную защиту органов местного самоуправления как органов, которым народом доверено осуществлять публичную власть.

 

Уставный суд Свердловской области приступил к работе 15 мая 1998 года.

Уставный суд рассматривает вопросы соответствия областных законов, других нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, а также осуществляет толкование Устава Свердловской области.

Постановления Уставного суда Свердловской области публикуются в «Областной газете», «Собрании законодательства Свердловской области» и «Вестнике уставного суда Свердловской области», а при необходимости в иных изданиях. Кроме того, Уставным судом с 2001 года в дополнение к Вестнику издаются информационные выпуски, которые направляются представителям законодательной, исполнительной, судебной власти Свердловской области и в высшие учебные заведения.

Уставный суд состоит из Председателя суда, его заместителей, судей Уставного суда.

Понятие прокурорского надзора и его особенности.

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом. Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей. 39. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации

Прокуратура – это единая федеральная, централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением Конституции РФ и законов. Под организацией прокуратуры понимается установленный порядок назначения на должность прокурорских работников, а также порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры.

Прокуратура действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если кандидатура, предложенная Президентом РФ, не получает требуемого количества голосов членов Совета Федерации, в течение 30 дней Президент РФ представляет новую кандидатуру и т. д. Временное отстранение Генерального прокурора от должности осуществляется только в случае возбуждения против него уголовного дела. Органы прокуратуры:

- осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

- действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

- информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

В соответствии со ст.4 Закона о прокуратуре РФ организация и деятельность органов прокуратуры осуществляется на принципах единства прокурорской системы, её централизации, независимости и гласности.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на её территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры России, не допускаются. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени РФ как часть единой федеральной системы.
Все прокуроры наделены в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации.

Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Принцип централизации органов прокуратуры говорит о том, что эти органы имеют чёткую иерархию: нижестоящие органы подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указы, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляет только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, проведённых в соответствии с требованием полноты, всесторонности и объективности.

Органы прокуратуры реализуют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Воздействие в какой либо форме на прокуроров или следователей с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечёт за собой установленную законом ответственность.

Чтобы обеспечить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного управления.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности – это открытость деятельности органов прокуратуры, доступность её для граждан, СМИ. Путём реализации данного принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. Последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на укрепление принципа законности.

В целях обеспечения принципа гласности в деятельности прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение – центр информации и общественных связей. На него возлагается обязанность информировать через СМИ о состоянии законности в стране и отдельных её регионах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.009 с.)