Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Технические характеристики топлива↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.1 Топливо и его составные части
Среди различных источников энергии, использованных для энерготехнологического обеспечения потребностей страны, ведущая роль принадлежит топливу. Топливом называются вещества, горение которых сопровождается выделением значительного количества тепла и которые удовлетворяют следующим требованиям: 1. Газообразное состояние продуктов горения и их безвредность; 2. Наличие горючих элементов, определяющее экономическую целесообразность их использования; 3. Возможность управления процессами. Этим требованиям удовлетворяют лишь два химических элемента: углерод (С) и водород (Н), а так же их химические соединения. Топливо имеет органическое происхождение и является главным источником получения тепловой энергии. Различают энергетическое и технологическое топливо. Энергетическим называется топливо, которое используется для производства электрической энергии, водяного пара и горячей воды. Технологическим называется топливо, которое используется в печных агрегатах для совершения технологического процесса. По агрегатному состоянию различают твердое, жидкое и газообразное топливо. Принято состав жидкого и твердого топлива выражать в массовых процентах, а газообразного – в объемных процентах. Качество топлива оценивается несколькими характеристиками: - химическим составом; - теплотой сгорания. Полный химический анализ, как правило, применяется только для определения состава газообразного топлива. Жидкое топливо оценивается по плотности. Для определения характеристики твердого и жидкого топлива проводят технический и элементарный анализ. При техническом анализе а топливе определяются летучие, влага, зола. Для характеристики топлива в общем виде принято делать элементарный анализ, при котором содержание той или иной составляющей обозначать химическим знаком. присвоенным данному элементу или составляющей. С + Н + О + N + S + А + W = 100% (1.1)
Символы С, Н, О, N, S, А, W выражают % содержание в топливе (по массе) углерода, водорода, кислорода, азота, золы, серы, воды. Компоненты топлива. Углерод (С) - наиболее важная составляющая топлива. Он находится в свободном состоянии, в виде органически сложных соединений с другими элементами. В органической части различных твердых топлив содержание углерода колеблется от 50% (древесина) до 95% (антрацит). В органической части различных сортов жидкого топлива содержание углерода достигает 90%. Водород (Н) - находится в свободном состоянии, в виде непрочных химических соединений с углеродом, серой и т.д. Общее содержание водорода в естественном твердом топливе колеблется от 1% до 6%, в жидком оно достигает 10 – 15%, а в газообразном топливе – до 60% (коксовальный газ). Водород, находящейся в соединении с кислородом называют “связанным” и такой водород инертен к горению. Условно считают, что весь кислород топлива связан с водородом в виде воды (правило Дюлонга). Следовательно, если в топливе содержится кислород в таком то количестве по его массе (О2, кг), то масса “связанного” им водорода составит Нсвяз.= О2 /8 кг. Коэффициент “8” определен из весовых соотношений О2 и Н2 (реакция горения 1 кг Н2 требует 8 кг О2) Н2 + ½ О2 = Н2О (2 + ½ . 32 = 18) и на 1 кг Н2 требуется 16/2 = 8 кг кислорода. Количество свободного водорода в топливе составит Нсвоб.= Нобщ – Нсвяз = Нобщ - О2 /8 Водород является самым легким горючим газом, его плотность равна r = 2/ 22,4 = 0,09 кг/м3
Кислород (О) находится в топливе в основном в виде прочных соединений с горючими элементами и не поддерживает горение, снижая тем самым теплоту сгорания топлива. Кислород является балластом. Содержание кислорода в древесине достигает 44%, в жидком топливе кислорода содержится не менее 1,5%, а в газообразном топливе кислорода содержится менее 1,5%. В газообразном топливе содержание свободного кислорода незначительно (0,2 – 0,5%). Свободный кислород может участвовать в горении и это обстоятельстве необходимо учитывать при расчете. Азот (N) является балластом. В твердом и жидком топливе содержится азота 0,5 – 1,0%. а в газообразном топливе его содержание достигает до 60% (доменный газ). Сера (S) содержится в газообразном топливе в виде SО2, Н2S. В твердом и жидком топливе она может содержаться в трех видах: в виде органических соединений с углеродом, водородом, азотом и кислородом (Sо), в виде сернистого соединения с металлами и называется колчеданной и обозначается Sк и в виде сульфатов Sc. S = So + Sc + Sk При нагреве топлива без доступа воздуха (при сухой перегонке) вся органическая и колчеданная сера улетучивается с продуктами горения – эту серу называют летучей. При горении летучей серы выделяется в значительных количествах тепло. Сера так же может находится в виде сернокислых сульфатных соединений: СаSО4, FeSО4, MgSО4. Такая сера называется сульфатной и обозначается Sс. Сульфатная сера находится в окисленном состоянии и не может вступать в реакцию горения. Присутствие серы в топливе нежелательно, т.к. сернистый газ SО2, образующийся при горении и выброшенный с продуктами горения, вредно действует на растительный и животный мир. При плавлении металла часть серы из газовой фазы может переходить в металл, резко снижая его качество (красноломкость стали). По этой причине применение сернистых мазутов ограничивается при отоплении мартеновских печей содержанием серы S< 0,5%. При содержании серы более 3 % в топливе делает его малопригодным для промышленного пользования. Зола (А) топлива является балластом, ухудшающим тепловые свойства и условия сжигания топлива. Зола состоит из кислотных окислов (SiО2, Аl2О3), из основных оксидов (СаО, FeО,Fe2О3, MgО, Nа2О, К2О). Зола входит, главным образом, в состав твердого топлива. Жидкое топливо содержит мало золы. Газообразное топливо содержит золу только в виде пыли. При оценке топлива по зольности большое значение имеет ее температура плавления. По температуре плавления золу делят на 4 группы: 1. Легкоплавкая (tпл < 1150 оС); 2. Среднеплавкая (tпл » 1150 – 1350 оС); 3. Тугоплавкая (tпл » 1350 – 1500 оС); 4. Огнеупорная (tпл > 1500 оС). Температуру плавления определяют в лаборатории согласно ГОСТ по поведению при нагревании стандартного образца из золы. Чем выше температура плавления золы, тем лучше и полнее сжигается топливо. Легкоплавкая зола дает шлаки с низкой температурой плавления и тем самым усиливается шлакование топок, затрудняя подачу воздуха, снижает степень выгорания топлива. Температуру плавления золы определяют в основном по ее составу и, в частности, по ее кислотности: чем больше отношение содержащихся в золе кислотных окислов к основным, тем выше и температура плавления. Кроме того, огнеупорность золы возрастает с увеличением содержания Аl2О3 в сумме кислотных окислов (Аl2О3 + SiО2). Отношение (1.2) изменяется от 4,5 до 11,5 при переходе от легкоплавкой золы к тугоплавкой. Отношение изменяется в этом случае от 0,28 до 0,40. Зольность топлива в действительных условиях колеблется в пределах доли процента для газового топлива, долей процента для жидкого топлива, для дров 1 – 2%, 5 – 10% для хороших каменных углей и до 30 – 50% для горючих сланцев и торфа. Влага (W) является балластом топлива, т.к. снижает использование тепла при сжигании в тех или иных тепловых агрегатах. Различают внешнюю и внутреннюю влагу. Под внешней (Wвнеш) понимают влагу, которая попала в топливо из окружающей среды в процессе его добычи и транспортировки. Внешняя влага удаляется при естественной подсушке топлива (без подогрева) до так называемого воздушно-сухого состояния. При достижении топливом воздушно-сухого состояния наступает равенство меду упругостью водяного пара в топливе и наружным давлением водяного пара, насыщающего окружающую атмосферу, и удаление влаги из топлива прекращается. Внутренняя влага (Wвнутр) включает в себя гигроскопическую и гидратную влагу. Гигроскопическая влажность определяется высушиванием топлива до постоянной массы при температуре 105 оС. Топливо предварительно измельчают в порошок и доводят до воздушного состояния. Гигроскопическая влажность иначе называется влажностью аналитической пробы. Величина гигроскопической влажности различных видов топлива колеблется в широких пределах: - тощие каменные угли и антрацит – 0,5 – 1%; - каменные угли пламенные – 1 – 2, 5%; - бурый уголь – 30 – 40%; - дрова – 15 – 20%; - торф – 20 – 30%. Гидратная влага содержится в минеральной части топлива (золе), входящая в состав различных химических соединений. Содержание гидратной влаги по сравнению с влажностью рабочего топлива невелико и поэтому в печной теплотехнике этой составляющей пренебрегают. Гидратная влага удаляется в процессе нагревания топлива при температурах 400 – 500 оС. Содержание рабочей влаги в твердом топливе колеблется в широких пределах. Влажность топлива тем выше, чем меньше его геологический возраст. Содержание влаги в антраците не превышает 5%, в зеленой древесине – до 60%, а в свежедобытом торфе – 80%. В жидком топливе влага является случайной примесью, попавшей при транспортировке, хранении и при разогреве цистерн “острым паром”. Содержание влаги в жидком топливе, а так же и в твердом топливе, когда требуется повышенная точность измерения, определяют методом дистилляции. В газообразном топливе влага находится в виде паров, предельное содержание которых определяется температурой насыщения водяного пара. Содержание влаги при нормальных условиях не велико и не превышает 3 – 5% по объему. При снижении температуры на каком-нибудь участке происходит выпадение влаги. Результаты анализа топлива могут характеризовать: - органическую массу; горючую массу; сухую массу; рабочее топливо. Каждая из этих характеристик определяется компонентами, которые входят в нее.
Для пересчета составов из одной массы в другую необходимо выполнить соответствующий перерасчет согласно таблице
Таблица 1 - Формулы коэффициентов – множителей для перерас - чета состава топлива
Теплота сгорания топлива. Основным энергетическим показателем топлива является теплота сгорания. Теплотой сгорания называется тепловой эффект реакции полного сгорания единицы топлива (кг, м3, кмоль) до СО2, Н2О, SО2 и соответствующих продуктов полного окисления других элементов, если они входили в состав данного вещества. Т.к. в составе процесса горения обычно лежит химическая реакция взаимодействия двух веществ – топлива и окислителя, то химическая реакция между топливом (Т) и окислителем (О), протекающая с образованием продуктов сгорания М и N, может быть описана стехиометрическим уравнением следующего вида а Т + в О Û тМ + пN + Q, (1.3) где а, в, т и п - число молекул участвующих в элементарном акте реакции. За системную единицу количества тепла в системе Си принимают джоуль (Дж). Джоуль – универсальная единица измерения работы, энергии и количества теплоты. Кратные единицы количества теплоты: килоджоуль (кДж), мегаджоуль (мДж) и т.д. Джоуль определяется как работа, проводимая силой в 1 Ньютон (1н) при перемещении точки приложения этой силы на 1 м вдоль ее направления (1 Дж = 1 н.м). В качестве единицы теплоты в науке и технике ранее имела широкое распространение внесистемная единица калория (кал) и кратные единицы: килокалория (ккал), мегакалория (мкал) и т.д. Соответственно: 1 кал = 4,187 Дж 1 ккал = 4187 Дж = 4,187 кДж 1 мкал = 4,187 .106 Дж = 4,187 мДж Горение элементов топлива может быть полным и неполным. При полном сгорании образуются конечные продукты – углекислый газ (СО2) и водяной пар (Н2О) а так же выделяется максимум тепла. При неполном сгорании в конечных продуктах находятся кроме СО2 и Н2О еще и СО, Н2, СН4 и т.п. Количество тепла, которое выделяется при полном сгорании единицей топлива (1кг или 1м3), называется теплотой сго-рания. В зависимости от агрегатного состояния водяных паров различают высшую и низшую теплоту сгорания. Высшей теплотой сгорания называется количество тепла, которое выделяется при сжигании единицы топлива до продуктов полного сгорания (СО2, Н2О, SО2) при условии, что вся образовавшаяся влага находится в жидком состоянии при температуре ОоС. В высшей теплоте сгорания учитывается скрытая теплота парообразования (2258,4 кДж кг) и теплота охлаждения воды от 100 оС до О оС (418,68 кДж кг). На практике водяные пары конденсируются за пределами камеры сгорания. поэтому понятие высшей теплоты сгорания имеет лишь теоретическое значение, Для приближения к практике введено понятие низшей теплоты сгорания . Низшей теплотой сгорания называется количество тепла, которое выделяется при сжигании единицы топлива до продуктов полного сгорания (СО2, Н2О, SО2 и др.) при условии, что вся образовавшаяся влага находится в парообразном состоянии при температуре 20 оС. Т.к. в топливе различается 4-е массы (рабочая, сухая, горючая и органическая), то и теплоты сгорания определяются относительно этих масс и записываются следующим образом: . На практике чаще всего используют . Рассмотрим на какую величину различаются . В величину , кроме химической теплоты, входит еще теплота конденсации 2258,4 кДж/кг и теплота охлаждения сконденсированной воды от 100оС до О оС ( 418,7 кДж). Таким образом, в этом случае в систему возвращаются теплоты (2258,4 + 418,7 = 2677,1 кДж/кг). При конденсации водяных паров нет, а есть только их охлаждение от 100 оС до 20 оС [1.2,0087(100-10)] = 160,7 кДж/кг. Поэтому разница между этими теплотами составляет (2677,1 – 160,7 = 2156,4 кДж/кг). Тогда разница между теплотами сгорания можно записать в следующем виде = 2516,4 , кДж/кг (1.4) где Wр и Нр – содержание влаги и водорода в рабочем топливе в долях единицы. Если Wр и Нр выражается в %, то формула будет иметь вид = 25,164 , кДж/кг (1.5)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.09 с.) |