Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Получение искусственного жидкого топливаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время основу топливно-энергетического баланса составляют нефть и природный газ, т.е. углеводороды, которые сами являются и отличным сырьем для производства органических продуктов – из нефти и газа производится более 95 % органических материалов. Но запасы органического топлива не беспредельны, это – невозобновляемое топливо и невозобновляемое сырье. Поэтому со всей очевидностью встает вопрос о пересмотре топливно-энергетического баланса в сторону других топлив, и, прежде всего угля, так как его запасы более значительны (табл.8). Таблица 8. Мировые ресурсы ископаемого топлива
Но прежде чем перейти к проблеме искусственного жидкого топлива, получаемого из угля, немного поговорить о жидком топливе, и в связи с этим, о переработке нефти. Нефть и продукты ее переработки широко используются в народном хозяйстве, нефть - важнейшее жидкое топливо. Процессы переработки нефти известны давно. Еще в середине XIX века получали из нефти керосин (для освещения), а остальное сжигали как топливо. Развитие автомобильного, а затем и авиационного транспорта способствовало увеличению спроса на бензин, что привело к разработке новых методов переработки нефти. Нефть в основном (90-98 %) состоит из углерода и водорода, немного в ней кислорода (0,1-1,0 %), немного серы (до 3 %), немного азота (до 0,4 %). Теплотворная способность нефти около 44000 кДж/кг, температура кипения обычно ниже 1000С, а температура застывания колеблется от –20 до +200С. Нефть – сложная смесь углеводородов. Кроме углеводородной в нефти имеется небольшая неуглеводородная часть и минеральные примеси. Углеводородная часть нефти состоит из парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, причем по молекулярной массе эти углеводороды обладают очень широким спектром: от газообразных парафинов типа СН4 до твердых высокомолекулярных растворенных в нефти полициклических полиметиленовых углеводородов. Прежде всего, нефть разгоняют (предварительно, естественно, чистят), получают такие фракции (табл.9).
Таблица 9. Первоначальная (прямая) разгонка нефти
Выход бензина при прямой гонке зависит от состава нефти и колеблется от 3 до 20 %. Бензин прямой гонки состоит в основном из парафиновых и нафтеновых углеводородов. Октановое число таких бензинов изменяется в пределах от 50 до 78. Добавка этиловой жидкости позволяет получать из них бензины с октановым числом до 95. Вакуумной разгонкой мазута получают различные смазочные масла (веретенное, машинное, цилиндровое) и остаток – гудрон (до 30 %). Разогнанные продукты в дальнейшем подвергают дополнительной переработке: в основном, это различные виды крекинга, особенно термический и каталитический крекинг. Причем есть такие разновидности крекинга, как каталитический риформинг (который в свою очередь разделяется на платформинг и гидроформинг). Это все различные виды каталитического крекинга (различные катализаторы, различные температуры, различные давления, различные среды). Проведение вторичных процессов позволяет повысить выход бензина до 45–50 %, а также получать сырье для нефтехимической промышленности – газообразные и жидкие олефины, индивидуальные ароматические углеводороды. Важное свойство бензина, которое характеризует его способность противостоять преждевременному воспламенению в камере сгорания – детонационная стойкость. Стук в двигателе указывает обычно на то, что произошло опережающее взрывное воспламенение, и энергия расходуется бесполезно. Детонация приводит к перегреву двигателя, неполному сгоранию топлива, дымлению отработанных газов, падению мощности, прогару поршней и выводу двигателя из строя. Эксплуатировать двигатель при наличии детонации нельзя. Склонность топлива к детонации зависит от его углеводородного состава, а также от конструктивных и эксплуатационных факторов. Октановое число есть показатель детонационной стойкости топлива, численно равный содержанию (в % об.) изооктана в смеси его с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Так, топливо с октановым числом 90 по своей детонационной стойкости эквивалентно смеси, состоящей из 90 % (об.) изооктана и 10 % (об.) н-гептана. По эмпирической шкале октановое число для н-гептана равно 0, а для изооктана – равно 100. Правда, сейчас уже найдены эталоны, превосходящие по детонационной стойкости изооктан, и в настоящее время октановая шкала расширена до 120. Октановое число зависит от состава топлива (бензина): увеличению октанового числа способствует присутствие в топливе изопарафинов и ароматики. Для увеличения октанового числа к бензину добавляют антидетонаторы, наиболее эффективными и дешевыми антидетонацион-ными присадками являются органические соединения свинца — тетраэтилсвинец (ТЭС) и тетраметилсвинец. Наиболее широко используется ТЭС, он применяется в виде этиловой жидкости, в состав которой входят галогенуглеводороды (бромистый этил, дибромэтан, дибромпропан), способствующие удалению из камеры сгорания твердых продуктов сгорания ТЭС, содержащих свинец. Механизм действия ТЭС можно представить следующим образом. В двигателе при повышенных температурах ТЭС диссоциирует с образованием свинца и углеводородов: Pb(C2H5)4 Pb+4C2H5. Окисляясь, свинец образует диоксид PbO2.. Последний, взаимодействуя с первичными продуктами окисления углеводородов – пероксидами, накопление которых в рабочей смеси обусловливает детонационное сгорание, разрушает их с образованием малоактивных продуктов окисления и оксида свинца и тем самым предотвращает детонацию: RCH2OOH + PbO2 RCHO + PbO + H2O + 0,5O2. Оксид свинца образует с галогенуглеводородами (которые входят в состав этиловой жидкости) летучие продукты, выносимые из двигателя вместе с отработанными газами. Свинец, содержащийся в выхлопных газах, наносит огромный вред окружающей среде. В 1 кг товарного этилированного бензина А-76 может содержаться до 0.24 г свинца. При его сгорании в атмосферу попадает почти 0.2 г свинца. Однако выпуск этилированного бензина в России продолжается. Объем его производства составляет около 30 %. Но от его использования в развитых странах отказались еще в середине 90-х. Разработаны менее токсичные антидетонаторы, например, метилцикло-пентадиенилтрикарбонилмарганец СН3С5Н4Мn(СО)3, димер карбонил-циклопентадиенилникель [Ni(CO)(C5H4)]2, ферроцен Fe(C5H5)2 и некоторые др. К сожалению, эти антидетонаторы образуют твердый нагар на стенках цилиндров в значительно бо́льших количествах, чем ТЭС. Сейчас на смену ТЭС приходят новые высокооктановые антидетонаторы, например, такие как метил- трет -бутиловый эфир и метил- трет -амиловый эфир. Применение этих соединений, получаемых на базе изобутана, изопентана и метанола, не только позволяет повысить октановое число автобензина и улучшить состав выхлопных газов, но и обеспечить экономию нефти. В конце 70-х годов во многих странах значительное развитие получили работы по созданию новых процессов производства искусственных жидких топлив из угля и горючих сланцев. Производство искусственного жидкого топлива (ИЖТ) сейчас еще очень дорого. Поэтому в настоящее время нигде в мире, кроме ЮАР, нет промышленных установок его получения. Однако из-за постоянного роста цен на нефть и понижения себестоимости угля при открытом способе его добычи можно предполагать, что в недалеком будущем производство ИЖТ все же будет рентабельным и сможет конкурировать с нефтепереработкой. Начало существования проблемы ИЖТ можно отнести к началу ХХ века, когда определился главный и весьма емкий потребитель жидкого топлива – транспортные и силовые ДВС, число и мощность которых постоянно нарастали. Мировое потребление нефтяного топлива в это время достигало примерно 50 млн т в год. При этом выделялась крайняя неравномерность географического распределения нефтяных ресурсов – до 90 % мировой добычи нефти концентрировалось в России и США. Все остальные страны были вынуждены ввозить нефтепродукты из этих двух стран, либо применять низкокачественные заменители, которые получались сухой перегонкой твердого топлива (т.е. угля, сланцев, древесины). В это же время уже известные запасы угля в несколько десятков раз превосходили запасы нефти, да и отличались они более равномерным распределением. Поэтому в начале ХХ века идеи о крупно-масштабном получении из твердых горючих ископаемых жидкого топлива, равноценного нефтяному, буквально носились в воздухе. К моменту зарождения проблемы уже существовали и определенные предпосылки для ее решения. Они базировались на достижениях таких наук, как геохимия, органическая химия, катализ. В довольно упрощенном и несколько модернизированном виде существо этих предпосылок можно представить следующим образом. Главное отличие нефти и жидких нефтяных топлив (бензина, керосина) от твердых горючих ископаемых состоит в повышенном содержании в них водорода. Точнее даже сказать, в более высоком соотношении водород/углерод (т.е. Н/С). Одновременно с этим в жидком топливе более низкое содержание кислорода, азота, серы и отсутствуют твердые минеральные вещества ("зола"). В частности соотношение Н/С у сырой нефти в 2-5 раз больше, чем у каменного угля, а кислорода в нефти меньше, чем в угле примерно раз в 100. Важно отметить также, что с увеличением соотношения Н/С понижается температура кипения топлива, что свидетельствует о снижении молекулярной массы вещества. Следовательно, чтобы получить легкокипящее жидкое топливо из твердых горючих ископаемых, необходимо провести разукрупнение молекул исходного сырья, увеличить в нем относительное содержание водорода, удалить кислород, азот, серу и зольные минеральные вещества. Для достижения этих целей представлялись возможными три пути: первый путь – перераспределение имеющегося в исходном топливе водорода с тем, чтобы в итоге получить два продукта: один будет обогащен водородом и подобен жидким нефтяным топливам по соотношению Н/С и молекулярной массе, второй продукт будет твердым и будет беден водородом с повышенным содержанием углерода; второй путь – гидрогенизация твердого топлива (т.е. присоединение к органической массе твердого топлива такого количества водорода, чтобы в итоге соотношение Н/С стало характерным для жидких топлив); третий путь – газификация твердого топлива (т.е. превращение органической массы твердого топлива в простейшие молекулы, например, СО, СО2, Н2, из которых затем и синтезируют жидкие углеводороды). Первый путь был реализован в известных с начала XIX в. процессах сухой перегонки твердых горючих ископаемых: коксование (температура около 10000, выход жидких углеводородов 4,5% от веса угля) и полукоксование (температура 500-6000, выход около 10 %). Однако выход жидких продуктов в этих процессах очень низкий, да и получались из них, как правило, низкокачественные суррогаты нефтяных топлив. А что касается двух других путей (гидрогенизации и газификации), то эти процессы к началу ХХ в. не были осуществлены даже и в лабораторных условиях. В области гидрогенизации первых успехов добился немецкий химик Фридрих Бергиус – он в 1911 г. получил в лабораторных условиях из углей жидкие углеводородные продукты, в том числе и бензин. В 1913 г. в Германии, а годом позже и во Франции, ему был выдан патент на открытие. В патенте утверждалось, что при нагревании угля в течение 12-15 ч при температуре около 4000С и давлении водорода 20 Мпа можно получить 85 % летучих веществ и растворимых продуктов; расход водорода при этом составлял примерно 10 %. Работы в этом направлении бурно развивались, и к 1940 г. в мире уже функционировало около 20 заводов деструктивной гидрогенизации. Освоение этого процесса в промышленном масштабе потребовало преодоления разнообразных и весьма серьезных технических трудностей. Например, освоение способов получения дешевого водорода, обеспечение надежной работы аппаратуры в условиях высоких температур и давлений и т.п. В области газификации угля первые результаты в лабораторном масштабе были получены в 1923-1926 гг. немецкими химиками Францем Фишером и Гансом Тропшем. В 1936 г. в Германии начал работать первый завод, а к 1940 г. в мире работало уже 15 заводов, на которых производилось ИЖТ из продуктов газификации углей. Более быстрое освоение синтеза Фишера-Тропша было обусловлено его относительной простотой в сравнении с гидрогенизацией (однократное пропускание исходной газовой смеси через слой стационарного зернистого катализатора с конденсацией жидких продуктов). Синтез осуществлялся при атмосферном давлении и более низких температурах (примерно 2000С). Конечно, и в этом методе были свои трудности (необходимость получения газовой смеси строго определенного состава 1СО + 2Н2, ее тонкой очистки от сернистых соединений и др.). В СССР в 30-е годы тоже развивались работы по ИЖТ. Накопленный к 1939 г. научно-технический задел по проблеме ИЖТ явился основанием для принятия решения о создании промышленности ИЖТ на основе гидрогенизации твердого топлива, в первую очередь в восточных районах, а также на основе синтеза ИЖТ из газа. Наибольшего подъема промышленность ИЖТ достигла в период 1940-1943 гг., когда годовой объем его производства во всем мире оценивался величиной 7-8 млн т (это составляло около 2 % нефтедобычи тех лет). В этот период в мире работало 48 крупных заводов ИЖТ, в основном в ряде промышленно развитых стран, не обладавших собственными нефтересурсами (Германия, Япония, Италия, Англия, Франция и др.). Наиболее развитая промышленность ИЖТ существовала в Германии, на ее долю приходилось более половины существовавших в мире заводов, около 2/3 общего объема производства ИЖТ. По разным оценкам, в этот период (война) ИЖТ покрывало от 50 до 75 % потребности Германии в жидком топливе вообще и почти 100 % потребности в авиабензине. Получаемое во всех странах ИЖТ было в 3-5 раз дороже нефтяного, произведенного из местной или даже привозной нефти. Дороговизна ИЖТ в конечном итоге была обусловлена большим расходом сырья (включая, конечно, и производство водорода). На 1 т суммарного жидкого продукта в зависимости от вида угля его расход составил: при полукоксовании – 12-20 т, при гидрогенизации – 7-8 т, при газификации – 6-7 т. Необходимо отметить, что три указанных метода не конкурировали, а дополняли друг друга (так, например, полукоксовая смола стала вскоре сырьем для гидрогенизации, потому что при обычной перегонки этих смол получалось моторное топливо низкого качества).
После 1945 г. в условиях мирного времени ИЖТ вступило в открытую экономическую конкуренцию с нефтяным топливом и проиграла эту борьбу. Наступил период свертывания промышленности ИЖТ, хотя ее история в послевоенные годы и не была сплошным отступлением. Предпринимались энергичные попытки усовершенствования производства ИЖТ, особенно на базе газификации. Интерес к проблеме ИЖТ возобновился после 1973 г., когда начался быстрый рост цен на сырую нефть и обозначилась реальная угроза истощения нефтяных ресурсов за обозримый срок. Это истощение дешевых и доступных нефтяных ресурсов обозначилось в связи с огромным и резко возрастающим объемом нефтедобычи. Запасы нефти в недрах Земли ограничены, затраты на ее добычу и транспортирование постоянно возрастают. Разведанные, извлекаемые современными способами запасы нефти оцениваются сейчас в 225 млрд т. При современном уровне годовой добычи нефти в мире около 3 млрд т сроки исчерпания этих запасов могут быть исчислены в 75 лет (некоторые же эксперты считают, что запасов нефти хватит только на 40-50 лет). Правда, если будут разработаны и освоены более эффективные способы извлечения нефти из пласта, то этот срок может увеличиться в 2 раза. Кроме того, могут возрасти и разведанные запасы. А что касается угля, то его запасы (по различным современным оценкам) в 50-100 раз превышают запасы нефти, да и распределены они географически более равномерно. Вот эти два обстоятельства (большие запасы и более равномерная распределенность) постоянно были в числе причин интереса к замене нефти углем, т.е. всегда стимулировали проблему ИЖТ. По прогнозам известной международной организации ОПЕК истощение мировых запасов нефти произойдет, в основном, во второй половине XXI века, например, в Венесуэле – к 2070 г., в Иране – к 2071 г., в Саудовской Аравии – к 2082 г., и только в Ираке – к 2116 г. (в России запасы нефти исчерпаются к 2021 г., а запасы газа – к 2083 г.). Наибольшими запасами природного газа обладает Иран – его запасы исчерпаются только в XXIV веке. Таблица 10. Доказанные запасы природного газа
Сейчас Россия занимает первое место в мире по доказанным запасам природного газа на 1 января 2004 г. (табл. 10). Из всех трех путей получения ИЖТ наибольший интерес представляет газификация угля с последующим синтезом из СО и Н2 жидких углеводородов (этот процесс называется процессом Фишера-Тропша или синтезом Фишера-Тропша). Для газификации могут быть использованы любые виды твердого топлива: торф, низкосортные угли, отходы лесоматериалов и др. При газификации в реакторах – газогенераторах органическая масса топлива превращается в генераторный газ при взаимодействии с окислительным дутьем – воздухом, водяным паром, кислородом. Применяя различные виды дутья, можно получить генераторный газ заданного состава. В реальных условиях работы газогенераторов (900-10000С, 0,1 Мпа) равновесие основных реакций полностью смещено в сторону конечных продуктов (синтез-газа). Для газификации применяют газогенераторы с кипящим слоем мелко измельченного топлива. Процесс Фишера-Тропша основан на газификации угля с получением синтез-газа (т.е. смеси СО и Н2), затем из синтез-газа получают жидкие углеводороды, из которых можно приготовить бензин, дизельное топливо и др. жидкие продукты. Процесс получения синтез-газа можно описать двумя реакциями: Н2О + С «Н2 + СО - 133100 кДж/кг-моль, 2Н2О + С «2Н2 + СО2 - 90000 кДж/кг-моль. Обе эти реакции протекают с большим поглощением тепла, поэтому для организации непрерывного процесса к водяному пару необходимо добавлять кислород. Тогда за счет тепла окислительных реакций происходит компенсация тепла, необходимого для восстановления углекислого газа и воды: С + О2 «СО2 + 396000 кДж/кг-моль, 2С + О2 «2СО + 219600 кДж/кг-моль, 2СО + О2 «2 СО2 + 572000 кДж/кг-моль. Чтобы несколько снизить содержание СО и повысить содержание Н2 газовую смесь подвергают конверсии с водяным паром: СО + Н2О «Н2 + СО2. А уже затем синтез-газ пропускают в реактор, где при температуре 180-2000С и давлении, близком к атмосферному, в присутствии катализаторов происходит образование углеводородов: Со - катализатор пСО + (2п+1)Н2 СпН2п+2 + пН2О, пСО + 2пН2 СпН2п + пН2О. Fe – катализатор 2пСО + (п+1)Н2 СпН2п+2 + пСО2 2пСО + пН2 СпН2п + пСО2
Синтез углеводородов по Фишеру-Тропшу сопровождается образованием побочных продуктов (альдегидов, спиртов и др.). Процесс Фишера-Тропша все время модифицируется и улучшается. Например, главное отличие так называемого "Мобил-процесса" заключается в том, что синтез жидкого топлива здесь идет через промежуточное образование метанола (из синтез-газа получается метанол, а затем из метанола получают жидкие углеводороды – в основном бензин). В 80-е годы фирма "Юнион карбайд" разработала новый цеолит- содержащий катализатор для непосредственной конверсии синтез-газа в моторное топливо. Преимущества этого катализатора заключаются в значительно больших выходах моторного топлива по сравнению с показателями обычного процесса Фишера-Тропша. Разработанный катализатор на носителе обладает повышенной стойкостью к истиранию и не обнаруживает значительных признаков дезактивации после трехмесячной работы.
Из всего сказанного выше видно, что производство ИЖТ из твердого топлива вполне осуществимо в промышленных масштабах. Сейчас еще трудно сказать, каким путем будет развиваться его производство: деструктивной гидрогенизацией угля или синтезом по Фишеру-Тропшу, так как в последнем случае добавляется стадия газификации углей, имеющая невысокий КПД. Поэтому выбор схемы получения ИЖТ может быть сделан исходя из конкретных условий, стоимости и качества угля, обеспеченности энергией и др. Принципиальная (функциональная) схема процесса Фишера-Тропша выглядит так: воздух азот уголь кислород водяной неочищ. очищенный продукты пар синтез-газ синтез-газ (жидкие углеводороды) побочные газы горючий продукты очистки газ газификации
1 – разделение воздуха с целью получения кислорода для газификации угля, 2 – газификация угля с получением синтез-газа, 3 – очистка синтез-газа от СО2, Н2S и др. примесей, 4 – синтез с получением жидких углеводородов и побочного продукта (горючий газ).
Как мы уже отмечали, в настоящее время промышленность ИЖТ есть в ЮАР. Еще в 1957 г. там было закончено строительство завода производительностью 260 тыс. т/год для получения жидкого топлива из синтез-газа. Сырьем служил дешевый бурый уголь, который добывался на близлежащем месторождении открытым способом, добыча которого была полностью механизирована. Применение усовершенствованной технологии синтеза, высокопроизводительных методов очистки газов газификации, а также полное использование всех отходов дало возможность компании снизить себестоимость продукции. В 1980 г. закончена постройка второго завода производительностью 1,7-2,2 млн т жидких продуктов. В начале 2006 года в США рассматривались проекты строительства 9 заводов по непрямому сжижению угля суммарной мощностью 90— 250 тыс. баррелей в день. В штатах, добывающих уголь, разрабатываются планы строительства завода, который будет использовать процесс Фишера-Тропша для превращения угольных запасов штата в жидкое топливо, чтобы уменьшить зависимость США от импорта нефти. КНР планирует инвестировать 15 млрд долл. до 2010—2015гг. в строительство заводов по производству синтетического топлива из угля. Суммарная мощность заводов по сжижению угля достигнет 16 млн тонн синтетического топлива в год, что составляет 5% от потребления нефти в 2005 году и 10% импорта нефти. Мы говорили о получении ИЖТ только из твердого топлива. Но работы по синтезу ИЖТ ведутся сейчас в разных направлениях. Например, в конце ХХ в. все больше приобретал значение как сырье для производства высокооктановых бензинов метанол. Это связано с разработкой новых сверхвысоко-кремнеземистых кристаллических цеолитных катализаторов (СВК-цеолиты). Эти катализаторы имеют строго определенный размер пор и высокое содержание кремния. Мольное соотношение SiO2:Al2O3 = 12-140. Такие цеолиты могут быть активированы металлами предпочтительно II, IY, Y и YIII групп периодической системы элементов, причем некоторые металлы обладают синергическими свойствами. Эти СВК-катализаторы способны воздействовать на такие реакции, как дегидратация спиртов, гидрирование и дегидрирование, изомеризация и гидроизомеризация, алкилирование ароматических углеводородов олефинами, образование ароматических углеводородов из олефинов или непосредственно из окиси углерода и водорода. Все указанные реакции в какой-то мере имеют место при синтезе бензина из метанола, поэтому образующиеся бензины имеют высокое октановое число (до 98). В последние годы ХХ в. усилился интерес к промышленному использованию углеводородных нефтяных газов в качестве сырья для получения моторных топлив. И уже недавно сообщалось, что в России решена проблема получения бензина из углеводородного газового сырья – разработана экологически чистая технология получения синтетического моторного топлива с большим выходом конечного продукта (на 90 % и выше получается чистый бензин). Истощение энергоресурсов привело к необходимости изыскания новых видов и источников энергии. К таким новым источникам энергии относится водород. Использование водорода в качестве источника энергии определяется целым рядом преимуществ: 1) широкое распространение водорода (в литосфере 17 атомов на 100 атомов) и практически неисчерпаемые запасы воды как источника водорода; 2) высокое энергосодержание (в 3,5 раза превышающее энергосодержание нефти); 3) простота и дешевизна транспортировки (передача водорода дешевле передачи электроэнергии); 4) экологическая чистота продуктов сгорания. В условиях России наиболее рациональным путем получения дешевого водорода является конверсия природного газа, так как получение водорода другими методами, например, из каменного угля или нефти экономически проигрывает. Глава 3 КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В современной химической промышленности непрерывно возникают новые и совершенствуются существующие производства. При этом должны решаться вопросы экологической чистоты этих производств. Большое значение в реализации этих проблем принадлежит разработке эффективного оборудования, машин и аппаратов. Номенклатура оборудования, используемого в настоящее время в химико-технологических процессах, насчитывает свыше 12 тысяч наименований и типоразмеров. Это аппараты и установки для разделения жидких неоднородных смесей (фильтры, центрифуги, центробежные сепараторы, отстойники и др.), тепло- и массообменные аппараты (теплообменники, испарители, колонны, сушилки, экстракторы, кристаллизаторы и т. п.), устройства для измельчения, классификации и дозировки материалов, смесители, оборудование для переработки полимеров, аппараты для разделения воздуха, холодильные установки, газоочистное и пылеулавливающее оборудование, компрессоры, насосы, арматура и т.д. Достаточно отметить, что одна лишь установка для производства этилена и пропилена содержит до 40 различных колонн, 205 теплообменников, 50 емкостных аппаратов, печи пиролиза, компрессорные установки, большое количество насосов, арматуры, различных коммуникаций, контрольно-измерительных приборов средств автоматики, связанных в единую технологическую линию. При большом разнообразии типов и конструкций химических аппаратов большей частью они состоят из следующих основных стандартных и унифицированных элементов: корпус (цельный или собранный), крышка, днище, штуцеры для ввода и вывода рабочих сред или присоединения к аппарату различных устройств, люк-лаз и смотровые окна, опоры, внутренние устройства, конструкция которых определяется технологическим назначением аппарата и строповые устройства для монтажа. Конструктивное оформление этих элементов, для большей части аппаратов одинаковое, определяется соответствующей нормативно-технической документацией. Современный уровень производства требует проектирования и изготовления химических машин и аппаратов высокого качества. Это возможно при оптимальном сочетании следующих показателей: надежности, назначения, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, безопасности. Кроме того, учитывают эргономические, эстетические, патентно-правовые, экологические и экономические показатели. Условия работы химического оборудования, характеризуемые часто высокими рабочими параметрами (температурой, давлением, концентрацией и коррозионной активностью рабочих сред) определяют следующие требования к машинам и аппаратам химической промышленности. 1. Механическая прочность, определяющая способность конструкции выдерживать рабочие нагрузки. 2. Устойчивость – способность конструкции сохранять в рабочем состоянии свою первоначальную форму. 3. Срок службы аппарата или машины – продолжительность его эксплуатации. 4. Герметичность – способность конструкции не пропускать находящуюся в них под давлением среду. 5. Конструктивное совершенство – простота устройства, обслуживания, ремонта, соответствие эргономическим, экологическим, эстетическим и патентно-правовым показателям; безопасность при эксплуатации. 6. Технологичность конструкции - простота и невысокая трудоемкость изготовления, применение в конструкции стандартных и унифицированных элементов. 7. Надежность – свойство аппарата сохранять во времени функциональные возможности при требуемых параметрах. 8. Экономичность – минимальная стоимость проектирования, изготовления и эксплуатации. 9. Конкурентоспособность - хороший товарный вид и соответствие требованиям мировых стандартов и другие. Указанные требования взаимосвязаны, поэтому необходимо их оптимальное сочетание. Исходя, из вышесказанного следует, что специфические условия эксплуатации химического оборудования, характеризуемые широким диапазоном рабочих давлений и температур при коррозионном воздействии среды, будут предопределять выбор материала, из которого изготовляют данную конструкцию. Отсюда следует, что создание и производство новых химических материалов, развитие технологии их переработки радикальным образом влияет на повышение надежности и долговечности машин и оборудования, снижения их материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости изготовления, а также на экономию черных, цветных и редких металлов. Требования к конструкционным материалам: 1) высокая коррозионная стойкость материалов в рабочих средах при рабочих параметрах; 2) высокая механическая прочность при заданных рабочих давлении, температуре и дополнительных нагрузках; 3) хорошая свариваемость материалов с обеспечением высоких механических характеристик сварных соединений; 4) относительно низкая стоимость и недефицитность материалов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.012 с.) |