Отличие АП-я от иных видов правонарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие АП-я от иных видов правонарушений



 

Отличие от преступлений.

Отличие АП-ий от преступлений проводится по ряду критериев, которые делятся на общие и специальные. Общие критерии это такие, которые присущи всем административным правонарушениям и отличают их от любых преступлений. Общие критерии:

1. Административные правонарушения причиняют меньший вред общественным отношениям.

2. Административные правонарушения предусмотрены нормами КОАП, а преступления только УК.

3. За АП-ия и преступления установлены различные меры ответственности. Некоторые из этих мер схожи по характеру, но разнятся размерами. При этом меры ответственности (адм. и уг.) влекут разные последствия.

4. Существует различие и по субъектам, уполномоченным рассматривать дела и привлекать к ответственности. Так, если к уголовной ответственности привлекает только суд, то к административной кроме суда еще десятки различных органов и отдельных должностных лиц.

 

Специальные критерии это такие, которые касаются отдельного, конкретного правонарушения. Это:

1. Размер причиненного имущественного ущерба (до двух базовых (200т) – это еще административная ответственность, но если хоть на рубль больше – уголовная).

2. Грубость совершения деяния.

3. Наличие или отсутствие тяжких последствий.

4. Повторность совершения правонарушения (рецидивизм).

5. Субъективные признаки (умышленно или По-неосторожности).

 

Отличие от дисциплинарных проступков.

Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности почти не различаются. Между тем они существенно разняться между собой:

1. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях. Объектами административных правонарушений эти общественные отношения не являются.

2. Административные правонарушения четко и всеобъемлюще закреплены в КОАП. Дисциплинарные же проступки определяются лишь в самом общем виде, причем в различных нормативно-правовых актах. Не существует полного перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности, которые применяются за их совершение.

3. Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, дисциплинарный же проступок – это неисполнение лицом обязанностей, возложенных на него, как на члена устойчивого коллектива.

4. В отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам их совершившим дисциплинарные взыскания, которые ничего общего не имеют с административными не по своей сущности, ни по порядку применения, ни по правовым последствиям.

В некоторых случаях одно и то же деяние одновременно является и административным и дисциплинарным правонарушением. В этом случае лицо привлекается одновременно и к административной и к дисциплинарной ответственности.

 

Виды АП-ий

 

АП-ия классифицируются по различным критериям.

1 критерийпо родовому объекту посягательства все правонарушения делятся на 17 видов, нашедших свое закрепление в соответствующих главах КОАП.

2 критерийпо характеру правонарушения делятся на 3 вида:

· Собственно-административные правонарушения – это такие, которые не могут быть отнесены к иным правонарушениям ни при каких обстоятельствах.

· Правонарушения двойственного характера – такие, которые являются одновременно и административными и дисциплинарными.

· Правонарушения смешенного характера – такие, которые могут быть совершены отдельными гражданами как чисто административные, либо работниками юридических лиц в связи с их служебной деятельностью.

3 критерийпо форме вины правонарушения могут быть:

· Умышленные

· Неосторожные


 

Тема 13: Состав административного правонарушения

1. Объект и предмет АП-я

2. Объективная сторона П-я

3. Субъект П-я

4. Субъективная сторона П-я

 

1.

Понятие административного правонарушения содержит общие признаки, которые присущи всем без исключения административным п-ям. Однако каждый вид правонарушения имеет свои специфические признаки, характеризующие деяние, его последствия и личность правонарушителя. Совокупность таких элементов называется составом правонарушения. Причем, если будет отсутствовать хотя бы один из элементов состава, привлечение к административной ответственности исключается.

Состав правонарушения включает в себя 4 элемента:

1. Объект

2. Объективная сторона

3. Субъект

4. Субъективная сторона

 

Объектом АП-я являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. В качестве объекта могут выступать отношения, регулируемые не только административным, но и иными отраслями права: аграрным, налоговым, таможенным. Главным здесь является то, что эти отношения охраняются мерами административной ответственности. Во многих случаях в формулировке правонарушения указывается предмет правонарушения или его отдельные характеристики.

Определяющее значение для квалификации административных правонарушений могут иметь качества, свойства, размер, стоимость предмета и т.п.

Предмет часто имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений. Например, если предметом мелкого хищения явились наркотические средства, то вне зависимости от стоимости похищенного деяние будет квалифицироваться как преступление.

 

Объективная сторона П-я

Объективная сторона п-я – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. Любой административный проступок это акт внешнего поведения человека. Административное право не признает правонарушением мысли, внутренние переживания, психическое состояние человека. Административная ответственность возможна только за реально совершенные действия или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей. В связи с этим, обязательным элементом объективной стороны является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии. В зависимости от конструкции состава правонарушения его объективная сторона может выражаться в:

· совершении простого однократного действия

· совершении нескольких действий (сложное деяние)

Сложное деяние может состоять из нескольких альтернативных действий, совершение любого из которых достаточно для признания деяния правонарушением.

Объективная сторона правонарушения может также выражаться в совокупности двух различных действий, каждое из которых должно быть совершено лицом для того, чтобы деяние признавалось правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие в юридическом смысле не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанностей, а на уклонение от её исполнения лицо признается бездействующим. Бездействие признается противоправным только в том случае, если лицо обязано было совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения, либо по прямому правовому предписанию.

В административном праве встречаются также «длящиеся правонарушения». Это правонарушения, которые начинаются с какого-то одного действия либо бездействия и затем осуществляются непрерывно путем неисполнения обязанностей либо пребыванием лица в противоправном состоянии. В случае указания в правовой норме на систематичность тех или иных действий объективная сторона признается выполненной при совершении третьего тождественного действия. Если после наложения взыскания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое длящееся правонарушение.

Названные признаки объективной стороны являются обязательными, поскольку включены в каждую административно-правовую норму. Кроме этого в некоторых нормах могут быть предусмотрены факультативные или дополнительные признаки. Это, например, последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ, средство и обстановка совершения деяния. Факультативными эти признаки являются потому, что включаются в состав не всех, а только некоторых правонарушений. Однако если такой признак включен в состав правонарушения, то для привлечения к административной ответственности необходимо установить его наличие в фактически совершенном деянии.

 

Факультативные признаки правонарушения:

1. Последствия. Совершение любого административного правонарушения влечет за собой отрицательные последствия. Однако далеко не всех из них можно оценить и измерить, поэтому в конструкциях большинства административно правовых норм не содержатся указаний на последствия. Такие составы называются формальными. Для привлечения к ответственности к таким статьям достаточно самого факта противоправного деяния вне зависимости от наступивших последствий. Помимо формальных существуют материальные составы, конструкция которых включает указания, как на характер деяния, так и на его последствия.

2. Причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Означает, что наступившие последствия должны быть следствием именно совершенного правонарушения, а не каких-либо иных деяний. Вывод о наличии причинной связи является обоснованным в том случае, если можно утверждать, что если бы не было противоправного деяния, не наступили бы противоправные последствия.

3. Место и время совершения правонарушения. Они содержатся во многих нормах КОАП. 17.1 – нецензурная брань в общественном месте. 17.3 – нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения.

4. Способ совершения противоправного деяния. Это совокупность приемов и методов его выполнения. Способ включен в конструкцию лишь отдельных правонарушений. Пример: мелкое хищение признается административным правонарушением только в тех случаях, когда оно совершено путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты. Если же мелкое хищение совершается путем грабежа, разбоя либо вымогательства, то оно квалифицируется как преступление.

5. В некоторых случаях число признаков объективной стороны включает средствасовершенияправонарушения, т.е. орудие или предмет, используемые для воздействия на объект посягательства. Следует отличать предмет административного правонарушения от средства правонарушения. Они различаются местом или ролью в механизме противоправного действия. Например, предметом мелкого хищения является имущество, средством совершения этого правонарушения может быть лом, автомобиль и т.д.

6. В отдельных случаях в качестве признака отдельной стороны указывается обстановкасовершенияправонарушения, т.е. внешние условия, описанные в правовой норме, при которых совершается деяние. Ст3.5. оскорбление должностного лица, при совершении им своих служебных полномочий.

 

 

Субъект правонарушения

 

Под ним обычно понимают лицо, непосредственно совершившее правонарушение, либо участвовавшее в его совершении и обладающее при этом указанными в законе признаками. Не может быть субъектом правонарушения животное, если его поведением причиняется имущественный или иной вред. В этом случае к ответственности все равно будет привлечен человек, который будет признан субъектом правонарушения. Таким образом, субъект правонарушения это только человек. Но для того, чтобы быть признанным в качестве субъекта правонарушения он должен обладать определенными признаками. Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица. В РБ по общему правилу административной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет. Однако за отдельные правонарушения, прямо перечисленные в ч.2 ст.4.3 КОАП, ответственность может наступать с 14 лет. Вменяемость – это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо, которое во время совершения деяния не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия либо бездействия или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания, не подлежит административной ответственности. Невменяемость, как юридическое понятие, характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. Юридические критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия или руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критерия.

Специальныепризнаки субъекта правонарушения присущи лишь некоторым составам правонарушений. Они отражают либо особенности должностного положения лица, либо семейное положение, либо иные особенности правового статуса лица прямо указанные в правовой норме. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства действует общее правило о том, что они несут административную ответственность наравне с гражданами РБ. Лица, на которых распространяется статус военнослужащих, несут ответственность на общих основаниях, однако к ним не могу быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной службы еще и штраф.

В административном законодательстве предусмотрено выделение в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное им правонарушение связано с предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено в соответствующей статье КОАП. В КОАП 2003 года впервые в качестве субъекта административной ответственности закреплено юр. лицо. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы либо правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. При этом, наложение взыскания на юр. лицо не освобождает их от административной ответственности за данной правонарушение конкретного исполнителя. 30 ноября 2010 г. в белорусском законодательстве появился еще один субъект административной ответственности, не являющийся субъектом правонарушения, это собственник транспортного средства. Он подлежит ответственности в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. В случае если собственником транспортного средства является юридическое лицо привлечению к административной ответственности подлежит лицо, управлявшее т/с. Собственник т/с может избежать привлечения к адм. ответственности только в 2 случаях:

1. Если будет достоверно установлено лицо, управлявшее т/с.

2. Если будет установлено, что в момент фиксации правонарушения т/с находилось во владении либо пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.042 с.)