Татьяна Валерьевна Телятицкая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татьяна Валерьевна Телятицкая



Татьяна Валерьевна Телятицкая

Сравнительное Административное Право

25 лекций

Литература:

Кодекс об административных правонарушениях

Процессуально-исполнительный кодекс об админ. Правонарушениях

КОзырин – административное право зарубежных стран


 

Тема 1: Управление государственное и исполнительная власть

1. Общие понятия управления

2. Виды социального управления

3. Понятия и особенности гос. Управления

 

1)

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения складывающиеся в ходе организации и осуществления государственного управления.

Термин “управление” происходит от лат. Слова “administratio” и имеет много значений. В самом широком смысле он означает “руководство кем-либо или чем-либо”.

Существует специальная наука, которая изучает управление как таковое вне зависимости от того, где оно осуществляется – кибернетика.

В кибернетике были выделены характерные черты управленческого процесса.

Черты:

1) Управление всегда обнаруживается в целостных системах

2) Система должна быть динамичной (должна быть способность реакции – неосущ. Предметом управлять нельзя)

3) В управлении всегда присутствуют 2 элемента: субъект управления и объект управления.

4) Отношения между субъектом и объектом осуществляется по линии прямой и обратной связи. Информация, идущая от субъекта к объекту, – прямая связь; а от объекта к субъекту – обратная.

В настоящее время общепризнанны следующие виды управленческих систем:

1) Механический – управление машинами, механизмами, компьютерами.

2) Биологический – управление процессами в живой природе.

3) Социальные – управление поведением людей и их коллективов.

 

2)

Социальные системы являются наиболее широкой базой процессов управления. Главная особенность – и в роли субъекта и в роли объекта управления выступают люди. – Люди управляют люльми.

Поскольку социальное управление весьма обширно и многогранно оно делиться на ряд видов. Главным критерием, по которому осуществляется такое деление, является субъект управления. Виды социального управления:

1) Государственное – осуществляется специальными гос. Органами и их должностными лицами.

2) Общественное – осуществляется общественными объединениями, политическими партиями, трудовыми коллективами и т.д.

3) Семейное – осуществляется всегда по-разному.

 

1. Понятия и особенности гос. управления

Государственное управление – это особый вид социального управления. Оно имеет только ему присущие особенности:

- В процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства.

– Функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемые государством.

– сущностью гос. управления является исполнение законов.

– органы гос. управления действуют в рамках устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.

Необходимо проводить различие между терминами «гос. управление» и «управление государством». Второй термин значительно шире. Управление государством в той или иной степени осуществляют практически все государственные органы. Что же касается «гос. управления», то это деятельность только исполнительной власти.


 

 

Тема 3: Административно-правовые нормы и отношения

1) Понятие и способы реализации административно-правовых норм

2) Виды А-П норм

3) Структура А-П норм

4) Действие А-П норм во времени, пространстве и кругу лиц

5) Понятия и особенности А-П норм

 

1)

Любая отрасль права представляет собой организованную совокупность правовых норм. А-П нормы – установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти и обеспечиваемые государственным принуждением.

Существует 4 способа реализации А-П норм:

1. Исполнение – активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в данной норме.

2. Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещённых действий.

3. Использование – субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом.

4. Применение – принятие компетентным государственным органом индивидуального юридически властного решения на основе действующей нормы.

 

Виды А-П норм

А-П нормы весьма многочисленны и разнообразны. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение материальных и процессуальных норм. Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников управленческих отношений. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации этих прав и обязанностей, а также привлечение к ответственности. Важно проводить различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юр. силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает тогда, когда одно и то же деяние подпадает под обе нормы. В этом случае специальная норма рассматривается как исключение из правила установленного общей нормой.

 

Статья 12.17 КоАП закрепляет ответственность за нарушение правил торговли. А статья 11.1 за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платёжного средства. Следовательно, если нарушение правил торговли состоит в том, что она незаконно осуществлялась за валюту, ответственность будет поступать по статье 11.1.

Деяние: действие или бездействие.

 

Структура А-П норм

А-П норма состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза – это часть нормы, которая содержит указания на фактические условия, при наличии которых нужно руководствоваться данной нормой. Гипотеза правовой нормы может быть абсолютно определённой – точно указывает факты; и относительно определённой – дающая лишь характеристику этим фактам.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой.

Санкция – мера государственного воздействия, применяемая к нарушителям правовой нормы. Санкции бывают 3 видов:

1. Абсолютно определённые – такие, которые предусматривают один вид взыскания и в строго определённом размере.

2. Относительно определённые – такие, которые предусматривают один вид взыскания, но в определённых пределах.

3. Альтернативная – такая, которая предусматривает возможность выбора одного из нескольких видов взысканий.

 

Действие А-П норм во времени, пространстве и кругу лиц

Нормы административного права имеют определённые пределы своего действия. Действия А-П норм во времени начинаются с момента принятия актов содержащих эти нормы и доведение их, в необходимых случаях, до сведения исполнителей. Исключения составляют нормы, предусматривающие административную ответственность. Они вступают в силу только через определённый срок, как правило, не ранее чем через 10 дней после их опубликования.

Вопрос об утрате нормы юридической силы решается обычно путем её официальной отмены специальным актом гос. органа.

Как правило, действие нормы рассчитано на неопределённое время, однако встречаются нормы, действие которых связано с совершением какого-либо факта, наступлением события, либо с точно определённым сроком.

В отношении норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общие правила о том, что они обратной силы не имеют. Обратная сила – это распространение действия нормы на те отношения, которые возникли до ее принятия.

Действие А-П нормы в пространстве связано с положением органа, издавшего нормативный акт в системе органов исполнительной власти. В этой связи различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и отраслевые, локальные нормы, действующие в пределах одной организации.

Действие норм по кругу лиц связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы.

 

Обращения граждан

 

Порядок рассмотрения обращений регулируется законом об обращениях граждан и юр. лиц от 18 июля 2011г. В соответствии с данным законом все граждане имеют право обращаться как устно, так и письменно, как индивидуально, так и коллективно в любые гос. органы, общественные объединения и иные организации независимо от формы собственности. Основными видами обращений являются:

1) Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, либо совершенствованию правового регулирования в той или иной области.

2) Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, не связанные с их нарушением (заявление о приеме на работу, о начале образования), а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов или иных организаций.

3) Жалоба – требование, о восстановлении прав, свобод или законных интересов заявителя, нарушенных действиями, либо бездействием, каких-либо организаций либо граждан.

Письменное обращение обязательно должно содержать подпись гражданина, его ФИО и иные необходимые данные. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и по общему правилу рассмотрению не подлежат. За исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлениях.

Обращения адресуются тем должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных вопросов. Если обращение поступило в ненадлежащий орган, оно переправляется в течение 5 дней в соответствующий орган с уведомлением об этом заявителя.

Все поступающие обращения должны быть зарегестрированны и переданы на рассмотрение в день их поступления. Особо законодательством регулируются вопросы, связанные с жалобами, в частности, установлен трехлетний срок давности в течение которого, жалоба может быть подана.

Запрещается передавать жалобы на рассмотрение тем органам, чьи действия обжалуются. Любое обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

 

Тема 5: Органы исполнительной власти (ОИВ)

1. Понятия и виды

2. А-П положение президента

3. Совет министров (СМ)

4. Основы правого положения министерств и государственных комитетов

5. Местные ОИВ

 

1.

 

ОИВ – звенья гос. аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность.

ОИВ классифицируются:

1) В зависимости от территориального масштаба деятельности:

- центральные (республиканские)

- местные.

Центральные – такие, деятельность которых распространяется на всю территорию республики.

Местные – охватывают своей деятельностью одну или несколько административно-территориальных единиц (местные исполкомы, местные администрации, их отделы и управления, а также местные органы отдельных министерств и гос. комитетов, не находящиеся в подчинении исполкомов).

2) В зависимости от занимаемого положения и места в системе ОИВ делятся на:

- вышестоящие

- нижестоящие

Большинство органов ИВ одновременно являются вышестоящими по отношению к одним органам и нижестоящими по отношению к другим. А все вместе они образуют единую вертикаль власти.

3) В зависимости от объема компетенции ОИВ делятся на органы:

- общей компетенции

- отраслевой компетенции

- специальной компетенции

Органы общей компетенции ведают на своей территории одновременно всеми или многими отраслями управления. (совет министров, местные исполкомы, местные администрации)

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство определённой порученной им отраслью управления. (промышленность, здравоохранение, образование.) (министерства, отделы исполкомов)

Органы специальной компетенции осуществляют руководство по отдельным вопросам, имеющим общий характер для всех или многих отраслей. (комитет государственной безопасности)

4 ) В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов ОИВ подразделяются на:

- коллегиальные

- единоначальные

Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются коллективно на заседаниях коллегий. Необходимо большинство – кворум. К коллегиальным относятся все органы общей компетенции.

Во главе единоначального органа стоит одно лицо – руководитель (министр, начальник, директор, заведующий и т.д.) Он лично принимает все решения, касающиеся деятельности данного органа, но и несет всю ответственность за эту деятельность (министерства, отделы управления исполкомов и местных администраций).

 

А-П положение президента

Главой государства в любой стране является официальное лицо либо орган, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. В самом общем виде, глава государства может быть либо монархом, либо президентом, либо коллегиальным органом.

Глава государства, так или иначе, принимает участие в назначении правительства и в его отставке, т.е. в формировании ИВ. В парламентских республиках или монархиях глава государства обязан назначить премьер-министром лицо, пользующееся доверием парламента. Обычно это лидер партии, победившей на выборах. В тех странах, где глава государства обладает исполнительной властью, он назначает всех министров и иных должностных лиц, возглавляя этот комитет. РБ: конституция определяет статус президента, как главы государства. Выполняя важнейшие государственные функции, президент контролирует и координирует деятельность различных ветвей власти, но сам не входит ни в одну из них. Президент, не являясь главой исполнительной власти, играет значительную роль в её организации и функционировании. Его полномочия в сфере исполнительной власти закреплены в статьях 84, 85, 86 Конституции РБ, а также в законе о президенте РБ. Президент вправе издавать указы и распоряжения, действующие на всей территории страны. В случаях, предусмотренных конституцией, президент издает декреты, имеющие силу закона.

 

Совет министров (СМ)

Определить понятие «правительство» достаточно сложно. Если парламент в любой стране обозначает один и тот же орган, т.е. орган, издающий законы, то понятие «правительство» в разных странах обозначает органы, которые разнятся по способу формирования, по властным полномочиям, по месту в системе государственных органов. В самом распространённом понимании, правительство - это центральный орган управления государством, его исполнительная власть. Правительство называется советом министров или кабинетом министров. Однако, в ряде стран под понятием «правительство» понимается более высокий уровень управления. Например, В США под термином «government» понимается весь гос. механизм, включающий в себя не только исполнительную, но и законодательную и судебную власть. Как правило, говоря о правительстве, имеют ввиду государственный коллегиальный орган, который осуществляет повседневное руководство внутренней и внешней политикой государства. В РБ правительство называется СМ. СМ – это центральный, коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления. СМ в своей деятельности подотчётен президенту и ответствен перед национальным собранием РБ. В состав СМ входят: премьер-министр, его заместители, глава администрации президента, председатель комитета государственного контроля, председатель правления национального банка, министры, председатели государственных комитетов и иные должностные лица, по решению президента. Непосредственное руководство деятельностью СМ осуществляет премьер-министр, который назначается на должность президентом с согласия палаты представителей национального собрания. Деятельность СМ основывается на сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью его членов за проведение в жизнь принятых решений и состояния дел на порученных участках работы. На рассмотрение СМ вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть рассмотрены иными гос. органами.

В законодательстве определён перечень лиц, которые вправе вносить вопросы в совет министров: члены СМ, руководители республиканских органов управления, а также председатели областных и минского горисполкомов. Все остальные вносят вопросы только через них. Заседания СМ проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца. Как правило, раз в два месяца. Решения правительства принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решение правительства оформляются в виде постановлений и вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан иной срок. Постановления СМ могут быть отменены указом президента. Действует СМ на протяжении срока полномочий президента, и слагают свои полномочия перед вновь избранным президентом, продолжая при этом выполнять свои функции до формирования нового правительства.

 

4. Основы правого положения министерств и государственных комитетов

 

Министерства и гос. комитеты – гос. органы республиканского управления, осуществляющие регулирование и управление в определённой отрасли или сфере деятельности и координирующие деятельность в данной отрасли других республиканских органов государственного управления. Все эти органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления. Они подчинены, как правило, СМ-ов и действуют на основе законов, актов президента и СМ. В то же время, между министерствами и гос. комитетами имеются определённые различия.

Министерства являются единоначальными органами и, как правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет президент. Президент также назначает на должности всех министров. Министр действует без доверенностей, от имени министерства, представляет его интересы, распоряжается средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры. В министерствах имеются совещательные органы – коллегии - они, как правило, состоят из министра, его заместителей, других руководящий работников министерства. На коллегии рассматриваются наиболее важные или наиболее сложные вопросы деятельности министерства. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами министра.

Гос. комитеты отличаются от министерств тем, что в их деятельности сочетаются коллегиальность и единоначалие. А именно, вопросы руководства подчиненными сотрудниками, структурными подразделениями председатель гос. комитета решает единолично. Но те вопросы, ради которых был создан гос. комитет решаются только коллективно на заседаниях коллегии. Гос. комитеты возглавляют председатели, которые назначаются на должности президентом. Они руководят, как правило, не отраслью, а сферой управления.

 

Местные ОИВ

 

 

- такие органы исполнительной власти, которые функционируют в границах одной или нескольких административно-территориальных единиц. В РБ единая система местных органов управления состоит из 3 уровней:

1) Областной – областные исп. Комитеты и минский горисполком.

2) Базовый – городские исполкомы кроме города минска, районные исполкомы местные администрации.

3) Первичный – сельские и поселковые исполкомы.

Ст.117,119,120,122 Конституции + закон «о местном управлении и самоуправлении».


 

Классификация гос. служащих

 

Гос. служащие, в зависимости от характера полномочий, делятся на:

1) должностных лиц

2) оперативный состав

Должностными лицами называются гос служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия, влекущие юр. последствия. (преподаватель только во время сессии, не все врачи и т.д.)

К должностным лицам относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных работников.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, которые имеют право предъявлять требования и привлекать к ответственности за невыполнение этих требований не подчиненных им лиц (сотрудники ГАИ, к примеру).

 

Оперативный состав – гос. служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов.

 

 

Прекращение гос. службы

Прекращение гос. службы возможно как по общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, так и по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

 

По общим основаниям, предусмотренным трудовым з-вом

Гос служба может быть прекращена либо по требованию работника, либо по инициативе государственного органа.

По требованию работника отношения прекращаются по соглашению сторон, в случае его болезни, инвалидности, поступления на учебу, призыва на военную службу и т.д.

По инициативе руководителя гос. органа трудовые отношения могут быть прекращены:

1) При ликвидации гос. органа, либо сокращения штата работников.

2) В случае несоответствия служащего занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья.

3) В случае систематического неисполнения без уважительных причин своих трудовых обязанностей, если к служащему ранее применялись меры дисциплинарного воздействия.

4) В случае прогула (3 часа (можно не подряд) в день)

5) В случае неявки на работу более четырёх месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности.

6) В случае появления на работе в состоянии опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на рабочем месте или в рабочее время.

7) В случае совершения по месту работы хищения имущества государственного органа, установленного в надлежащем порядке.

8) В случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников.

 

По снованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе

1) Достижение предельного возраста, установленного для пребывания на гос. службе. По общему правилу – 65 лет, а для судей Конституционного суда – 70 лет.

В соответствии с указом президента №367 от 11.08.2011г. государственный служащий, занимающий должности, включенные в кадровый реестр главы государства, по достижении 65 лет с учетом его востребованности государством и профессиональны знаний, умений, навыков, практического опыта, с их согласия могут быть оставлены на гос. службе.

2) В случае истечения срока, либо досрочного прекращения полномочий на государственной должности. (выборные органы).

3) В случае несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой.

4) В случае прекращения гражданства.

5) В случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Наиболее значимым основанием для прекращения государственно-служебных отношений является отставка. Основаниями для отставки гос. служащего являются:

1) Наличие стажа работы: для мужчин – не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет.

2) Состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей.

Государственные служащие, занимающие высшие гос. должности, имеют права на отставку, независимо от времени нахождения в должности. Право на отставку может быть реализовано только один раз и только с действительной государственной службы.

 

Виды актов управления

Основные критерием по которому классифицируют акты управления являются их юридические свойства. В соответствии с этим критерием акты управления делят на: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные акты устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. они содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата и рассчитанные на многократное применение (правила проезда в Метрополитене). Ненормативными являются факты, решающие конкретные разовые вопросы (постановление совета министров о проведения субботника). Основной разновидности ненормативных актов является индивидуальный акт. Их сущность состоит в конкретности предписаний, в адресации их персонально-определенным субъектам, в регулировании конкретных отношений и в однократности реализации.

Большое значение имеет классификация актов по органам их издающим и по наименованию. Это связано с тем, что каждый вид органов исполнительной власти вправе издавать акты только определенного наименования. Так, президент издает декреты, указы и распоряжения. Совет министров принимает постановления, премьер-министр издает распоряжения, руководители министерств и других республиканских органов управления издают приказы и постановления. Принимаемые ими другие акты – инструкции, положения, уставы, правила – утверждаются приказами или постановлениями. Местные органы исполнительной власти принимают решения, а их руководители - распоряжения. Руководители местных и исполнительных администраций издают указы и распоряжения.

 

 

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

 

Важнейшим свойством правового акта является его соответствие определенным требованиям. Требования применяются как к форме акта, так и к его юридическому содержанию и порядку принятия. Можно выделить 3 группы требований, предъявляемых к актам управления:

1) Общие требования, которым должны соответствовать все акты независимо от того, кем они изданы, по какому вопросу, каковы их юридические свойства. Эти требования:

- Акт управления должен быть издан полномочным органом и в пределах его компетенции.

- Он должен быть издан в интересах граждан и государства.

- Должен соответствовать закону.

- Должен быть издан в форме и порядке, определённом законом.

2) Дополнительные (специальные) требования, которые предъявляются лишь к некоторым актам в зависимости от их содержания и назначения. Точного перечня таких требований не существует. Некоторые акты могут быть изданы только в определённый срок (постановления о привлечении к административной ответственности – срок 2 месяца с совершения противоправного деяния), некоторые издаются лишь при наличии специального разрешения вышестоящего органа. Многие акты издаются лишь при условии предварительного согласования с другими государственными органами, некоторые требуют последующего утверждения.

3) Организационно технические требования. Суть:

- В актах управления должны быть четко определены конкретные задачи, их исполнители, названы сроки и методы решения задач.

- Акты должны создаваться своевременно.

- Акт должен быть написан четким и ясным языком.

- Должна быть соблюдена процедура подготовки и принятия акта.

 

 

Действия актов управления

 

ПАУ только тогда выполняют свою роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых были изданы. Действующим является акт, который вступил в силу. При этом, время вступления в силу для актов различно. Так, декреты президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не указан иной срок. Указы президента, постановления совета министров и иные нормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Исключения составляют акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан. Они вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется после включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Ненормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан иной срок.


 

Понятие АП

Понятие А-Д права состоит из 2 составляющих: термин «административное» подчеркивает его связь с АП, а «деликт» в переводе с латыни означает проступок или правонарушение.

Таким, образом, А-Д право – это совокупность правовых норм об административных правонарушениях.

Нормы А-Д права носят запретительный характер, они определяют, какие общественно-опасные деяния являются административными правонарушениями и устанавливают меры ответственности, которые могут быть применены к лицам, их совершившим.

А-Д право является составной частью АП, тесно с ним связано без него существовать не может.

Основной задачей А-Д права является охрана и защита общественных отношений, установленных АП.

 

Источники АП

 

Под источниками А-Д права понимаются НПА, в которых формулируются А-Д нормы, устанавливается запрет под угрозой административной ответственности.

Основным источником А-Д права является КоАП.

Кодекс определяет, какие деяния являются правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к лицам, совершившим правонарушение.

В КоАП провозглашено, что он является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории РБ.

Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП.

Сейчас за Президентом сохраняется право издавать акты, предусматривающие административную ответственность. Они должны включаться в КоАП в качестве соответствующей статьи либо ее части. Включение в КоАП этих норм осуществляется путем издания Парламентом соответствующего закона без каких-либо изменений.

 

Виды АП-ий

 

АП-ия классифицируются по различным критериям.

1 критерийпо родовому объекту посягательства все правонарушения делятся на 17 видов, нашедших свое закрепление в соответствующих главах КОАП.

2 критерийпо характеру правонарушения делятся на 3 вида:

· Собственно-административные правонарушения – это такие, которые не могут быть отнесены к иным правонарушениям ни при каких обстоятельствах.

· Правонарушения двойственного характера – такие, которые являются одновременно и административными и дисциплинарными.

· Правонарушения смешенного характера – такие, которые могут быть совершены отдельными гражданами как чисто административные, либо работниками юридических лиц в связи с их служебной деятельностью.

3 критерийпо форме вины правонарушения могут быть:

· Умышленные

· Неосторожные


 

Объективная сторона П-я

Объективная сторона п-я – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. Любой административный проступок это акт внешнего поведения человека. Административное право не признает правонарушением мысли, внутренние переживания, психическое состояние человека. Административная ответственность возможна только за реально совершенные действия или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей. В связи с этим, обязательным элементом объективной стороны является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии. В зависимости от конструкции состава правонарушения его объективная сторона может выражаться в:

· совершении простого однократного действия

· совершении нескольких действий (сложное деяние)

Сложное деяние может состоять из нескольких альтернативных действий, совершение любого из которых достаточно для признания деяния правонарушением.

Объективная сторона правонарушения может также выражаться в совокупности двух различных действий, каждое из которых должно быть совершено лицом для того, чтобы деяние признавалось правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие в юридическом смысле не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанностей, а на уклонение от её исполнения лицо признается бездействующим. Бездействие признается противоправным только в том случае, если лицо обязано было совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения, либо по прямому правовому предписанию.

В административном праве встречаются также «длящиеся правонарушения». Это правонарушения, которые начинаются с какого-то одного действия либо бездействия и затем осуществляются непрерывно путем неисполнения обязанностей либо пребыванием лица в противоправном состоянии. В случае указания в правовой норме на систематичность тех или иных действий объективная сторона признается выполненной при совершении третьего тождественного действия. Если после наложения взыскания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое длящееся правонарушение.

Названные признаки объективной стороны являются обязательными, поскольку включены в каждую административно-правовую норму. Кроме этого в некоторых нормах могут быть предусмотрены факультативные или дополнительные признаки. Это, например, последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ, средство и обстановка совершения деяния. Факультативными эти признаки являются потому, что включаются в состав не всех, а только некоторых правонарушений. Однако если такой признак включен в состав правонарушения, то для привлечения к административной ответственности необходимо установить его наличие в фактически совершенном деянии.

 

Факультативные признаки правонарушения:

1. Последствия. Совершение любого административного правонарушения влечет за собой отрицательные последствия. Однако далеко не всех из них можно оценить и измерить, поэтому в конструкциях большинства административно правовых норм не содержатся указаний на последствия. Такие составы называются формальными. Для привлечения к ответственности к таким статьям достаточно самого факта противоправного деяния вне зависимости от наступивших последствий. Помимо формальных существуют материальные составы, конструкция которых включает указания, как на характер деяния, так и на его последствия.

2. Причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Означает, что наступившие последствия должны быть следствием именно совершенного правонарушения, а не каких-либо иных деяний. Вывод о наличии причинной связи является обоснованным в том случае, если можно утверждать, что если бы не было противоправного деяния, не наступили бы противоправные последствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.92.134 (0.155 с.)