Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие А-П норм во времени, пространстве и кругу лиц

Поиск

Нормы административного права имеют определённые пределы своего действия. Действия А-П норм во времени начинаются с момента принятия актов содержащих эти нормы и доведение их, в необходимых случаях, до сведения исполнителей. Исключения составляют нормы, предусматривающие административную ответственность. Они вступают в силу только через определённый срок, как правило, не ранее чем через 10 дней после их опубликования.

Вопрос об утрате нормы юридической силы решается обычно путем её официальной отмены специальным актом гос. органа.

Как правило, действие нормы рассчитано на неопределённое время, однако встречаются нормы, действие которых связано с совершением какого-либо факта, наступлением события, либо с точно определённым сроком.

В отношении норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общие правила о том, что они обратной силы не имеют. Обратная сила – это распространение действия нормы на те отношения, которые возникли до ее принятия.

Действие А-П нормы в пространстве связано с положением органа, издавшего нормативный акт в системе органов исполнительной власти. В этой связи различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и отраслевые, локальные нормы, действующие в пределах одной организации.

Действие норм по кругу лиц связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы.

 

Понятия и особенности А-П норм

Административное правоотношение представляет собой урегулированное нормами АП общественное отношение, складывающееся в сфере деятельности исполнительной власти. Норма АП сама по себе еще не создает правоотношения. Для того что оно возникло необходимо чтобы были совершены какие-то действия, либо произошли какие-то события. – юридические факты.

Административные правоотношения обладают рядом особенностей:

1. Права и обязанности сторон правоотношения всегда связаны с осуществлением определённых действий в сфере государственного управления.

2. Условием возникновения Адм. Правоотношений является участие в них обязательной стороны. Такой стороной является орган исполнительной власти или его представитель.

3. Административные правоотношения могут возникать по инициативе одной из сторон, более того, они часто возникают вопреки желанию или согласию второй стороны.

4. Возможные споры между сторонами административных правоотношений разрешаются, как правило, в административном порядке. Т.е. путем непосредственного, юридически властного распоряжения полномочного гос. органа или должностного лица.

5. Нарушение одной из сторон требований административно-правовой нормы влечет за собой юр. ответственность перед государством в лице его соответствующих органов. Для того, чтобы организации и граждане могли вступать в административные правоотношения они должны обладать административной правоспособностью и административной дееспособностью. Для организации правоспособность и дееспособность наступают одновременно с момента гос. регистрации юр. лица.


 

 

Тема 4: Административно-правовой статус граждан

1. Основы А-П статуса граждан

2. Основные права и обязанности граждан в сфере гос. управления

3. Обращения граждан

4. А-П статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Нормативные акты:

- Закон об обращении граждан и юр. лиц. 2011 год.

- Закон о массовых мероприятиях РБ.

- О правовом положении иностранных граждан или лиц без гражданства в РБ.

 

1)

А-П статус граждан включает в себя 4 элемента:

1. Правосубъектность (правоспособность + дееспособность)

2. Права и обязанности

3. Гарантия реализации этих прав и обязанностей

4. Меры ответственности.

Большинство административных прав и обязанностей граждан производны от конституционных. Но есть и такие, которые устанавливаются конкретными нормативными актами. Нередко правовые нормы связывают права и обязанности граждан с особенностями их правового положения в качестве абитуриентов, студентов, призывников, водителей и т.д. В правовых актах не отождествляются правовой статус личности и гражданина. В любой стране граждане обладают большим объемом прав и обязанностей чем личность. Административно правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правоспособности и дееспособности. Административная правоспособность частично возникает с момента рождения. Будучи в принципе равной она не одинакова для граждан по объему и зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования и т.д.

Административная правоспособность не может быть отчуждаема или передаваема. Отказ от нее не имеет силы, а объем может изменяться только законом.

Существуют виды прав и свобод, которые ни при каких условиях не могут подлежать ограничению. Необходимым условием для реализации административной правоспособности является наличие админ. Дееспособности. По общему правилу все граждане обладают равной дееспособностью. Однако некоторые из них по состоянию здоровья могу быть признаны полностью или частично недееспособными.

Админ. дееспособность граждан наступает позднее правоспособности. Но точный возраст её наступления законодательством не установлен. При этом админ. дееспособность наступает раньше, чем какая либо иная. (даже не с 14) (право на образование, к примеру) Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых административная дееспособность граждан может быть ограничена: при чрезвычайных обстоятельствах (массовые беспорядки, катаклизмы); если это не совместимо с общественно полезной деятельностью (гос деятелям запрещено заниматься предпринимательской деятельности и т.д.); если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (нельзя гулять рядом с линией границы РБ); в случае совершения неправомерных действий.

 

 

Основные права и обязанности граждан в сфере гос. управления

 

Административное право влияет на осуществление гражданами своих прав и обязанностей в разной степени. Наиболее часто во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права граждан:

1) Право участвовать в управлении государством, как лично, так и через своих представителей.

2) Право граждан на объединение.

3) Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования.

4) Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в любые государственные органы.

5) Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Оно означает, что никто не должен подвергаться пыткам, а также жестокому, бесчеловечному обращению либо наказанию. Никто без его согласия не может быть подвергнут медицинским либо иным опытам. В то же время право на личную неприкосновенность не охватывает случай, когда поведение гражданина является противоправным.

6) Неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилые и иные помещения граждан против воли проживающих там лиц иначе как в случаях, предусмотренных законом (для задержания, для пресечения нарушения общественного порядка, для пресечений чрезвычайных ситуаций, для проверки соблюдения паспортного режима).

7) Право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РБ.

8) Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну, либо касающихся личной жизни граждан.

9) Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием государственных органов или их должностных лиц.

 

 

Обращения граждан

 

Порядок рассмотрения обращений регулируется законом об обращениях граждан и юр. лиц от 18 июля 2011г. В соответствии с данным законом все граждане имеют право обращаться как устно, так и письменно, как индивидуально, так и коллективно в любые гос. органы, общественные объединения и иные организации независимо от формы собственности. Основными видами обращений являются:

1) Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, либо совершенствованию правового регулирования в той или иной области.

2) Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, не связанные с их нарушением (заявление о приеме на работу, о начале образования), а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов или иных организаций.

3) Жалоба – требование, о восстановлении прав, свобод или законных интересов заявителя, нарушенных действиями, либо бездействием, каких-либо организаций либо граждан.

Письменное обращение обязательно должно содержать подпись гражданина, его ФИО и иные необходимые данные. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и по общему правилу рассмотрению не подлежат. За исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлениях.

Обращения адресуются тем должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных вопросов. Если обращение поступило в ненадлежащий орган, оно переправляется в течение 5 дней в соответствующий орган с уведомлением об этом заявителя.

Все поступающие обращения должны быть зарегестрированны и переданы на рассмотрение в день их поступления. Особо законодательством регулируются вопросы, связанные с жалобами, в частности, установлен трехлетний срок давности в течение которого, жалоба может быть подана.

Запрещается передавать жалобы на рассмотрение тем органам, чьи действия обжалуются. Любое обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.221.126 (0.009 с.)