Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы содержания пчелиных семей

Поиск

В УЛЬЯХ-ЛЕЖАКАХ, ОДНОКОРПУСНЫХ И

ДВУХКОРПУСНЫХ УЛЬЯХ; МНОГОКОРПУСНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ ПЧЕЛ

При содержании пчелиных семей в ульях-лежаках наи­большее значение имеет метод использования маток-помощ­ниц. Для его осуществления в сильных, после выставки из зи­мовника, семьях (пчелы занимают 8—9 улочек) формируют на плодную (неплодную) матку или зрелый маточник отвод­ки. После того как матка спарится и приступит к откладке яиц, отводок подсиливают печатным на выходе расплодом, взятым от основной семьи. Через месяц после формирования отводок занимает обычно 10—12 рамок. Перед началом глав­ного медосбора старую или худшую из маток днем уничтожа­ют, вечером же отводок объединяют с основной семьей, для чего достаточно удалить разделявшую их перегородку. В ре­зультате получается очень сильная семья, имеющая 12—20 соторамок преимущественно печатного расплода. На такую семью в случае необходимости всегда можно поставить мага­зинную надставку с соответствующим количеством полура­мочных сотов.

В свободной части лежака на осень и зиму можно поме­стить нуклеус для зимовки запасных маток, содержать в сво­бодной его части нуклеусы с молодыми матками до их спари­вания с трутнями, формировать отводки, реализуемые в виде пакетных семей. При необходимости ограничить кладку мат­кой яиц во время главного медосбора 2—3 рамки разновозра­стного расплода с маткой можно поместить в середине гнезда, а по обе стороны от них поставить несколько соторамок с ме­дом и пергой. После таких перестановок матка вынужденно сокращает кладку яиц, в результате чего количество открыто­го расплода в гнезде уменьшается; пчелы сосредоточивают ос­новное внимание на медосборе, складируя в улье мед. По окончании медосбора матке снова создают условия для актив­ной яйцекладки, чтобы нарастить в семье достаточное коли­чество молодых пчел-работниц для предстоящей зимовки.

Способ содержания пчел в двенадцатирамочных ульях с двумя магазинными надставками сводится к тому, что после выставки из зимовника гнезда пчелиных семей сокращаются до такой степени, чтобы пчелы плотно обсиживали оставляе-


мые им рамки, обеспечению их достаточными запасами корма и утеплению. После замены в семьях перезимовавших пчел молодыми и заметного усиления семей приступают к расши­рению гнезд. Для этого используют рамки со светло-коричне­выми или коричневыми сотами (лучше, чтобы они содержали пусть и небольшое количество меда и перги). Когда в семьях будет по 8 и более рамок расплода, а пчелы обсиживают 10— 11 соторамок (такое наблюдается чаще всего перед началом или в начале главного медосбора), на ульи ставят магазинные надставки.

Необходимое количество надставок готовят заранее; каж­дую из них комплектуют наполовину хорошими сотами, а на­половину рамками с вощиной. И те и другие располагают впе­ремежку между собой. Перед постановкой магазина семью тщательно осматривают, чтобы проверить, нет ли в ней ма­точников.

Через несколько дней, когда большинство рамок в над­ставке будет заполнено медом, между гнездовым корпусом и надставкой размещают вторую надставку, укомплектован­ную соторамками и рамками с вощиной. Чтобы матка не пе­решла на соты надставки, в ней оставляют обычно 10—9 ра­мок, располагая их с большими, чем между гнездовыми рамками, промежутками. В этом случае пчелы надстраивают соты, удлинняя ячейки, и матка яйца в них откладывать не может.

В районах с поздним медосбором (июль-август) для нара­щивания силы семей дают возможность матке откладывать яйца на сотах первой магазинной надставки. Вторую же над­ставку ставят тогда, когда большинство рамок первой над­ставки оказывается занятым расплодом. Вторую надставку ставят вразрез между гнездом и первой надставкой. Чтобы в новую надставку матка не перешла, гнездовой корпус изоли­руют от надставок разделительной решеткой.

Работы по уходу за пчелиными семьями при двухкорпус-ном их содержании сводятся к сокращению гнезд после вы­ставки из зимовника до такой степени, чтобы все соторамки плотно обсиживались пчелами, обеспечению их необходимым количеством углеводного белкового корма (8—10 кг меда и 2—3 рамки с пергой), так же как и в ульях всех систем, к тща­тельному утеплению гнезд. Расширяют гнезда по мере разви­тия семей сначала отстроенными (запасными) соторамками. С наступлением устойчивого тепла и появлением в природе нектара и пыльцы в гнездо подставляют и вновь навощенные рамки. При очередном осмотре семей рамки эти (хотя бы с на­половину отстроенными ячейками) переставляют ближе к


центру гнезда, а на их место помещают вновь навощенные рамки.

При благоприятных условиях в конце мая — начале июня в гнездах может быть 9—8 соторамок расплода с обсиживани-ем пчелами 11—12 рамок. На гнезда таких семей ставят вто­рые корпуса с тем, чтобы за 35—40 дней до главного медосбо­ра пчелы полностью их освоили.

Для формирования второго корпуса (перед постановкой на гнездо) его ставят на плоскую крышку или запасное дно рядом с семьей; возле южной (юго-западной, западной) стен­ки помещают в него медоперговую рамку, а рядом с ней — рамку с вощиной, затем — взятые из гнезда семьи одну рамку с разновозрастным и две рамки со зрелым печатным распло­дом. Расплодные рамки берут вместе с сидящими на них пче­лами. После расплодных рамок во второй корпус ставят одну-две соторамки со светло-коричневой сушью, а скраю — соторамку с медом и пергой. Всего во второй корпус ставят не более 6—8 рамок, которые от пустого его пространства отде­ляют разделительной доской.

В нижний корпус, к остающимся в нем 7—9 соторамкам, помещают запасные соторамки (лучше с небольшим количе­ством меда) и 1—2 рамки с вощиной до полного его комплек­тования рамками для того, чтобы до начала главного медосбо­ра его не разбирать больше, а затем на него ставят второй корпус.

По мере подготовки пчелами ячеек сотов верхнего корпуса сюда охотно поднимается из нижнего корпуса матка. С ростом на соторамках верхнего корпуса открытого расплода растет и масса молодых пчел-кормилиц, которые очень быстро отстра­ивают и новые соты. Если (через 7—10 дней) после постановки второго корпуса все соты на вощине оказываются отстроенны­ми, а на большинстве рамок располагается расплод, то в него ставят дополнительно 2—3 рамки с вощиной (при наличии поддерживающего медосбора) или 2—3 соторамки с сушью (при отсутствии нектара в природе). Затем через каждые 6—7 дней (по мере отстройки пчелами сотов на вощине и использо­вании их матжой) гнездо 2-го корпуса расширяют рамками с вощиной, подставляя их к рамкам с открытым расплодом. Ес­ли в природе имеется поддерживающий медосбор, то примерно через месяц после того, как был поставлен второй корпус, пче­лы будут обсиживать соторамки обоих корпусов.

Для сокращения затрат труда и времени при благоприят­ных условиях вторые корпуса сразу же, в момент их поста­новки на нижние гнезда семей, комплектуют полностью сото­рамками и рамками с вощиной.


На крупных пасеках корпуса перед главным медосбором меняют местами (верхний, в котором сосредоточен весь рас­плод, открытый и невызревший, ставят на дно улья — первым снизу, а нижний помещают на него).

На малочисленных же пасеках гнезда семей перед глав­ным медосбором переформировывают путем перестановки ра­мок с открытым и незрелым расплодом в нижний корпус, а со-торамки с расплодом на выходе из него молодых пчел (зрелым расплодом) и две-три соторамки с пергой — в верхний. Это и обеспечивает возможность сосредоточения основной массы меда и создания запаса консервированной медом перги во вто­ром корпусе.

При хорошем медосборе пчелы быстро заполняют сото­рамки верхнего корпуса медом, при запечатывании которых наиболее полномедные соторамки (4—5 штук) отбирают и хранят для использования при сборке гнезд пчелиных семей на зиму. Взамен же отобранных полномедных ставят во вто­рые корпуса пустые соторамки из запасных. При обильном медосборе (4 и более кг нектара в день) под корпус с медом на основное гнездо ставят 1-2 магазинные надставки с комплек­том (8—9 штук) рамок с сушью и вощиной. Пока соты мага­зинных надставок заполняются свежим нектаром, в верхнем корпусе мед становится вызревшим, и его можно снять и пос­тавить на хранение до откачивания.

В целях удержания семей от роения, когда главный ме­досбор наступает поздно (цветение гречихи, липы, подсол­нечника), своевременного наращивания силы семей и сохра­нения их активной работоспособности часто прибегают к формированию временных отводков на неплодную матку (зрелый маточник) во вторых корпусах над основными силь­ными семьями, отгороженными от них глухой горизонтальной перегородкой. После спаривания матки и заполнения распло­дом второго корпуса, за один-два дня до начала главного ме­досбора, проводят переформировку семьи и отводка, пере­ставляя все соторамки с открытым расплодом в нижний корпус (гнездо основной семьи), а с запечатанным — в верх­ний (гнездо отводка), путем удаления глухой перегородки, находившейся между нижним и верхним корпусами, отводок объединяют с основной семьей, оставляя в большой объеди­ненной семье лучшую матку.

При многокорпусном содержании пчелиных семей полно­ценные по силе пчелиные семьи зимуют, как правило, в двух корпусах. Сформировавшийся осенью в нижнем корпусе улья клуб пчел, расходуя в течение зимы запасы корма, поднима­ется постепенно во второй корпус, в котором все соторамки


оставляют на зиму полномедными. После выставки семьи из зимовника (весной) нижний корпус улья бывает, в основном, уже пустым, а все гнездо ее (пчелы с маткой, расплод и корм) сосредоточено в верхнем корпусе. Если семья выходит из зи­мовки ослабленной, то нижний корпус убирают; семью остав­ляют в одном верхнем корпусе, который устанавливают на дно, хорошо утепляют, а леток сокращают. Благополучно пе­резимовавшую, хорошо развивающуюся семью после облета пчел и первичного ее осмотра в течение двух-трех недель можно не беспокоить.

О целесообразности расширения пчелиных гнезд в даль­нейшем судят по сплошному (на больших пасеках — выбо­рочному) осмотру семей. Второй корпус ставят тогда, когда 6—7 сотов действующего гнезда семьи будет занято разновоз­растным расплодом. Корпуса, предназначенные для расшире­ния гнезд, укомплектовывают рамками заблаговременно, при этом в одни из них помещают рамки с сушью (при наличии в них корма), в другие — рамки с вощиной вперемежку с мало­медными сотами, в третьи — пустые соторамки и две-три рамки с вощиной. Если нектара в природе нет, то на гнезда ставят вторые корпуса, укомплектованные сушью и маломед­ными рамками. При появлении хотя бы небольшого медосбора вторыми (вместо корпусов с сушью и маломедными рамками) ставят корпуса, укомплектованные рамками с сушью и дву-мя-тремя рамками с вощиной. Во всех случаях в верхнем кор­пусе создается наиболее благоприятный для выращивания расплода температурный режим, и матка очень быстро подни­мается в него из нижнего корпуса, интенсивно ведет яйцек­ладку на его сотах.

К концу весны — началу лета соторамки вторых (верх­них) корпусов, как правило, бывают заполненными распло­дом всех возрастов, в нижних же корпусах в это время распо­ложен зрелый печатный расплод. Здесь ежедневно выводятся молодые пчелы, а потому объема двух корпусов для семьи ста­новится недостаточно. Если с последующими работами по расширению гнезд промедлить, то это приведет к резкому снижению яйцекладки маткой, задержке роста силы семьи, возникновению в ней роевого состояния. В это время семьям необходимо дать третьи корпуса, что совпадает обычно с на­чалом заметного поддерживающего медосбора. Пчелы в этот период хорошо строят соты, а потому третьи корпуса и запол­няются маломедными соторамками вперемежку с рамками, оснащенными вощиной.

Ставить третий корпус можно либо «вразрез» между пер­вым и вторым, либо сверху на второй корпус (первый вариант


 
 


наиболеецелесообразен с точки зрения предупреждения рое­ния семей и стимулирования строительства сотов). При поста­новке 3-го корпуса одновременно меняют местами два преды­дущих (верхний корпус с молодым расплодом и маткой ставят вниз, на него ставят вновь подготовленный 3-й корпус с мало­медными рамками и вощиной, а сверху — корпус со зрелым расплодом, который до этого находился в самом низу гнезда). Чтобы в условиях малого медосбора матка не перешла для кладки яиц в верхний (3-й снизу) корпус, между ним и вто­рым корпусом необходимо положить разделительную решет­ку. В этом случае на медовых рамках верхнего корпуса рас­плода совсем не будет; это облегчает решение задачи по отбору из него сотов и откачке меда из них.

Вместо третьего корпуса можно ставить 1—2 магазинные надставки, число которых можно увеличивать по мере запол­нения их медом. В этом случае в каждой надставке размеща­ют по 8—9 соторамок. Отстраивая на них более глубокие ячейки, пчелы препятствуют яйцекладке в них маткой.

После того как верхний корпус будет заполнен медом, а в нижнем к этому времени основная масса расплода выведется, для сохранения работоспособности семьи осуществляют оче­редную перестановку корпусов. При этом способы переста­новки корпусов находятся в прямой зависимости от условий медосбора. Если цветение основных медоносов ожидается не­скоро (через 10—15 дней), а в природе имеется неплохой ме­досбор, верхний корпус с вызревшим медом целесообразно отобрать для откачивания, корпус с молодым расплодом и маткой (бывший средний строительный) ставят на самый низ; на него помещают новый строительный корпус, разделитель­ную решетку, а на нее ставят находившийся внизу корпус со зрелым расплодом.

Перед наступлением главного медосбора семьям необхо­димо добавить по корпусу с сотами и вощиной или магазин­ные надставки для складирования и переработки пчелами не­ктара. В этом случае матку с помощью разделительной решетки изолируют в нижнем корпусе. Лишь в условиях сильного, бурного медосбора, например с липы, можно обой­тись и без искусственной изоляции матки; принося по 6—9 и более килограммов нектара в день, пчелы настолько быстро заполняют им соты, что ячеек, пригодных для откладки яиц маткой, в них не остается.


При выборе типа ульев необходимо учитывать их возмож­ность противостоять резким колебаниям наружных темпера­тур, зашиты пчелиного гнезда от холодных ветров, исходить из местных медосборных условий и необходимости повыше­ния производительности труда. При интенсивном кочевом пчеловодстве предпочтение отдают наиболее удобным для пе­ревозки ульям, а при прогнозе на сильный и интенсивный ме­досбор — более объемистым. Ульи, снабженные магазинными надставками в необходимом комплекте, имеют значительное преимущество перед ульями, обеспеченными одними гнездо­выми соторамками. Преимущество заключается в возмож­ности использования магазинных соторамок значительное ко­личество времени (много лет) без выбраковки, иметь достаточный, их запас и откачивать мед после медосбора, по­лучая при этом продукцию высокого качества. При отборе из ульев полурамок с медом их легче и быстрее удается освобо­дить от пчел, удобнее распечатывать при откачке меда.

ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПАСЕКЕ

Товарная продуктивность пчелиных семей, эффектив­ность работы на опылении энтомофильных сельскохозяйст­венных культур, способность противостоять неблагоприят­ным условиям среды обитания определяется во многом и характером роста их силы, развитием в весенний период года. Основная задача пчеловодов в том и состоит, чтобы создать семьям условия для ускоренного их развития весной. С этой целью подготовку к весенним работам на пасеках стараются проводить заблаговременно. Еще зимой ремонтируют или приобретают (изготавливают) новые ульи и рамки к ним, мелкий инвентарь, утепляющие маты (подушки), подставки под ульи, наващивают необходимое количество гнездовых и магазинных рамок, очищают и дезинфицируют готовые сото-рамки, воск и восковое сырье обменивают на вощину и т. п.

Начинающему пчеловоду не менее важно подобрать место для размещения пасеки. Располагают ее в сухом, защищен­ном от господствующих ветров месте. Лучше, когда участок обнесен живой изгородью из медоносных кустарников или за­бором; когда на участке имеются редкие насаждения (кустар­ник или низкорослые деревья), что облегчает пчелам возмож­ность ориентирования по месту расположения семей, создает затенение ульев в жаркую погоду. При размещении пасеки на сырых участках семьи весной плохо развиваются, а пчелы ча­ще поражаются различными болезнями. Не подходят для раз-


мещения пасек и глубокие балки, низины; здесь концентри­руется холодный воздух, а утром надолго задерживаются ту­ман и сырость.

Лучшим участком для размещения крупных пасек может служить территория или часть территории фруктово-ягодного сада, расположенного в стороне от крупных населенных пун­ктов, проезжих дорог и животноводческих ферм. Не рекомен­дуется размещать пасеки вблизи больших водоемов, широких рек и болот (при перелете через них много пчел гибнет в во­де), воскобойных заводов, кондитерских фабрик, других про­мышленных предприятий (химических, металлургических), линий электропередач высокого напряжения.

Перед выставкой пчел из зимовника территорию пасеки очищают от снега; для ускорения таяния снег рыхлят, посы­пают золой или торфом, угольной пылью; остатки снега и на­капливающийся в течение зимы мусор с территории пасеки удаляют; расставляют подставки под ульи; устанавливают навес для контрольного улья; оборудуют поилку для пчел (ес­ли на пасеке имеются инфекционно больные семьи, то поилки устраивать нецелесообразно).

Весной пчелиные семьи выносят из зимовника на точок в различные сроки, которые зависят в основном от условий зи­мовки пчел. Если зимовка проходит благополучно, в ульях подмора мало, пчелы ведут себя спокойно и у них отсутствуют признаки поноса, имеется корм высокого качества в достаточ­ном количестве, спешить с выставкой пчел из зимовки не сле­дует.

Возникновение повышенного гула пчел указывает так или иначе на неудовлетворительное состояние семей в конце зи­мовки, что вызывается чаще всего повышением температуры внутри зимовника. К концу зимовки она может повыситься иногда настолько, что при помощи обычных вентиляционных устройств нормализовать ее не удается. В этих случаях внут­ри зимовников размещают какие-либо емкости со льдом (сне­гом). Повышения влажности воздуха добиваются увлажнени­ем полов, развешиванием внутри помещения влажных мешков, а сильно беспокоящимся семьям дают питьевую во­ду, которую наливают в пустые соторамки.

Иногда температуру внутри зимовника удается понизить, открыв двери в тамбуре на ночь или закрыв на этот период су­ток только решетчатую дверь.

Время выставки пчел из зимовника определяется как по­годными условиями, так и состоянием пчелиных семей, а так­же температурой внутри зимовника и уровнем его вентиля­ции. К сильному возбуждению пчелиных семей и распаду


зимнего клуба пчел приводит повышение температуры в зи­мовнике до +6—7 *С и выше. Если при помощи вентиляции и других средств охлаждения температуру в зимовнике ниже +6 °С поддерживать не удается, а пчелы остаются возбужден­ными, выкучиваются из летка, оставляют на передних стен­ках ульев следы поноса, то семьи из зимовника надо выносить немедленно. В этом случае на очищенной от снега площадке подбирают максимально защищенное от ветра и хорошо про­греваемое солнцем место, раскладывают необходимое коли­чество подставок под ульи, и в хороший солнечный день, ког­да температура воздуха в тени повышается до 8—10 *С (почва участка в этом случае прогревается до 12—14 °С), ульи с пло­хо зимующими семьями выносят и размещают для облета на отведенные для них места.

Если же пчелы, находясь в зимовнике, сидят в ульях спо­койно, на передние стенки через летки не выходят, то выно­сить семьи из зимовника целесообразно тогда, когда воздух в тени будет прогрет до 10—12 °С, то есть при устойчивом по­теплении атмосферного воздуха, чтобы избежать весенних слетов и налетов пчел. На крупной пасеке семьи следует вы­носить из зимовника во второй половине или в конце дня. Семьи при этом волнуются меньше, а будучи растревоженны­ми — быстро успокаиваются. Утром следующего дня или с на­ступлением тепла пчелы спокойно начнут облетываться.

Небольшую по числу пчелиных семей пасеку, состоящую из нескольких десятков ульев, выставляют на подготовлен­ный точок из зимовника рано утром того дня, когда погода предположительно будет теплой. В этом случае для облета пчелы используют наиболее теплую часть дня.

Накануне дня выставки пчел из зимовника летки ульев с осторожностью очищают от подмора. Перед выносом из зимо­вника летки ульев наглухо закрывают; если зимой крышки с них были сняты, то их одевают. На носилки или пасечную те­лежку ульи ставят летками назад, чтобы пчеловод, идущий сзади, мог наблюдать за поведением семей при их выносе (вы­возе) из зимовника. Выносить ульи рекомендуется осторожно, не допуская стуков или толчков, сотрясений и резких накло­нов. После того как все семьи из зимовника вынесены и рас­ставлены на места, поочередно, но с некоторым интервалом во времени, открывают в ульях летки. При благоприятной пого­де пчелы обычно очень дружно совершают очистительный об­лет, освобождаясь от экскрементов (каловой нагрузки).

В день выставки семей из зимовника на солнечном и за­щищенном от ветра месте пасеки устанавливают поилку для пчел.


Характер первого очистительного облета пчел весной яв­ляется одним из ориентировочных показателей результатов прошедшей зимовки и состояния семей. Для получения таких сведений за облетом пчел необходимо внимательно наблю­дать, так как по его особенностям определяют не только состо­яние семей, но и выявляют те из них, которым необходимо срочно оказывать ту или иную помощь. Сильные, благопо­лучно перезимовавшие семьи облетываются дружно; пчелы их, выйдя из летка на прилетную доску, взлетают в воздух сразу же, а спустя некоторое время начинают чистить свое жилище, выбрасывая из ульев сор и трупы умерших в зимовке особей. Плохо перезимовавшие, безматочные, пораженные нозематозом, слабые семьи облетываются менее энергично; часть пчел их, как правило, ползает по прилетной доске и на­ружным поверхностям стенок улья (особенно передней стен­ки), пачкая их калом.

Для установления фактического состояния семей в бли­жайшие (после облета пчел) теплые дни проводят их осмотр. Плохо перезимовавшие семьи осматривают немедленно (либо на точке, если температура воздуха в тени достигает 14 °С, либо в теплом, приспособленном для этого помещении, либо на точке с использованием переносной палатки с полиэтиле­новым покрытием).

При наличии матки, способной откладывать оплодотво­ренные яйца, но не имеющей возможности проявить высокую яйценоскость из-за недостатка молодых пчел-кормилиц, сильно ослабевшие пчелиные семьи можно исправить, а затем вырастить из них сильные работоспособные семьи.

Семьи, ослабевшие из-за некачественных маток, испра­вить невозможно. В таких семьях маток уничтожают, а остав­шихся пчел присоединяют к семьям с полноценными матками.

Очень важно исп­равляемые семьи при первом же осмотре пересадить в чистые, продезинфициро­ванные, хорошо про­сушенные и теплые ульи, которые до это­го в течение 2—3 дней находились в хо­рошо отапливаемом помещении; заме­нить все опоношен-ные или заплесневе-


лые соты; вместо изъятых сотов добавить необходимое количе­ство доброкачественных (с медом и пергой) сотов, прогретых предварительно до 30—35 °С; гнездо сократить до числа сотов, которое может быть плотно покрыто пчелами, и хорошо утеп­лить. Утеплять гнезда с боков и сверху лучше сухими и теплы­ми подушками или матами, а в ульевую подставку (под дно улья) набить соломы или сена, разместить ящик с сухим пес­ком или шлаком. При этом верхние летки полностью закрыва­ют, а нижние открывают для прохода не более 2—3 пчел.


Перестановка ульев на чистое дно (замена доньев).

 

После исправления неблагополучно перезимовавших се­мей при благоприятной погоде приступают к осмотру и обра­ботке хорошо перезимовавших семей. Следует иметь в виду, что после выставки пчел из зимовника целесообразно сделать лишь один весенний осмотр, выполнив при этом как можно больше самых необходимых работ по обслуживанию семей, а затем в течение последующего месяца вовсе их не беспокоить. При осмотре устанавливают силу семьи (по числу соторамок, плотно обсиживаемых пчелами), наличие и работоспособ­ность матки, наличие расплода и количество соторамок, кото­рые он занимает, обеспеченность семьи кормом, состояние гнезда (сухое, опоношенное, массу подмора) и др. При нали­чии свободных продезинфицированных ульев пчелиные семьи пересаживают в них при первом же осмотре (особенно слабые семьи). Когда на пасеке запасных ульев нет, то ульи, в кото-


рых семьи находились в зимовке, тщательно очищают от под­мора и мусора. Если на пасеке имеются ульи с отъемными доньями, то перед осмотром у передних стенок ульев забла­говременно раскладывают подготовленные запасные донья: пустив в леток струю дыма, корпус поднимают без дна улья и ставят его на чистое и продезинфицированное дно. Убрав грязное дно, улей ставят на прежнее место. Освободившиеся донья очищают от подмора, хорошо выскабливают, промыва­ют щелоком (синтетическими моющими порошками), опола­скивают чистой водой, просушивают, дезинфицируют огнем паяльной лампы и вновь используют для замены других донь­ев. В ульях с неотъемными доньями сначала очищают свобод­ную от соторамок часть дна, затем рамки передвигают и за­канчивают чистку оставшейся его части.

В тех случаях, когда гнезда оказываются опоношенными или ульи внутри сырые, имеются заплесневелые с закисшим медом соты, семьи обязательно пересаживают на чистые и продезинфицированные соты, заменяя все не пригодные к эксплуатации соторамки. Опоношенные соты с расплодом размещают у края гнезда, впоследствии (по выходе из них мо­лодых пчел) из улья их удаляют.

Сокращают и утепляют гнезда при осмотре семей так же, как и при исправлении неблагополучно перезимовавших се­мей. Слабые семьи в этот период целесообразно усилить за счет сильных семей.

Весной пчелиные семьи, в том числе и ослабшие, испыты­вают значительную потребность в корме. По причине небла­гоприятных погодных условий и отсутствия медосбора пчели­ные семьи выращивают расплод в этот период исключительно за счет кормовых запасов гнезда, для чего в каждой семье дол­жно быть не менее 8—10 кг углеводного корма и 1—2 сотов с пергой. При недостаточных запасах корма пчелы больше ле­тают в поисках пыльцы и нектара, даже в холодную погоду, что увеличивает скорость их изнашивания и отход. Чтобы из­бежать этого и обеспечить одновременное увеличение в семь­ях массы расплода, необходимо подставлять им из запасов предварительно подогретые соты с медом и пергой.

При отсутствии запаса медовых сотов пчелиные семьи подкармливают сахарным сиропом, который готовят из расче­та 1,5 кг сахара на 1 л воды. Давать его надо в один прием не более 1—1,5 л на пчелиную семью. Побудительно-профи­лактическую подкормку пчел (при наличии в гнезде не менее 8 кг углеводного корма) осуществляют ежедневно малыми до­зами сахарного сиропа (200 г сиропа на пчелиную семью) кон­центрацией на 1 кг сахара 1 л воды, для чего требуется обычно

9. Я-123


       
 
   
 


3—4 кг сахара на одну семью пчел. Лучшей углеводной под­кормкой пчел является медовая сыта (1 кг меда на 0,5 л воды).

Размещение кормушки в гнезде пчелиной семьи.

Влияние углеводных подкормок на выращивание расплода и сбор меда семьями при наличии перги или пыльцы

Если же у пчеловода отсутствуют запасы перги, то можно приготовить и дать пчелам искусственный белковый корм в виде медово-сахарного теста с белковым наполнением. Для приготовления 10 кг такого корма берут 2,2 кг меда, 6,4 кг са­харной пудры, 0,5 кг сухих инактивированных (убитых теп­лом) кормовых дрожжей, 0,5 кг цветочной пыльцы или перги, 0,4 л питьевой воды и 4 мл уксусной кислоты (эссенции).

Для предотвращения пчелиного воровства летки в ульях оставляют открытыми настолько, чтобы пчелы могли конт-


ролировать появление в улье пчел из других семей и чтобы пчелы своей семьи могли входить в улей и одновременно вы­ходить из него, не мешая друг другу. В этих же целях побу­дительно-профилактические углеводные подкормки рекомен­дуется давать семьям вечером, когда лет пчел прекращается; нельзя при этом обливать прилетные доски, стенки ульев, площадки у ульев сладкими жидкостями.

Для прекращения начавшегося воровства на прилетную доску обворовываемой семьи кладут ветошь, смоченную керо­сином, отпугивающим воровок; устраивают лабиринты перед летком, препятствующие проникновению пчел-воровок в эту семью привычным путем (глиняные обмазки с отверстиями, проходы в трубочках, специальные козырьки); укладывают у самого летка пучки пахучих трав и др.

При сильном нападе улей с обворовываемой семьей уби­рают на время в прохладное помещение, на его место устанав­ливают пустой улей, спустя 1—2 дня (после прекращения ле­та воровок в пустой улей) семью выносят из помещения и ставят на прежнее место.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.013 с.)