Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение рациональных приемов ухода за пчелиными семьямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Продуктивность пчелиных семей, эффективность их опылительной деятельности и способность противостоять неблагоприятным условиям среды зависят от сложного комплекса внешних и внутренних факторов, главным из которых является сила семей: Наиболее активно собирают нектар и дают много меда семьи, подготовившиеся к медосбору заблаговременно, завершающие к его началу последнюю стадию роста (накопление резервных молодых пчел) и достигающие 5—6 кг (50—60 тыс. пчел-работниц), то есть занимающие к этому времени два гнездовых корпуса. В спокойном состоянии такие семьи находиться долго не могут (приступают к интенсивному сбору нектара, а при его отсутствии — к роению). Превосходство сильных семей над слабыми выражается не только в количестве собранного нектара, но и в массе меда на каждый килограмм живых пчел. Более низкая продуктивность слабых семей объясняется не только тем, что они более интенсивно выращивают расплод и позже усиливаются, но и тем, что выращенные в них пчелы по качеству сильно уступают пчелам из сильных семей. Пчелы сильных семей отличаются от пчел, выращенных в слабых семьях, большей массой тела и большими его размерами, заметно превосходят их по содержанию резервных веществ в организме и продолжительности жизни. Летные пчелы из одной сильной семьи способны посетить за день не менее 50—60 млн. цветков гречихи, подсолнечника или других энтомофильных сельскохозяйственных культур, тогда как пчелы из слабых семей не посещают и половины этого числа. При посещении цветков пчела несет на своем теле до 3—5 млн. пыльцевых зерен и успешно переопыляет растения. С точки зрения хозяйственной ценности, в зависимости от количества имеющихся в них пчел, пчелиные семьи делят на сильные, средней силы и слабые. Обычно сила пчелиной семьи измеряется числом рамок в улье, плотно обсиживаемых пчелами. Принято считать, что на одной рамке с двух сторон (размером 435 х 300 мм) или между рамками (в улочке) размещается 250 г пчел (на крайних рамках гнезда пчел бывает обычно мало, на средних — много больше, в жаркую погоду — наоборот). В 1 кг насчитывается около 10000 пчел северных популяций и до 11000 — южных (последние меньше размерами). Весной и осенью в условиях средней полосы сильными считаются семьи, пчелы которых полностью покрывают 9—10 и более соторамок, средними — 8—7 и слабые — 6 и менее со-торамок. Следовательно, в весенний и осенний периоды сильная семья весит примерно 2—2,5 кг, что соответствует 20— 25 тыс. пчел. В течение же лета их масса увеличивается в 2—3 раза. В многокорпусных ульях сильные семьи занимают весной и осенью до 2 корпусов. Чтобы на пасеке содержались только сильные семьи, каждая из них должна иметь неснижаемый (обильный) запас доброкачественных кормов, молодую высокопродуктивную матку, быть обеспеченной установленной нормой отстроенных сотов, быть способной поддерживать внутри улья оптимальный температурно-влажностный и газовый режим, оказывать сопротивление многочисленным болезням и вредителям. Огромное значение для жизнедеятельности и развития пчелиных семей имеют внешние факторы, ведущими из кото- рых являются климатические и погодные, растительный и животный мир, в частности кормовая база, полезные и вредные для пчел и расплода живые организмы. Следовательно, регулирование процессов интенсивного наращивания пчел-кормилиц в весенний период в целях обеспечения роста массы летных пчел к главному медосбору и достаточного количества физиологически молодых пчел к зимовке зависят от сложного комплекса взаимосвязанных внутренних и внешних факторов. Знание этих факторов и умение управлять ими является основой содержания на пасеке сильных и высокопродуктивных пчелиных семей. В управлении этими факторами большое значение имеют современные методы содержания и разведения пчел, то есть своевременное и квалифицированное выполнение всех пасечных работ. При выявлении в первый весенний осмотр слабых семей принимаются возможные меры по их усилению (меняют при необходимости старую матку на более продуктивную молодую, обеспечивают их необходимым количеством полноценных углеводных и белковых кормов, тщательно утепляют гнезда, подставляют в их гнезда соты с запечатанным расплодом из сильных семей, а при необходимости объединяют слабые семьи друг с другом). К усилению семей прибегают и в период их подготовки к зимовке. Установлено, что семьи пчел с молодыми, однолетними Отношение пчел к подсаживаемым маткам носит ярко выраженный сезонный характер. Наиболее благоприятное для подсадки маток время — весна и первая половина июня, т. е. период интенсивного роста семьи. Агрессивность пчел к подсаживаемым маткам резко возрастает при наличии в семье анатомических пчел-трутовок и при отсутствии в природе медосбора. В период обильного приноса пчелами нектара в гнездо (во время главного медосбора) пчелиные семьи принимают маток хорошо. После окончания медосбора (конец июля и на- чало августа) у пчел отмечается наибольшая агрессивность к Значительно легче подсадить новую матку в небольшую, находящуюся в состоянии интенсивного роста семью, чем в семью сильную. Молодые нелетные пчелы агрессивности к подсаживаемой матке практически не проявляют. Плодных маток пчелы принимают значительно охотнее, чем неплодных. Из числа плодных пчелы предпочитают маток, не прекращавших кладку яиц. Неплодных (только что вышедших из маточников) маток пчелы принимают лучше, чем неплодных маток старших возрастов. Сложно подсаживать матку в пчелиную семью, находящуюся продолжительное время без матки. Снижается на 40 % прием маток пчелами при наличии в семьях свищевых маточников. В сильных семьях при наличии в гнезде открытого расплода, на личинках которого могут быть заложены свищевые маточники, подсаживаемых маток пчелы принимают значительно хуже, чем в присутствии одного запечатанного расплода. Заметно снижает прием маток излишнее раздражение пчел, чему способствуют частые и неумелые осмотры гнезд, резкое прекращение медосбора в связи с непогодой, появление пчелиного воровства и другое. Успокаиваются семьи, возбужденные в течение летного времени, как правило, только к концу дня. Пчелы охотнее принимают подсаживаемых маток в первые двое суток после отбора старых маток, но не ранее 3—5 часов после «осиротения» семьи. Известные ныне способы подсадки маток в пчелиные семьи можно разделить на прямые и непрямые (с использованием различных изоляторов). Прямые способы заключаются в том, что матку подсаживают непосредственно к пчелам на сот или в леток без предварительного предохранения ее от нападения со стороны пчел. К прямым способам подсадки маток обычно прибегают:
— при наличии в природе хотя бы небольшого медосбора; — для семей, находящихся в стадии интенсивного роста; — при наличии в семье большого количества молодых — при замене старой матки на молодую плодную, у кото Непрямые способы подсадки маток основываются на предварительном ограждении их от непосредственного контакта с пчелами семей, в которые они внедряются, с использованием клеточки, большого сетчатого колпачка, отводка во втором корпусе или в части гнезда через глухую перегородку, либо рамочного изолятора. При подсадке матки с использованием клеточки из семьи отбирают старую матку, подлежащую замене, а взамен ее дают в клеточке молодую матку, размещая ее в центре гнезда между сотами с открытым расплодом. Здесь пчелы-кормилицы начинают кормить маток маточным молочком, поддержи-вают стабильную температуру, формируют и свиту матки. Перед размещением матки в кормовое углубление клеточки кладут мед или свежее медово-сахарное тесто; клеточку же с маткой при установке в гнездо прижимают одной стороной к участку сота с медом. Выпускают матку из клеточки не ранее чем через 48 часов после подсадки путем заклеивания выхода из нее полоской вощины. Лучше это сделать в конце дня, когда пчелы ведут себя более спокойно. В пчелиную семью, потерявшую по каким-либо причинам матку и имеющую свищевые маточники, подсаживать матку в клеточке возможно только после удаления всех маточников. Хорошие результаты при подсадке маток дает способ предварительного выдерживания сменяемой матки в клеточке в течение суток в своей семье, а после ее удаления (в этой клеточке) подсаживают в семью молодую плодную матку. Если среди свищевых маточников оказываются и такие, из которых уже вышли матки, то маток этих обязательно отыскивают и вылавливают, а уж затем подсаживают в семью подготовленную для этого молодую матку. При замене матки в неблагоприятные периоды пчелиные
семьи подкармливают медовой сытой или сахарным сиропом и выдерживают без маток 3—4 дня; затем срывают все заложенные свищевые маточники и подсаживают молодую матку в клеточке. С использованием большого сетчатого колпачка матка подсаживается в семью через 3—5 часов после отбора заменяемой матки, т. е. после того как пчелы почувствуют осироте-ние. Раньше давать матку не рекомендуется, так как пчелы могут прогрызть сот под колпачком, проникнуть к матке и убить ее. Подсадку новой матки в семью лучше производить в конце дня. Бе накрывают обычно колпачком на одном из центральных сотов гнезда на участке, где из ячеек выходят молодые пчелы и имеется мед. Спустя 1—2 дня, когда матка начнет откладывать яйца на участке этого сота, колпачок убирают, предварительно уничтожив (если были) все свищевые маточники. Подсадка в семью матки, накрытой большим колпачком. Удачным получается подсаживание маток через отводок, сформированный во втором корпусе, отделенный глухой вставной доской, или в части улья-лежака также через глухую перегородку. При формировании отводка следят за тем, чтобы в нем был преимущественно запечатанный расплод и как можно меньше открытого расплода (особенно нежела- тельны молодые личинки). Через 3—4 часа в отводок подсаживают молодую матку одним из указанных выше способом (можно в пересылочной коробочке, сняв предварительно крышку и пленку, затем заклеив ее кусочком вощины с проделанными в ней 3—4 отверстиями диаметром 3—4 мм). После начала кладки яиц маткой отводок развивают до силы хорошей семьи либо объединяют с материнской семьей, из которой предварительно отбирают старую матку, подлежащую замене. Замену старых маток на неплодных рекомендуется осуществлять исключительно через отводок. Пчелам отводка подсаживают любым, указанным выше, способом молодую неплодную матку или же дают зрелый маточник, который размещают между сотами с расплодом. После оплодотворения и начала кладки яиц этой маткой отводок присоединяют указанными выше способами к семье. При подсадке маток с помощью рамочного изолятора в семье отыскивают, а затем удаляют старую матку. Через 2—3 часа из семьи отбирают гнездовой сот с расплодом на выходе, медом, пергой и пустыми ячейками. После предварительного удаления с сота (всех, сидевших на нем) пчел, на него пускают подсаживаемую матку. Затем сот с маткой аккуратно ставят в сетчатый изолятор, закрывая все возможные проходы в него для пчел. Изолятор с маткой ставят в середину гнезда между сотами с открытым расплодом. На шестой день семью осматривают и если обнаруживают свищевые маточники, то их удаляют, а сот с маткой и молодыми пчелами из изолятора осторожно извлекают и размещают в гнезде среди расплода.
Плодных маток необходимо как можно быстрее подсадить в семьи или отводки, так как при 5-ти дневном пребывании в пересылочных коробках или клеточках яйце-
кладки их снижается в дальнейшем на 54 %, а при 10-дневном—на 88%. К резкому снижению количества и качества выращиваемого расплода приводит также и недостаточная обеспеченность пчелиных семей кормами, особенно в период отсутствия медосбора. При этом не только сокращается яйцекладка маток, но наблюдаются и случаи, когда пчелы выбрасывают из ячеек личинки. В целях повышения уровня кормления личинок и выращивания значительной массы полноценных рабочих пчел необходимо подвозить пасеки к источникам поддерживающего медосбора. Если такой возможности нет, то при отсутствии медосбора необходимо создавать благоприятные условия для кормления личинок и, следовательно, выращивания наиболее полноценных, высокопродуктивных пчел, путем подкормки семей. Зависимость массы личинок пчел от количества меда в гнезде На развитие и рост силы пчелиных семей заметное влияние оказывают углеводные подкормки пчел, обогащенные продуктами, содержащими белки и другие питательные вещества. Например, в меде содержится 0,4—0,6 % белков, а в молоке коровьем — около 3 %, к тому же молоко пчелами не только не отвергается, но и хорошо употребляется при его присутствии в сахарном сиропе. Опытами установлено, что густой сахарный сироп, в котором 20 % воды заменяется коровьим молоком, содержит белка примерно в два раза больше, чем мед натуральный. При этом усвояемость веществ молока организмом пчелы составляет в среднем 76,5 %, немногим больше этого (79,1 %) усваиваются вещества пыльцы. При замене в сахарном сиропе 10 % воды молоком содержание белка в теле пчелы увеличивается на 4,5 %, при замене 20 % воды — на 6,6 %, а при замене 40 % воды — на 11 %. Замена в сахарном сиропе, используемого на подкормку пчел, 10 и 20 % воды молоком, способствует росту количества расплода в семьях соответственно на 35 и 25 %. При питании в период наращивания силы семей сахарным сиропом, содержащим 10 % цельного молока, сбор нектара увеличивается на 15 %, а содержащим 10 % снятого молока — на 9 %. Для приготовления сахаромолочной подкормки сначала готовят сахарный сироп из расчета 0,8 л воды на 1 кг сахара (воду в этом случае нагревают до начала кипения). Перед раздачей корма семьям в охлажденный сироп добавляют молоко (0,2 л на 1 кг содержащегося в сиропе сахара). При подкормке пчел сахаромолочным кормом необходимо следить за тем, чтобы корм пчелы выбирали из кормушек полностью, так как остатки его через определенное время могут забродить. Оправдывает себя и подкормка пчел с добавлением в нее пекарских и пивных дрожжей, содержащих легкоусвояемый белок, витамины и другие вещества. При приготовлении подкормки с дрожжами сначала гото-вят сахарный сироп из расчета на 1 л воды 1 кг сахара. Затем берут 250 г свежих пекарских дрожжей и тщательно растирают с 0,5—1 л сахарного сиропа. Образовавшуюся при этом однородную смесь разбавляют в 5 л сахарного сиропа и подогревают до кипения. Полученная сахародрожжевая подкормка содержит по 50 г свежих дрожжей в 1л сиропа, т. е. получается сироп с 5 %-ми растертых и убитых кипячением пекарских дрожжей. Сухих пекарских дрожжей берут для этого в 4 раза меньше, чем свежих. Следовательно, на 1 л подкормки
необходимо брать около 12 г сухих дрожжей. Сначала их размешивают в слегка подслащенной воде и оставляют на сутки в теплом месте для их массового размножения. Через сутки дрожжи вливают в сахарный сироп, который затем доводят до кипения, а после охлаждения дают пчелам. Благотворно влияет на развитие пчелиных семей добавление в подкормку (сахарный сироп, приготовленный из расчета на 1 л воды 1 кг сахара) 3 мл (на каждый кг сахара) уксусной, щавелевой или лимонной кислоты. Уксусную кислоту (эссенцию) отмеривают по делениям, имеющимся на бутылочке, и вливают в небольшое количество воды (в малом количестве воды предварительно разводят и щавелевую или лимонную кислоту). После этого кислоту вливают в охлажденный сироп и тщательно размешивают. Дают такую подкормку сразу же после очистительного облета (вечером, когда лет пчел прекращается). За 1 раз дают в среднем по 0,5 л на 1 семью. Более сильным семьям можно давать по 0,6—0,8 л сиропа, а слабым по 0,2—0,3 л. Хорошие результаты дает трехразовая подкормка с промежутками в 3 дня. Для приготовления кислой подкормки часто используют ревень, щавель или кислицу. При этом 1 кг любого из растений отваривают в 8—10 л воды, процеживают и добавляют на каждый литр полученного отвара 1 кг сахара. Положительное влияние на развитие семей оказывают и микроэлементы, в частности кобальт. Наилучшая его доза — 8 мг на 1 л сахарного сиропа. Продают кобальт в виде хлористого и сернокислого кобальта. Чтобы в литре подкормки оказалось 8 мг чистого кобальта, хлористого или сернокислого кобальта необходимо брать в три раза больше, т. е. 24 мг на 1 л. Хлористый кобальт выпускается не только в порошке, но и в таблетках. В одной его таблетке содержится 960 мг хлористого натрия и 40 мг хлористого кобальта. Одну такую таблетку необходимо растворить (добавлять) в каждых 2 л сахарного сиропа. Наличие в этих соединениях незначительных доз хлористого натрия стимулирует в свою очередь выращивание расплода. В весенний период хорошие результаты дает и подкормка пчел медово-сахарным тестом. Для приготовления теста берется 80 % сахарной пудры, 19 % меда и 1 % воды. Закристаллизованный мед разогревают на водяной бане при температуре не выше 50 °С при периодическом помешивании. После полного растворения его оставляют в разогретом состоянии еще 8—10 ч для полного растворения мельчайших кристалликов. Затем в растворившийся мед вливают требуемое количество кипяченой воды, в отвешенное количество сахар- ной пудры вливают этот мед (его температура должна быть в пределах 40—45 °С) и замешивают как обычно тесто. Из теста формуют лепешки массой 0,8—1 кг толщиной 2—3 см. Такие лепешки кладут на металлические сеточки (с отверстиями 3 х 3 мм) размерами примерно 20 х 30 см и помещают на верхние бруски рамок, занятых пчелами. Сверху лепешку прикрывают целлофановой пленкой. При необходимости в тесто можно добавить от 5 до 15 % пыльцы или перги. Качественные показатели пчел, выращенных в семьях, получавших разные корма В качестве белковой подкормки при отсутствии запасов перги обычно используют медово-перговую смесь, для приготовления которой берется 50 % перги (пыльцы) и 50 % меда; перед раздачей пчелам в нее добавляют кипяченую воду из расчета на 1 кг смеси 2 л воды. Эффективность подкормки пчел медово-перговой смесью заметно повышается при добавлении в нее поваренной соли (0,8—1 г на 1 кг смеси). Медово-перговая смесь имеет вид теста, кусочки которой (по 0,5— 0,8 кг) расплющивают в виде лепешек (толщиной 2—3 см), обертывают марлей и кладут на кусочках сетки (20 х 30 см) на верхние бруски рамок, прикрывая сверху целлофановой пленкой. Для раздачи смеси можно использовать и специальные кормушки. Для получения пыльцы искусственным путем собирают сережки лещины и высушивают их при комнатной температуре (20—25 °С). При подсыхании пыльники лопаются и пыльца высыпается. Собирают пыльцу и с метелок кукурузы, стряхивая ее в теплое солнечное утро в ведра или большие банки. Собранную пыльцу просеивают через два сита (первое грубое, второе с отверстиями 0,2 мм), просушивают при температуре 20—32 °С, а затем добавляют в медово-сахарное тесто. В период массового цветения пыльценосов в целях заготовки пыльцы впрок часть пыльцы, приносимой пчелами в виде обножки, отбирается у них при помощи пыльцеуловите- лей, навешиваемых на летки ульев (отверстия размером 5x5 мм задерживают крупные частицы). Из веществ, дополняющих и заменяющих пергу, наиболее часто применяют сухие дрожжи, пшеничную муку тонкого помола в смеси с пергой, овсяную муку, обезжиренную соевую муку, смесь, состоящую из 3 частей соевой обезжиренной муки, 1 части сухого обезжиренного молока и 1 части сухих пекарских или пивных дрожжей. Пчелы охотнее забирают все виды муки после обжаривания (пассерования) без жира.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.011 с.) |