Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие приватизации публичного имуществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания. В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. По ранее действовавшему закону продавцом приватизируемого имущества могло быть только соответствующее публично-правовое образование в лице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом, который принимал решение о приватизации конкретного объекта, и фонда соответствующего имущества, который выступал в роли продавца в гражданско-правовой сделке по отчуждению (продаже) конкретного имущества. В соответствии с п. 2 ст. 7 и ст. 10 Закона о приватизации в качестве продавца федерального имущества теперь будет выступать «специализированное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи» и «назначенные им представители», а в качестве продавцов государственного или муниципального имущества — «юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи» либо любые продавцы, «назначенные» органами местного самоуправления (ст. 11). Из этого следует, что в роли продавцов приватизируемого имущества могут выступать как органы публичной власти, так и подобранные ими юридические лица, в том числе коммерческие организации. Такое положение не соответствует существу отношений приватизации и порождает почву для новых злоупотреблений. В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 9 Закона о приватизации могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%. Очевидно, однако, что в этой роли не могут также выступать другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица. По ранее действовавшему закону круг покупателей приватизируемого имущества был более узким. В него входили лишь граждане (включая индивидуальных предпринимателей, в том числе фермеров (крестьян)); акционерные и другие хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований (а также общественных организаций и фондов) не превышала 25% (из их числа были прямо исключены производственные кооперативы); иностранные инвесторы (в число которых входят как физические, так и юридические лица, указанные в ст. 37 Закона об иностранных инвестициях). В качестве объектов приватизации могут выступать: 1) предприятия и другие имущественные комплексы; 2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; 3) земельные участки; 4) жилые помещения; 5) акции открытых акционерных обществ. Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находившегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных гражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации. Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих ценных бумаг свидетельствует о переходе корпоративных или обязательственных, но не вещных прав (тем более что и сами эти акции, как правило, существуют в бездокументарной форме, представляя собой объект не вещных, а обязательственных прав) и должно производиться в особом порядке, установленном для уступки удостоверенных таким способом прав. Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами (п. 5 ст. 29 Закона о приватизации). К их числу в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о приватизации относятся: при приватизации предприятий и других имущественных комплексов — 1) преобразование крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акций либо с сохранением за публичным собственником 100% их акций (т. е. создание «компаний одного лица»); 2) продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе; 3) выкуп арендованного имущества; 4) внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; при приватизации жилых помещений — их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан; при приватизации земли — возмездная или безвозмездная передача в собственность граждан либо юридических лиц земельных участков установленного размера; при приватизации акций открытых акционерных обществ — 1) продажа на специализированных аукционах; 2) продажа этих акций или их определенной части работникам приватизируемых предприятий; 3) отчуждение владельцам особых государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения данных акций (типа именных «опционных свидетельств на покупку акций», являющихся производными ценными бумагами), в соответствии с правилами ст. 24 Закона о приватизации (последний из названных способов приватизации не был известен ранее действовавшему законодательству). Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав. Приватизацию следует отличать не только от иных (общегражданских) способов отчуждения находящегося в публичной собственности имущества, но и от более узкого понятия разгосударствления. Последнее обычно связывается с переходом имущества государственных (или муниципальных) предприятий в собственность созданных их трудовыми коллективами юридических лиц. По мнению многих экономистов и политиков, это ведет к образованию «коллективной», а не частной собственности (что является очевидным недоразумением, ибо единственным, частным собственником соответствующего имущества и в этом случае становится такое юридическое лицо, а не «трудовой коллектив» и не его отдельные члены). В таком понимании «разгосударствление» по существу является одним из вариантов приватизации. Другой разновидностью приватизации является коммерциализация государственных и муниципальных предприятий. Под ней обычно понимается выделение из состава таких предприятий или их объединений имущества их структурных подразделений в качестве базы для образования новых юридических лиц — самостоятельных хозяйственных обществ, в том числе созданных работниками этих подразделений. Коммерциализация, т. е. создание коммерческих организаций — хозяйственных обществ на базе имущества торгов, трестов, комбинатов и иных считавшихся «государственными предприятиями» управленческих структур, наиболее широко использовалась в сфере торговли и бытового обслуживания еще до принятия специального законодательства о приватизации. Она стала основной формой «малой приватизации», т. е. приватизации мелких и некоторых средних предприятий. 11.3. Приватизация предприятий путем их преобразования в акционерные общества Приватизация крупных и части средних государственных и муниципальных предприятий (со среднесписочной численностью работающих более тысячи человек, а по решению трудовых коллективов — и свыше 200 человек, и с определенной балансовой стоимостью основных фондов) проводилась путем их преобразования в акционерные общества открытого типа в соответствии с ранее действовавшим Законом о приватизации предприятий и Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. Такое преобразование в соответствии с названными актами осуществлялось следующим образом. Первоначально рабочая комиссия предприятия, включенного в перечень объектов приватизации в соответствии с программой приватизации, готовила план приватизации и устав будущего акционерного общества (по типовым формам), представляя их затем в соответствующий комитет по управлению имуществом. Последний утверждал эти документы, что считалось решением о приватизации данного предприятия, и представлял устав общества на государственную регистрацию в качестве единственного учредителя. Акционерное общество, возникшее после обычной государственной регистрации, становилось правопреемником государственного или муниципального предприятия (причем никаких специальных передаточных документов не составлялось). После этого комитет по управлению имуществом передавал свои акции (или права требования, зафиксированные в «бездокументарной форме» — в виде записей на счетах) соответствующему фонду по управлению имуществом. Одновременно формировался совет директоров общества и готовилось его первое общее собрание, а трудовой коллектив выбирал один из вариантов льгот по приобретению акций этого общества. В завершение приватизации соответствующий фонд имущества осуществлял продажу акций общества. По новому закону составленные предприятием документы считаются заявкой на его приватизацию, которая подается в соответствующий орган по управлению имуществом и затем рассматривается и утверждается государственными органами в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона о приватизации. В случае принятия решения о приватизации данного предприятия комиссия по его приватизации создается соответствующим органом по управлению публичным имуществом. Комиссия готовит план приватизации, утверждаемый назначившим ее органом. Работникам (членам трудовых коллективов) приватизируемых предприятий законодательство о приватизации разрешало приобретать акции таких обществ на льготных условиях. • Они были вправе безвозмездно получить 25% привилегированных (неголосующих) акций (на сумму не свыше 20 минимальных зарплат на одного работника) и приобрести еще 10% обыкновенных (голосующих) акций на льготных условиях: по закрытой подписке и с рассрочкой оплаты, а также со скидкой 30% от номинальной стоимости (первый вариант). • Они могли приобрести до 51% обычных акций общества (т. е. заведомо контрольный пакет) преимущественно перед другими приобретателями, однако за полную (номинальную) стоимость (второй вариант). • Наконец, с согласия членов трудового коллектива группа работников могла создать товарищество (по сути — полное) на срок до одного года, взяв на себя в этот период всю ответственность за деятельность предприятия (в том числе своим имуществом), с тем чтобы по его окончании и выполнении других предусмотренных планом приватизации условий иметь право на приобретение 30% его голосующих акций по номиналу и еще 20% таких же акций на льготных условиях (в рассрочку и со скидкой 30% от номинала) (третий вариант). Данные возможности, по сути, сохранились и сейчас в соответствии со ст. 25 Закона о приватизации. Подавляющее большинство работников предприятий избрали второй вариант, дающий возможность сохранения контроля над приватизированным предприятием. Более того, в ряде случаев свои акции они затем внесли в уставный капитал другого (закрытого) акционерного общества, созданного исключительно с целью контроля над приватизированным предприятием, ставшим открытым акционерным обществом, и недопущения к его управлению сторонних инвесторов. Однако недостаток у работников собственных средств для приобретения акций потребовал привлечения к этому процессу фактических инвесторов (владельцев), при которых работники играют роль подставных лиц, и существенно усилил роль руководителей, получивших возможность различными путями приобрести значительные пакеты акций. В свою очередь все это породило различные злоупотребления и, по существу, лишило трудовые коллективы перспектив, на которые они рассчитывали. Для сохранения государственного контроля за рядом приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, в федеральной собственности закреплялись контрольные пакеты акций (на срок до трех лет, который в ряде случаев затем продлевался), а также выпускалась «золотая акция», позволявшая при отсутствии «контрольного пакета» акций в течение срока ее действия (первоначально — также до трех лет) использовать право вето при принятии решений общим собранием акционерного общества. В настоящее время «золотая акция» рассматривается законом как «специальное право на участие РФ в управлении открытым акционерным обществом», состоящее не только в возможности применения права вето при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, но и в возможностях требования созыва внеочередного общего собрания, обращения в суд с иском к исполнительным органам общества о возмещении причиненных обществу убытков и некоторых других (п. 1 ст. 5 Закона о приватизации). Эти же потребности вызвали к жизни особенности приватизации государственных предприятий топливно-энергетического комплекса, включая предприятия энергетики, газового хозяйства, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и некоторых других отраслей хозяйства. Они устанавливались президентскими указами и содержали многочисленные изъятия из правил законодательства о приватизации, нередко обусловленные и ведомственными, а не только публичными интересами. В особом порядке проводилась также приватизация совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и материальному обслуживанию агропромышленного комплекса. Наконец, акции некоторых приватизированных предприятий полностью или частично не были проданы из-за отсутствия приобретателей и остались в публичной собственности, а соответствующие предприятия — под контролем государства. С этой точки зрения одним из перспективных способов приватизации в настоящее время можно считать преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества со 100%-ным публичным участием (ст. 20 Закона о приватизации). Такие «компании одного лица», формально будучи частными собственниками своего имущества, фактически находятся под полным государственным контролем, выполняя волю и реализуя интересы своего единственного акционера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.009 с.) |