Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продажа приватизируемых объектов по конкурсу и на аукционах

Поиск

Основной формой приватизации мелких и средних предпри­ятий (со среднесписочной численностью работающих до 200 че­ловек и с определенной балансовой стоимостью основных фон­дов) стала продажа их имущества по конкурсу и на аукционах.

Она осуществлялась соответствующими фондами имущества, ко­торые выступали в качестве продавцов.

На аукционе приватизируемые имущественные комплексы или отдельные объекты продаются покупателям, предложившим в ходе торгов наивысшую цену (п. 1 ст. 22 Закона о приватизации). При этом для продажи имущества мелких предприятий или отдельных объектов недвижимости использовался открытый аукцион, тогда как для реализации имущества средних предприятий (или принадлежащих публичным образованиям пакетов акций) использовался закрытый аукцион (закрытый тендер), предусматривающий ограниченный круг участников. Закрытые тендеры были рассчитаны на привлечение солидных инвесторов, хотя фактически во многих случаях повлекли участие подставных лиц и исключение реальных торгов. Действующий Закон о приватизации в ст. 22 не проводит различия между открытыми и закрытыми аукционами (кроме случая продажи акций на специализированном аукционе, который должен проводиться только в форме открытых торгов). В отличие от аукциона конкурс предполагает выполнение при­обретателем некоторых дополнительных условий (например, по сохранению профиля работы предприятия, определенного коли­чества рабочих мест, вложения определенных инвестиций и т. п.), а не только уплаты наивысшей по сравнению с другими предложе­ниями цены. Правовые акты о приватизации предусматривали проведение коммерческих конкурсов в форме открытых аукцион­ных торгов или, в виде исключения, закрытого тендера (разрешен­ного только при приватизации предприятий торговли, обществен­ного питания и бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, при котором к участию в торгах допускались лишь ра­ботники приватизируемого предприятия и жители соответствую­щего региона).

Действующий Закон о приватизации в ст. 21 различает ком­мерческие конкурсы с инвестиционными и (или) социальными условиями. Инвестиционные условия могут предусматривать осу­ществление реконструкции, модернизации и расширения произ­водства на приватизируемом объекте, а также осуществление про­текционистских мер в отношении российских товаропроизводи­телей или погашение задолженности по бюджетным платежам. Социальные условия конкурса могут предусматривать сохранение прежних или создание новых рабочих мест, ограничения на изме­нение профиля деятельности предприятия, проведение меропри­ятий по охране окружающей среды и т. д. Важно подчеркнуть, что согласно п. 2 ст. 21 Закона о приватизации приобретатель объекта (победитель конкурса) получает право распоряжения им только пос­ле выполнения всех соответствующих условий данного конкурса.

Ранее возможным было также проведение некоммерческого инвестиционного конкурса, при котором от покупателя требова­лось «лишь» осуществление соответствующей инвестиционной программы, поскольку сам имущественный комплекс приобретал­ся нередко за символическую плату. Кроме того, по инвестицион­ному конкурсу продавались принадлежащие государству пакеты акций (оплачиваемые приобретателями по номиналу, а не по ры­ночной стоимости, но при условии внесения определенных ин­вестиций в обусловленный срок). Все некоммерческие инвестицион­ные конкурсы должны были быть открытыми. К сожалению, и здесь отсутствие должного контроля за выполнением приобретателями условий конкурсов привело к многочисленным злоупотреблениям.

На конкурсах и аукционах могут продаваться принадлежащие публично-правовым образованиям акции открытых акционерных обществ.

Иные способы приватизации

В довольно ограниченных рамках в качестве способа привати­зации государственных и муниципальных предприятий сохрани­лась аренда их имущества с правом последующего выкупа, рассмат­ривавшаяся еще в конце 80-х гг. как основной путь приватизации («разгосударствления»). Она допускается лишь в том случае, ког­да арендный договор с условием о выкупе был заключен до 17 июля 1991 г. (время вступления в силу ранее действовавшего Закона о приватизации предприятий) и содержит все условия о размере, сроке и порядке внесения выкупа (чего не требовало первоначаль­но предусмотревшее такую возможность союзное законода­тельство об аренде). Кроме того, структурным подразделениям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслу­живания, ранее не имевшим в силу этого права на выкуп арендо­ванного имущества, такое право могло быть предоставлено при их выделении из состава предприятия в порядке «коммерциализации»

(п. 2 ст. 15 Закона о приватизации предприятий). Наконец, арен­дованные самостоятельные объекты нежилого фонда (здания, стро­ения и отдельные помещения) продавались их арендаторам в порядке приватизации (с ограничениями, установленными госпрог­раммами приватизации).

Во всех остальных случаях арендатор имущества приватизиру­емого предприятия (в роли которого обычно выступает юридичес­кое лицо, созданное его работниками) вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным учас­тием и впоследствии участвовать в приобретении его акций. В этом случае арендатор публичного имущества получает теперь пра­во первоочередного приобретения акций такого общества (п. 1 ст. 26 Закона о приватизации). Кроме того, программами при­ватизации в настоящее время допускается приватизация некото­рых видов имущества государственных или муниципальных пред­приятий (при преобразовании их в акционерные общества со 100%-ным государственным или муниципальным участием) пос­редством сдачи его работникам таких предприятий в аренду с пра­вом выкупа, но по рыночной, а не по первоначальной (балансо­вой) стоимости (п. 8 ст. 20 Закона о приватизации). Таким образом, аренда с выкупом сохранилась только в качестве «остаточной» (от прежнего правопорядка) формы приватизации.

Приватизация путем внесения вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23 Закона о приватизации) означает создание хозяйственных обществ с государственным или муници­пальным участием. По смыслу законодательства о приватизации доля публично-правового образования в таких обществах не должна превышать 25%, иначе такая сделка не считается совер­шенной с надлежащим субъектом приватизации и может быть при­знана недействительной.

Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных пред­приятий, находившихся в государственной и муниципальной собственности, до принятия нового Закона о приватизации также считалась особой разновидностью приватизации, ибо решение о ликвидации такого предприятия одновременно рассматривалось и в качестве решения о его приватизации (если, конечно, оно не входило в перечень запрещенных к приватизации предприятий)1. Такая продажа осуществлялась соответствующим фондом имущес­тва в ходе ликвидации предприятия и должна была производиться исключительно на открытых аукционах, причем, как правило, в виде отдельных «имущественных лотов» (частей), а не целиком (в виде имущественного комплекса). Аналогичным образом прода­валось (приватизировалось) и имущество государственных и му­ниципальных предприятий, оставшееся после их ликвидации и завершения расчетов с кредиторами. Данный порядок не распрос­транялся на случаи продажи имущества предприятий в результате их банкротства, а также на случаи продажи государственных пред­приятий — должников как единых имущественных комплексов.

Объекты незавершенного строительства (недостроенные и не сданные в эксплуатацию имущественные комплексы либо отдель­ные здания, сооружения и тому подобные объекты), в том числе входящие в состав имущества государственных и муниципальных предприятий (находящиеся на их балансе), приватизировались по решению соответствующих комитетов по управлению имуществом с учетом мнения министерств и ведомств, в том числе после их вы­деления из состава имущества приватизируемых предприятий, путем их продажи на аукционах или по конкурсу либо путем со­здания на их базе открытых акционерных обществ с последующей продажей их акций. Незанятые (неиспользуемые) здания, строе­ния, сооружения и помещения продавались на открытых аукцио­нах и конкурсах вместе с земельными участками, на которых они расположены.

В настоящее время эти виды имущества как самостоятельные объекты приватизации должны приватизироваться в общем поряд­ке одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 16 Закона о прива­тизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.021 с.)