Право оперативного управления казенного предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право оперативного управления казенного предприятия



Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом по общему правилу лишь с предварительного согласия собственника (Российской Федерации в лице Минком-имущества), что свидетельствует о его весьма ограниченных воз­можностях самостоятельного участия в гражданском обороте. Оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движи­мым, ни недвижимым имуществом собственника без его специаль­ного согласия, если только речь не идет о производимой им (гото­вой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК). В отношении последней закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предпри­ятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предпри­ятием (п. 2 ст. 297 ГК), что отличает его возможности от аналогич­ных возможностей по отношению к обычному унитарному пред­приятию, где он лишь «вправе получить часть прибыли» от использования унитарным предприятием его имущества.

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными пред­приятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требова­ний кредиторов Российская Федерация несет по их долгам допол­нительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий — субъектов права хозяйствен­ного ведения (п. 5 ст. 115 ГК).

16.5. Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения

Учреждение в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соот­ветствии с их целевым назначением (а также о сделках дарения вещей, совершаемых с согласия собственника имущества в соот­ветствии с п. 1 ст. 576 ГК). Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закреп­ленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество соб­ственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) про­извел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Кредиторы учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находя­щиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточнос­ти последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учре­дитель. Таким образом, можно говорить о том, что имущество учреждений, за исключением имеющихся у них денежных средств, забронировано от взыскания кредиторов. Это ограничение иму­щественной базы ответственности учреждений является прямым следствием весьма ограниченного характера предоставленных им как некоммерческим организациям прав участия в имуществен­ном обороте.

16.6. Право учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами

Особенностью правового положения учреждения как финан­сируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им «приносящей доходы» (т. е. пред­принимательской) деятельности в соответствии с учредительны­ми документами, т. е. с закрепленным в них разрешением собствен­ника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятель­ное распоряжение учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Данное правило закона обусловлено широко встречающимися в практике недостатками финансирования собственниками, пре­жде всего публичными, всех необходимых потребностей создан­ных ими учреждений. Этим и вызвана необходимость более широ­кого участия учреждений-несобственников в имущественном обороте в роли, весьма близкой к роли унитарных предприятий. В связи с реализацией указанной возможности учреждение получа­ет два вида имущества, закрепленных за ним на разном правовом режиме и даже по-разному оформленных.

Одна часть имущества учреждения, полученная им от собствен­ника по смете, находится у него на праве оперативного управле­ния. Другая часть, «заработанная» самим учреждением и учиты­ваемая на отдельном балансе, поступает в его «самостоятельное распоряжение». Можно ли считать это «распоряжение» особым вещным правом, существующим наряду с правами оперативного управления и хозяйственного ведения?

При ответе на этот вопрос следует учитывать как отмеченные ранее признаки ограниченных вещных прав, так и подход законо­дателя к оформлению рассматриваемого права. Впервые «право самостоятельного распоряжения» учреждением полученными им доходами и приобретенным за их счет имуществом появилось в п. 4 и 5 российского Закона о собственности 1990 г. В п. 2 ст. 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. было прямо указа­но, что данное имущество принадлежит учреждению на праве пол­ного хозяйственного ведения. Такой подход ясно показал неже­лание законодателя искусственно создавать новые ограниченные вещные права, не известные обычному имущественному обороту.

Не случайно также нигде в ГК не раскрывается содержание этого права, а правила о нем помещены в гл. 19 ГК, прямо озаглавленной «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» и не содержащей правил ни о каких иных вещных правах. А ведь перечень вещных прав в отличие от прав обязательственных является закрытым и не может включать права, со­держание которых прямо не раскрыто законом. Необоснованным поэтому представляется рассмотрение данного права в качестве особого, самостоятельного вещного права.

В судебно-арбитражной практике имеется взгляд, согласно ко­торому право оперативного управления учреждения в отношении полученного в результате самостоятельной деятельности имущес­тва «расширено» законом за счет правомочия самостоятельного распоряжения им (и которое в действительности тоже является ограниченным)1. Иначе говоря, «право самостоятельного распо­ряжения» рассматривается, по сути, как еще одна разновидность права оперативного управления, субъект которого в данном слу­чае приобретает некоторые дополнительные правомочия в от­ношении части закрепленного за ним имущества. Но при этом учредитель-собственник в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК несет суб­сидиарную ответственность по всем обязательствам своего учреждения при недостатке у последнего денежных средств (а по­лученное за счет самостоятельных доходов имущество также ста­новится, следовательно, забронированным от взыскания кредито­ров, с чем, по существу, вряд ли можно согласиться)!

К сожалению, не вполне четкая формулировка п. 2 ст. 298 ГК дает основания и для такого подхода. При его принятии учрежде­ния получают весьма льготный режим в отношении самостоятель­но приобретенного ими имущества, а субсидиарная ответствен­ность их учредителей — собственников существенно расширяется. Такое положение можно было бы признать достаточно выгодным как для самих учреждений, так и для их кредиторов, если бы в роли учредителей в подавляющем большинстве случаев не выступали публичные собственники с бюджетными средствами как основным объектом возможного взыскания. Это положение также заставля­ет усомниться в обоснованности данного подхода.

Ограниченные вещные права Глава 20 § 2 (6) Изложенное приводит к выводу, что рассматриваемое право в действительности является правом хозяйственного ведения. По­этому к праву учреждения на полученное им указанным образом имущество должны применяться правила ст. 295 ГК. Это означа­ет, что данным имуществом учреждение самостоятельно отвечает по долгам, возникшим в связи с его участием в приносящей дохо­ды деятельности. В таких отношениях не должны применяться ограничения, касающиеся возможности обращения взыскания по долгам учреждения только на его денежные средства, но отсут­ствует и субсидиарная ответственность учредителя-собственника. Объектом взыскания кредиторов учреждения здесь, следователь­но, может быть любое имущество, полученное учреждением от участия в указанной деятельности и обособленное прежде всего для этих целей на отдельном балансе. Следовательно, правовой режим имущества учреждения дифференцирован в рамках двух прямо предусмотренных законом для таких ситуаций ограничен­ных вещных прав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.007 с.)