Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суперэго-противоположная четверкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Суперэго-противоположные: Дон Кихот - Дюма - Наполеон - Бальзак; Гюго - Робеспьер - Джек - Драйзер; Гамлет - Максим - Штирлиц - Достоевский; Жуков - Есенин - Гексли - Габен. Конфликтно-квазитождественная четверка Конфликтно-квазитождественные: Дон Кихот - Дюма - Джек - Драйзер; Гюго - Робеспьер - Наполеон - Бальзак; Гамлет - Максим - Гексли - Габен; Жуков - Есенин - Штирлиц - Достоевский. Между этими четверками много общего в поведении и психологических характеристиках. Отношения в группах напряженные, жесткие, часто приводящие к конфликтам. Потенциально конфликтные отношения создаются за счет отношений суперэго и конфликтных, а противоположные и квазитождественные отношения не дают возможности разряжать эти конфликты. При этом уровень напряженности в подобных группах со временем нарастает. Что касается предпринимательства и менеджмента, то такие четверки лучше не формировать, а уже существующие предпочтительнее расформировывать во избежание конфликтов. Дон Кихот Гюго Гамлет Жуков Джек Наполеон Штирлиц Гексли Дюма Робеспьер - Максим - Есенин - Драйзер - Бальзак - Достоевский - Габен - Гамлет Гексли Штирлиц Гюго Жуков Штирлиц Дон Кихот Джек Максим; Габен; Достоевский; Робеспьер; Есенин; Достоевский; Дюма; Драйзер. Контрольно-заказная (подконтрольно-подзаказная) четверка Участников группы связывают между собой дуальные, заказно-под- заказные и контрольно-подконтрольные отношения. Отношения в группе не отличаются мягкостью, кто-то для другого заказчик, кто-то кого-то контролирует, а те, в свою очередь, чувствуют себя не комфортно. В результате подконтрольный и подзаказный стремятся уйти из-под контроля, разорвать психологический контакт, но контролер и заказчик к этому совсем не стремятся. Их создавшееся положение устраивает. Поэтому в группе сложные, не однозначные, потенциально конфликтные отношения, участники быстро устают друг от друга. Что касается менеджмента, то такие четверки лучше не формировать, а уже существующие предпочтительнее расформировывать во избежание конфликтов. Хотя остальные "рейнинские" малые группы мало изучены, но некоторые рекомендации в деловой области можно дать. Клуб Дон Кихот - Робеспьер - Джек - Бальзак 1.1. исследовательский (интуиция и логика); 1.2. производственный (сенсорика и логика); -социальный (сенсорика и этика); -гуманитарный (этика и интуиция). Участников клуба связывают между собой зеркальные, квазитождественные и отношения полной противоположности. Как уже говорилось, клуб - это группа людей, связанных интеллектуальными интересами, группа творческих дискуссий, взаимопонимания по вопросам совместного творчества. По схеме клуба лучше всего формируются творческие группы: в науке, искусстве, проектировании, то есть любых областях, где требуется свободный интеллектуальный поиск или интеллектуальная оценка. Причем желательно, чтобы эти группы не имели характера устойчивых административных структур-управлений, отделов и тому подобного, потому что вместо обычной рутинной работы участники этих подразделений будут заниматься интеллектуальными дискуссиями. Букет Дюма - Есенин - Бальзак - Габен - иррациональность и интроверсия; Робеспьер - Максим - Драйзер - Достоевский - рациональность и интроверсия; Дон Кихот - Жуков - Наполеон - Гексли - иррациональность и экстраверсия; Гюго - Гамлет - Джек - Штирлиц - рациональность и экстраверсия. Участников букета связывают между собой деловые, родственные и отношения полной противоположности. Атмосфера в группе не отличается комфортностью, ее участники вынуждены все время приспосабливаться друг к другу, поэтому между ними постепенно нарастает уровень агрессивности, все устают от общения друг с другом. По схеме букета команды можно формировать только на очень короткое время с конкретной значимой целью, например, временная ревизионная, аудиторская или следственная группа с целью разовой проверки организации. То есть речь идет о так называемой целевой группе. Такая группа может добиться значительных успехов по результатам своей деятельности, но длительное ее существование может привести к конфликтам. Группа здоровья Гюго - Гамлет - Драйзер - Достоевский - рациональность и этика; Дюма - Есенин - Наполеон - Гексли - иррациональность и этика; Робеспьер - Максим - Джек - Штирлиц - рациональность и логика; Дон Кихот - Жуков - Бальзак - Габен - иррациональность и логика. Участников группы связывают между собой родственные, миражные и отношения полной противоположности. При объединении людей таких психологических типов возникает атмосфера благоприятного физиологического и психологического взаимовлияния. По схеме группы здоровья может быть сформирована, например, учебная группа на курсах повышения квалификации. Учеба, повышение квалификации есть некоторое отвлечение от постоянной работы, сменой деятельности. Это знакомство с новыми людьми, изучение новых предметов, получение новых знаний. Группа здоровья дает возможность специалисту обучаться и повышать свою квалификацию в благоприятной психологической атмосфере. Кольцо социального заказа Дон Кихот - Гамлет - Наполеон - Штирлиц; Дюма - Максим - Бальзак - Достоевский; Гюго - Жуков - Джек - Гексли; Робеспьер - Есенин - Драйзер - Габен. В группе основными являются отношения социального заказа. Отношения социального заказа с одной стороны отличаются некоторой напряженностью, зависимостью, с другой стороны мобилизуют на выполнение определенного заказа. При этом каждый участник группы одновременно является и заказчиком, и подзаказным. По сравнению с предыдущей это гораздо более энергичная и направленная на достижение творческого результата группа. Эта команда лучше всего приспособлена для проведения мозговой атаки, решения сложных творческих, значимых задач. Предпочтительными областями существования подобных групп являются научное творчество, маркетинговый поиск, инновационные задачи. Кольцо социального контроля Дон Кихот - Максим - Наполеон - Достоевский; Дюма - Гамлет - Бальзак - Штирлиц; Гюго - Есенин - Джек - Габен; Робеспьер - Жуков - Драйзер - Гексли. Группа, сильно изнуряющая всех ее членов. Каждый для кого-то из группы - контролер, а для кого-то - подконтрольный. Взаимная придирчивость, подозрительность и желание отыскивать недостатки других делают атмосферу в группе очень тяжелой, трудно выносимой. В условиях длительного существования такого коллектива в ней неизбежны конфликты. Что касается менеджмента, то такие четверки лучше не формировать, а уже существующие лучше расформировывать во избежание конфликтов. При этом, как отмечает С. Кашницкий, стоит совместить два "кольца социального заказа" или два "кольца социального контроля", однако не любые, а те, в которых собираются четыре дуальные диады, например: Дон Кихот - Максим - Наполеон - Достоевский; III I Дюма - Гамлет- Бальзак- Штирлиц как мы получаем группу, состоящую из представителей восьми психологических типов - "кольцо социального прогресса". В этой команде активизируются творческие возможности всех участников, после некоторой адаптации у всех возникает ощущение интеллектуальной мобилизации, отменной совместимости. Группа на удивление быстро позволяет решить совместную задачу, порой настолько сложную и нетривиальную, что у каждого члена группы возникает удивление: в одиночку бы ни за что не справился. Избыток сил и энергии, достигнутый в группе пик интеллектуальной формы всех ее членов позволяет называть "кольцо прогресса" группой мозгового штурма. Понятно, что это неоценимый двойной квартет для любого коллектива, решающего творческие задачи. Подбор команды и есть подбор конкретных людей по их психологическим типам. Как говорилось выше, желательно подбирать в команду людей из одной квадры, или находящихся с ними в благоприятных отношениях, при этом не забывая, для чего эта квадра предназначена - для спокойной работы, или для бурных волн рынка. Практически подбор команды производится в два этапа - подбор лидера и формирование им команды, что на практике себя оправдало. Однако, как правило, этот процесс происходил и происходит интуитивно. Значительный интерес для подбора кадров представляют взаимоотношения "руководитель - заместители". Излишне упоминать, что от отношений топ-менеджеров между собой в значительной степени зависит успех фирмы в бизнесе. Хорошие отношения способствуют успешному менеджменту, плохие могут привести к конфликту со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развала предприятия. Подбор заместителей руководителя следует производить исходя из таблицы интертипных отношений. Лучшими заместителями будут психологические типы, входящие в ту же квадру, что и руководитель, - например, для руководителя Гюго лучшими заместителями будут Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер. Этих топ-менеджеров связывают между собой дуальные, активационные, тождественные и зеркальные отношения. Худшими заместителями будут психологические типы, находящиеся с руководителем в конфликтных отношениях, а также в отношениях социального контроля и социального заказа. При этом во втором случае конфликты будут возникать в том случае, если руководитель будет подконтрольным или подзаказным, а не контролером или заказчиком. Продолжение примера - для Гюго худшими заместителями будут Бальзак, Гексли и Габен. Варианты выбора заместителей руководителя представлены в таблице 82. Таблица 82
Глава 3. СИСТЕМА ПОДБОРА И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА Подбор персонала Для индивидуального бизнеса Важнейшая цель управления персоналом - использование личностного потенциала каждого работника, который представляет собой комплексную характеристику способности работника выступать в роли активного субъекта производственной деятельности. Личностный потенциал работника имеет сложное строение и отличается структурным единством всех его членов (табл. 83). Таблица 83
В организации работы с персоналом на предприятии целью должно быть овладение механизмом управления трудовой деятельностью человека в строгом соответствии с принципом эффективного использования личностного потенциала человека. Этот принцип реализуется по трем главным направлениям: 1. Создание необходимых условий для всестороннего развития личностного потенциала человека. 1.42. Обеспечение условий для наиболее полной мобилизации потенциала работников предприятия на достижение стоящих перед ними задач. 1.43. Постоянное и систематическое развитие профессиональных качеств работников в соответствии с долгосрочными задачами развития производства. Полностью использовать личностный потенциал работника можно только построив на предприятии систему управления персоналом Оптимальный состав подсистем и содержание их задач представлено в табл.84. Таблица 84
Окончание табл. 84
Соционика имеет прямое отношение к подсистеме планирования и поиска персонала и подсистеме развития кадров. Эффективная работа персонала, особенно управляющего, является необходимым условием успешной деятельности любой фирмы. Поэтому подбор новых сотрудников на вакантные должности - задача ответственная и одновременно творческая. Решение ее начинается с разработки комплекса требований к кандидату, включая профессиональные, личностные, медицинские и др., которые формируются исходя из должностных обязанностей и описания рабочего места. Процесс набора и отбора кадров представлен на рис. 14. После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный момент для кадровых служб - период отбора персонала, включающий несколько последовательных ступеней: 5. Оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных. 6. Анализ рекомендаций и послужного списка. 7. Собеседование. 8. Определение профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества. 9. Медицинский контроль и аппаратные исследования. 10. Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности. 11. Принятие решения о найме на работу. Наиболее интересным пунктом с точки зрения соционики является определение профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества. Профессиональная пригодность - это соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного
рабочего места, то есть должностным обязанностям на этом рабочем месте. Обоснованному профессиональному отбору должны предшествовать: 1.1. профессиографические исследования; 1.2. определение списка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке; 1.3. разработка методик и организационных процедур определения профессиональной пригодности претендентов при отборе в процессе найма; 1.4. подготовка специалистов для проведения профессионального отбора. Профессиографические исследования включают в себя изучение и анализ условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии. Профессиограмма как конечный результат такого исследования содержит список профессионально важных качеств и требований, которыми должен обладать работник для успешного выполнения данного вида работ (данной профессии или должности) и степени их выраженности. Для каждого вида требований и качеств специалисты и психологи разрабатывают специальные тесты, направленные на оценку уровня их развития, а также способностей и склада ума, необходимых работнику для результативного выполнения заданий на рабочем месте. В психологии труда личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются и оцениваются по критерию необходимости и важности для определенной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается список профессиональных качеств, которые относятся к категории важных. Принято делить профессиональные качества на четыре группы: а) профессиональные знания; б) деловые качества; в) индивидуально-психологические и личностные качества; г) психофизиологические качества. Профессионально важные качества и методы их оценки представлены в табл.85. Таблица 85
По результатам анализа оценок, полученных кандидатами по всему списку профессионально важных качеств, делается заключение о профессиональной пригодности, которое носит рекомендательный характер. При этом соционические тесты занимают свое место среди других тестов на индивидуально-психологические качества. Хотя, по мнению авторов, психологический тип является важнейшей психологической характеристикой личности, о чем и написана эта книга. С психологическим типом связаны другие психологические характеристики: мотивация, эмоциональная устойчивость, внимание, мышление и другие. Тем не менее соционическими характеристиками личность человека далеко не исчерпывается. Более строго при этом следует говорить о преобладании соционических качеств (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, этика-логика, рациональность-иррациональность), так как, как показали результаты анкетного исследования, чаще резко проявляются два из четырех качеств Резюмируя вышесказанное, авторы хотят подчеркнуть, что использовать соционические тесты профессиональным образом можно только в сочетании с другими психологическими тестами. Только комплексный анализ профессиональных знаний, деловых качеств, индивидуально- психологических и психофизиологических качеств позволит специалистам сделать мотивированное заключение о профессиональной пригодности кандидата на определенное рабочее место. После проведения в случае необходимости медицинских исследований и аппаратного контроля проводится анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности. На этой стадии специальной комиссией по профессиональному отбору, которая создается на предприятии из работников кадровой службы, опытных производственников и психологов, тщательно анализируются результаты оценок предыдущих ступеней и подготавливаются заключения о профессиональной пригодности кандидатов по всем качествам. На последней стадии службой управления персоналом совместно с руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты профессионального отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые ступени отбора. Исходя из проведенного анализа выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную должность, принимается окончательное решение о его найме и оформляются все необходимые документы (контракт, приказ и др.). Организация команд Для коллективного бизнеса Главным в менеджменте становится побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер должен не приказывать своим подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие перед компанией, ранжируя их по значимости, направлять усилия, помогая раскрытию способностей людей концентрировать их на самом главном, формировать вокруг себя группу единомышленников. Последнее в настоящее время приобретает особую значимость. В компании важным участком деятельности менеджера, определяющим достижение стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой. Команда-это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации и решающий все задачи как единое целое. Создание команды - дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должно быть учтено следующее: 1.51. каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда; 1.52. команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер; 1.53. любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Это позволяет эффективно и творчески работать не только на закрепленном за ним участке, но и на месте любого другого члена команды. Он должен быть способен в любое время подставить плечо нуждающемуся в этом члену коллектива, постоянно взаимодействовать с другими его представителями; все члены команды имеют равные права в ее работе, планируют свою деятельность, участвуют в планировании деятельности всего коллектива и каждого члена команды; 1.1. как и в любом коллективе, обязанности каждого участника команды уточняются, а в процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется; 1.2. подбор участников команды осуществляется в первую очередь по психологической совместимости; 1.3. управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации и представления ее интересов во внешней сфере. Практика показывает, что лучшим вариантом является, когда действует целый ряд таких команд. Именно так должны функционировать фирма в целом, ее правление, коллектив каждого управления или отдела. Создание эффективно действующей команды обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, формирование новых служб. Такой коллектив включает специалистов из разных подразделений. Участие в таком коллективе расценивается как основная нагрузка на каждого специалиста. При этом важнейшие функции по месту главной его деятельности с работника снимаются. Вместе с тем он не теряет связь со своим подразделением. Все члены рабочей группы принимают активное участие в создании новой службы, помогают подбирать работников, консультируют, разрабатывают концепцию деятельности и т.д. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности. При подборе команды необходимо пользоваться алгоритмом, приведенным на рис. 15. Алгоритм подбора команды а) команда формируется с нуля.
ЛИТЕРАТУРА 1.1. Августявиначуте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. - М.: "ACT", СПб.: "Terra Fantastica", 1998. 1.2. Барсова А. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. С. 320. 1.3. БукаловА., Бойко А. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. - Киев: Ред. газ. "Соборна Украина", РАПО Укрвузполиграф, 1992. С. 34. 1.4. Вейсбанд И. Кто я такой? Немного о соционике. - Знание-сила, 1992, №1. С. 32-35. №11,12. С. 27-41. 1.5. Гуленко В. Темпераментные и стимульные группы. Гарантии продуктивного обучения.-Киев, 13.06.1992. Интернет. С. 10. 1.6. Егорова В. Правила игры с выжившими сотрудниками. - Эксперт, 1997, № 39. С. 34-36. 1.7. Еропкин А., Иванов Ю. Деловой ли я человек? - М.: Изд-во МАИ, 1998. С. 72. 1.8. Иванов Ю.В. Деловая соционика. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001. С. 184. 1.9. Иванов Ю. Трансформация предприятия: стратегия и тактика. - Самара: Изд-во СМЗ, 1999. С. 56. 1.10. Кашницкий С. Среди людей. Соционика - наука общения.-М.: Армада-пресс, 2001. С. 416. 1.11. Краснова В. Persona (поп) grata. - Эксперт, 1997, № 22. С. 62-67. 1.12. Крегер О., ТьюсонДж.М. Типы людей.-М.: Персей, Веге, Аст. 1995. С. 544. 1.13. Крегер О., ТьюсонДж.М. Типы людей и бизнес. - М.: Персей, Веге, Аст. 1995. С. 560. 1.14. Мегедь В., Овчаров А. Характеры и отношения.-М.: Армада-пресс, 2002. С. 704. 1.15. Рейнин Г. Морфология малых групп. Рукопись. - П., 1986. 1.16. Слинько О. Люди в вашем деле: энциклопедия соционического менеджмента. - Киев: Трамвай, 1996. С. 214. 1.17. Стратегии бизнеса. [Коллектив авторов]: Справочник/Под ред. Г.Б.Клейне- ра. - М.: КОНСЭКО, 1998, С. 492. 1.18. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. - М.: ИНФРА-М, 1999. С. 108. 1.19. Травин, В., Дятлов В. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. - 3-е изд. - М.: Дело, 2000. - 272 с. 1.20. Филатова Е. Соционика для вас. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 282. · .ХизричР., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. В 5 книгах. -М.: Прогресс-Универс, 1991-1992. Ч. 1. С. 160. Ч. 2. С. 256. Ч. 3. С. 192. Ч. 4. С. 176. Ч. 5. С. 192. · .Юнг К. Психологические типы.-М.: Алфавит, 1992. С. 104. Приложение 1 Психологические типы людей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.195 (0.011 с.) |