Рациональность - иррациональность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональность - иррациональность



(Способ деятельности - план/ситуация)

Человек рационального типа всегда действует продуманно, в соот­ветствии с выверенной линией поведения и во всех делах точен. Любое дело тщательно продумывает, не оставляя нерешенным ни одного воп­роса, т.к. нерешенные вопросы для него серьезная помеха. Он трудно перестраивается; если план выполняется не так, как намечено, чаще всего продолжает действовать по инерции, по старой схеме, из-за чего у него постоянно возникают проблемы. Человек этого типа легко работает в системе, где определяющими являются порядок и дисциплина. Из рационалистов получаются хорошие менеджеры, от которых требуется строгое выполнение своих функций и не требуется особой инициативы и творчества. В общении с людьми рационалист вначале должен опреде­лить свое отношение к ним и только потом может вступить во взаимо­действие.

Человек иррационального типа импровизирует, действует по вдохно­вению, творчески приспосабливаясь к ситуации и полагаясь на случай. В общении сразу входит в контакт, в любую ситуацию "врывается" и только затем начинает изучать людей и их качества. Импульсивность и непосле­довательность характерны для его деятельности, он любит быть свобод­ным от обязательств. Эффективно действует только под влиянием чувств. У него всегда много начатых дел, их решение он откладывает на после­дний момент и не всегда умеет их завершить, т.к. больше всего из-за своего любопытства любит браться за новые для себя дела. Из них ско­рее получаются неплохие предприниматели, чем менеджеры.

Если вы человек рационального типа, то вы, вероятно:

· всегда ждете тех, кто не способен прийти вовремя;

· умеете все разложить по полочкам и не можете успокоиться прежде, чем это будет сделано;

· знаете, что если бы каждый просто делал то, что он должен делать (и в то время, когда это нужно делать), нам не о чем было бы больше мечтать;

· просыпаясь утром, знаете, как пройдет день; составляете рас­писание, которому неукоснительно следуете, и приходите в за­мешательство, если что-то идет не по плану;

· не любите неожиданностей и доводите это до сведения окру­жающих;

· составляете перечень необходимых дел и действуете соглас­но ему; если вам приходится сделать что-то, не учтенное в пе­речне, вы внесете в него необходимое дополнение только для того, чтобы иметь возможность вычеркнуть сделанное;

· одержимы идеей порядка; каждый предмет в холодильнике дол­жен стоять на своем месте и то же относится к вешалкам в шкафу и картинам на стенах;

· часто убеждаете собеседника, что вовсе не сердитесь, а про­сто высказываете свое мнение;

· любите доводить до конца даже то дело, которое, как вы знае­те, у вас будет возможность доделать впоследствии, — вы хо­тите, чтобы оно больше не мозолило вам глаза.

Если вы относитесь к иррациональному типу, то вы, возможно:

· легко сбиваетесь с заданного пути; вы можете буквально "заб­лудиться в трех соснах";

· любите ходить непроторенными тропами—даже если это все­го лишь новый путь от работы до дома;

· не рассчитываете заранее объем работы, а действуете в соот­ветствии с обстоятельствами; вас часто упрекают в неорганизо­ванности, хотя вы держитесь на этот счет иного мнения;

· чтобы закончить работу вовремя, вам необходим неожиданный взрыв активности, который охватывает вас буквально в после­дние минуты; обычно вы успеваете уложиться в срок, но окру­жающие могут прийти в замешательство от того, каким образом вам это удается;

· не согласитесь с тем, что аккуратность так уж важна — даже если вы и приучены к порядку; что действительно имеет цен­ность, так это творческий порыв и непредсказуемость, а также восприимчивость ко всему новому;

· стремитесь превратить работу в игру; если же это оказывается затруднительным, вы скорее всего сочтете, что за эту работу не стоило и браться;

· в разговоре часто перескакиваете с одного на другое; новое направление вашим мыслям может придать неожиданное со­ображение, пришедшее вам в голову, или человек, вошедший в комнату;

· не любите связывать себя, предпочитая свободу выбора;

· не стремитесь поставить перед собой определенную цель; впро­чем, и из этого правила бывают исключения — все зависит от обстоятельств.

В каждом человеке определенным образом (далее будет описано как) сочетаются признаки, составляющие указанные пары, по одному признаку из каждой, и таким образом получается 16 типов личности (пси­хологических типов).

Каждый тип личности описывается формулой из элементов первой, второй и третьей пары. Формула выглядит, например, так: логико-сен­сорный интроверт или интуитивно-логический экстраверт. Для простоты формулы в нее не вводится признак рациональность - иррациональность, так как этот признак определен как бы автоматически: Если первым эле­ментом формулы является этика или логика, то это рациональный тип, если же сенсорика или интуиция, то иррациональный.

Практика показывает, что из каждой пары признаков у человека обя­зательно доминирует один из признаков. Однако в реальной жизни пре­обладают так называемые подтипы, когда наряду с сильно выраженны­ми признаками имеются и слабовыраженные. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в главе 2.

Каждой формуле из шестнадцати типов дан псевдоним по имени исторического лица или известного литературного героя, представителя данного типа. Так, приведенной выше формуле "логико-сенсорный инт­роверт" соответствует псевдоним Максим Горький (сокращенный код ЛСИ), а интуитивно-логический экстраверт - это Дон Кихот (ИЛИ). В тре­тьей колонке в скобках показано обычно применяемое сокращение - Джек Лондон (Джек). В таблице 2 показан список всех шестнадцати ти­пов. Для удобства пользования в таблице приведена также характерис­тика "рациональность (Р) - иррациональность (И)" - в таблице эта буква стоит перед формулой типа, например: (И) интуитивно-логический экст­раверт (Дон Кихот). Это расшифровывается как иррациональность пси­хологического типа Дон Кихот.

Таблица 2

Полное наименование типа (формула) Код типа Псевдоним типа
(И) Интуитивно-логический экстраверт илэ Дон Кихот
(И) Сенсорно-этический интроверт СЭИ Дюма
(Р) Этико-сенсорный экстраверт ЭСЭ Виктор Гюго (Гюго)  
(Р) Логико-интуитивный интроверт ЛИИ Робеспьер  
(Р) Логико-сенсорный интроверт леи Максим Горький (Максим)  
(Р) Этико-интуитивный экстраверт эиэ Гамлет  
(И) Сенсорно-логический экстраверт слэ Жуков  
(И) Интуитивно-этический интроверт иэи Есенин  
(Р) Логико-интуитивный экстраверт лиэ Джек Лондон (Джек)  
(Р) Этико-сенсорный интроверт эси Теодор Драйзер (Драйзер)  
(И) Сенсорно-этический экстраверт сээ Наполеон  
(И) Интуитивно-логический интроверт или Бальзак  
(Р) Логико-сенсорный экстраверт леэ Штирлиц  
(Р) Этико-интуитивный интроверт эии Достоевский  
(И) Интуитивно-этический экстраверт иээ Гексли  
(И) Сенсорно-логический интроверт ели Габен  
           

В международной классификации приняты следующие термины и обо­значения: экстраверт - Е; интроверт-1; сенсорный - S; интуитивный - N; мыслительный (логический) - Т; чувствующий (этический) - F; решаю­щий (рациональный)-J; воспринимающий (иррациональный)-Р. Форму­ла описания личности, например, логико-сенсорного интроверта (Максим) выглядит так-ISTJ, интуитивно-логического экстраверта (Дон-Кихот) выг­лядит так - ENTP. Как следует из формулы, кроме отличающихся терми­нов принята также другая их последовательность: "экстраверсия - интро- версия", "логика - этика", "сенсорика - интуиция", "рациональность - иррациональность".

Особенности применяемой в России формулы психологических ти­ пов связаны в значительной степени с разработками А. Августинавичуте, а также с особенностями русского языка, например, по-русски можно сказать "рациональный интроверт", но не принято говорить "интровертный рационалист". В дальнейшем авторы используют в книге принятые в России термины и обозначения, в противном случае возникают про­блемы с русским языком.

Определить тип личности можно с помощью тестов. За границей широкое распространение получил тест А. Кейрси, включающий 70 вопросов, в России чаще пользуются более простым тестом И. Вейсбанда, включающим 12 вопросов. В данной книге приводится тест И. Вейсбан­да, доработанный Ю. Ивановым и включающий 28 вопросов. При про­фессиональном подборе персонала или его деловой оценке специалист дает испытуемому заполнить тест, помогая ему при этом более четко выбрать правильный вариант ответа.

При ответе на каждый из 28 вопросов опрашиваемый выбирает тот вариант ответа, который более всего ему подходит. Выбрав первый или второй вариант (выбрать нужно обязательно), опрашиваемый вносит со­ответствующую цифру 1 или 2 в пустую клеточку табл. 3 под номером соответствующего вопроса.

ТЕСТ

1.Как реально получается:

· Много приятелей.

· Один-два настоящих друга.

2.Какой вы:

· Человек достаточно собранный и внимательный.

· Бывает так, что вы, задумываясь о чем-то, не видите и не слышите, что происходит вокруг.

3.Что важнее для того, чтобы фирма работала хорошо:

· Четкая организация труда, знания и опыт работников.

· Хорошие отношения, эмоциональный тонус людей.

4.Вам приятнее:

· События своей жизни планировать заранее.

· Оставаться свободным от обязательств и делать то, что предлагает случай.

5.Товарищ (подруга) привели вас в незнакомую компанию:

· Можете сразу включиться в договор.

· Какое-то время слушаете и наблюдаете за людьми.

6.Вы больше цените в себе:

· Характер, волю, упорство.

· Интеллект, воображение, способности.

7.Что для вас важнее:

· Вы разум ставите выше чувств, имеете объективное мне­ние о людях, независимо от симпатий к ним, стараетесь не обсуждать темы личной жизни.

· Чувства играют в вашей жизни значительную роль, для вас важнее отношение человека к вам и ваше к нему, чем его объективные данные.

8.Как вы работаете:

· Прерывать текущую работу на середине вы не любите.

· Можете начать слишком много работ сразу и с трудом их заканчивать.

9.В центре внимания большой компании:

· Чувствуете себя легко и непринужденно.

· Можете быть ограниченное время, а потом хочется скром­но уйти в тень.

10.Какое слово соответствует больше вашему духовному складу:

· Завершенность.

· Эскиз.

11.Вам труднее переживать и исправлять ошибки:

· В области отношений с людьми.

· В работе, обращении с техникой, документацией.

12.Если в выходной день утром спросить что вы делаете в этот день:

· Ответите достаточно точно.

· Перечислите вдвое больше возможного или задумаетесь.

13.Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с незнакомым человеком противополож­ного пола:

· Да.

· Нет.

14.Часто ли вы дома теряете и вынуждены искать свои очки, ключи, перчатки, зонтик:

· Да, бывает.

· Почти никогда.

15.Часто ли вы принимаете решения под действием чувств:

· Часто.

· Редко.

16.Знаете ли вы, когда и где вы будете отдыхать этим летом:

· Да, знаю.

· Нет, жизнь покажет.

17.Можете ли вы легко провести время в глупой компании:

· Да.

· Нет.

18.Любите ли вы спорить:

· Да.

· Нет, я считаю, что в споре истина погибает.

19.Каким вас считают ваши друзья:

· Живым и веселым.

· Надежным и деловым.

20. Как вы оцениваете пословицу "нет смысла загадывать на будущее":

· Так говорят несерьезные люди.

· В жизни она оправдывается.

21.Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой:

· Нет, я охотно помогу ему.

· Чаще, да.

22.Если вам попадается в тексте не совсем понятное слово, вы:

· Обязательно поищете его значение в словаре.

· Обойдетесь его приблизительным значением.

23.Что вам больше запомнилось в школе:

· Интересный предмет.

· Любимый учитель.

24.Планируете ли вы свою карьеру:

· В основном планирую.

· Нет, жизнь так быстро меняется, что планировать не полу­чается.

25.Как обычно вы предпочитаете ориентироваться в незнако­мом городе:

· Расспрашивая людей.

· По картам и путеводителям.

26.Как вы работаете со справочниками, словарями, энцикло­педиями:

· Часто, а разве можно иначе.

· Редко, пользуюсь только тогда, когда не могу без них обойтись.

27.Часто ли чужое настроение передается вам:

· Нет, очень редко.

· Да, бывает.

28.Что, по вашему мнению, больше способствует успеху в делах:

· Постоянная систематическая работа.

· Удача.

Итоги тестирования

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Заполненная таблица представляет собой семь строк единиц и дво­ек. Последняя восьмая строка таблицы предназначена для итогов. При обработке необходимо вписать в нее цифру 1 или 2 в зависимости от того, какая цифра преобладает в соответствующем столбце.

В результате обработки таблицы на выходе получается цифровой шифр, состоящий из четырех двоек и единиц. Значение этого шифра таково:

первая цифра-экстраверсия (1)-интроверсия (2);

вторая цифра - сенсорика (1) - интуиция (2);

третья цифра - логика (1) - этика (2);

четвертая цифра - рациональность (1) - иррациональность (2).

По этому шифру можно составить полную формулу типа личности.

Для расшифровки служит вспомогательная таблица 4. В левых клет­ках таблицы обозначен цифровой шифр личности (например, 1212); сверху - международный код психологического типа (ENTP), его харак­теристики (экстраверт, интуитивный, мыслительный, воспринимающий) и "однословная" психологическая характеристика ("искатель"); внизу - российский код психологического типа (ДОН), его характеристики (инту- итивно-логический экстраверт) и "однословная" психологическая харак­теристика ("вундеркинд").

Таблица 4

 

 

Для проверки правильности определения психологического типа нередко применяется т.н. дихотомический тест, также предложенный И. Вейсбандом (табл. 5). Термин "дихотомический" означает, что нужно последовательно в каждом шаге теста слева направо выбрать один из двух вариантов, который кажется тестируемому более соответствующим характеристикам его личности.

Таблица 5

При ответе на этот тест необходимо прочитать обе части самого лево­го столбца и выбрать один вариант из двух. Далее необходимо перейти к столбцу, расположенному правее, и снова сделать выбор. Снова шаг правее и так далее до конца таблицы. Код личности в самом правом столбце показывает тестируемому психологический тип его личности.

Если результаты тестирования по первому и второму тесту совпа­ли, значит, психологический тип определен верно. Если результаты не совпадают, необходимо проанализировать причины несовпадения. Луч­ше всего это сделать специалисту-психологу, владеющему соционикой. Скорее всего тестируемый принадлежит к одному из подтипов, о чем речь пойдет ниже.

Описание типов личности (психологические портреты), которые даны в терминах, близких к жизни и деятельности делового человека, приве­дены в приложении 1.

Вернемся к темпераментам человека. Известный специалист в об­ласти соционики В. Гуленко показал возможность соединить психологи­ческий тип человека с его темпераментом. Ранее указывалось, что в соответствии с типологией темпераментов Г. Айзенка темперамент обра­зуется сочетанием двух характеристик: экстра/интроверсия и эмоцио­нальная устойчивость. Первая характеристика присутствует в типологии Юнга, вторую можно равноценно заменить с характеристикой рацио/ир­рациональность, описывающей подвижность нервной системы: ирраци­ональные типы легко переключаются с одной деятельности на другую, отличаются большой гибкостью в поведении. Рациональные же типы имеют инертную нервную систему,с трудом работают в режиме посто­янных переключений, в поведении последовательны и надежны. В этом случае схема на рис. 1. примет следующий вид (рис. 2).

 

Из схемы следует, что:

Флегматики - рациональные интроверты (Робеспьер, Максим, Драйзер, Достоевский).

Сангвиники - рациональные экстраверты (Гюго, Гамлет, Джек, Штирлиц).

Меланхолики - иррациональные интроверты (Дюма, Есенин, Баль­зак, Габен)

Холерики - иррациональные экстраверты (Дон Кихот, Жуков, Наполеон, Гексли).

Охарактеризуем полученные группы.

1.Флегматики - это психологические типы, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпера­ментов. Интровертная рациональность делает их сдержанными и закры­тыми, не отвлекающимися на внешние раздражающие факторы. Это вовсе не означает, что флегматик не способен вспылить. Просто, чтобы довести его до такого состояния, надо потратить значительно больше сил, чем для представителей других темпераментов. Волевой выдерж­кой отличаются Максим и Драйзер, терпеливостью и покладистостью Робеспьер и Достоевский.

 

2.Сангвиники - это психологические типы, которые беспокойны внешне, но спокойные внутри. Их можно охарактеризовать как средне- уравновешенных. Из-за внешней активности многие их принимают за холериков, но это не так: после вспышек раздражительности они очень быстро успокаиваются, для чего им достаточно переключиться на ка­кой-либо другой внешний стимул. Сангвиникам это легко удается благо­даря такому свойству, как иррациональная экстравертность. Настоящий же холерик пока не выплеснет накопившееся раздражение наружу, не успокоится. Без особых последствий ссорятся и мирятся Наполеон и Жуков, легко переключают свое внимание с раздражающей темы на приятную Гексли и Дон Кихот.

3.Меланхолики - это психологические типы, которые спокойны внеш­не, но беспокойны внутри. Они подобно сангвиникам занимают промежу­точное значение по степени уравновешенности нервной системы, сдвига­ясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Меланхолики - интроверты, поэтому свои внутренние переживания они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. По этой причине их легко спутать с другими темпераментами. Проблема любого меланхоли­ка - поиск внутренней гармонии, которую так легко разрушить грубыми воздействиями внешних факторов. Меланхолическими депрессиями стра- дают как оптимистически настроенные Дюма и Есенин, так и пессимисты Бальзак и Габен. Их чувствительная нервная система тонко воспринима­ет несовершенство мира, порождающее страдания, и заставляет прятать­ся либо за наигранным оптимизмом, либо за подчеркнутым пессимизмом.

4.Холерики - это психологические типы, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент самый неуравановешенный: когда на пути холерического психологического типа возникает внезапное препятствие, из-за экстраверсии он не в силах сдер­жать возбуждение - оно выплескивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно из-за своей рациональной прямолинейности. Взрыв­ным холерическим темпераментом отличается и нервозный Штирлиц, и беспокойный Джек, и взволнованный Гамлет, и обладающий сильным эмоциональным прессингом Гюго.

Теперь обратимся к моделям, с помощью которых можно описать психику человека, руководствуясь указанными выше свойствами. В соционике используются две модели; обе они принадлежат А. Аугусти- навичуте, но поскольку первая из них наиболее близка идеям Юнга, ее принято называть модель 70". Вторая (модель "А') - самая полная, в нее входят все 8 функций. На ней мы остановимся позднее, а сейчас рас­смотрим первую модель.

 

Модель "Ю"

Согласно этой модели, человеческая психика есть результат со­вместного действия четырех "каналов связи". Условимся именовать их по номерам по мере убывания силы действия: с самого сильного до самого слабого. Каждая из функций занимает свой канал, не повторя­ясь ни в одном из них.

 

1. Первый канал - самый мощный, в наибольшей мере определяю­щий психический тип человека. Психическая функция этого канала связи именно та область, где индивид в наибольшей степени уверен в себе, легко ориентируется, спокойно переносит критику и шутки в свой адрес. По этому каналу человек получает наиболее полную и объективную ин­формацию о мире. Его мысли, его действия и часто его профессия так или иначе зависят от вида функции, действующей в его первом канале.

 

2. Второй канал называют продуктивным, или творческим. Это - доминантная сфера, область активного действия, направленного вовне. Творческие возможности человека всегда согласуются с функцией, дей­ствующей в этом канале.

3. Третий канал: тут есть стремление (чаще всего неосуществимое) видеть себя в согласии с миром и с самим собой. Но этот канал не обла­дает слишком сильной энергетикой, так что давление, оказываемое в этой области, человек воспринимает весьма болезненно. Психическая функ­ ция, размещенная здесь, оказывается в результате весьма уязвимой для постороннего вторжения. Вот почему третий информационный канал обо­значают иногда как ТНС (точка наименьшего сопротивления).

 

4. Четвертый канал называют обычно суггестивным, ибо по этому каналу человек в наибольшей степени внушаем. Психическая функция, действующая здесь, - самая слабая из четырех; человек весьма неуве­ренно по ней ориентируется, и коррекция ему естественно необходима. Однако на сознательном уровне он почти безразличен к информации в данной области и довольно слабо ее воспринимает.

 

В дальнейшем для определения соционического типа мы будем пользоваться моделью "Ю" не только в силу ее относительной простоты, но, главным образом, потому что самые существенные каналы связи (пер­вые три) выявлены уже здесь. В общем виде эти модели для всех шест­надцати психологических типов выглядят следующим образом:

 

Символы функций для каждого соционического типа обозначены строго по их расположению в "каналах связи" (сверху вниз). Это означа­ет, что функция, стоящая наверху, находится в первом (акцептном) кана­ле. Ниже - второй (творческий) канал и т.д. Таблица, однако, вызывает целый ряд вопросов, например: почему типов всего 16 - ведь вариантов сочетаний должно быть значительно больше; почему в психике челове­ка должен доминировать только один канал; только ли восемью функ­циями может определяться тип человека?

Не на все эти вопросы можно найти логически обоснованный ответ. Когда речь идет о человеческой психике, все остальные закономернос­ти устанавливаются только путем длительных наблюдений (этому помо­гает и клиническая практика). Именно наблюдениями - их начал Юнг- установлено, что действительно в психике доминирует одна из психи­ческих функций - она-то и действует в первом канале. Эта функция, во- первых, должна совпадать с "вертностью" индивида, во-вторых, иметь точную ориентацию по оси "рациональность-иррациональность" и уже в этой области определиться по признаку либо логико-эмоциональному, либо сенсорно-интуитивному.

Кроме того, функция, расположенная во втором творческом канале, должна обладать, по крайней мере, тремя обязательными свойствами:

1. Противоположной "вертностью". Если первая функция интроверт- на, то вторая должна быть экстравертна, и наоборот. Как было рассмот­рено ранее, функции разной "вертности" мы условились изображать сим­волами разных цветов.

 

2. Функция второго канала должна быть также на другом полюсе по признаку рациональности-иррациональности, по сравнению с функцией первого канала.

 

Два вышеназванных признака можно обосновать очень просто: пси­хика любого нормального человека должна обладать, хотя бы потенци- ально, свойствами равновесия. Поэтому две самых сильных функции в своих основных качествах обязательно будут дополнять друг друга.

3. Между обеими первыми функциями существует самая тесная взаимостимулирующая связь. Обе функции как бы связаны в единое целое, условимся называть это ВЕДУЩИМ БЛОКОМ. Так вот, именно этот блок и определяет соционический тип. Теперь понятно, почему их 16: таково ко­личество возможных вариантов (из 8 по 2).

Что касается порядка расположения остальных двух функций, то он подробно расписан в модели "А".

Модель "А"

В модели Юнга (модель "Ю"), как было рассмотрено выше, в ха­рактеристике каждого типа использованы четыре из восьми функций. Однако человек не может обойтись без остальных четырех. Другое дело, что они не в той же степени проявляют себя и не так четко могут быть осознаны. Поэтому самая полная модель должна включать все 8 пси­хических функций. Такая модель была построена А. Августинавичуте и в честь создательницы получила название модель "А". Эта модель - скорее результат интуитивной догадки, чем нечто логически доказуе­мое. Аналогично тому, как это было сделано при рассмотрении модели "Ю", приведем сразу готовый результат. Нам достаточно выбрать мо­дель, соответствующую только одному из 16 типов, например Дон Кихо­ту. Для сравнения приводим оба варианта моделей.

Таблица 8

Модель "А" составлена из двух колец так, как это изображено на рисунке. Верхнему кольцу обычно присваивают названия: сознатель­ное, активное, ментальное; нижнему-бессознательное, пассивное, ви­тальное. Верхнее активное кольцо включает в себя три уже хорошо зна­комых нам из модели "Ю" информационных канала. Четвертый канал оказался в нижнем кольце модели "А".

По предположению автора модели, активное кольцо-сознательно. С его помощью человек осмысливает информацию, обменивается ею с другими людьми. Выдаваемая информация строго контролируется, непосред­ственным реакциям здесь места нет. Индивид говорит и демонстрирует с этого кольца только то, что он сознательно хочет сказать или показать.

Нижнее пассивное кольцо - подсознательно. Разница между созна­нием и подсознанием (по мысли Юнга) в первом случае это то, что инди­вид делает, во втором - то, что с ним происходит. Кольцо сознания так­же носит название ментальное, что означает мыслительное, умственное, а кольцо подсознания - витальное, т.е. способствующее жизнедеятель­ности организма.

В одно из колец всегда входит интуиция времени, а в другое - инту­иция возможностей. Поскольку первая характеризует восприятие про­цессов, меняющихся во времени, то кольцо с ней - динамическое, а кольцо с интуицией возможностей - статическое.

 

По сути дела это отражение двух одновременно существующих сто­рон материальной действительности: динамических и статических про­цессов. Но один из этих процессов воспринимается сознательно, другой - подсознательно.

Все четыре функции каждого кольца связаны энергетическим им­пульсом, который может иметь два направления: по часовой стрелке (+) и против часовой стрелки (-).Теперь в рамках модели "А" рассмотрим взаимодействие дуалов. Модели дуалов в определенном смысле противоположны. Что у одного расположено в активном ментальном кольце, у другого находится в пас­сивном

Направление импульса в каждом кольце задается самой активной фун­кцией. По схеме видно, что знаки у колец разные. Это ведет к максимальной социализации обоих индивидов и к повышению их жизненного тонуса.

Сильные и слабые стороны психологических типов, вытекающие из модели "Ю" и "А", представлены в таблице 9.

Все шестнадцать типов личности связывает между собой сто двад­цать восемь типов отношений. Однако из моделей "Ю" и "А" следует, что входных - выходных каналов связи всего четыре ("этика - логика", "сен­сорика - интуиция"). В результате из ста двадцати восьми типов отноше­ний остаются шестнадцать, а остальные только повторяют их. Шестнад­цать типов отношений условно можно разделить на три группы:

Хорошие.

Дуальные отношения (Д) - самые лучшие в деловых контактах, а также в семейных и в любых других. Мысли и поступки одного из дуа- лов являются как бы продолжением мыслей и поступков другого, они взаимно дополняют друг друга. Эти отношения еще называют отноше­ниями дополнения, а такую пару-диадой. Что плохо получается у од­ного, делает другой, принимает на себя инициативу, понимает, чем мо­жет помочь партнеру, причем без особых затруднений. Что еще более важно, второй в дуальной паре воспринимает помощь дуала естествен­но, без напряжения и конфликтов.

Отношения активации (А) - психологические типы повышают ак­тивность друг друга, быстро понимают друг друга, мысль одного про­должает и развивает другой, и наоборот. Лучше всего, когда активаторы заняты одним делом. Однако продолжительное общение может утом­лять их, и время от времени активаторам нужно отдыхать друг от друга.

Тождественные отношения (Т) - отношения с людьми своего же типа. Глядя на подобного тебе партнера, как бы видишь себя со стороны и можешь корректировать свое поведение ("мы одной крови - ты и я"). Партнеры одинаково воспринимают мир, смотрят на него одними глаза­ми, действуют по одним и тем же схемам. Такие отношения лучше всего проявляются в отношениях учителя и ученика. Правда, со временем такие партнеры могут друг другу наскучить.

Зеркальные отношения (3) - партнеры все время корректируют друг друга, указывают друг другу на ошибки. Каждый видит как бы по поло­вине мира, причем с разных сторон. В партнере каждый видит во многом противоположные черты - как бы видит себя в зеркале - образ похожий, но какой-то неузнаваемый. Такие отношения утомительны, хотя многие дела партнеры выполняют хорошо, поскольку делят обязанности.

Нейтральные.

Отношения полудополнения (Пд) - дополнение у партнеров осуще­ствляется только по одному ведущему признаку. Деловые отношения здесь прочные до тех пор, пока идет теоретическое обсуждение, и пока отноше­ ния не перерастают в близкие, в результате чего наступает разочарова­ ние. Партнеры могут удивлять друг друга неожиданными поступками. Отношения могут то резко ухудшаться, то вновь налаживаться.

Отношения полной противоположности (Пп)- отношения партне­ров, все оценивающих с разных позиций. Хорошо действуют вместе, пока вдвоем, но если появляется третий, то каждый старается привлечь его на свою сторону. Партнер может казаться или очень банальным, или, наоборот, яркой творческой личностью.

Квазитождественные отношения (Кт) - характеризуются малопло­дотворными спорами. Партнер кажется чем-то неуловимо похожим, иду­щим по жизни как бы параллельным путем. Общие темы для разговора находятся легко. Общие дела делаются успешно, если разграничить функции.

Родственные отношения (Ро) - партнеры похожи друг на друга и вроде бы понимают друг друга, имеют общие интересы. Однако в деле оказывается, что каждый по-своему понимает, как это дело следует выполнить, а партнер представляется заботящимся лишь о себе. Отно­шения корректные, с соблюдением внешних правил приличий, но теп­лотой не отличаются.

Деловые отношения (Де) - партнеры действуют похожими метода­ми, хорошо понимают друг друга, но имеют разные цели. Общение жи­вое и разнообразное, обидеть партнера трудно. Однако возможно не­вольное давление одного на другого, что может вызвать протест. Поэтомуположении должника заказчика. Поэтому у подзаказного часто появля­ется желание отделиться, чтобы не делать того, что от него требуют. Отношения более мягкие, чем отношения социального контролера, но все-таки плохие, психологическое давление здесь также присутствует.

Заказчик (3) играет роль кредитора, "богатого дядюшки", доброго, но требовательного.

Подзаказному (з) достается роль должника, во многом зависящего от прихотей "богатого дядюшк".

В таблице 10 приведены все интертипные отношения в русском и международном обозначении, а затем в таблице 11 дан полный набор взаимоотношений между всеми типами.

Пользоваться таблицей 11 следует так: "он - мне", например, Гекс- ли (он) - Робеспьер (мне) - к (подконтрольный). Или Жуков (он) - Робес­пьер (мне) - К (контролер).


 

дуальные пары. Как уже отмечалось выше, психика человека асим­метрична. Нет таких людей, у которых в одинаковой степени были бы развиты все функции, очевидно, что у любого из нас самые благоприят­ные отношения могут сложиться именно с тем человеком, у которого асимметрия имеет дополняющий характер. Такие отношения называют­ся дуальными, партнера называют дуалом, а пару-дуальной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.125 с.)