Психологические типы людей 182 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические типы людей 182



ПРЕДИСЛОВИЕ

Управление персоналом как особый вид управленческой деятель­ности переживает в мире настоящий бум. Трансформация кадрового менеджмента нашла свое отражение в нескольких тенденциях: во-пер­вых, все последние годы в развитых странах наблюдается относитель­ный и абсолютный рост числа работников кадровых служб, прежде все­го за счет формирования специальных подразделений кадровых технологов; во-вторых, повысился статус этой профессии: руководите­ли служб персонала в большинстве корпораций были введены в состав правлений и советов директоров; в-третьих, резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу, что привело к выделению специальных образовательных курсов.

Перед вами труд автора, который работает в области одного из но­вых и наиболее перспективных направлений организационной психоло­гии - соционики. Отличительной особенностью книги, которая ни в коей мере не представляет собой очередной авторизированный перевод за­рубежного учебного пособия, является стремление автора провести ис­следование проблемы на основе отечественного опыта.

Безусловным достижением книги является разработка критериальной базы для оценки индивидуально-психологических и личных качеств лично­сти с целью прогноза успешности профессиональной деятельности.

Более чем трехлетние опыты использования соционической моде­ли в системе оценки персонала на предприятиях компании "Русский Алюминий" доказали ее надежную корреляцию с классическими психо­диагностическими методиками, применяемыми при профессиональном психологическом отборе. Важно и то, что предлагаемые автором подхо­ды позволяют сделать процесс отбора кандидатов при трудоустройстве или подбор управленческой команды более мобильным и, что также немаловажно, менее трудоемким.

Многие вопросы профессионального подбора специалистов и руко­водителей по соционическим признакам, а также формирования управ­ленческих команд с использованием интертипных отношений, раскры­тые в книге, именно этим автором переведены из области теории в сферу практической деятельности. До сих пор специалисты по соционике не давали конкретных рекомендаций по профориентации работников. В отличие от них автор предлагает варианты психологических типов для 35 профессий специалистов, служащих и рабочих. При разработке реко­мендаций он исходит из должностных обязанностей по каждой профес­сии, результатов проведенного психологического обследования и прак­тического опыта. Очень важны также рекомендации по подбору руководителей по психологическим типам. От личности руководителя и состава возглавляемой им команды зависит в конечном итоге успех любого бизнеса. Поэтому разработки в этой области, имеющие практи­ческую ценность, чрезвычайно важны. Интересны также рекомендации по подбору руководителей-специалистов.

Отдельный раздел книги посвящен подбору управленческой коман­ды по интертипным отношениям. В этой области сделаны только первые шаги, и в перспективе необходимо выполнить еще много как теорети­ческих, так и особенно практических исследований.

В целом книга представляет собой значительный шаг в области при­кладной соционики и будет полезна в первую очередь специалистам в области управления персоналом предприятий и управляющих компа­ний. Однако, принимая во внимание тот факт, что каждый из нас в тече­ние своей жизни постоянно выступает в роли покупателя или же продав­ца рабочей силы, книга представляет интерес для широкого круга читателей.

Григорьев В.П.,

заместитель директора по персоналу Самарского металлургического завода компании "Русский алюминий"

ВВЕДЕНИЕ

Люди - самая сложная, непредсказуемая и трудноуправляемая составляющая менеджмента. Они приходят на работу и делают там все, что необходимо, для других людей: собирают самолеты и миксеры, ва­рят сталь и борщ, перевозят и продают товары, печатают газеты и день­ги. Работа для большинства людей - главное занятие в жизни, для всех работающих - главный источник существования, для многих - способ реализовать себя, сделать карьеру, заявить о себе. При этом люди - не роботы, механически выполняющие команды. Они все разные - флег­матики и холерики, экстраверты и интроверты, пассионарии и обывате­ли. К тому же на работу люди приносят свое настроение и самочув­ствие, симпатии и антипатии, любовь и ненависть. То есть и к работе они относятся по-разному, и делать ее умеют по-всякому, и голова на рабо­те нередко бывает занята делами, очень от нее далекими - от болезни дочери до проигрыша "Спартака".

Этими вопросами в целом занимается социальная психология, а в этой книге автор разрабатывает частный, но важный вопрос: как подби­рать специалистов, руководителей и формировать управленческие ко­манды. Эти вопросы волнуют специалистов по персоналу с давних вре­мен и даже сегодня часто решаются интуитивно - иногда удачно, чаще с плачевными результатами. Целый ряд высказываний известных лю­дей, являющихся выдающимися специалистами в своей области, под­тверждает это.

"Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиа­стов несравненно труднее, чем построить самый хороший самолет" (С. Ильюшин, авиаконструктор).

"Все хозяйственные ситуации можно в конечном счете свести к трем словам: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать" (Л. Якокка, менеджер).

"Кадры решают все" (И. Сталин, политик).

Появившаяся в начале XX века соционика, получившая на Западе название "типоведение", позволяет добавить в теорию и практику этого вопроса хороший элемент научности.

Автор благодарен людям, которые в разное время разрабатывали с ним отдельные вопросы деловой соционики, это-А. Еропкин, Н. Сыря тов, Т. Ларина и А. Асмолов.

 

 

Глава 1. ОСНОВЫ СОЦИОНИКИ

Психологические типы

Человек всегда стремился систематизировать свои опыт и пережи­вания, полученные в результате общения с окружающими людьми. Он старался вывести законы, позволяющие улучшить межличностные от­ношения, что явилось предпосылкой для создания систем типологий людей. В основу таких типологий легло поведение людей, поэтому по­добного рода типологии людей можно назвать поведенческими.

Первой из таких типологий явилось разделение людей по темперамен­там. Врач и ученый древности Гиппократ дал описание четырех типов лю­дей по чисто физиологическим признакам. В древности считалось, что в организме человека находятся четыре основные жидкости: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). Преоблада­ние в организме одной из них и определяет темперамент человека.

Впоследствии было доказано, что эта теория с физиологической точки зрения несостоятельна. Однако термины, обозначающие типы людей в соответствии с их темпераментом, остались в обиходе - санг­виник, флегматик, холерик, меланхолик. В современной науке суще­ствует несколько подходов к классификации темпераментов, среди них наиболее известны: гуморальная (Гиппократ-Гален), конституциональ­ная (Кречмер, Шелдон), физиологическая (Павлов), типологическая (Айзенк). Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки.

Подход, наиболее близкий к соционике-это подход американского психолога Г. Айзенка (тест EPI), в котором четыре темперамента описы­ваются посредством двух шкал -1) экстра/интроверсия и 2) нейротизм (эмоциональная устойчивость). График, построенный по тесту, изобра­жен на рис. 1.

 

Из рисунка следует, что:

Флегматики - эмоционально устойчивые интроверты.

Сангвиники - эмоционально устойчивые экстраверты.

Меланхолики-эмоционально неустойчивые интроверты.

Холерики - эмоционально неустойчивые экстраверты.

Деление людей на четыре категории по темпераменту в XX веке перестало устраивать психологов, особенно с практической точки зре­ния. Они начали предлагать другие характеристики людей, которые можно было бы положить в основу новой классификации, а эту классификацию в свою очередь применить к практике профессионального отбора и про­фессиональной ориентации.

Появлению соционики предшествовало важное открытие, сделанное известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Он, ис­следуя психические процессы, констатировал существенную разницу в восприятии действительности между людьми, неодинаковость проявле­ния структуры психики, отражающую особенности, связанные с психоло­гическим типом личности. Изучение этих особенностей позволило Юнгу построить свою типологию. По Юнгу, каждый человек не только индиви­дуальность, но и представитель определенного типа. Это нисколько не лишает индивида только ему присущих личностных черт и качеств, а лишь свидетельствует об объективных закономерностях взаимодействия пред­ставителей различных психологических типов с окружающей действитель­ностью в соответствии с врожденной структурой психики.

Именно Юнгом введены термины "экстраверсия" и "интроверсия", обозначающие особенности восприятия жизни, способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром, т.е. установки человеческой психики. Юнг утверждал, что каждый из нас изначально ориентирован на воспри­ятие либо внешних сторон жизни (экстраверсия), либо внутренних (инт­роверсия). Следует особо отметить, что в чистом виде эти психологи­ческие установки не существуют. "Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип".

Кроме того, К. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. По его определению:

а) мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление за­нято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях;

б) чувство есть функция, придающая содержанию известную цен­ность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оце­ночных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво;

в) интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание, догадка, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными;

г) ощущение- та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте вос­приятия конкретных фактов.

Именно наличие у индивида всех четырех психологических функ­ций, проявляющихся в той или иной психологической установке, обес­печивает ему возможность целостного восприятия мира, адаптации к окружающей действительности. При этом, как правило, одна из функ­ций является доминирующей, наиболее развитой, а значит, более пред­почтительной в качестве инструмента адаптации. Кроме того, Юнг раз­делил четыре психологические функции на два класса: рациональные, основанные на размышлении, рефлексии; и иррациональные, целью которых является чистое восприятие.

Результатом многолетней работы, описывающей закономерности поведения этих групп, стала книга Юнга "Психологические типы".

Его последовательницами в США стали Катарина Бриге и ее дочь Изабель Бриге (в замужестве Майерс), задавшиеся целью "поставить представление об индивидуальных различиях на более объективные рельсы". Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудо­устройства демобилизованных из армии солдат, над которой Изабель Майерс задумалась в ходе Второй мировой войны. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели ее к более широкой проблеме понимания и вы­явления индивидуальных различий между людьми. Изабель Майерс интересовало создание рабочего инструмента, позволяющего достоверно выявлять индивидуальные сходства и различия и использовать полу­ченные результаты на практике.

С другой стороны, мать Изабель, Катарина Бриге, активно интересо­валась работами Юнга, посещала его лекции и переписывалась с ним. Синтез "практической ориентации" дочери с "теоретическим уклоном" матери и годы кропотливых более чем десятилетних исследований привели к созданию Индикатора типов Майерс-Бригс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator). Путь методики Майерс-Бригс от ее создания (1942) до опубликования (1959) был долгим и нелегким. Профессиональное пси­хологическое сообщество, состоявшее тогда преимущественно из муж­чин, весьма скептически отнеслось к типологии, созданной двумя жен­щинами, ни одна из которых не была профессиональным психологом. Широко популярной методика Майерс-Бригс стала уже в восьмидеся­тые годы, когда возросло понимание необходимости учета индивиду­альных отличий и наклонностей в различных сферах жизни и возродил­ся широкий интерес к идеям Юнга. Эта типология получила в США и странах Европы название "Теории типа личности" (Type Theory), или "Ти- поведение" (Type Watching).

Необходимо отметить, что, несмотря на сорокалетие использования MBTI на Западе, специалисты по типоведению не пошли далеко в теории и практике этого вопроса. Сегодняшнее типоведение по меткому, но спра­ведливому замечанию С. Кашницкого, - "позавчерашний день" социони- ки. В типоведении отсутствуют модели сочетания соционических функ­ций, не поставлен вопрос об интертипных отношениях, вследствие чего вместо конструктивных дуальных отношений рекомендуются менее про­дуктивные тождественные, не разработаны отношения в коллективе, не развита деловая часть-профориентация и профподбор. В целом типове­дение, описанное в книгах О. Крегера и Дж. Тьюсон, представляет собой скорее сборник ярких описаний психологических типов и практических советов по этому поводу, чем стройную логическую систему, в которую превращается сейчас соционика.

В Советском Союзе интерес к идеям Юнга возник в шестидесятые годы, а наибольшие успехи были достигнуты в семидесятые-восьмиде- сятые годы. В конце 70-х литовский экономист Аушра Аугустинавичуте продолжила идею швейцарского психолога и логически усовершенство­вала юнговскую типологию, рассмотрев ее в новом ракурсе: отношения между людьми определяются их типами. Кроме того, было установле­но, что каждый из шестнадцати психологических типов самим устрой­ством своей психики предназначен для идеального выполнения опре­деленных жизненных задач и все шестнадцать типов в согласованной деятельности могут решить любые задачи, которые принципиально спо­собно решать человечество. Такой "коллектив" из всех шестнадцати ти­пов А. Аугустинавичуте назвала соционом, а свою типологию - социони- кой. Она пришла к выводу, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Итак, на основе фундамента, который был заложен К.Г. Юнгом, стало возникать новое направление социологии.

Новизна соционики в сравнении с психологическими теориями, су­ществовавшими до нее, заключается, прежде всего, в отходе от специ­альных психологических понятий. Идея Юнга применена к более широко­му спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и все многообразие связанной с ними деятельности человека. Чело­век рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи с характерными для них ограничениями. Человеческое об­щение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем ин­формационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настро­ение собеседника, и эстетические впечатления.

Что представляет собой "информационное поле" нашего общения? Одинаково ли действуют у различных людей "информационные каналы" и чем они отличаются друг от друга? Прежде чем ответить на эти вопро­сы, необходимо обратиться к основным понятиям, определяющим суть обмена информацией.

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе простран­ства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается эти­ми четырьмя основными понятиями. Оказывается, можно связать эти, казалось бы, предельно абстрактные категории с нашими вполне конк­ретными ощущениями и действиями.

Материя

Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, совершает над ними действия и испытывает их действие на себе. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некоторое информационное поле. Это непосредствен­ное восприятие объекта как такового и непосредственные действия над ним. Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, пред­принимателями и т.п. Называется этот канал -логика деловая.

Информация о материи может иметь и другой характер. В этом слу­чае существенными становятся не объекты сами по себе, а отношения между ними (больше - меньше, тверже - мягче, легче - тяжелее), иерар­хия этих объектов, логические связи, их соединяющие. Человек, хоро­шо чувствующий отношения материальных объектов, может быть не­плохим теоретиком, аналитиком, конструктором. Информационное поле этого типа обозначается как логика отношений.

Энергия

Действия всевозможных энергий человек испытывает на себе по­стоянно. Некоторые виды (как, например, тепло) он воспринимает орга­нами чувств. Другие энергетические потоки - например, радиоактивное излучение - он может вообще не ощущать. Но есть род энергии, кото­рую человек не только непосредственно воспринимает, но и передает. Это психическая энергия, которая способна проявляться в виде эмоций. Радость и печаль, страдание и удовольствие - все это проявление эмо­ций. Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном учреждении. Называется это этикой эмоций.

Другим свойством восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, к себе, умение отличить истинные чув­ства от наигранных и т.п. Человек, хорошо чувствующий эмоциональ­ную связь между людьми, может быть неплохим психотерапевтом, пе­дагогом. Эта способность называется этика отношений.

Пространство

Мы способны воспринимать пространство через объекты, наполняю­щие его. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, т.е. "завоевывать пространство". При этом он должен проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно должен быть материальным: овладеть можно и новыми зна­ниями, навыками; уровнями социальной иерархии. Человек с хорошо раз­витой подобной функцией может быть разведчиком, геологом, военачаль­ником, лидером партии. Обозначается эта сфера как сенсорика волевая.

Другая сторона пространственного ощущения - способность осоз­навать удобство и неудобство вещей, умение создать уют, комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм. По сути, это означает способ­ность организовать пространство в соответствии со своими запросами. Эти люди обычно хорошие кулинары, художники, дизайнеры. Это сен­сорика ощущений.

Время

Время фиксируется в нашем сознании через ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события, которые можно предугадать заранее. Соционика связывает эту способность с умением видеть стати­ческую структуру объекта, угадывать те свойства, которые в нем уже име­ются. Профессия исследователя, экспериментатора, организатора ново­го дела не может обойтись без этого свойства. Люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, момент, благо­приятный для того или иного дела, обладают интуицией возможностей.

Другая сторона этой психической функции - умение соотносить вре­менные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий и с учетом этого формировать стратегию действий. Такая функция должна быть развита у людей, посвятивших себя эконо­мике, планированию, коммерции. Это интуиция времени.

Так, специалисты по соционике обозначают восемь основных социо- нических функций, по которым сознание человека связано с окружаю­щим его миром. Конечно, любому человеку не плохо бы владеть всеми указанными выше способностями. И в какой-то мере он ими действи­тельно владеет. Но далеко не в равной степени. Например, экстраверт обращен непосредственно к объекту и поэтому акцентируется на дело­вой логике, этике эмоций, волевой сенсорике и интуиции возможностей; а интроверт ориентирован на отношения и соотношения и, следователь­но, лучше осуществляет другие четыре функции: логику отношений, этику отношений, сенсорику ощущений и интуицию времени. Отсюда возника­ет определенное противопоставление: этика-логика, сенсорика-инту­иция. Т.е., как правило, у человека преобладает одно из этих качеств. В дальнейшем разговор пойдет о сочетании и противопоставлении этих качеств.

Соционические функции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соционические функции

 

Область информации Обозначение функции Описание функции
Материя Логика деловая Деловая выгода, эффективность, целесообразность
Логика отношений Умозрительная структура, система, научные теории
Энергия Этика эмоций Возбужденное состояние, свое настрое­ние, эмоции  
Этика отношений Отношения между людьми, чувства сим­патии и антипатии, любви и ненависти  
Пространство Сенсорика волевая Активное действие, волевой напор, владе­ние пространством, требовательность  
Сенсорика ощущений Гармония пространственных форм, эстетика, комфорт  
Время Интуиция возможностей Способность оценить внутреннее содер­жание, потенциальные возможности объ­екта, способности людей  
Интуиция времени Способность улавливать динамику раз­вития, чувство времени, прогноз  
           

Для удобства построения логических схем специалисты по социо- нике ввели символические обозначения этих функций:

логика деловая -

логика отношений -

этика эмоций -

этика отношений -

сенсорика волевая -

сенсорика ощущений -

интуиция возможностей -

интуиция времени -

Все эти обозначения, естественно, условны. "Логика деловая" - об­ласть конструктивного, рационального действия, слабо связанная с ло­гикой, как наукой. Зато "логика отношений" имеет прямое отношение к миру науки, научных теорий, абстракций и обобщений. "Этика" не обо­значает здесь науку о морали и нравственности, а представляет собой способность улавливать (выражать) эмоции. "Сенсорика" - это не только сфера ощущений, но и психическая способность осуществлять экспан­сию во внешнем мире. И только понятие "интуиция" наиболее соответ­ствует своему общеупотребительному смыслу.

Нередко в соционической терминологии используют цвет соответ­ствующего символа и тогда говорят: "черная интуиция", "белая логика" и т.д. Черный цвет функции означает обращенность личности наружу, навосприятие внешних сигналов, что соответствует понятию "экстравер­сия". Белый цвет функции, напротив,- это обращенность личности внутрь, на восприятие внутренних сигналов, что соответствует понятию "интроверсия".

Из общей теории относительности известно, что время и простран­ство - части единого целого. Сознание человека определяет их неким однотипным механизмом, но ориентация у разных людей различна: одни лучше воспринимают пространство, другие-время. Соответственно одни лучше воспринимают объекты, другие - энергию.

Напрашивается вывод, что сознание человека можно поделить на две области восприятия: логико-эмоциональную и сенсорно-интуитив­ную (материя-энергия и пространство-время соответственно). К.Г. Юнг установил, что психика человека может быть преимущественно ориен­тирована на одну из областей. Стало быть, ярко выраженным может быть либо то, либо другое.

Не трудно понять, что сенсорики и интуиты руководствуются в сво­их поступках непосредственным контактом с внешним миром, в то вре­мя как логики несколько отстранены от этой непосредственности. В свя­зи с этим Юнг назвал представителей одного типа рациональными, а другого - иррациональными.

Итак, мы определили последнюю альтернативную пару психичес­ких характеристик, необходимых для типизирования по методу социони- ки. Полный набор этих характеристик следующий:

экстраверсия - интроверсия
сенсорика - интуиция
этика - логика
рациональность - иррациональность

Дадим описание названных признаков.

Экстраверсия - интроверсия

(Источник энергии - внешнее/ внутреннее)

Экстраверт всегда в гуще людей, общителен, открыт для других, у него много друзей. В действиях активен и инициативен, свободен в выс­казываниях, способен к рискованным поступкам. Для экстраверта глав­ное - объективный окружающий мир, реальные объекты. Их свойства для него вторичны, а значит, изменяемы при необходимости. В контакты с людьми вступает легко, ему интересны новые собеседники, но также легко и рвет отношения, если они не укладываются в созданные им для себя нормы, хотя при этом всегда сопоставляет свое мнение с мнением окружающих. Не обращает внимания на плохие условия работы, если чувствует, что он нужен, что без него трудно обойтись, однако не прием­лет принуждения даже при высоких целях. Рутинную работу старается выполнить как можно быстрее, чтобы заняться созиданием. Его стихия - путешествия, передвижения. Он легко срывается с места, иногда нео­жиданно даже для самого себя.

Сознание интроверта обращено к своему внутреннему миру, он хо­рошо понимает движения своей души, свои чувства, мысли, пережива­ния. С трудом воспринимает большое количество новой информации. Внешне спокоен, ровная и тихая обстановка ему более привычна, и по­тому лучше всего работает в одиночестве. Отношения между объекта­ми для него важнее самих объектов, которые можно изменять, чтобы добиться нужных отношений. Неожиданности, новые знакомства, вне­запный визит способны выбить его из колеи, зато он очень дорожит сло­жившимися отношениями и с трудом их рвет, предпочитая перестраи­вать себя и других для сохранения отношений. Дружит с немногими, но очень долго. Хорошо выполняет то, что считает своим долгом, но не любит ответственности, которую воспринимает как наказание.

Если вы экстраверт, то вы, по всей видимости:

· склонны сначала говорить, а потом думать, и до тех пор, пока вы не услышите звук собственного голоса, вы не знаете, что именно скажете; вы наверняка часто порицаете сами себя в таких выра­жениях: "Я когда-нибудь научусь держать рот закрытым?";

· имеете широкий круг знакомых и многих из них считаете свои­ми "ближайшими друзьями"; чем с большим количеством лю­дей вам приходится встречаться в процессе вашей деятельно­сти, тем для вас лучше;

· можете спокойно читать или вести беседу при включенном те­левизоре или радио; вы совершенно не понимаете, что это мо­жет "отвлекать внимание";

· легко доступны для друзей и не уклоняетесь от общения с по­сторонними, хотя скорее всего будете стремиться занять цент­ральную роль в разговоре с ними;

· охотно прерываете ваши занятия, чтобы снять трубку зазвонив­шего телефона;

· с удовольствием посещаете вечеринки и предпочитаете разго­вор с большим количеством собеседников и слушателей бесе­де в узком кругу; вам не обязательно ограничивать себя ис­ключительно знакомыми, и вы нередко сообщаете сведения весьма личного свойства посторонним;

· предпочитаете обдумывать нерешенные проблемы в обществе, а не в одиночестве; вас угнетает необходимость провести значи­тельное время в уединенных размышлениях, не имея возмож­ности высказать свои мысли другим и следить за их реакцией;

· слушаете с большими усилиями, чем говорите сами; не упус­каете возможности оказаться в центре внимания и тяжело пере­живаете, если вам не удается принять активного участия в раз­говоре;

· охотнее "смотрите" при помощи языка, нежели глаз; "Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки? Никто не знает, куда могли подеваться мои очки?" А если вам случается потерять направ­ление своих мыслей, вы пытаетесь найти его вслух;

· очень нуждаетесь в поддержке и одобрении со стороны друзей и сослуживцев; вам необходимо, чтобы они одобряли и то, как вы одеты, и то, что вы делаете, а также и все остальное; вам может казаться, что дело, за которое вы взялись, спорится у вас в руках, но пока кто-нибудь не подтвердит этого, вы не бу­дете уверены в успехе.

Если вы интроверт, то вы, по всей видимости:

· предварительно обдумываете то, что собираетесь сказать, и хо­тели бы, чтобы другие поступали также; вы часто употребляете такие выражения, как: "Я подумаю об этом" и "Я скажу вам о своем решении позже";

· любите тишину и уединение; вы знаете, что ваше спокойствие легко может быть нарушено, а потому стараетесь не допустить, чтобы рядом с вами был работающий телевизор, шумные дети или посторонние разговоры;

· считаетесь "умеющим слушать", но замечаете, что другие пользуются этим;

· имеете репутацию робкого человека; независимо от того, со­гласны вы с чем-то или нет, вы остаетесь сдержанным и задум­чивым;

· предпочитаете отмечать знаменательные события с одним или несколькими ближайшими друзьями;

· хотели бы выражать свои мысли более решительно; вам не по душе, когда кто-то походя выбалтывает то, что вы готовы были сказать сами;

· хотели бы, чтобы вам давали высказаться до конца и не преры­вали на полуслове; сами вы не перебиваете других, надеясь, что они ответят вам тем же;

· чувствуете необходимость "подзарядиться" в одиночестве пос­ле того, как вам пришлось побывать на людях; чем большего напряжения потребовала от вас встреча с ними, тем вероятнее, что после нее вы почувствуете себя обессиленными;

· в детстве часто слышали от своих родителей: "Пойди на улицу и поиграй с товарищами"; ваших родителей, вероятно, беспоко­ило, что вы так много времени проводите в одиночестве;

· уверены, что "слова стоят дешево"; вы делаетесь подозритель­ными, если вас слишком нахваливают, и раздражаетесь, если кто-либо повторяет то, что уже было сказано другими, а пустые разговоры вы склонны считать "изобретением колеса".

Сенсорика - интуиция

(Тип мышления - конкретность/ отвлеченность)

Весь мир сенсорик воспринимает через собственные ощущения, через потребности и восприятие собственного тела, через вкус, запахи, цвет. Он ценит комфорт, порядок, чистоту - все это умеет и любит создавать сам. Все происходящее вокруг находится в поле его внимания, он живет сегодняшним днем по формуле "здесь и сейчас", хорошо ориен­тируется в текущей обстановке. Имеет ясное представление о том, чего хочет, и поэтому почти не сомневается в правильности своих поступков, уверен в себе. В новых делах сенсорик нетороплив и начинает их толь­ко тогда, когда уверен в результате. В спорных, затрагивающих только его вопросах, старается разобраться немедленно и до конца отстоять свои интересы. В работе он больше склонен к практической, чем к ис­следовательской деятельности, любит делать работу самостоятельно. Всегда старается иметь под рукой справочники и энциклопедии.

Стихия человека интуитивного типа - выработка новых идей, созда­ние новых и усовершенствование старых изделий, технологий, произ­водств, услуг. Ему присущи сомнения и неопределенность в восприятии окружающего мира и собственного организма. Однако он способен точно предвидеть развитие событий и предсказывать будущее. Интуит беспоко­ится о будущем и старается обеспечить его себе и близким людям. Имея дело с реальным объектом, он смотрит как бы сквозь него, видя что-то понятное только ему, работает "импульсами", мучаясь постоянными со­мнениями. Беспорядок его не беспокоит, он сам может быть его источни­ком, причем утверждает, что это не беспорядок, а известный только ему порядок. Ему ведомы внутренние, глубинные способности и возможности человека, он легко уходит от реальной действительности в неведомые миры и теории, теоретическая работа ему ближе практической. Все новое его интересует, причем он не задумывается о выгоде этого дела. Если возникает спорный вопрос, то интуит, как правило, отступает, т.к. надеет­ся, что ситуация разрешится сама собой, а способность предвидеть буду­щее позволяет ему довольно точно уловить тенденцию.

Если вы человек сенсорного типа, то, по всей вероятности, вы:

· предпочитаете конкретные ответы на столь же конкретные воп­росы; когда вы спрашиваете, сколько сейчас времени, вы пред­почитаете, чтобы вам отвечали: "Три пятьдесят две", и возмути­тесь, если услышите в ответ: "Уже почти четыре" или "Пора уходить";

· стараетесь сосредоточиться на текущем моменте и в основном не беспокоитесь о том, что будет дальше; кроме того, вы гораз­до охотнее делаете что-то, нежели раздумываете об этом;

· находите более привлекательной ту работу, которая приносит осязаемые результаты; как бы сильно вы не ненавидели веде­ние хозяйства, вы скорее займетесь уборкой своего офиса, чем будете размышлять о том, с чего началась ваша карьера;

· убеждены, что "если вещь не сломана, незачем чинить ее"; вы не понимаете людей, стремящихся усовершенствовать все на свете;

· охотнее имеете дело с фактами и цифрами, нежели теориями и идеями; вы предпочитаете, чтобы о чем бы то ни было вам гово­рили в строгой последовательности, а не как попало;

· считаете "фантазию" бранным словом; вы удивляетесь людям, которые массу времени тратят на то, что они называют "игрой воображения";

· читаете журналы, начиная с первой страницы; вы не понимаете тех, кто раскрывает их, где попало;

· расстраиваетесь, если вам не дают точных указаний, когда и что делать, или же ограничиваются фразами вроде: "Вот об­щая схема, детали обговорим позднее"; более того, иногда вы считаете точными указаниями то, что для других было только первоначальными набросками;

· употребляете слова в их буквальном значении; вы хотели бы, чтобы и другие поступали так же;

· в первую очередь видите отдельные деревья, а не целый лес; на работе вы предпочитаете заниматься своим делом, не бес­покоясь о том, какое значение оно имеет для всего проекта;

· согласны с утверждением, что "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"; когда вам говорят: "Поезд уже подан", вы поверите в это не раньше, чем войдете в вагон.

Если вы человек интуитивного типа, то вы, по всей видимости:

· спокойно размышляете о нескольких вещах одновременно; дру­зья и коллеги часто упрекают вас в рассеянности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.082 с.)