Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические типы людей 182↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Управление персоналом как особый вид управленческой деятельности переживает в мире настоящий бум. Трансформация кадрового менеджмента нашла свое отражение в нескольких тенденциях: во-первых, все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб, прежде всего за счет формирования специальных подразделений кадровых технологов; во-вторых, повысился статус этой профессии: руководители служб персонала в большинстве корпораций были введены в состав правлений и советов директоров; в-третьих, резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу, что привело к выделению специальных образовательных курсов. Перед вами труд автора, который работает в области одного из новых и наиболее перспективных направлений организационной психологии - соционики. Отличительной особенностью книги, которая ни в коей мере не представляет собой очередной авторизированный перевод зарубежного учебного пособия, является стремление автора провести исследование проблемы на основе отечественного опыта. Безусловным достижением книги является разработка критериальной базы для оценки индивидуально-психологических и личных качеств личности с целью прогноза успешности профессиональной деятельности. Более чем трехлетние опыты использования соционической модели в системе оценки персонала на предприятиях компании "Русский Алюминий" доказали ее надежную корреляцию с классическими психодиагностическими методиками, применяемыми при профессиональном психологическом отборе. Важно и то, что предлагаемые автором подходы позволяют сделать процесс отбора кандидатов при трудоустройстве или подбор управленческой команды более мобильным и, что также немаловажно, менее трудоемким. Многие вопросы профессионального подбора специалистов и руководителей по соционическим признакам, а также формирования управленческих команд с использованием интертипных отношений, раскрытые в книге, именно этим автором переведены из области теории в сферу практической деятельности. До сих пор специалисты по соционике не давали конкретных рекомендаций по профориентации работников. В отличие от них автор предлагает варианты психологических типов для 35 профессий специалистов, служащих и рабочих. При разработке рекомендаций он исходит из должностных обязанностей по каждой профессии, результатов проведенного психологического обследования и практического опыта. Очень важны также рекомендации по подбору руководителей по психологическим типам. От личности руководителя и состава возглавляемой им команды зависит в конечном итоге успех любого бизнеса. Поэтому разработки в этой области, имеющие практическую ценность, чрезвычайно важны. Интересны также рекомендации по подбору руководителей-специалистов. Отдельный раздел книги посвящен подбору управленческой команды по интертипным отношениям. В этой области сделаны только первые шаги, и в перспективе необходимо выполнить еще много как теоретических, так и особенно практических исследований. В целом книга представляет собой значительный шаг в области прикладной соционики и будет полезна в первую очередь специалистам в области управления персоналом предприятий и управляющих компаний. Однако, принимая во внимание тот факт, что каждый из нас в течение своей жизни постоянно выступает в роли покупателя или же продавца рабочей силы, книга представляет интерес для широкого круга читателей. Григорьев В.П., заместитель директора по персоналу Самарского металлургического завода компании "Русский алюминий" ВВЕДЕНИЕ Люди - самая сложная, непредсказуемая и трудноуправляемая составляющая менеджмента. Они приходят на работу и делают там все, что необходимо, для других людей: собирают самолеты и миксеры, варят сталь и борщ, перевозят и продают товары, печатают газеты и деньги. Работа для большинства людей - главное занятие в жизни, для всех работающих - главный источник существования, для многих - способ реализовать себя, сделать карьеру, заявить о себе. При этом люди - не роботы, механически выполняющие команды. Они все разные - флегматики и холерики, экстраверты и интроверты, пассионарии и обыватели. К тому же на работу люди приносят свое настроение и самочувствие, симпатии и антипатии, любовь и ненависть. То есть и к работе они относятся по-разному, и делать ее умеют по-всякому, и голова на работе нередко бывает занята делами, очень от нее далекими - от болезни дочери до проигрыша "Спартака". Этими вопросами в целом занимается социальная психология, а в этой книге автор разрабатывает частный, но важный вопрос: как подбирать специалистов, руководителей и формировать управленческие команды. Эти вопросы волнуют специалистов по персоналу с давних времен и даже сегодня часто решаются интуитивно - иногда удачно, чаще с плачевными результатами. Целый ряд высказываний известных людей, являющихся выдающимися специалистами в своей области, подтверждает это. "Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем построить самый хороший самолет" (С. Ильюшин, авиаконструктор). "Все хозяйственные ситуации можно в конечном счете свести к трем словам: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать" (Л. Якокка, менеджер). "Кадры решают все" (И. Сталин, политик). Появившаяся в начале XX века соционика, получившая на Западе название "типоведение", позволяет добавить в теорию и практику этого вопроса хороший элемент научности. Автор благодарен людям, которые в разное время разрабатывали с ним отдельные вопросы деловой соционики, это-А. Еропкин, Н. Сыря тов, Т. Ларина и А. Асмолов.
Глава 1. ОСНОВЫ СОЦИОНИКИ Психологические типы Человек всегда стремился систематизировать свои опыт и переживания, полученные в результате общения с окружающими людьми. Он старался вывести законы, позволяющие улучшить межличностные отношения, что явилось предпосылкой для создания систем типологий людей. В основу таких типологий легло поведение людей, поэтому подобного рода типологии людей можно назвать поведенческими. Первой из таких типологий явилось разделение людей по темпераментам. Врач и ученый древности Гиппократ дал описание четырех типов людей по чисто физиологическим признакам. В древности считалось, что в организме человека находятся четыре основные жидкости: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). Преобладание в организме одной из них и определяет темперамент человека. Впоследствии было доказано, что эта теория с физиологической точки зрения несостоятельна. Однако термины, обозначающие типы людей в соответствии с их темпераментом, остались в обиходе - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. В современной науке существует несколько подходов к классификации темпераментов, среди них наиболее известны: гуморальная (Гиппократ-Гален), конституциональная (Кречмер, Шелдон), физиологическая (Павлов), типологическая (Айзенк). Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Подход, наиболее близкий к соционике-это подход американского психолога Г. Айзенка (тест EPI), в котором четыре темперамента описываются посредством двух шкал -1) экстра/интроверсия и 2) нейротизм (эмоциональная устойчивость). График, построенный по тесту, изображен на рис. 1.
Из рисунка следует, что: Флегматики - эмоционально устойчивые интроверты. Сангвиники - эмоционально устойчивые экстраверты. Меланхолики-эмоционально неустойчивые интроверты. Холерики - эмоционально неустойчивые экстраверты. Деление людей на четыре категории по темпераменту в XX веке перестало устраивать психологов, особенно с практической точки зрения. Они начали предлагать другие характеристики людей, которые можно было бы положить в основу новой классификации, а эту классификацию в свою очередь применить к практике профессионального отбора и профессиональной ориентации. Появлению соционики предшествовало важное открытие, сделанное известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Он, исследуя психические процессы, констатировал существенную разницу в восприятии действительности между людьми, неодинаковость проявления структуры психики, отражающую особенности, связанные с психологическим типом личности. Изучение этих особенностей позволило Юнгу построить свою типологию. По Юнгу, каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа. Это нисколько не лишает индивида только ему присущих личностных черт и качеств, а лишь свидетельствует об объективных закономерностях взаимодействия представителей различных психологических типов с окружающей действительностью в соответствии с врожденной структурой психики. Именно Юнгом введены термины "экстраверсия" и "интроверсия", обозначающие особенности восприятия жизни, способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром, т.е. установки человеческой психики. Юнг утверждал, что каждый из нас изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (экстраверсия), либо внутренних (интроверсия). Следует особо отметить, что в чистом виде эти психологические установки не существуют. "Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип". Кроме того, К. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. По его определению: а) мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях; б) чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво; в) интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание, догадка, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными; г) ощущение- та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов. Именно наличие у индивида всех четырех психологических функций, проявляющихся в той или иной психологической установке, обеспечивает ему возможность целостного восприятия мира, адаптации к окружающей действительности. При этом, как правило, одна из функций является доминирующей, наиболее развитой, а значит, более предпочтительной в качестве инструмента адаптации. Кроме того, Юнг разделил четыре психологические функции на два класса: рациональные, основанные на размышлении, рефлексии; и иррациональные, целью которых является чистое восприятие. Результатом многолетней работы, описывающей закономерности поведения этих групп, стала книга Юнга "Психологические типы". Его последовательницами в США стали Катарина Бриге и ее дочь Изабель Бриге (в замужестве Майерс), задавшиеся целью "поставить представление об индивидуальных различиях на более объективные рельсы". Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных из армии солдат, над которой Изабель Майерс задумалась в ходе Второй мировой войны. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели ее к более широкой проблеме понимания и выявления индивидуальных различий между людьми. Изабель Майерс интересовало создание рабочего инструмента, позволяющего достоверно выявлять индивидуальные сходства и различия и использовать полученные результаты на практике. С другой стороны, мать Изабель, Катарина Бриге, активно интересовалась работами Юнга, посещала его лекции и переписывалась с ним. Синтез "практической ориентации" дочери с "теоретическим уклоном" матери и годы кропотливых более чем десятилетних исследований привели к созданию Индикатора типов Майерс-Бригс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator). Путь методики Майерс-Бригс от ее создания (1942) до опубликования (1959) был долгим и нелегким. Профессиональное психологическое сообщество, состоявшее тогда преимущественно из мужчин, весьма скептически отнеслось к типологии, созданной двумя женщинами, ни одна из которых не была профессиональным психологом. Широко популярной методика Майерс-Бригс стала уже в восьмидесятые годы, когда возросло понимание необходимости учета индивидуальных отличий и наклонностей в различных сферах жизни и возродился широкий интерес к идеям Юнга. Эта типология получила в США и странах Европы название "Теории типа личности" (Type Theory), или "Ти- поведение" (Type Watching). Необходимо отметить, что, несмотря на сорокалетие использования MBTI на Западе, специалисты по типоведению не пошли далеко в теории и практике этого вопроса. Сегодняшнее типоведение по меткому, но справедливому замечанию С. Кашницкого, - "позавчерашний день" социони- ки. В типоведении отсутствуют модели сочетания соционических функций, не поставлен вопрос об интертипных отношениях, вследствие чего вместо конструктивных дуальных отношений рекомендуются менее продуктивные тождественные, не разработаны отношения в коллективе, не развита деловая часть-профориентация и профподбор. В целом типоведение, описанное в книгах О. Крегера и Дж. Тьюсон, представляет собой скорее сборник ярких описаний психологических типов и практических советов по этому поводу, чем стройную логическую систему, в которую превращается сейчас соционика. В Советском Союзе интерес к идеям Юнга возник в шестидесятые годы, а наибольшие успехи были достигнуты в семидесятые-восьмиде- сятые годы. В конце 70-х литовский экономист Аушра Аугустинавичуте продолжила идею швейцарского психолога и логически усовершенствовала юнговскую типологию, рассмотрев ее в новом ракурсе: отношения между людьми определяются их типами. Кроме того, было установлено, что каждый из шестнадцати психологических типов самим устройством своей психики предназначен для идеального выполнения определенных жизненных задач и все шестнадцать типов в согласованной деятельности могут решить любые задачи, которые принципиально способно решать человечество. Такой "коллектив" из всех шестнадцати типов А. Аугустинавичуте назвала соционом, а свою типологию - социони- кой. Она пришла к выводу, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Итак, на основе фундамента, который был заложен К.Г. Юнгом, стало возникать новое направление социологии. Новизна соционики в сравнении с психологическими теориями, существовавшими до нее, заключается, прежде всего, в отходе от специальных психологических понятий. Идея Юнга применена к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и все многообразие связанной с ними деятельности человека. Человек рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи с характерными для них ограничениями. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем информационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления. Что представляет собой "информационное поле" нашего общения? Одинаково ли действуют у различных людей "информационные каналы" и чем они отличаются друг от друга? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к основным понятиям, определяющим суть обмена информацией. Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя основными понятиями. Оказывается, можно связать эти, казалось бы, предельно абстрактные категории с нашими вполне конкретными ощущениями и действиями. Материя Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, совершает над ними действия и испытывает их действие на себе. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некоторое информационное поле. Это непосредственное восприятие объекта как такового и непосредственные действия над ним. Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т.п. Называется этот канал -логика деловая. Информация о материи может иметь и другой характер. В этом случае существенными становятся не объекты сами по себе, а отношения между ними (больше - меньше, тверже - мягче, легче - тяжелее), иерархия этих объектов, логические связи, их соединяющие. Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором. Информационное поле этого типа обозначается как логика отношений. Энергия Действия всевозможных энергий человек испытывает на себе постоянно. Некоторые виды (как, например, тепло) он воспринимает органами чувств. Другие энергетические потоки - например, радиоактивное излучение - он может вообще не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только непосредственно воспринимает, но и передает. Это психическая энергия, которая способна проявляться в виде эмоций. Радость и печаль, страдание и удовольствие - все это проявление эмоций. Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном учреждении. Называется это этикой эмоций. Другим свойством восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных и т.п. Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между людьми, может быть неплохим психотерапевтом, педагогом. Эта способность называется этика отношений. Пространство Мы способны воспринимать пространство через объекты, наполняющие его. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, т.е. "завоевывать пространство". При этом он должен проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно должен быть материальным: овладеть можно и новыми знаниями, навыками; уровнями социальной иерархии. Человек с хорошо развитой подобной функцией может быть разведчиком, геологом, военачальником, лидером партии. Обозначается эта сфера как сенсорика волевая. Другая сторона пространственного ощущения - способность осознавать удобство и неудобство вещей, умение создать уют, комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм. По сути, это означает способность организовать пространство в соответствии со своими запросами. Эти люди обычно хорошие кулинары, художники, дизайнеры. Это сенсорика ощущений. Время Время фиксируется в нашем сознании через ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события, которые можно предугадать заранее. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те свойства, которые в нем уже имеются. Профессия исследователя, экспериментатора, организатора нового дела не может обойтись без этого свойства. Люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, момент, благоприятный для того или иного дела, обладают интуицией возможностей. Другая сторона этой психической функции - умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий и с учетом этого формировать стратегию действий. Такая функция должна быть развита у людей, посвятивших себя экономике, планированию, коммерции. Это интуиция времени. Так, специалисты по соционике обозначают восемь основных социо- нических функций, по которым сознание человека связано с окружающим его миром. Конечно, любому человеку не плохо бы владеть всеми указанными выше способностями. И в какой-то мере он ими действительно владеет. Но далеко не в равной степени. Например, экстраверт обращен непосредственно к объекту и поэтому акцентируется на деловой логике, этике эмоций, волевой сенсорике и интуиции возможностей; а интроверт ориентирован на отношения и соотношения и, следовательно, лучше осуществляет другие четыре функции: логику отношений, этику отношений, сенсорику ощущений и интуицию времени. Отсюда возникает определенное противопоставление: этика-логика, сенсорика-интуиция. Т.е., как правило, у человека преобладает одно из этих качеств. В дальнейшем разговор пойдет о сочетании и противопоставлении этих качеств. Соционические функции представлены в таблице 1. Таблица 1 Соционические функции
Для удобства построения логических схем специалисты по социо- нике ввели символические обозначения этих функций: логика деловая - логика отношений - этика эмоций - этика отношений - сенсорика волевая - сенсорика ощущений - интуиция возможностей - интуиция времени - Все эти обозначения, естественно, условны. "Логика деловая" - область конструктивного, рационального действия, слабо связанная с логикой, как наукой. Зато "логика отношений" имеет прямое отношение к миру науки, научных теорий, абстракций и обобщений. "Этика" не обозначает здесь науку о морали и нравственности, а представляет собой способность улавливать (выражать) эмоции. "Сенсорика" - это не только сфера ощущений, но и психическая способность осуществлять экспансию во внешнем мире. И только понятие "интуиция" наиболее соответствует своему общеупотребительному смыслу. Нередко в соционической терминологии используют цвет соответствующего символа и тогда говорят: "черная интуиция", "белая логика" и т.д. Черный цвет функции означает обращенность личности наружу, навосприятие внешних сигналов, что соответствует понятию "экстраверсия". Белый цвет функции, напротив,- это обращенность личности внутрь, на восприятие внутренних сигналов, что соответствует понятию "интроверсия". Из общей теории относительности известно, что время и пространство - части единого целого. Сознание человека определяет их неким однотипным механизмом, но ориентация у разных людей различна: одни лучше воспринимают пространство, другие-время. Соответственно одни лучше воспринимают объекты, другие - энергию. Напрашивается вывод, что сознание человека можно поделить на две области восприятия: логико-эмоциональную и сенсорно-интуитивную (материя-энергия и пространство-время соответственно). К.Г. Юнг установил, что психика человека может быть преимущественно ориентирована на одну из областей. Стало быть, ярко выраженным может быть либо то, либо другое. Не трудно понять, что сенсорики и интуиты руководствуются в своих поступках непосредственным контактом с внешним миром, в то время как логики несколько отстранены от этой непосредственности. В связи с этим Юнг назвал представителей одного типа рациональными, а другого - иррациональными. Итак, мы определили последнюю альтернативную пару психических характеристик, необходимых для типизирования по методу социони- ки. Полный набор этих характеристик следующий:
Дадим описание названных признаков. Экстраверсия - интроверсия (Источник энергии - внешнее/ внутреннее) Экстраверт всегда в гуще людей, общителен, открыт для других, у него много друзей. В действиях активен и инициативен, свободен в высказываниях, способен к рискованным поступкам. Для экстраверта главное - объективный окружающий мир, реальные объекты. Их свойства для него вторичны, а значит, изменяемы при необходимости. В контакты с людьми вступает легко, ему интересны новые собеседники, но также легко и рвет отношения, если они не укладываются в созданные им для себя нормы, хотя при этом всегда сопоставляет свое мнение с мнением окружающих. Не обращает внимания на плохие условия работы, если чувствует, что он нужен, что без него трудно обойтись, однако не приемлет принуждения даже при высоких целях. Рутинную работу старается выполнить как можно быстрее, чтобы заняться созиданием. Его стихия - путешествия, передвижения. Он легко срывается с места, иногда неожиданно даже для самого себя. Сознание интроверта обращено к своему внутреннему миру, он хорошо понимает движения своей души, свои чувства, мысли, переживания. С трудом воспринимает большое количество новой информации. Внешне спокоен, ровная и тихая обстановка ему более привычна, и потому лучше всего работает в одиночестве. Отношения между объектами для него важнее самих объектов, которые можно изменять, чтобы добиться нужных отношений. Неожиданности, новые знакомства, внезапный визит способны выбить его из колеи, зато он очень дорожит сложившимися отношениями и с трудом их рвет, предпочитая перестраивать себя и других для сохранения отношений. Дружит с немногими, но очень долго. Хорошо выполняет то, что считает своим долгом, но не любит ответственности, которую воспринимает как наказание. Если вы экстраверт, то вы, по всей видимости: · склонны сначала говорить, а потом думать, и до тех пор, пока вы не услышите звук собственного голоса, вы не знаете, что именно скажете; вы наверняка часто порицаете сами себя в таких выражениях: "Я когда-нибудь научусь держать рот закрытым?"; · имеете широкий круг знакомых и многих из них считаете своими "ближайшими друзьями"; чем с большим количеством людей вам приходится встречаться в процессе вашей деятельности, тем для вас лучше; · можете спокойно читать или вести беседу при включенном телевизоре или радио; вы совершенно не понимаете, что это может "отвлекать внимание"; · легко доступны для друзей и не уклоняетесь от общения с посторонними, хотя скорее всего будете стремиться занять центральную роль в разговоре с ними; · охотно прерываете ваши занятия, чтобы снять трубку зазвонившего телефона; · с удовольствием посещаете вечеринки и предпочитаете разговор с большим количеством собеседников и слушателей беседе в узком кругу; вам не обязательно ограничивать себя исключительно знакомыми, и вы нередко сообщаете сведения весьма личного свойства посторонним; · предпочитаете обдумывать нерешенные проблемы в обществе, а не в одиночестве; вас угнетает необходимость провести значительное время в уединенных размышлениях, не имея возможности высказать свои мысли другим и следить за их реакцией; · слушаете с большими усилиями, чем говорите сами; не упускаете возможности оказаться в центре внимания и тяжело переживаете, если вам не удается принять активного участия в разговоре; · охотнее "смотрите" при помощи языка, нежели глаз; "Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки? Никто не знает, куда могли подеваться мои очки?" А если вам случается потерять направление своих мыслей, вы пытаетесь найти его вслух; · очень нуждаетесь в поддержке и одобрении со стороны друзей и сослуживцев; вам необходимо, чтобы они одобряли и то, как вы одеты, и то, что вы делаете, а также и все остальное; вам может казаться, что дело, за которое вы взялись, спорится у вас в руках, но пока кто-нибудь не подтвердит этого, вы не будете уверены в успехе. Если вы интроверт, то вы, по всей видимости: · предварительно обдумываете то, что собираетесь сказать, и хотели бы, чтобы другие поступали также; вы часто употребляете такие выражения, как: "Я подумаю об этом" и "Я скажу вам о своем решении позже"; · любите тишину и уединение; вы знаете, что ваше спокойствие легко может быть нарушено, а потому стараетесь не допустить, чтобы рядом с вами был работающий телевизор, шумные дети или посторонние разговоры; · считаетесь "умеющим слушать", но замечаете, что другие пользуются этим; · имеете репутацию робкого человека; независимо от того, согласны вы с чем-то или нет, вы остаетесь сдержанным и задумчивым; · предпочитаете отмечать знаменательные события с одним или несколькими ближайшими друзьями; · хотели бы выражать свои мысли более решительно; вам не по душе, когда кто-то походя выбалтывает то, что вы готовы были сказать сами; · хотели бы, чтобы вам давали высказаться до конца и не прерывали на полуслове; сами вы не перебиваете других, надеясь, что они ответят вам тем же; · чувствуете необходимость "подзарядиться" в одиночестве после того, как вам пришлось побывать на людях; чем большего напряжения потребовала от вас встреча с ними, тем вероятнее, что после нее вы почувствуете себя обессиленными; · в детстве часто слышали от своих родителей: "Пойди на улицу и поиграй с товарищами"; ваших родителей, вероятно, беспокоило, что вы так много времени проводите в одиночестве; · уверены, что "слова стоят дешево"; вы делаетесь подозрительными, если вас слишком нахваливают, и раздражаетесь, если кто-либо повторяет то, что уже было сказано другими, а пустые разговоры вы склонны считать "изобретением колеса". Сенсорика - интуиция (Тип мышления - конкретность/ отвлеченность) Весь мир сенсорик воспринимает через собственные ощущения, через потребности и восприятие собственного тела, через вкус, запахи, цвет. Он ценит комфорт, порядок, чистоту - все это умеет и любит создавать сам. Все происходящее вокруг находится в поле его внимания, он живет сегодняшним днем по формуле "здесь и сейчас", хорошо ориентируется в текущей обстановке. Имеет ясное представление о том, чего хочет, и поэтому почти не сомневается в правильности своих поступков, уверен в себе. В новых делах сенсорик нетороплив и начинает их только тогда, когда уверен в результате. В спорных, затрагивающих только его вопросах, старается разобраться немедленно и до конца отстоять свои интересы. В работе он больше склонен к практической, чем к исследовательской деятельности, любит делать работу самостоятельно. Всегда старается иметь под рукой справочники и энциклопедии. Стихия человека интуитивного типа - выработка новых идей, создание новых и усовершенствование старых изделий, технологий, производств, услуг. Ему присущи сомнения и неопределенность в восприятии окружающего мира и собственного организма. Однако он способен точно предвидеть развитие событий и предсказывать будущее. Интуит беспокоится о будущем и старается обеспечить его себе и близким людям. Имея дело с реальным объектом, он смотрит как бы сквозь него, видя что-то понятное только ему, работает "импульсами", мучаясь постоянными сомнениями. Беспорядок его не беспокоит, он сам может быть его источником, причем утверждает, что это не беспорядок, а известный только ему порядок. Ему ведомы внутренние, глубинные способности и возможности человека, он легко уходит от реальной действительности в неведомые миры и теории, теоретическая работа ему ближе практической. Все новое его интересует, причем он не задумывается о выгоде этого дела. Если возникает спорный вопрос, то интуит, как правило, отступает, т.к. надеется, что ситуация разрешится сама собой, а способность предвидеть будущее позволяет ему довольно точно уловить тенденцию. Если вы человек сенсорного типа, то, по всей вероятности, вы: · предпочитаете конкретные ответы на столь же конкретные вопросы; когда вы спрашиваете, сколько сейчас времени, вы предпочитаете, чтобы вам отвечали: "Три пятьдесят две", и возмутитесь, если услышите в ответ: "Уже почти четыре" или "Пора уходить"; · стараетесь сосредоточиться на текущем моменте и в основном не беспокоитесь о том, что будет дальше; кроме того, вы гораздо охотнее делаете что-то, нежели раздумываете об этом; · находите более привлекательной ту работу, которая приносит осязаемые результаты; как бы сильно вы не ненавидели ведение хозяйства, вы скорее займетесь уборкой своего офиса, чем будете размышлять о том, с чего началась ваша карьера; · убеждены, что "если вещь не сломана, незачем чинить ее"; вы не понимаете людей, стремящихся усовершенствовать все на свете; · охотнее имеете дело с фактами и цифрами, нежели теориями и идеями; вы предпочитаете, чтобы о чем бы то ни было вам говорили в строгой последовательности, а не как попало; · считаете "фантазию" бранным словом; вы удивляетесь людям, которые массу времени тратят на то, что они называют "игрой воображения"; · читаете журналы, начиная с первой страницы; вы не понимаете тех, кто раскрывает их, где попало; · расстраиваетесь, если вам не дают точных указаний, когда и что делать, или же ограничиваются фразами вроде: "Вот общая схема, детали обговорим позднее"; более того, иногда вы считаете точными указаниями то, что для других было только первоначальными набросками; · употребляете слова в их буквальном значении; вы хотели бы, чтобы и другие поступали так же; · в первую очередь видите отдельные деревья, а не целый лес; на работе вы предпочитаете заниматься своим делом, не беспокоясь о том, какое значение оно имеет для всего проекта; · согласны с утверждением, что "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"; когда вам говорят: "Поезд уже подан", вы поверите в это не раньше, чем войдете в вагон. Если вы человек интуитивного типа, то вы, по всей видимости: · спокойно размышляете о нескольких вещах одновременно; друзья и коллеги часто упрекают вас в рассеянности; · склонны считать будущее и разные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.017 с.) |