Индивидуальный бизнес: специалисты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный бизнес: специалисты



Слово "бизнес" восходит к староанглийскому bisig - активный, заня­тый работой, деловой. Бизнес - это особый, часто творческий вид дея­тельности, требующий от того, кто им занимается, способности к пред­видению, инициативы и готовности рисковать. А бизнесмен - это человек дела, который видит путь к достижению цели, знает способы ее реализа­ции, умеет выбирать стратегию и тактику своих действий. Он может орга­низовать и вести свое дело, т.е. быть предпринимателем или работать в "чужом" деле - быть управленцем-менеджером.

Можно выделить ряд черт, присущих бизнесмену.

· Уверенность в себе и опора на собственные силы.

Все, кто задумывается о создании собственного дела, должны ве­рить в свои силы и иметь внутреннюю твердость, необходимую, прежде всего для преодоления инерции при создании всего нового, а также для управления предприятием. В менеджменте обычно говорят, что он дол­жен иметь сильную внутреннюю мотивацию для того, чтобы заниматься собственным делом.

· Общительность и способность работать с людьми.

Бизнес - это люди. Создать новое дело, руководить им, расширять и реорганизовывать его невозможно без доверия и поддержки окружающих вас людей - коллег, друзей, подчиненных. Жизнь бизнесмена и его работа - это непрерывные контакты с людьми: переговоры, обсуждения, совещания.

· Логическое мышление.

Бизнесмену необходимо умение правильно поставить цель, спла­нировать путь и выбрать способ ее достижения. Бизнесмены, умеющие правильно выбрать стратегию своего бизнеса, добиваются успеха, а руководимые ими компании процветают, ибо только ясное видение по­зволяет бизнесмену вести за собой других людей.

· Быстрота мышления и оперативность действий.

Наряду со стратегическим мышлением бизнесмену, особенно начи­нающему, абсолютно необходимо умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения в условиях нехватки информации.

· Честолюбие и жажда успеха.

Бизнесменами могут двигать разные мотивы: стремление к незави­симости, деньги, интерес к делу, слава. Но наряду с этим практическивсе они стремятся сделать карьеру и добиться вершин в своем деле или в деле, которым они управляют.

Соответствующие черты характера наблюдаются у бизнесменов с детства и проявляются потом на протяжении всей жизни.

По наблюдениям американских психологов, имеются некоторые об­щие черты и в биографиях американских бизнесменов. Прежде всего это профессия родителей: как правило, отцы будущих бизнесменов также имели отношение к бизнесу. Пример отца-бизнесмена заразителен. Дух независимости и свободы, присущий отцу, передается детям, и это чув­ство, привитое в раннем детстве, остается с ними на всю жизнь. Основ­ную роль здесь играет даже не столько профессия родителей, сколько отношения в семье-это, пожалуй, самый главный фактор, помогающий ребенку сформировать в себе качества, необходимые для бизнесмена. Родители в семьях будущих бизнесменов всегда готовы поддержать сво­его сына или дочь и поощряют самостоятельность, трудолюбие и ответ­ственное отношение к делу. К сожалению, такое отношение к детям неча­сто встречается в семьях наших отечественных бизнесменов. Здесь детей чаще помещают в тепличные условия, стараются отгородить их от реаль­ной жизни, не развивают в них и не поощряют самостоятельности, жела­ния что-либо сделать самому. Трудолюбие здесь не культивируется. Се­годня этого еще не видно, так как в среднем дети в семьях российских бизнесменов еще малы, но пройдет совсем немного времени и станет видно, что многие их этих детей не способны продолжить дело своих родителей, даже несмотря на хорошее образование.

Какие же характеристики психологического типа обязательно нуж­ны бизнесмену, а какие являются для него второстепенными? Здравый смысл подсказывает, что они нужны все и желательно вместе, так как разные ситуации, в которые он попадает, делая свой бизнес, требуют и разных качеств:

$ экстраверсия - для общения с большим количеством людей и организации их работы, максимального использования личных и деловых качеств своих партнеров;

# интроверсия - для верной оценки своих способностей и наклон­ностей, а также оценки способностей и наклонностей коллег и сотрудников;

$ сенсорика - для быстрой и правильной ориентации в обстанов­ке и решения тактических задач;

Ф интуиция - для решения стратегических задач и прогноза будущего, % логика - для правильной постановки цели и выбора пути ее до­стижения, оптимального сочетания всех элементов бизнеса; Ф этика - для успешного взаимодействия с людьми, эффектив­ного использования эмоционального потенциала людей; * рациональность - для правильной разработки планов и бюджетов; $ иррациональность - для творчества, выработки нетривиальных, нестандартных решений.

Однако быть сразу экстравертом и интровертом, сенсориком и инту- итом, логиком и этиком, рационалистом и иррационалистом невозможно. Следовательно, желательно определить те качества и их сочетания, которые нужны бизнесмену в первую очередь.

В этой связи важен анализ общих черт и различий между предпри­нимателем и менеджером. Между предпринимателем, ведущим собствен­ное дело и наемным менеджером, управляющим делом "чужим", конеч­но, много общего, и самое главное - они оба организаторы и руководители бизнеса. Поэтому многие психологические черты у них одинаковы: уме­ние руководить, быть твердым, но доброжелательным, помогать дру­гим, уметь идти на уступки, находить новые решения, быть добросовес­тным и всегда добиваться своего.

В отечественной литературе такие социальные роли, как предприни­матель и менеджер, подчас не различают и многие адресованные им рекомендации носят общий характер. Между тем предприниматель и менеджер - это далеко не одно и то же, и качества им нужны разные.

Известные специалисты по предпринимательству и менеджменту американские ученые Р. Хизрич и М. Питере говорят, что есть ряд важней­ших, ключевых различий между менеджером и предпринимателем: тип стратегической ориентации, подход к осуществлению замысла, метод задействования ресурсов, предпочитаемая форма привлечения ресур­сов и разновидность организационной структуры предприятия. Они дают подробное описание этих различий.

Стратегическая ориентация. С точки зрения стратегической пред­приниматель ориентирован в первую очередь на поиск новых возможнос­тей. Это приобретает особое значение, когда доход от производства тра­диционной продукции падает, когда происходит быстрая смена технологии, переориентация спроса, социальных предпочтений или перемена полити­ческих установок. Если же во главу угла ставятся выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов, то здесь требуются способности не столько предпринимателя, сколько менеджера. Осуществление замысла. В своем подходе к осуществлению за­мысла предприниматель и менеджер также сильно различаются. Пред­приниматель должен уметь действовать быстро, принимать оперативные решения - время не ждет, ему не с кем советоваться, он должен уметь рисковать и не может позволить себе бесконечно цепляться за идею, ко­торая не сумела достаточно быстро доказать свою жизнеспособность. Менеджер, напротив, как правило, неохотно берется за новое дебло, но если уж решение принято, то не сворачивает с избранного пути - бывает, впрочем, что подобное упорство оборачивается во вред делу.

Задействование ресурсов. Предприниматель, как правило, вво­дит новые ресурсы в действие время от времени - под очередной этап работ или по достижении определенной цели. Обеспечить получение этих средств к нужному сроку и в нужном объеме ему обычно нелегко - приходится уговаривать кредиторов и инвесторов, поэтому предприни­матель часто ухитряется достигать значительных результатов ценой минимальных затрат. Такое поэтапное задействование ресурсов позво­ляет вкладчикам минимизировать степень риска на всех стадиях разви­тия новой фирмы. Менеджер же, хотя фонды выделяются ему порой также поэтапно, получает их все же не под решение какой-то задачи, а под работу его подразделения в целом. Стимулируемый надбавкой к зарплате менеджер заинтересован в выполнении условий, диктуемых инвестором, в отношении эффективности использования средств, нахо­дящихся в его распоряжении в данный момент.

Форма привлечения (приобретения ресурсов). Аналогичное раз­личие наблюдается в отношении формы привлечения (приобретения) ресурсов. Поскольку зарплата менеджера напрямую зависит от того, какими средствами он реально распоряжается, он заинтересован в на­копительстве и раздувании фондов. Соображения, связанные с сохра­нением власти, внутрикорпорационного статуса и с проблемами вознаг­раждения, заставляют администратора избегать аренды и других форм временного привлечения ресурсов. Для предпринимателя же ситуация прямопротивоположна: вечная нехватка денег, нежелание связывать себя с оборудованием, которое может пережить идею, необходимость прояв­лять гибкость и идти на риск заставляют его широко пользоваться арен­дой или прибегать к другим формам временного привлечения ресурсов по мере надобности.

Организационная структура. Организационная структура недавно возникших и давно работающих предприятий также весьма различна. Менеджер имеет дело, как правило, со сложившейся организационной струк­турой иерархической природы, поскольку теория управления да и меха­низм начисления оплаты требуют, чтобы соблюдалось четкое распределе­ние полномочий и ответственности. Предприниматель же, которому претит сама идея подчиненности, напротив, предпочитает горизонтальную органи­зационную структуру, которая держится на неформальных связях.

Соционический анализ и деловая практика показывают, что хоро­шие предприниматели получаются из иррациональных экстравертов, лучшие менеджеры - из рациональных экстравертов (табл. 33).

Таблица 33

Расположенность к индивидуальному бизнесу
Характеристика Психологический тип Область деятельности
Рациональность Джек Штирлиц Гюго Гамлет Менеджмент
Иррациональность Дон Кихот Гексли Наполеон Жуков Предприни­мательство
Оценка окружающей среды Благоприятная Неблагоприятная  

Ведущей функцией (или, как говорят в соционике, функцией цели) у этих психологических типов являются:

Джек, Штирлиц-деловая выгода, эффективность, целесообразность ("черная логика");

Гюго, Гамлет - возбужденное состояние, свое настроение, эмоции ("черная этика");

Дон Кихот, Гексли- способность оценить внутреннее содержание, по­тенциальные возможности объекта, способности людей ("черная интуиция");

Наполеон, Жуков - активное действие, волевой напор, владение пространством, требовательность ("черная сенсорика").

Все эти качества нужны бизнесмену в первую очередь и позволяют ему добиться успеха в своем деле.

Психологические типы, перечисленные в таблице 33, отличаются по восприятию окружающей среды.

Джек, Штирлиц, Дон Кихот, Гексли - окружающая среда для них бла­гоприятна, конкурент воспринимается как соперник, а подчиненные как соратники, друзья. В бизнесе эти люди расположены к сотрудничеству, мягкой" конкуренции, соглашениям. На конфликт идут в крайнем случае; Гюго, Гамлет, Наполеон, Жуков - окружающая среда для них не­благоприятная, конкурент воспринимается как враг, а подчиненные как средство достижения цели. В бизнесе эти люди расположены к борьбе, "жесткой" конкуренции, подавлению противников, конфликт-обычное, а то и главное средство борьбы.

Соционический анализ и деловая практика показывают, что из ир­рациональных интровертов получаются люди искусства, преподавате­ли, философы, а из рациональных интровертов-специалисты в облас­ти науки, технологии, медицины (табл. 34).

Таблица 34

Нерасположенность к индивидуальному бизнесу
Характеристика Психологический тип Область деятельности
Рациональность Робеспьер Максим Драйзер Достоевский Наука, технология, учеба, медицина
Иррациональность Бальзак Есенин Дюма Габен Искусство, преподава­ние, философия
Внутренний мир Равновесие Беспокойство  

Ведущей функцией (функцией цели) у этих психологических типов являются:

Робеспьер, Максим-умозрительная структура, система, объектив­ные научные теории ("белая логика");

Драйзер, Достоевский - отношения между людьми, чувства симпа­тии и антипатии, любви и ненависти ("белая этика");

Бальзак, Есенин-способность улавливать динамику развития, чув­ство времени прогноз ("белая интуиция");

Дюма, Габен - гармония пространственных форм, эстетика, комфорт ("белая сенсорика").

Психологические типы, перечисленные в табл. 34, различаются осо­бенностями внутреннего мира.

Робеспьер, Максим, Бальзак, Есенин - равновесие, мир в душе;

Драйзер, Достоевский, Дюма, Габен-беспокойство, волнение в душе.

Что касается выбора области деятельности, то речь идет, конечно, не о запрете на профессию, специальность, должность, а о предпочтении в рам­ках профессионального отбора. Человек, имеющий психологические ха­рактеристики иррационального экстраверта (Наполеон, Жуков), скорее до­бьется успеха в жизни как предприниматель, а рациональный интроверт

(Робеспьер, Максим) - как ученый. Но это вовсе не значит, что психологи­ческим типам Наполеон и Жуков нельзя заниматься наукой, а психологи­ческим типам Робеспьер и Максим пробовать себя в предпринимательстве и добиваться в обоих случаях успеха. Человек многогранен, и его карьера, жизненный успех определяются далеко не только психологическим типом, но и другими качествами-умом, характером, образованием, жизненными обстоятельствами, даже моральными качествами. Однако необходимо учи­тывать, что при прочих равных условиях психологический тип Робеспьер проиграет в коммерции Гюго, для которого торговать так же естественно, как дышать. С другой стороны, опять же при прочих равных условиях пси­хологический тип Гюго проиграет Робеспьеру в научной области.

Приведенное в предыдущем разделе исследование выявило, что наи­большее количество опрошенных обладают двумя ярко выраженными при­знаками - 34%, одним признаком - почти 30%, тремя признаками - 25%. Ярко выраженных психологических типов всего 5,1 %. Исходя из этого, про­фессиональную ориентацию людей и профессиональный отбор персонала правильнее строить не по психологическим типам, а по отдельным призна­кам. В этом случае люди без выраженных признаков пригодны к любой деятельности, должности и рабочему месту, но выдающихся результатов при этом не покажут. Люди с одним выраженным признаком (их восемь видов) имеют предрасположенность к определенным видам деятельности, но это достаточно обширные области. Так, например, экстраверту лучше заниматься деятельностью, связанной с общением с большим количеством людей, но таких видов занятий и профессий очень много - врач, экскурсо­вод, руководитель большого коллектива и т.д.

Людей с двумя выраженными признаками большинство, кроме того, пересечение двух признаков уже дает возможность обозначить профес­сию. А построение таблиц профотбора по психологическим типам дает возможность учесть три и четыре выраженных признака.

По сегодняшней классификации промышленно-производственный пер­сонал делится на три категории: основные рабочие, вспомогательные ра­бочие и РСС-руководители, специалисты, служащие. Разделение катего­рии РСС на руководителей, специалистов и служащих производится по выполняемым функциям: служащие собирают и хранят информацию, спе­циалисты анализируют эту информацию и разрабатывают проекты (вариан­ты) управленческих решений, руководители оценивают эти проекты и при­нимают решения, а также руководят работниками. Эффективность работы любого предприятия в конечном итоге зависит именно от правильности принимаемых решений: сбора и подготовки информации, правильности проек­тов управленческих решений и, наконец, от самих решений. Поэтому роль РСС на любом предприятии всегда была решающей. Особенно повыси­лась эта роль в рыночных условиях, когда неправильно принятое решение может привести в конце концов к банкротству предприятия.

Начнем со специалистов. На свете существует несколько тысяч про­фессий и десятки тысяч должностей. Здесь в книге рассмотрены наибо­лее распространенные и необходимые для предприятия, в первую оче­редь в деловой сфере, менеджменте, финансах. Должностные обязанности для этих профессий взяты из тарифно-квалификационного справочника по должностям служащих. Для профессионального отбора сделаем таб­лицу сочетания по двум психологическим характеристикам (табл. 35).

В нижней части таблицы картина симметрична верхней части. Всего в таблице 24 варианта сочетаний, в нижеперечисленных таблицах ис­пользуется 20. Остальные четыре принадлежат, по всей видимости, к редким, малоиспользуемым профессиям.

В таблицах 26-71 приведены лучший, приемлемый и не рекомендуе­мый варианты психологических типов для наиболее распространенных на предприятиях профессий. Лучший вариант - это лучшее сочетание двух признаков для данной профессии, худший - сочетание двух проти­воположных признаков, остальные варианты отнесены к приемлемым вариантам. Причем при профессиональном отборе и профессиональной ориентации необходимо, чтобы именно эти признаки были выражены, для остальных признаков выраженность не имеет значения. То есть админис­тратором лучше всего быть человеку-ярко выраженному иррациональ­ному экстраверту, а соционические характеристики "этика-логика" и "сен­сорика-интуиция" не имеют для него существенного значения.

Должностные обязанности. Обеспечивает работу по эффективно­му и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них ком­фортных условий. Осуществляет контроль за сохранностью материаль­ных ценностей. Консультирует посетителей по вопросам наличия имеющихся услуг. Принимает меры к предотвращению и ликвидации кон­фликтных ситуаций. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетво­рительным обслуживанием посетителей, и проводит соответствующие орга­низационно-технические мероприятия. Осуществляет контроль за рациональным оформлением помещений, следит за обновлением и со­стоянием рекламы в помещениях и на здании. Обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на прилегающих к ним или зданию территориях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.031 с.)