Правовое регулирование товарного знака и знака обслуживания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование товарного знака и знака обслуживания.



Согласно п. 1 ст. 1477 ГК под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

 

В условиях многообразия форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает этот товар (услугу) либо нет. Товарный знак призван помочь покупателю сделать свой выбор и впоследствии придерживаться его. Популярный товарный знак вызывает у покупателя определенные представления о качестве товара и в связи с этим приобретает значительную экономическую ценность.

 

До принятия ч. 4 ГК РФ основополагающим нормативным актом, предоставлявшим правовую охрану товарным знаком был Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, который в настоящее время утратил силу.

 

Товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара. Товарный знак необходим исключительно для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.

 

Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационную (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламную (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

 

Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые в отличие от первых призваны отличать одного производителя от другого (а не производимые товары или услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае не воспроизводится, как правило, полное фирменное наименование (не указывается организационно-правовая форма юридического лица).

 

По общему правилу должно соблюдаться правило о запрете регистрации словесных обозначений в качестве товарных знаков, сходных до степени смешения с фирменными наименованиями зарегистрированных юридических лиц. Однако осуществить это на практике достаточно сложно. Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательной проверки совпадения фирменного наименования регистрируемого юридического лица с фирменными наименованиями других лиц, а также с зарегистрированными товарными знаками.

 

Фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядке регистрации прав, правомочиях правообладателей. Однако существующие различия не позволяют в достаточной степени решать коллизии, возникающие при реализации прав на фирменное наименование и товарный знак. Возникновение таких коллизий обусловлено тем, что по своей правовой природе оба этих права являются абсолютными и исключительными. При этом действующее законодательство допускает, что одно и то же словесное обозначение может получить правовую охрану и в качестве товарного знака и фирменного наименования. А в качестве субъектов права на них могут одновременно выступать лица, занимающиеся сходной или даже одинаковой деятельностью. Отсутствие единого государственного реестра фирменных наименований затрудняет применение указанного основания для отказа в охране.

 

Таким образом, возникает вероятность смешения правообладателей и обозначений. Соответственно возникает риск введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара. Так, в 1996 году арбитражным судом г. Москвы рассматривался спор о праве на товарный знак "PLATINUM" по иску банка "Платина" к "Платинум-банку". Суть его заключалась в том, что указанный знак был зарегистрирован на имя истца. Ответчик возражал против иска, указывая на то, что наименование "Платинум-банк" еще до регистрации товарного знака истцом было зарегистрировано в Центральном банке в качестве фирменного наименования, и поэтому, в силу принадлежности ответчику права на фирменное наименование в соответствии с законом "О товарных знаках" в регистрации товарного знака "PLATINUM" истцу должны были отказать. Однако суд принял решение в пользу истца. Президиум ВАС РФ решение нижестоящих инстанций отменил и направил дело на новое рассмотрение, отметив, что для признания действий ответчика правонарушением необходимо установить, что спорное обозначение использовалось им при оказании тех услуг, для которых истец зарегистрировал знак.

 

Товарный знак следует отличать и от промышленного образца. Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным. Экспертиза в таких случаях должна также проводиться в Государственном реестре промышленных образцов РФ и при выявлении воспроизведения в регистрации товарного знака должно быть отказано.

 

Являясь одним из объектов гражданских прав, товарный знак активно участвует в гражданском обороте. Так, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК в имущество предприятия, которое является объектом хозяйственного оборота, входит также и товарный знак.

 

Кроме официального термина "товарный знак" (знак обслуживания) используются такие понятия как "торговая марка" и "фабричная марка", которые являются буквальными переводами принятых в Парижской конвенции по охране промышленной собственности терминов (une marque de fabrique ou de commerce). В период существования СССР использовался также термин "производственная марка", однако она нигде не регистрировалась, выполняла функции маркировки товара и никакого отношения к объектам интеллектуальной собственности не имела.

 

В качестве синонима термина "товарный знак" используется термин "знак обслуживания". Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров объектом использования являются услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг. Согласно п. 2 статьи 1477 ГК правила ГК о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Таким образом, отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров индивидуализируются работы и услуги. Понятие услуги дано в ст. 38 Налогового кодекса РФ, согласно которой услугой для целей налогообложения признается деятельность, результат которой не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе этой деятельности.

 

Как будет показано ниже, существует определенная специфика в правовом режиме товарных знаков и знаков обслуживания.

 

Иногда, применительно к товарным знака можно встретить такие понятия как логотип, слоган (лозунг) и брэнд.

 

Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов. Слоган - это охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг. Иногда в средствах массовой информации можно встретить термин "брэнд", под которым обычно понимается товарный знак, получивший широкую известность.

 

В определении товарного знака, данного в ст. 1477 ГК не перечисляются признаки товарного знака, однако, путем толкования данного определения можно придти к выводу о том, что основным признаком обозначения, позволяющего зарегистрировать его в качестве товарного знака и отличающего одно от другого, является новизна. Сущность новизны в данном случае состоит в том, что представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки подобного рода изделий.

 

Необходимо различать товарные знаки и знаки соответствия. При этом последние не могут регистрироваться в качестве товарных знаков. Под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании"). Национальный орган РФ по стандартизации утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам (п. 1 ст. 14 Закона о техническом регулировании). Знаки соответствия относятся к более широкому понятию сертификационных знаков.

 

Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным.

 

Экспертиза в таких случаях должна также проводиться с учетом сведений, содержащихся в Государственном реестре промышленных образцов РФ и при выявлении воспроизведения в товарном знаке промышленного образца в регистрации товарного знака должно быть отказано.

 

Основным источником правового регулирования товарных знаков является гражданский кодекс РФ, с принятием которого утратил силу Закон о товарных знаках. В относительно недавно принятой части 4 ГК РФ глава 76 посвящена товарным знакам.

 

Кроме того, действует ряд подзаконных ряд подзаконных актов, среди которых важнейшим являются Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам", утвержденные приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в и внесения в нее изменений, утвержденные приказом Роспатента от 03.03.2003 N 27 и некоторые другие.

 

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров РФ. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус товарного знака не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются на основании международных соглашений Российской Федерации.

 

Российская Федерация, как правопреемница СССР, является участником ряда международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, с 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. с последующими изменениями. Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г. Указанная конвенция является основным международным соглашением в области товарных знаков, а также знаков обслуживания.

 

Парижская конвенция закрепила правило конвенционного приоритета. В соответствии с этим правилом приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в стране-члене Парижской конвенции, если заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Кроме того, Парижская конвенция установила так называемый выставочный приоритет.

 

Парижская конвенция установила правила о независимости товарных знаков в различных странах Парижского союза, о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики и др. Однако Конвенция не создала механизма международной охраны товарных знаков, так как связывает предоставление охраны с обязательной регистрацией в патентных ведомствах стран-членов Конвенции.

 

Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (СССР ратифицировал эту конвенцию в 1976 г.), в Ниццком Соглашении о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., в Венском договоре о регистрации товарных знаков 1958 г.

 

Мадридская конвенция позволила упростить процедуру международной регистрации товарных знаков, закрепив возможность получения правовой охраны знака, зарегистрированного в стране происхождения, во всех странах Мадридского союза путем подачи одной типовой заявки в Международной бюро ВОИС. Мадридская конвенция предусматривает охрану товарных знаков во всех странах участницах без регистрации в каждой из них. С этой целью в Женеве создано Международное бюро интеллектуальной собственности, которое осуществляет международную регистрацию знаков, используемых во всех странах-участницах Конвенции. Первоначально заявки на такую регистрацию подаются в национальные патентные ведомства, после чего поступают в Международное бюро, где регистрируются и публикуются в периодическом журнале на основе Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Срок международной регистрации составляет 20 лет.

 

Ниццким соглашением была учреждена Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), которая ввела четкую систему классов для определения вида товара или услуги, для которых регистрируются товарные знаки и знаки обслуживания. В ее основе лежат три принципа классификации: отраслевой, функциональный и классификация по материалам, из которых изготавливается товар. Данная система упрощает процедуру регистрации обозначений как в национальных, так и в международных ведомствах.

 

Классификация состоит из перечня классов и алфавитного перечня товаров и услуг, с указанием класса, к которому отнесен каждый товар или услуга.

 

В свидетельстве на товарный знак и\или в официальной публикации о регистрации знака указываются классы товаров или услуг, на которые распространяется регистрация. Таким образом, для того, чтобы определить, что нарушитель использовал чужой знак для однородных товаров владельца знака, необходимо установить, что наименование товаров или услуг относится к тем же классам, что и у правообладателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.019 с.)