Федеральный закон «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный закон «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»



Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принят в целях решения следующих основных задач, обозначенных в пояснительной записке к его проекту:

1) систематизация законодательства РФ о государственных и муниципальных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;

2) обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств;

3) устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;

4) приведение законодательства РФ о государственных и муниципальных нуждах в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных и муниципальных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций.

 

До принятия данного Закона основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими отношения в сфере его действия являлись Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Первый из указанных Законов полностью утратил силу с принятием рассматриваемого Закона (ст. 65 Закона). Второй же действует и в настоящее время, но Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ в связи с принятием Закона о размещении заказов в него внесены существенные изменения, в т.ч. в п. 5 ст. 3 включена отсылочная норма в части определения порядка размещения заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд к законодательству РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

Порядок формирования государственных заказов, выполнение функций государственных заказчиков, как многие другие виды деятельности в этой сфере, носят публично-правовой характер со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

В части 1 статьи 1 определен предмет регулирования Закона о размещении заказов, т.е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями: отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. Первой из основных задач, для решения которых принят Закон о размещении заказов, являлась систематизация законодательства РФ о государственных и муниципальных закупках, а также создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок. Этим и предопределена указанная в ч. 1 статьи 1 особенность правового регулирования отношений по размещению заказов: Закон устанавливает единый порядок размещения заказов.

 

Понятие государственных и муниципальных нужд дается в ст. 3 Закона о размещении заказов. Существенными признаками таких нужд следует считать следующие элементы:

а) это потребности как Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, так и самих государственных заказчиков;

б) указанные потребности связаны с выполнением функций и полномочий названных субъектов, включая международные обязательства и целевые программы;

в) анализируемые потребности состоят в необходимости поставки товаров, выполнении работ или оказании услуг; на другие виды потребностей, в частности связанных с арендой имущества, данная процедура не распространяется;

г) удовлетворение данных потребностей осуществляется за счет средств федерального, местного бюджетов или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования. Последний элемент предопределяет особенности взаимодействия ГК РФ и Бюджетного кодекса РФ.

 

Для проведения соответствующих процедур необходимо, чтобы государственные или муниципальные нужды были реальными или наличными. Отсутствие нужд на момент проведения торгов, так как по данному объекту торги были проведены дважды, образует основание для признания торгов недействительными.

 

Часть 1 статьи 4 Закона определяет субъектный состав государственных заказчиков, муниципальных заказчиков и иных заказчиков - представителей соответствующих публично-правовых образований (России, субъектов РФ и муниципальных образований), заключающих от их имени государственные или муниципальные контракты, т.е. субъектов, представляющих сторону покупателя товара, заказчика работы или услуг в договоре для обеспечения нужд заказчиков.

 

Данная норма основана на следующих положениях ст. 764 части второй ГК РФ: по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в т.ч. органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 2); по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3). Положения о сторонах государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в данном Кодексе не детализированы.

 

Следует также отметить, что норма ч. 1 статьи 4 Закона согласуется с положениями ст. 125 части первой ГК РФ, определяющими порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством: от имени России и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1); от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2); в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3).

 

В соответствии с ч. 1 статьи 4 Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают следующие субъекты:

- государственные органы (в том числе органы государственной власти),

- органы управления государственными внебюджетными фондами,

- органы местного самоуправления,

- казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

 

Из положений статьи 5 Закона о размещении следует, что признаками, совокупность которых характеризует деятельность в качестве размещения заказа, являются:

1) субъект деятельности - государственный, муниципальный или иной заказчик либо специально созданный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов;

2) содержание деятельности - осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчика или уполномоченного органа по определению поставщиков товаров, подрядчиков работ или исполнителей услуг для государственных или муниципальных нужд либо нужд бюджетных учреждений;

3) цель деятельности - заключение с поставщиками товаров, подрядчиками работ или исполнителями услуг государственных или муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, а в случае, предусмотренном пунктом 14 ч. 2 ст. 55 Закона - иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

 

Статья 9 Закона о размещении заказов посвящена государственному и муниципальному контракту на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовому договору бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. В ней даны определения понятий контракта, гражданско-правового договора, установлены общий порядок и особенности их заключения, изменения, расторжения и исполнения, а также предусмотрена ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, гражданско-правовым договором.

 

В определении, приведенном в ч.1 ст. 9 нашли отражение два признака договора, которые характеризуют его в качестве контракта:

1) на стороне покупателя товара, заказчика работ или услуг в договоре выступает государственный или муниципальный заказчик, представляющий соответствующее публично-правовое образование (Россию, субъекта РФ или муниципальное образование);

2) целью заключения договора является обеспечение государственных или муниципальных нужд; эта цель обозначена непосредственно в названии вида договора.

 

Понятие государственный или муниципальный контракт используется в ГК РФ, на положениях которых основывается законодательство РФ о размещении заказов в целом и Закон о размещении заказов.

 

Основания заключения контракта на поставку товаров для нужд заказчиков установлены в ст. 527, а порядок заключения такого контракта - в ст. 528 § 4 гл. 30 части второй ГК РФ. К указанным статьям прямо отсылает статья 765 § 5 гл. 37 данного Кодекса, определяющая основания и порядок заключения контракта на выполнение подрядных работ для нужд заказчиков.

 

Как установлено ст. 527 ГК РФ: государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1); заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2); условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2, не применяется в отношении казенного предприятия (п. 3); в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта (п. 4).

 

В отношении порядка заключения государственного или муниципального контракта статьей 528 ГК РФ установлено следующее: проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними (п. 1); сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта (п. 2); сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий; при отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда (п. 3); в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (п. 4); если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт (п. 5).

 

Статья 529 ГК РФ посвящена заключению договора поставки товаров для нужд заказчиков: если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю); извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1); поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем (п. 2); сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне (п. 3); сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий; неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда (п. 4); если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора (п. 5).

Энергоснабжение

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).

 

Сторонами договора являются энергоснабжающая организация и абонент (потребитель).

 

Энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. Другая сторона договора - абонент (потребитель) - лицо, приобретающее электрическую и тепловую энергию для собственных и (или) производственных нужд.

 

Договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве поставляемой энергии.

 

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.

 

Оплата поставляемой потребителям электрической и тепловой энергии осуществляется путем установления экономически обоснованных тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе для населения с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Срок действия установленных тарифов не может быть менее чем один год. Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.

 

Порядок расчетов за энергию, используемую для бытовых нужд гражданами, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

 

За нарушение обязательств по оплате энергии энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить подачу энергии, только если абонентом является юридическое лицо.

 

В п. 1 ст. 547 ГК установлена равная ограниченная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора как абонента, так и энергоснабжающей организации. Сторона, нарушившая договорное обязательство, обязана возместить причиненный реальный ущерб. Упущенная выгода при этом не возмещается.

 

Исключением из общего правила о безвиновной ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК) является установление ответственности энергоснабжающей организации при наличии ее вины за такое нарушение договора, как допущение перерыва в подаче энергии абоненту.

 

Продажа недвижимости

По договору купли-продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

 

В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить продаваемую недвижимость, а также указана ее цена. При отсутствии этих условий договор считается незаключенным.

 

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы влечет недействительность договора. Договор продажи жилого помещения подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. При продаже другой недвижимости государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимость к покупателю.

 

Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

 

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

 

Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

 

Продажа предприятия

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (ст. 559 ГК РФ).

 

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, с обязательным приложением к нему: акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, заключения независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечня всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Несоблюдение формы влечет недействительность договора. Договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

 

Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия.

 

Кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия, должны быть до его передачи покупателю письменно уведомлены о его продаже. Кредитор, который письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже предприятия потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части. Кредитор, который не был уведомлен о продаже предприятия, может предъявить иск об удовлетворении указанных требований в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия покупателю. После передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора.

 

 


Аренда

 

Основные нормативно-правовые акты по теме:

1. Часть вторая Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22.12.1995 г. // СЗ РФ от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410 (Раздел IV, глава 34, ст.ст. 606-670)

2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изм. и доп.) // от 2 ноября 1998 г. N 44 ст. 5394

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп.) // СЗ РФ от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3594

 

Общие положения об аренде

Договор аренды - это соглашение, в силу которого арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Сдача вещи в аренду является одним из проявлений правомочия собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Правомочия владения и пользования передаются собственником арендатору.

 

Арендодатель удовлетворяет свои интересы собственника взиманием арендной платы. Арендатор, помимо извлечения полезных свойств из арендованного имущества, получает право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные в результате использования имущества.

 

Договор аренды является:

- консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонним.

Субъекты. Арендодателем может быть только собственник сдаваемого в аренду имущества или лицо, уполномоченное собственником. Смена собственника арендованного имущества не является основанием для прекращения договора (здесь действует вещное "право следования"). Арендатором может быть любое дееспособное лицо. Закон предусматривает, что в отдельных видах договора аренды арендодателями или арендаторами могут быть только предприниматели.

Форма. Простая письменная форма требуется: 1) если срок договора, заключенного гражданами, превышает один год; 2) независимо от срока, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо. Договор аренды недвижимости подлежит, по общему правилу, государственной регистрации.

 

Если в договоре аренды есть условие о выкупе арендованного имущества, договор заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

 

Условия договора. Существенным условием договора аренды является предмет, которым выступают индивидуально-определенные непотребляемые вещи.

 

Важное значение имеет срок аренды, который может определяться в нескольких вариантах:

1) Срок определяется в договоре - в этом случае досрочное прекращение договора возможно или по соглашению сторон, или судом на условиях досрочного расторжения договора по требованию одной из сторон.

2) Если срок аренды в договоре не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок - в этом случае любая из сторон вправе в любое время без объяснения мотивов отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимости - за три месяца.

3) Если по истечении установленного сторонами срока арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

 

Законом могут быть установлены предельные сроки аренды.

 

Важным условием договора является условие об арендной плате. Арендная плата может устанавливаться сторонами в различных формах: денежной, натуральной, путем предоставления арендатором определенных услуг и т.д. Если арендная плата установлена в неденежной форме, договор является смешанным.

 

В общих нормах о договоре аренды отсутствует указание на то, что при отсутствии условия об арендной плате договор считается незаключенным, следовательно, арендная плата в этом случае взыскивается по ставкам, обычно применяемым при аренде аналогичного имущества (то же относится к порядку, условиям и срокам внесения платы).

 

Судебная практика выработала положение, по которому досрочное освобождение арендуемого помещения (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) не является основанием прекращения обязательства арендатора по внесению арендной платы. В то же время арендодатель вправе требовать с арендатора внесения арендной платы только после фактической передачи последнему имущества.

 

В большинстве случаев, кроме права пользования, арендатор приобретает право владения арендованным имуществом, что является основой вещной защиты прав арендатора (в т.ч. и против собственника).

Права и обязанности сторон. Особые последствия неисполнения обязанностей арендодателя могут быть представлены в следующем виде:

Обязанности арендодателя При неисполнении обязанностей арендатор вправе
Предоставить имущество требовать: 1) отобрания имущества либо 2) расторжения договора
Предоставить принадлежности имущества и относящиеся к нему документы требовать: 1) предоставления принадлежностей и документов либо 2) расторжения договора
Предоставить имущество без недостатков требовать: 1) безвозмездного устранения недостатков либо 2) уменьшения арендной платы либо 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков либо 4) непосредственно удержать сумму из арендной платы либо 5) досрочного расторжения договора
Предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на имущество требовать: 1) уменьшения арендной платы либо 2) расторжения договора
Производить (по умолчанию) капитальный ремонт имущества 1) Произвести капитальный ремонт и одновременно взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы либо 2) Требовать уменьшения арендной платы либо 3) Требовать расторжения договора

Основания ответственности арендатора: отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, даже если во время заключения договора не знал об этих недостатках. Ограничения ответственности арендатора: не отвечает за недостатки имущества, которые 1) были им оговорены при заключении договора или 2) были заранее известны арендатору, либо 3) должны были быть обнаружены арендатором при заключении договора или приемке имущества.

 

Особые последствия неисполнения обязанностей арендатора могут быть представлены в следующем виде:

Обязанности арендатора При неисполнении обязанностей арендодатель вправе
своевременно вносить арендную плату требовать: 1) досрочного внесения платы не более чем за два срока подряд (при существенном нарушении сроков) 2) расторжения договора (при невнесении платы более двух раз подряд)
пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества требовать расторжения договора
поддерживать имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт, нести расходы на содержание имущества Требовать: 1) возмещения убытков либо взыскания сумм, неосновательно сбереженных арендатором либо 2) расторжения договора, если нарушения существенные
производить капитальный ремонт имущества (если предусмотрено договором) требовать расторжения договора
своевременно вернуть имущество требовать внесения арендной платы за все время рассрочки

Права арендатора:

а) Арендатор вправе распоряжаться арендованным имуществом только с согласия арендодателя. К актам распоряжения относятся: предоставление имущества в субаренду (поднаем) или ссуду, передача прав и обязанностей по договору другому лицу (перенаем), залог арендных прав, передача их в уставный капитал и т.п. За исключением перенайма, ответственным перед арендодателем остается арендатор.

б) Арендатор может производить улучшение арендованного имущества. Отделимые улучшения являются собственностью арендатора, по окончании договора он их забирает с собой. На производство неотделимых улучшений требуется согласие арендодателя. Если согласие было получено, по окончании договора арендатору возмещаются затраты на неотделимые улучшения. Если согласия арендодателя не было, затраты возмещению не подлежат.

в) По окончании срока договора арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При нарушении преимущественного права арендатор может требовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору либо возмещения убытков.

Прекращение договора возможно:

1) В связи с истечением срока договора

2) В связи с отказом от договора, заключенного на неопределенный срок.

3) В связи с досрочным расторжением договора в судебном порядке.

 

По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут в судебном порядке при существенном нарушении одной из сторон своих обязанностей. Помимо требований о расторжении договора, которые являются реакцией одной из сторон на нарушение своих обязательств другой стороной, возможно требование о расторжении договора в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 619 и 620 ГК).

 

Аренда транспортных средств

По договору аренды транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием своими силами услуг по управлению им и по его технической эксплуатации (аренда транспортного средства с экипажем) или без оказания этих услуг (аренда транспортного средства без экипажа).

 

Форма договора - всегда простая письменная. Договор не подлежит государственной регистрации даже в том случае, если арендуется транспортное средство, отнесенное законом к недвижимости (воздушные и морские суда). Положения о возобновлении аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок не применяются.

 

Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием арендодателем услуг по управлению им и по его технической эксплуатации.

 

Договор аренды транспортного средства с экипажем - взаимный и возмездный. Как следует из формулировки ст. 632 ГК, он является реальным (в отличие от классической аренды). По-видимому, это связано с реальным характером договоров перевозки, исполняемых на транспортных средствах, являющихся предметом договоров аренды транспортного средства. В то же время формулировка ст. 198 КТМ позволяет заключить, что тайм-чартер является консенсуальным договором.

 

В определении договора аренды транспортного средства с экипажем нет специальных указаний на статус сторон. Таким образом, по общему правилу как арендодателем, так и арендатором могут быть все субъекты гражданского права. Однако нельзя забывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его эксплуатацией деятельность (например, перевозка токсичного топлива) характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях сторона по договору, управляющая транспортным средством и технически эксплуатирующая его, должна отвечать ряду публично-правовых требований (в части лицензирования, сертификации и аттестации, статуса эксплуатанта), содержащихся в специальном законодательстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.098 с.)