Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование интеллектуальной собственности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основным правовым актом, регулирующим патентные отношения, является глава 72 ГК "Патентное право", которая посвящена правовой охране изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Она включает традиционные для патентного права положения, составлявшие ранее содержание Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г., в том числе необходимые для регламентации возникновения, существования и гражданского оборота патентных прав. Она включает также административно-правовые нормы, предусматривающие процедуру государственной регистрации объектов патентных прав и выдачи патентов.
Источниками патентного права также являются ведомственные нормативные акты и в частности правовые акты, принимаемые Роспатентом. К их числу можно отнести Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденные приказом Роспатента от 17 апреля 1998 N 82, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, утвержденные приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. N 84 и др.
Россия является членом целого ряда международных соглашений в области патентного права, среди которых важнейшей является Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности. Впоследствии эта конвенция неоднократно изменялась и дополнялась. Страны-участницы конвенции образовали Союз для защиты промышленной собственности. Основной целью этой конвенции является создание условий, облегчающих гражданам и организациям отдельных государств, приобретение и защиту прав на изобретения на территории всех остальных государств-членов конвенции.
Каждая страна-член конвенции обязана создать специальное ведомство промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления граждан с патентами на изобретения, промышленными образцами и т.д. Это ведомство должно издать официальный периодический бюллетень, в котором публикуются фамилии владельцев патентов с кратким описанием запатентованных изобретений и репродукциями зарегистрированных товарных знаков, а также сведения о промышленных образцах и т.д.
Парижская конвенция не изменяет территориального характера прав патентообладателя: она не вводит международного патента, т.е. такого патента, который, будучи выдан в одной из стран-участниц данной конвенции, получил бы тем самым признание и в других странах-участницах конвенции. Конвенция не обязывает участвующие в ней страны ко взаимному признанию выданных ими патентов. Чтобы обеспечить охрану прав на изобретение в другой стране конвенции, необходимо запатентовать его там. Если же изобретение не запатентовано в этой стране, то оно может там свободно использоваться без выплаты патентообладателю какого-либо вознаграждения.
Важнейшим положением Парижской конвенции является так называемое "право конвенционного приоритета". Это право означает, что заявка, поданная в одной стране-участнице конвенции, обладает во всех других странах приоритетом в течение года, применяемого с момента подачи заявки в первой стран. Заявитель может на основании правильно оформленной первой заявки в одной из стран-участниц в течение 12 месяцев испрашивать охрану во всех других странах, при этом условии подача в них заявок считается такой, как будто бы она была сделана в день подачи первой заявки. Таким образом, лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав союза (или его правопреемник), пользуется во всех других странах приоритетом, исчисляемым с момента подачи заявки в первой стране. Необходимость введения нормы о конвенционном приоритете обусловлена тем, что изобретение, на которое выдан патент в одной стране, не является "новым" в другой, и, следовательно, не патентоспособно. Запатентовать изобретение одновременно в нескольких странах достаточно сложно. Для того, чтобы решить эту задачу, и введено правило о конвенционном приоритете.
Кроме того, Россия является членом Договора о патентной кооперации от 10 июня 1970 г. (РСТ) и Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.
Договором о патентной кооперации, заключенным в 1970 году в Вашингтоне, участниками которого являются более 50 стран, предусмотрена подача международной заявки на патентование изобретения, которая действует во всех странах, присоединившихся к (в ФИПС есть специальное подразделение занимающееся международным патентованием).
Указанным договором образован Международный союз патентной кооперации. Договор устанавливает порядок составления и подачи международной заявки на получение международного охранного документа, что уменьшает затраты на патентование и делает его более оперативным.
Для этого предусмотрено создание международных поисковых органов, которые производят поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных патентных ведомствах стран, в которых подается заявка на патентование.
Международная заявка может подаваться либо в Международный союз патентной кооперации либо в национальное патентное ведомство, При этом заявитель может указать перечень стран, в которых он хотел бы иметь для своей международной заявки охрану.
После того как подана международная заявка, осуществляется международный поиск с помощью патентного ведомства одной из стран членов Союза. При отрицательном результате поиска заявка отзывается.
В соответствии с Договором о патентной кооперации заявитель может получить заключение международной предварительной экспертизы, которое выдается соответствующим патентным ведомством, имеющим необходимые полномочия. В таких случаях срок охраны патентной заявки увеличивается до тридцати месяцев.
Евразийская патентная конвенция была подписана в 1994 г. в Москве. Она предусматривает выдачу единого патента, действующего на территории стран-участниц (участниками Конвенции являются 11 стран членов СНГ, однако она открыта для членства любого государства-члена ООН, которое участвует в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договоре о патентной кооперации). Для координации деятельности стран-участниц был создан специальный орган - Евразийское патентное ведомство, которое находится в Москве.
Для того, чтобы запатентовать изобретение заявители из стран-участниц Конвенции подают евразийскую заявку в свои национальные патентные ведомства, тогда как заявители из стран, которые не являются членами Конвенции должны подать заявку непосредственно в Евразийское патентное ведомство.
Важное значение имеет Европейская (Мюнхенская) конвенция о выдаче европейского патента 1973 г. (хотя Россия не является ее членом). В ней участвуют 14 стран Европы, которые образовали Европейское патентное ведомство в Мюнхене и приняли решение о выдаче единого европейского патента, который действует во всех странах - членах Конвенции. Членство в Конвенции является открытым и в нее может вступить любая европейская страна.
Подается только одна заявка на одном языке. При этом страны участницы Конвенции имеют право требовать от заявителя перевода заявки на один из официальных языков Конвенции.
Основу правового регулирования авторских отношений в России составляет Конституция РФ. Это прежде всего норма Конституции о свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, законодательной охране интеллектуальной собственности (ст. 44, п. 1. Конституции РФ).
Конституция также определяет место норм об интеллектуальной собственности в российском законодательстве - они относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о", ст. 71 Конституции).
Правовое регулирование авторских правоотношений осуществляется нормами различной отраслевой принадлежности. Ведущее место среди них занимают нормы гражданского права.
ГК РФ определяет наиболее общие моменты гражданско-правового регулирования института авторского права. Он, в частности закрепляет основания возникновения авторских прав (ст. 8), формулирует понятие интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1225), включает ее в содержание правоспособности и дееспособности граждан (ст. 18). 1 января 2008 года в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ утратили силу два законодательных акта, направленных на охрану авторских прав: Закон РФ от 9 июля 1993 года "Об авторском праве и смежных правах" и Закон РФ от 23 сентября 1992 года "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Авторскому праву в ч. 4 ГК РФ посвящена глава 70 ГК РФ "Авторское право" Изменения, касающиеся содержания авторско-правовых норм в главе 70 ГК РФ, как и во всем разделе VII ГК, направлены, прежде всего, на развитие положений, связанных с оборотом исключительного права на произведения науки, литературы и искусства. Значительно увеличилось количество статей, посвященных распоряжению исключительным правом на них.
Таким образом, основополагающим нормативным актом, регулирующим авторско-правовые отношения в Российской Федерации, в настоящее время является ч. 4 ГК РФ. Следует также учитывать Градостроительный кодекс РФ, закон РФ от 18 октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности" и некоторые другие правовые акты.
Действует ряд подзаконных актов, в частности Указов Президента РФ и постановлений правительства РФ, в которых регулируются отдельные вопросы авторско-правовой охраны (например, постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" и постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 1998 N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.", постановление правительства Российской Федерации от 3.11.94 N 1224 "О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительные Протоколы 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. N 413 "О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав".
К числу источников авторского права, как указано выше, можно отнести и соглашения (как двусторонние, так и многосторонние) по международно-правовой охране авторских прав.
В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).
Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наше страна явилась Всемирная (Женевская конвенция об авторском праве), к которой СССР (правопреемником которого является Россия), присоединился 27 мая 1973 г., и именно эта дата до сих пор является своеобразной точкой отсчета для определения охраняемости либо неохраняемости произведений иностранных авторов. Кроме того, произведения российских авторов стали охраняться за рубежом, что позволило нашим авторам наконец-то получать авторское вознаграждение за перевод их произведений на иностранные языки.
В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств-участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике конвенции также как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты, охране не подлежат.
Конвенция дает примерный перечень произведений охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам, постоянно проживающим на территории данного государства. Членами Всемирной конвенции в настоящее время являются 90 государств. Депозитарием Всемирной конвенции является международная организация ЮНЕСКО.
Как и Бернская, Всемирная конвенция основана на принципе национального режима и содержит нормы, позволяющие обеспечивать необходимый минимальный уровень охраны прав авторов в странах - участницах, а также такой способ ограничения прав авторов, как выдача при определенных условиях так называемой принудительной лицензии.
Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, установила минимальный срок охраны авторского права, который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.
Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).
Впоследствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13 марта 1995 г. (с оговоркой об отсутствии обратной силы). Последняя была заключена в 1886 г. на международной конференции с участием представителей 14 государств, в том числе Англии, Бельгии, Гаити, Германии, Испании, Италии, Франции и Швейцарии. Разработчикам конвенции было необходимо преодолеть различия в законодательстве отдельных стран, и потому основным принципом, положенным в основу этого документа, явился принцип национального режима, т.е. обязанность страны - участницы предоставлять иностранному автору тот же объем прав, который предоставляется национальному автору. Кроме того, устанавливался тот правовой минимум, который обязательно должен содержаться в национальных законодательствах стран-участниц.
Среди международных конвенций следует также упомянуть Стокгольмскую Конвенцию, учредившую Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. и Конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и делает соответствующие рекомендации.
Двусторонние соглашения, являясь результатом согласования воли только двух государств, имеют возможность более полно урегулировать взаимоотношения между конкретными странами, учесть особенности их законодательства (например, вопросы налогообложения и взаимных расчетов). В настоящее время Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария Польша, Венгрия, Швеция, Чехия и некоторыми другими.
Значение норм международных соглашений состоит в том, что в случае противоречия между нормами международных соглашений и нормами внутреннего законодательства преимущество имеют нормы международных соглашений (п. 2 ст. 7 ГК).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.009 с.) |