Роль инвестиций в увеличении рыночной стоимости (ценности) предприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль инвестиций в увеличении рыночной стоимости (ценности) предприятия



Ценность предприятия и ее увеличение - естественная и логичная цель любого разумного управляющего, причем эта цель куда более универсальна, чем увеличение прибыли, которая нередко рассматривается как главная задача предприятия. Однако при таком упрощенном подходе трудно понять логику некоторых типов коммерческих стратегий, которые не предполагают немедленной максимизации массы прибыли или уровня рентабельности, а нацелены, скажем, на расширение своего сектора рынка или увеличения нематериальных активов.

Все эти типы коммерческой политики обретают смысл, если мы исходим из гипотезы об увеличении ценности предприятия как наиболее универсальном мотиве поведения управляющих предприятия.

Ценность предприятия - это разность рыночной стоимости собственного капитала предприятия и рыночной стоимости обязательств предприятия.

Экономический смысл категории «ценность предприятия» состоит в том, что ценность предприятия - это то реальное богатство, которым обладают (и которое могут получить в денежной форме, если они того пожелают и продадут свою собственность) владельцы предприятия.

Логичным становится в этой связи вопрос: что же определяет размеры рыночной стоимости собственного капитала и обязательств предприятия? Самый общий взгляд позволяет выделить две основные группы факторов:

- инвестиции всех типов (в реальные и денежные активы);

- прочие факторы, в том числе финансовый и производственный менеджмент.

Очевидно, что ценность предприятия реально определяется не тем, насколько велик его капитал (за исключением, может быть, капитала, находящегося в форме наиболее ликвидных активов), а тем, какое положение этот капитал обеспечивает предприятию на рынке его товаров и услуг. Между тем, это положение как раз и определяется направлениями инвестиций предприятия: если они повышают его конкурентоспособность и обеспечивают прирост доходности его капитала, то ценность предприятия увеличивается и его владельцы становятся богаче. В противном случае инвестиции, формально увеличивая пассивы предприятия (за счет вложений собственного капитала или привлечения заемных средств, увеличивающих обязательства), приведут к снижению ценности предприятия, поскольку рыночная оценка его капитала упадет вслед за снижением его конкурентоспособности и прибыльности.

Отсюда следует не сложный, но чрезвычайно принципиальный вывод: любые инвестиции, в том числе и инвестиции в реальные активы, следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, как они влияют на ценность предприятия. Этот критерий оценки приемлемости инвестиций следует признать наиболее общим и основополагающим, хотя его практически невозможно строго формализовать, как нельзя жестко формализовать и с арифметической точностью просчитать процесс формирования рыночной цены собственного капитала и обязательств предприятия.

Международная практика обоснования инвестиционных проектов использует несколько показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств.

Эти показатели можно объединить в две группы:

1. Показатели, определяемые на основании использования концепции дисконтирования:

- чистая текущая стоимость;

- индекс доходности дисконтированных инвестиций;

- внутренняя норма доходности;

- срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования;

- максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.

2. Показатели, не предполагающие использования концепции дисконтирования:

- простой срок окупаемости инвестиций;

- показатели простой рентабельности инвестиций;

- чистые денежные поступления;

- индекс доходности инвестиций;

- максимальный денежный отток.

Классификация основных показателей эффективности инвестиционных проектов приведена в табл.

Таблица Основные показатели эффективности инвестиционных проектов

Абсолютные показатели Относительные показатели Временные показатели
Метод приведенной стоимости Метод аннуитета Метод рентабельности Метод ликвидности
Способы, основанные на применении концепции дисконтирования
Интегральный экономический эффект (чистая текущая стоимость, NPV) Дисконтированный годовой экономический эффект (AN PV) Внутренняя норма доходности (JRR). Индекс доходности инвестиций Срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования
Упрощенные (рутинные) способы
  Приблизительный аннуитет Показатели простой рентабельности. Индекс доходности инвестиций Приблизительный (простой) срок окупаемости инвестиций
         

Финансово-хозяйственная деятельность организации – это целенаправленная деятельность на основе принимаемых решений, каждая из которых оптимизируется на основе интуиций или расчетов.

Под риском в экономике понимается несоответствие реально полученных результатов реализованного решения поставленным целям.

Основными факторами риска являются:

1. неопределенности различной природы, присущие субъекту и внешним условиям на него влияющим;

2. субъективные мотивации лица, принимающего решения.

В зависимости от сферы деятельности выделяют следующие виды риска:

- коммерческий;

- производственный;

- финансовый.

Коммерческий риск проявляется как правило в процессе покупки некоторых товаров по одной цене для перепродажи по другой цене с целью получения прибыли.

Обычно процесс покупки товаров и их последующая перепродажа происходит не одномоментно, а имеет разрыв по времени. Но поскольку ситуация на рынке товаров меняется, то отсюда и вытекает основная причина коммерческого риска – товар купленный ранее для продажи позднее не находит спроса по установленной цене. Продавец не может получить ту прибыль на которую рассчитывал при покупке товаров. Причины такого явления могут быть самыми разнообразными: от сезонных колебаний спроса и предложения и изменения покупательского потенциала населения , до стихийных бедствий и многого другого.

Производственный риск включает в себя не только риск продавца, но и еще и риск производителя, который связан с тем, что себестоимость производства продукции с изменением экономической ситуации может стать такой, что цена товаров не покроет затрат, понесенных при его производстве. В качестве основных причин производственного риска можно выделить следующие:

1. макроэкономические факторы, не зависящие от организации (не предвиденный рост цен на ресурсы, изменение валютного курса отечественной денежной единицы и т.д.);

2. недостаточные действия по изучению рынка, утрата постоянных поставщиков сырья и потребителей продукции;

3. неэффективная организация производственного процесса и т.д.

Финансовый риск связан с вероятностью потери финансовых ресурсов. К основным видам финансовых рисков относят риски, связанные:

1. с изменением покупательской способности денег;

2. с привлечением заемных средств в качестве источника финансирования;

3. с вложением средств в ценные бумаги;

4. с капитальными вложениями (инвестиционные риски).

При принятии решений о долгосрочных вложениях возникает потребность в прогнозировании эффективности капитальных вложений. Потенциальным инвесторам необходимо располагать информацией, предполагающей подтверждение двух основных положений:

1. вложенные средства будут полностью возмещены;

2. прибыль, полученная от данной операции будет достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а так же риск, возникающий в следствие неопределенности конечного результата.

Для каждого направления капитальных вложений существуют свои требования к оценке эффективности инвестиционной деятельности, а так же достаточно большое разнообразие способов. Выделяют две основные группы критериев используемых в анализе инвестиционной деятельности:

1. это критерии основанные на учетных оценках;

2. критерии основанные на дисконтированных оценках.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.01 с.)