Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Методы закрепления учебного материалаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Диалогические методы закрепления 2. Методы закрепления с использованием учебника 3. Методы самостоятельной работы учащихся 4. Методы применения знаний на практике 1. Диалогические методы закрепления Объяснение =только первый этап познавательной деятельности, второй этап = учебная работа по осмыслению, запоминанию. Важный и простейший метод = беседа. Вопросы учителя = разнотипные: основные, дополнительные, наводящие. Коллективная беседа = может обеспечить заинтересованность, внимание, стимуляцию мыслительной активности. Эвристическая беседа (ученик делает самостоятельные выводы) Развернутая беседа (по данной теме, но подробно, не только по этому вопросу). Некоторые требования к беседе -нужна не катехизическая беседа (точное повторение по книге), а свободная беседа = можно перескакивать на другие вопросы -целенаправленность беседы (давать вопросы в нужной последовательности) -требовать полные ответы с обоснованием -своевременно исправлять недочеты -поддерживать вопросы со стороны ученика -в случаях наличия различного толкования, переходить на диспут. 2. Методы закрепления с использованием учебника Работа с использованием учебника = важнейший способ закрепления. Основные правила организации и проведения работы: -- поставить цель работы с учебником, определить частные задачи -- четко определить: какой текст, в каком объеме, в какой момент и т.д. -- указать вопросы, которые требуют усвоения --определить порядок работы над учебником -- предложить способы самоконтроля над усвоением -- наблюдать и контролировать ход работы с учебником -- добиваться не просто чтения, а глубокого осмысления и усвоения -- непременно провести беседу по результатам. 3. Методы самостоятельной работы учащихся Дидактическое значение самостоятельной работы (с//р) =активная познавательная деятельность. Только с//р создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления (К.Д.Ушинский). С//р – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально представленное для этого время. Виды: Работа с книгой. Разные варианты приемов: - на доске заранее написать вопросы, ответы искать по учебнику - сначала провести демонстрацию, дать наглядность, описать по учебнику - дать выборочное чтение, или дифференцированное (для разных учеников) Дидактические требования к использованию учебника для с//р ++ правильный выбор темы и содержания ++ предшествующая обстоятельная беседа ++ наблюдать и оказывать помощь ++ не затягивать на весь урок, сочетать с другой работой ++ вырабатывать умения самостоятельно осмысливать Лабораторные (лат. работать) работы: под руководством учителя, по определенному плану проделывать опыты, выполнять практические задания и т.п. (наблюдения, опыт, измерения, решение экспериментальных задач). Алгоритм лабораторной работы: постановка темы, определение задач; определение порядка выполнения полностью и отдельных частей; выполнение; подведение итогов. Упражнения с обучающими машинами и программирование Вводить элементы игры, но не превращать в игру, это-труд. 4. Методы применения знаний на практике Метод упражнений.Требования к упражнениям: - должны носить сознательный характер - можно проводить только после осмысления и усвоения - должны способствовать углублению знаний - должны содействовать развитию творческих способностей. - сочетание подражательной и творческой деятельность - научить переносу знаний (применение в других условиях и ситуациях) - постепенное усложнение (от простого показа учителем до творческого) Этапы формирования умений и навыков при упражнениях: 1.объяснение учителя: цель, задачи, для каких знаний 2.показ учителя (что и как надо) 3.первоначальное воспроизведение действий учителем 4.тренировочная деятельность ученика. Виды упражнений (по тому, какие умения и навыки вырабатываются): == устные: произношение слов терминов, счет и т.д. == письменные (по решению задач, описанию явлений, событий и т.д.) == практические (измерения, работа с механизмами…) Разные приемы для интенсификации умственной деятельности: · вставить пропущенные буквы и слова · составить предложения с данными словами · написать краткое сочинение, краткое описание · письменная работа со словарем · диктанты: выборочный, творческий, свободный и т.п. · комментирование упражнений Лабораторные занятия Практические работы для формирования навыков и умений Творческие работы (устные и письменные) Графические работы: изготовление карт, чертежей, схем, зарисовок, таблиц, диаграмм, графиков, плакатов, альбомов, стендов и т.д. Опытническая работа.
VI. Методы проверки и оценки знаний 1.Основные функции проверки и оценки 2. Дидактические требования к контролю 3. Методы проверки и контроля 4. Оценка знаний школьников 1. Основные функции проверки и оценки При контроле надо выявлять: == уровень знаний, умений и навыков == овладение мировоззренческими, нравственно -эстетическими идеями == развитие памяти, речи, логического мышления == выработку воли, настойчивости == отношения к учебному труду с учетом его возможностей. Основные функции контроля: · Контрольная = выявление истинного уровня зун · Обучающая = образовательный аспект · Развивающая = контроль как средство развития · Организационная = организация поведения и отношения к учебе. 2. Дидактические требования к контролю Виды контроля: текущая, четвертная, годовая, экзамены Другая классификация: предварительный контроль, текущий, заключительный, периодический (по четвертям и т.п.). Основные дидактические принципы контроля ** сочетание его с самоконтролем и взаимоконтролем ** всесторонность (полный охват зун) ** систематичность (не случайно, не эпизодически) ** индивидуализация: видеть каждого ** объективность (без предвзятости, кто и что заслужил) ** дифференцированность: применять к каждому свое задание ** гласность: не скрыто (это в воспитательных целях, но не злоупотреблять) ** действенность: от контроля должен быть результат ** сочетание количества и качества (количество нужно, но не увлекаться) ** не превращать в наказание. 3. Методы проверки и контроля ** Повседневное наблюдение за работой учащихся ** Устный опрос: вопросы учителя по содержанию, побуждать думать и отвечать, проверять усвоение. Модификации устного опроса: -фронтальный опрос: мелкие вопросы для всех; - уплотненный опрос: один отвечает устно, 5-6 (можно и все) - письменно -поурочный балл: дополнял, выступал, отвечал (и накопил за урок). ** Контрольная работа: после прохождения темы. Требования к ней: == проводить лишь тогда, когда известно, что усвоили хорошо == предупредить заранее (1-2 недели); == в содержании = основные положения + творческий вопрос == обеспечить самостоятельность выполнения (разные варианты) == время проведения = первая половина недели, 2-3-уроки == внимательно проверять, объективно оценивать. ** Программированный контроль: на вопросы предложены 3-4 варианта ответов. Экономия времени при большом охвате. Но нет глубины и объема. ** Тестирование: письменное задание, ответ устный или письменный. Виды: -- выбрать правильный ответ из предложенных -- классифицировать материал по данному основанию -- данное утверждение оценивать на «верно-неверно» -- соотнести элементы двух приводимых положений -- дополнить данный ряд недостающими элементами -- найти ошибки в данном ряде элементов Повторительно-обобщающие уроки по теме Контрольные графические работы Лабораторные занятия 4. Оценка знаний школьников Как и любой контроль, оценка имеет образовательную, воспитывающую, развивающую, организующую, контрольную функции. Виды оценок: разовые (текущие), четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые; знать их соотношения, уметь выводить годовые и итоговые. Учитывать: когда оценивать, что, на основании чего ставить отметку, не влияет ли на тебя ореол ученика или стереотип о нем, не поддался ли давлению со стороны. Отметка = условное выражение (в цифрах) уровня зун, требуемых программой. Она показывает правильность ответа по содержанию, полноту и последовательность, точность, сознательность усвоения, связь с практикой. Существуют общие требования к определению оценки зун: 1. усвоение программы 2. выделение главного, ответы на измененные вопросы 3. умение применять на практике 4. отсутствие ошибок при воспроизведении, на контрольных работах 5. отсутствие необходимости дополнительных, подсказывающих вопросов Тогда отметки ставят по следующим критериям: 5 = полно + да + да + да + да; 4 = знает + да + да + да + да; 3 = затруднение + затруднение + плохо + нет + нет; 2 = частично + нет + нет + нет + нет; 1 = нет + нет + нет + нет + нет.
VII. Урок как основная организационная форма обучения 1. Понятие об организационных формах обучения 2. Урок - основная форма обучения школьников 3. Классификация уроков 4. Подготовка учителя к уроку 1. Понятие об организационных формах обучения Форма обучения = внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством учащихся, временем, местом обучения и порядком его осуществления. Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Классификации разные. По количеству учащихся = коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы. По месту учебы =школьные (уроки, работа в учебных мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.п.), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.). По продолжительности = классический урок (45 мин), спаренные уроки (90 мин), спаренные укороченные (70 мин), уроки без звонка (произвольной продолжительности). Применяют также различные их комбинации 2. Урок - основная форма обучения школьников Основной формой организации обучения является урок по классам. Урок = это элемент (этап, звено) учебного процесса, обладающий законченностью в смысловом, временном и организационном отношениях. Она характеризуется следующим признаками: - постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня -каждый урок посвящен только одной теме в рамках лишь одного предмета -учебный процесс разбит на последовательный ряд уроков -уроки постоянно чередуются по предметам -реализуется руководящая роль учителя -применяются различные виды познавательной деятельности школьника Требования к уроку направлены на достижение триединой цели (обучать, воспитывать, развивать), на развитие самостоятельности школьников, на обеспечение логического, психологического и организационного единства, на полное и эффективнее использование времени урока. Общие требования: = использование новейших достижений науки = обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся = установление межпредметных и внутрипредметных связей = мотивация и активизация познавательной деятельности школьника = связь с жизнью, формирование практических умений = тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование Дидактические требования · реализация дидактических принципов · четкое определение целей и задач каждого урока · рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов · сочетание коллективной и самостоятельной видов работы · обеспечение оперативной обратной связи Воспитательные требования -- обоснованное выявление воспитательных возможностей урока -- формирование реальных воспитательных целей -- соответствие воспитательных задач целям и содержанию работы -- формирование важнейших качеств: ответственность, честность и т.п. -- воспитание на общечеловеческих ценностях. Развивающие требования * Формирование и развитие положительных мотивов учебы * изучение и учет уровня развития * стимулирование наступления новых качественных изменений * предвидение изменений в развитии ученика. 3. Классификация уроков Существует немалое число классификаций урока. Наиболее простая: == урок изучения новых знаний (изложение нового материала) == урок формирования новых умений (урок запоминания, закрепления) == урок практического применения знаний и умений (упражняющий) == урок обобщения и систематизации изученного == урок контроля и коррекции знаний, умений (контрольный) == смешанный (комбинированный урок). Структура урока - это его внутреннее строение, последовательность его этапов. Обычная структура комбинированного урока: ** организационная работа; ** повторение ранее изученного (актуализация знаний); ** изучение новых знаний, формирование новых умений; ** закрепление, систематизация, ** применение на практике; ** задание на дом. Нестандартные уроки по своему построению и видам организации работы отличаются от обычных, общепринятых. Вот некоторые из них: Урок - деловая игра Урок - соревнование Театрализованный урок Урок - пресс-конференция Урок- консультация Компьютерный урок Урок - взаимообучения Урок- аукцион Урок - творческий отчет Урок - концерт Урок - зачет Урок школьника Урок- лекция Урок - диалог Урок - конференция Урок - экскурсия Урок-КВН Межпредметный урок Выбор учителем того или иного типа урока определяется целями урока, содержанием материала, предполагаемыми методами и средствами обучения, уровнем подготовленности учащихся, местом урока в системе уроков, предпочтениями и опытом учителя, конкретными условиями проведения. 4. Подготовка учителя к уроку Можно условно выделить два этапа подготовки учителя к уроку ** Предварительная подготовка: //изучение общественно-политической, специальной, психолого-педагогической, методической литературы; //ознакомление с учебной программой (содержанием, требованиями, пояснительной запиской); //ознакомление с учебниками и учебными пособиями; //ознакомление с опытом других учителей; //анализ собственного опыта; //составление календарного плана и тематических планов. ** Непосредственная подготовка: == определение места данного урока и его связей == конкретизация материала == соотнесение материала с конкретными условиями == определение особенностей урока и его структуры == определение методов и приемов == составление поурочного плана (конспекта, плана-конспекта)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 6972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.014 с.) |