XI. Формирование мотивации учения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XI. Формирование мотивации учения



1. Понятие о мотивации

2. Изучение мотивации школьника

3. Формирование мотивации учения школьника

4. Стимулирование учения

1. Понятие о мотивации

Мотивация (лат. moveo –двигаю) = Это процессы, методы, средства побуждения школьников к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотив = стимул, побудитель поведения и деятельности. Виды мотивов:

· социально - ценностные (долг, ответственность и т.д.)

· познавательные (стремление к знаниям, ориентации на эрудицию)

· профессионально - ценностные

· эстетические (представляет эстетический интерес)

· коммуникационные (мотив общения)

· статусно – позиционные, традиционно - исторические

· утилитарно - практические = меркантильные

Другие классификации: мотивы внутренние и внешние, мотивы осознанные и неосознанные и т.п.

2. Изучение мотивации школьника

Существует алгоритм изучения мотивов:

1. Определение и уточнение целей обучения у школьника

2. Выявление возрастных возможностей мотивации (учитывать возраст)

3. Изучение исходного уровня мотивации

4. Изучение превалирующих мотивов

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации

6. Анализ причин изменения мотивации (снижения, повышения)

7. Формирование должных мотивов

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Методы изучения мотивации учения: наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка. Есть специальные методы:

- создание ситуаций (изменение поведения при изменении условий)

- прием выбора партнера (зависимость от взаимодействия с другими)

- прием неоконченных предложений

- прием неоконченного рассказа

- рассказ по картинке, воображаемые ситуации.

3. Формирование мотивации учения школьника

Самомотивация. Специальный прием формирования мотивации - формирование синдрома достижения:

-- обучение сопоставлять собственные достижения с достижениями других, более успешных учеников

-- обучение способам поведения человека с высокоразвитой мотивацией

-- изучение конкретных примеров с высокоразвитой мотивацией.

Алгоритм формирования синдрома достижения:

1. Привлечение внимания школьника к содержанию обучения

2 Получение опыта мышления, поведения, эмоционального реагирования

3. Усвоение специальных понятий мотивации достижений

4. Соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом

5. Следование полученным наставлениям на практике

6. Постепенное уменьшение внешней помощи

4. Стимулирование учения

Стимулус (греч. - Длинная заостренная палка, которой погоняли быков и мулов).Стимулировать =подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Стимулы опираются на потребности и мотивы. Приемы стимулирования:

Опираться на желания ученика, знать для чего нужно ему то-то и то-то

· Использовать идентификацию (использовать известные примеры, поставить человека в роли литературного героя = идентифицировать с ним)

· Учитывать интересы и склонности, признавать его достоинства

· Использовать намерения (стимул обосновать его планами)

· Поощрять желание добиться признания

· Показывать последствия совершаемых поступков

· Одобрять его успехи, похваливать, пользоваться его самолюбием

· Сделать работу привлекательной, использовать ситуацию

· Дать школьнику шанс проявить себя добиться успеха,

· Осторожно поддерживать дух соперничества в нем

· Создавать ему хорошую репутацию.

XII. Технологии обучения

1.Понятие о педагогической технологии

2.Традиционная технология обучения

3. Некоторые нетрадиционные технологии

4. Проектирование педагогических технологий

1. Понятие о педагогической технологии

Технология (греч.)= искусство, мастерство, умение + логия (слово). = совокупность приемов способов получения, обработки и переработки сырья, материалов и т.д. Это определенная логика производственных процессов для изготовления продукции заданных параметров, совокупность средств и операций организации деятельности, которая реализуется:

-адекватно логике процесса преобразования объекта

- в фиксированной последовательности

- в определенных пространственных и временных рамках

- на основе определенной техники (путей, способов и самих действий).

Технология педагогическая (образовательная) - метод организации обучения, самообучения и взаимообучения (воспитания, самовоспитания и взаимовоспитания) на основе технологического подхода к педагогическому процессу; термин, обобщающий понятия «технология обучения» и «технология воспитания». Это алгоритм действий, направленных на достижение поставленной цели. Различные классификации.

Наиболее существенные признаки педагогической технологии:

Целеобразование и результативность

· Экономичность = оптимизация труда учителя и ученика

· Алгоритмируемость = возможность алгоритмического описания, доступного для любого работника

· Проектируемость = возможность предварительной разработки основных деталей предстоящей деятельности педагогов и школьников.

· Управляемость в любой момент его протекания

· Корректируемость = возможность установления обратной связи

· Визуализация =возможность использования дидактических и информационных средств обучения.

Главные признаки технологизации педагогического процесса:

-стандартизация и унификация «образовательного производства»

- выведение педагогического процесса на более высокий уровень

- упорядочение педагогической системы на основе иерархизации;

- целеполагание и проектирование достижения педагогических целей;

- обоснованный выбор путей, средств и методов, последовательность;

- реализация прогностического аспекта в педагогической деятельности.

2. Традиционная технология обучения

Традиционная технология обучения рассчитана на среднего ученика, ставит целью подготовку личности с заданными свойствами, качествами. Оно ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. При этом проявляется авторитаризм процесса обучения:

- полная регламентация деятельности, однообразие и шаблонность

- принудительность обучающих процедур = насилие над личностью

- нерациональное использование времени урока

- отсутствие самостоятельности ,пассивность

- слабая речевая деятельность школьника

- ученик = подчиненный объект воздействия, бездуховный «винтик»

- учитель = безапелляционный командующий, верховный судья …

Методы традиционной технологии можно свести в две группы:

== Объяснительно-иллюстративные методы

== Репродуктивный метод

Традиционная технология имеет и свои преимущества: она обеспечивает задачу массового, равного обучения всех детей школьного возраста; упорядоченна, систематизирована, позволяет логически безупречно подавать учебный материал, имеет четкую организационную структуру и обеспечивает постоянное эмоциональное воздействие на обучаемых при оптимальных затратах ресурсов массового образования.

3. Некоторые нетрадиционные технологии

Значительное место занимают игровые технологии. Выделяются организационно -деятельностные игры, ролевые игры, деловые игры, познавательно-дидактические игры.

Технология проблемного обучении: преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед обучаемыми проблемные задачи, побуждая их выявить средства и способы решения проблем.

Технология дифференциации обучения. Виды дифференциации: по способностям (по учету успеваемости), по интеллекту (по интеллектуальным тестам), по неспособностям (классы выравнивания для отстающих).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает:

-образование =становление человека, обретение индивидуальности,

-личностно-гуманный подход к ребенку, поддержка его самореализации

-определение человекообразующих функций (социализации)

-переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению

-обеспечение развития и саморазвития ребенка

-обеспечение реализации себя в познавательной деятельности с учетом его способностей, интересов и т.д.

-вариативность содержания и форм учебного процесса.

Технология учебного сотрудничества требует принятия ученика таким, какой он есть, сохранить уважение к нему.

Технология развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, ускорение темпа изучения, ведущая роль теоретических знаний, работа над развитием всех школьников.

Аксиоматическая технология предполагает доверие педагогическому профессионализму учителя.

Другие технологии: технологии коммунарского воспитания (И.П.Иванов), интенсификации обучения (В.Ф.Шаталов), творческого развивающего обучения (И.П.Волков), интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев), глубокого проникновения в духовный мир ребенка (вальдорфская школа = Р.Штейнер).

4. Проектирование педагогических технологий

Технология отражает путь освоения конкретного учебного материала и представляет собой вариативную, индивидуализированную тактику обучения. Технология воспитания- тактика формирования мировоззрения школьника (студента) в рамках и вне педагогического процесса.

Педагогическое проектирование обеспечивает связь между теорией и практикой учебно-воспитательного процесса. Проектирование на основе технологического подхода объединяет все компоненты педагогической системы. Оно отвечает требованиям актуальности, прогностичности, рациональности, целостности, контролируемости, чувствительности к сбоям.

Алгоритм конструирования педагогической технологии: выбор и обоснование основной идеи технологии; разработка ее целевой концепции и системы целей; проектирование содержания обучения, методов и форм обучения; конструирование системы средств реализации технологии в учебно-воспитательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений обучаемых.

При проектировании образовательных технологий следует учитывать следующие принципы:

1.Принцип согласованности

2.Принцип полноты

3. Принцип целевого единства

4. Принцип предметной содержательной согласованности.

5. Принцип единства теории и практики.

Проектирование педагогической технологии должно учитывать правила:

-технология разрабатывается под конкретный педагогический;

-педагогические действия выстраиваются в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного конечного результата;

-предусматривается взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся

-разрабатываются диагностические процедуры, критерии и т.д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.01 с.)