I. Теоретические основы науки педагогики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Теоретические основы науки педагогики



Литература для изучения

Основная литература:

1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М., 1996.

2.Коркина В.И., Тишмаганбетова Г.С. Общие основы педагогики.-

Караганда, 2006.

3. Педагогика /Под ред. Сластенина В.А. и др. - М., 2000.

4.Педагогика /Под ред. Хмель Н.Д., Хайруллина Г.Т.- Алматы, 2003.

5. Пидкасистый А.Н. Педагогика. - М., 1997.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М.,1999.

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М., 1999.

8. Смирнов С.И. и др. Педагогика. - М., 1994.

9. Степаненков И.К. Педагогика. - Минск, 1998.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

Дополнительная литература

1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996.

2.Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Сер. «Учебник нового века». СП-б, 2000

3. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

4. Дулов А.И. Логико-структурный курс педагогики.- Иркутск, 1985.

5.Каракулов К.Ж. Школоведение. – Алматы, 2005.

3. Конаржевский Ю.А.. Анализ урока. – М., 2000.

10.Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах.- Караганда, 2004.

11.Коянбаев Ж.Б., Коянбаев Р.М. Педагогика. - Алматы, 2002.

12..Краевский В.В. Введение в научное исследование по педагогике - М., 1999.

13.Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1988.

14.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: - М., 2002.

15.Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

11. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю.К.- М., 1988

12. Педагогическая технология./Сост. Н.Е. Щуркова. - М., 1992.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

19.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса.- Алматы, 2005. Справочная литература

1. Коджаспирова Г.Н.; Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т.- М., 1993...

3.Современный словарь по педагогике /Сост.: Рабацевич Е.С. – Минск, 2001.

Нормативная литература

1.Конституция Республики Казахстан.- Алматы, 1999.

2.Закон Республики Казахстан «Об образовании» / Казахстанская правда, 11 июня 1999.

3. Конвенция о правах ребенка / Учитель Казахстана, 5 июля 1995.

4.Государственная программа развития образования в РК на 2005 - 2010 годы /Казахстанская правда , 11 октября 2004 г.

5.Концепция структуры и содержания 12-летнего общего и среднего обра­зования в Республике Казахстан.- Астана, 2002.

6.Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. Концепция высшего педагогического об­разования Республики Казахстан. – Алматы, 2005

 

7. Политика выставления оценок.

 

I. Вид работы Оценка (max балл) Количество Сумма
Посещаемость учебных занятий (лекций, семинаров, СРСП)
Работа в малых группах
Активность при обсуждении докладов и выступлений товарищей
Подготовка письменной работы (доклада, реферата) и ее защита в группе
Подготовка реферата на выбранную
Сдача экзаменов по тестовым заданиям

Итого 100 баллов

8. Политика преподавателя (этика поведения студента).

Посещение лекционных и семинарских занятий осуществляется согласно расписанию деканата. Посещаемость студентов отмечается в специальном журнале и дает право на получение определенного количества баллов. Во время занятий не допускается отвлечение на другие дела, кроме выполнения заданий преподавателя, усвоения и закрепления учебного материала.

Студент обязан готовиться к семинарским занятиям и СРСП согласно заранее объявленной темы. На занятиях СРСП допускается пользование учебниками, методическими пособиями, справочниками и другой справочной литературой. При работе в малых группах разрешается обмениваться мнениями, советоваться друг с другом; от имени группы выступает один студент. При этом оценка ставится за результаты работы всем студентам данной малой группы. Малые группы не являются постоянными образованиями и создаются на каждом занятии заново.

Письменные работы защищаются публично. Студент, подготовивший индивидуальную письменную работу, имеет право на получение установленного количества баллов. При этом учитывается соответствие оформления работы установленным требованиям. Активное участие в обсуждении выступлений, защиты письменных работ отмечается баллами.

Рубежный контроль проводится в форме подготовки доклада (реферата) на выбранную студентом тему.

 

 

Тезисы лекций

II. Основы дидактики

1. Основные проблемы дидактики

2. Сущность обучения

3. Процесс усвоения

4. Основные дидактические принципы

1. Основные проблемы дидактики

Дидактикос (греч) = поучающий, дидаско = изучающий. Термин ввел немец Вольфганг Ратке (1571-1635), обосновал Я.-А. Коменский: дидактика - всеобщее искусство всех учить всему.

Дидактика - теория обучения. Основные проблемы дидактики:

-- выявление педагогических основ содержания образования

-- исследование сущности, закономерностей и принципов обучения

-- изучение закономерностей учебно –познавательной деятельности

-- разработка системы общепедагогических методов обучения

-- разработка организационных форм учебной работы.

По мере развития дидактики возникли частные методики.

2. Сущность обучения

Организованное обучение представляет собой двусторонний процесс взаимосвязанных деятельностей: преподавания и учения. Преподавание = упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (решения образовательных задач), обеспечение информирования, воспитании, осознания и практического применения знаний. Учение = это процесс возникновения и изменения форм поведения и деятельности на основе познания, упражнения и приобретенного опыта. При этом следует четко различать формы, методы, средства и т.д.

Организация = упорядочение дидактического процесса, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма = внешний вид, способ осуществления учебного процесса.

Метод =способ достижения цели и задач обучения.

Средство = предметная поддержка учебного процесса это-то, что на стоит между учителем и учеником (оборудование, наглядность голос, мастерство, опыт, внешность педагога и т.п.)

Результат =конечный продукт, учебного процесса, степень реализации поставленной цели. Принято различать четыре уровни обучения.

3. Процесс усвоения

Усвоение = законченный акт познавательной деятельности, в результате которого восприняли, поняли и запомнили зун. Усвоение по этапам:

1. Восприятие через органы чувств.

2. Осмысление (понимание, выделение признаков, связей

3. Закрепление (процесс запоминания).

4. Применение (усвоение и активное использование)

4. Основные дидактические принципы

Нужно различать законы, закономерности и принципы. Принципы (правила, требования)- система правил, реализация которых способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания.

Существуют общие принципы воспитания в широком смысле.

Специфические дидактические принципы:

научность (глубоко, доказательно, показать связи)

· наглядность: золотое правило дидактики

· активность и сознательность (нужны разнообразные приемы)

· доступность (для этого: правильно выбрать содержание, методы, формы, сложность, объем и т.д.).= достаточно трудно, но преодолимо

· систематичность и последовательность (система работы ученика и т.д.)

· прочность

· единство образовательных, воспитательных и развивающих функций

III. Содержание образования

1. Понятие о содержании образования

2. Основные требования к определению содержания образования

3. Учебные программы

4. Учебный план

5. Учебники и учебные пособия

1. Понятие о содержании образования

Содержание образования =та система наученных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно - эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Оно включает в себя:

--знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности

-- опыт осуществления деятельности (умения и навыки)

-- опыт творческой, поисковой деятельности

-- опыт ценностного отношения к объектам, средствам деятельности.

Содержание образования школьника обогащается с возрастом. Содержание образования изменчиво исторически. В настоящее время объем знаний человечества удваивается в среднем за каждые десять лет.

Уметь выделять содержание общего образования, куда входят: овладение основами важнейших наук о природе и обществе, расширение интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Политехническое образование включает в себя: основные способы получения энергии, общие принципы устройства работы машин, основные свойства химических веществ и их применение, основы сельского хозяйства, система организации производства.

Профессиональное образование направлено на подготовку к определенной профессии.

2. Основные требования к определению содержания образования

Новое содержание образования формируется на основе таких требований:

· целостное отражение задач всестороннего развития

· научная обоснованность и практическая значимость

· учет международного опыта

· обеспечение взаимосвязи между учебными предметами

· обеспечение связи теории с практикой.

· учет заказа общества, требований государства, международного опыта

· перспективность

· соответствие сложности и объема материала: реальным возможностям школьников, количеству учебного времени, материально-технической базе.

3. Учебные программы

Содержание образования конкретно выражается в официальных документах: учебные программы, учебники и учебный план.

Учебная программа: первая ее часть «Пояснительная записка» = указания методического характера для учителя по организации и проведению занятий, по лабораторным, практическим и иным работам, экскурсиям и т.д. Вторая часть -собственно программа. По каждому классу для этой учебной дисциплины указаны: тема, количество часов, отводимых на ее изучение, краткое содержание темы..

Могут быть два вида построения учебной программы:

Концентрический = повторное изучение отдельных тем в разные годы

Линейный = последующие темы являются продолжениями предыдущей.

Стандарт образования =минимально допустимый уровень знаний, умений и навыков. Стандарт общего образования обязателен для любой школы независимо от ее типа, вида и принадлежности.

4. Учебный план

Учебный план -это официальный документ, определяющая:

-- состав учебных предметов, изучаемых в школе

-- порядок и последовательность их изучения

-- количество времени, отводимого на каждый учебный предмет (это -структура учебного года)

-- максимальное количество недельных учебных часов в каждом классе

Учебный план содержит инвариантную (неизменяемую) и вариативную (изменяемую) части содержания. Инвариантная часть обязательна для любой школы, вариативная часть определяется самой школой, но не допускается увеличение количества недельных учебных часов для данного класса.

5. Учебники и учебные пособия

Учебник раскрывает конкретное содержание материала. Он содержит:

-- фактическое содержание учебного материала

-- расчленение материала на относительно самостоятельные части, темы

-- некоторые указания по организации занятий

-- практические, тренировочные, контрольные материалы

-- сводные материалы (таблицы, графики, формулы…)

-- иллюстрации и биографии

-- дополнительный материал вне рамок содержания.

Требования к учебнику: научность, соответствие программе (т.е. не меньше), ясность и доступность с учетом возраста школьника, краткость и точность, живость изложения, практическая направленность и т.д.

IV. Методы обучения

1. Понятие о методах обучения

2. Методы устного изложения учебного материала

3. Структура изложения нового материала

4. Выбор методов обучения

1. Понятие о методах обучения

Метод =способ деятельности, направленный на достижение поставленной цели. Метод обучения =способ обучающей работы учителя и организации им учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактически задач, направленных на усвоение учебного материала.

Прием =составная часть или отдельная сторона метода.

Методы обучения - исторически подвижны и изменчивы. Есть постепенные, эволюционные пути изменений, бывают революционные резкие изменения всей системы методов.

Выявлены характеристики методов:

-любой метод имеет сложную структуру

-детерминирован целями, содержанием обучения, характером познавательной деятельности.

-связь между внешним видом (действия учитель- ученик) и внутренней сутью.

Различные классификации методов обучения

** По источникам знаний (Е.Я.Голант, Д.О.Лордкипанидзе) =3: словесные, наглядные, практические.

** По характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) = 5: объяснительно- иллюстративные (информационно-рецептивные, т.е. восприятие), репродуктивные (воспроизведение), проблемные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

**По задачам и действиям учителя (Ю.К.Бабанский) =3: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля за ее эффективностью.

** По упорядочению учебной деятельности (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)=3: методы приобретения новых знаний, формирования умений-навыков и применения знаний на практике, проверки и оценки знаний.

** По комплексу учебных задач обучения и действия (И.Ф.Харламов) =5: устного изложения и активизации познавательной деятельности, закрепления, самостоятельной работы по осмыслению и усвоению учебного материала, учебной работы по применению знаний на практике, проверки и оценки знаний, умений и навыков.

2. Методы устного изложения учебного материала (вербальные)

Рассказ и объяснение учителя = самые распространенные.

Рассказ = повествовательно-сообщающее изложение изучаемого материала и активизация познавательной деятельности. Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция (в средневековье =чтение в университете) может быть начиная с 7-8 классов = устное изложение на 25-45 минут. Это -монологическое сообщение большого, связного учебного материала.

Беседа=диалогический(греч. разговор)метод: учитель вопросами побуждает к рассуждениям и анализу материала в логической последовательности, самостоятельному получению теоретических выводов и обобщений.

Иллюстративно-демонстративный метод = учитель наглядно поясняет (иллюстрирует) свое объяснение, демонстрирует учебник в качестве наглядного пособия. Иллюстрации = изображения, рисунки и т.д. Метод демонстраций: с приборами, макетами, с опытами и т.д..

Некоторые требования к методам устного изложения

** Учитель должен помнить, что ученик постоянно вынужден: конкретно представлять себе излагаемое, понять общие положения и доводы, а также ход доказательства, запоминать все это в логической последовательности.

** Давать предварительно цели и задачи занятий

** Держать во внимании вопрос о внимании ученика

** Установить преемственную связь с предыдущим материалом

** Применять различные модификации: развернутую беседу, диспуты, и т.д.

** Постоянно получать обратную информацию

** Сочетать с другими приемами и методами

** Сочетать с наглядностью.

3. Структура изложения нового материала:

1) Постановка темы и определение основных вопросов (план темы)

2) Изложение с применением наглядности, разных приемов активизации

3) Обобщение материала: основные выводы, правила и т.д.

Основные формысочетания слова и наглядности:

- учитель руководит наблюдением, ученик делает выводы

- учитель рассказал, ученик убедился на наглядности

- в ходе наблюдения учитель ведет к выводам, неявно усматриваемым

- на основе проведенного наблюдения ведет ученика к невидимым выводам

- в ходе общего рассказа ведет ученика к выводу

Методические условия успешного сочетания: хорошее обозрение, детальное пояснение, выделение главного, привлечение ученика к получению вывода.

4. Выбор методов обучения

Это - не произвольный процесс. На выбор влияют

· цели и задачи обучения

· содержание учебного материала

· отведенное количество времени на изучение материала

· организационные формы обучения

· закономерности и принципы обучения

· материальная база учебно-воспитательного процесса

· объем и сложность учебного материала

· возможности школьника (его подготовленность, мотивация и т.п.),

· возможности учителя (уровень подготовленности, эрудиция и т.д.) Виды выбора: стереотипно, обоснованно, метод проб и ошибок («метод тыка»).

 

Опытническая работа.

 

Лабораторные занятия

4. Оценка знаний школьников

Как и любой контроль, оценка имеет образовательную, воспитывающую, развивающую, организующую, контрольную функции. Виды оценок: разовые (текущие), четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые; знать их соотношения, уметь выводить годовые и итоговые. Учитывать: когда оценивать, что, на основании чего ставить отметку, не влияет ли на тебя ореол ученика или стереотип о нем, не поддался ли давлению со стороны.

Отметка = условное выражение (в цифрах) уровня зун, требуемых программой. Она показывает правильность ответа по содержанию, полноту и последовательность, точность, сознательность усвоения, связь с практикой.

Существуют общие требования к определению оценки зун:

1. усвоение программы

2. выделение главного, ответы на измененные вопросы

3. умение применять на практике

4. отсутствие ошибок при воспроизведении, на контрольных работах

5. отсутствие необходимости дополнительных, подсказывающих вопросов

Тогда отметки ставят по следующим критериям:

5 = полно + да + да + да + да; 4 = знает + да + да + да + да; 3 = затруднение + затруднение + плохо + нет + нет; 2 = частично + нет + нет + нет + нет;

1 = нет + нет + нет + нет + нет.

 

VII. Урок как основная организационная форма обучения

1. Понятие об организационных формах обучения

2. Урок - основная форма обучения школьников

3. Классификация уроков

4. Подготовка учителя к уроку

1. Понятие об организационных формах обучения

Форма обучения =внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством учащихся, временем, местом обучения и порядком его осуществления. Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Классификации разные. По количеству учащихся = коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы. По месту учебы =школьные (уроки, работа в учебных мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.п.), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.). По продолжительности = классический урок (45 мин), спаренные уроки (90 мин), спаренные укороченные (70 мин), уроки без звонка (произвольной продолжительности).

Применяют также различные их комбинации

2. Урок - основная форма обучения школьников

Основной формой организации обучения является урок по классам. Урок = это элемент (этап, звено) учебного процесса, обладающий законченностью в смысловом, временном и организационном отношениях. Она характеризуется следующим признаками:

- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня

-каждый урок посвящен только одной теме в рамках лишь одного предмета

-учебный процесс разбит на последовательный ряд уроков

-уроки постоянно чередуются по предметам

-реализуется руководящая роль учителя

-применяются различные виды познавательной деятельности школьника

Требования к уроку направлены на достижение триединой цели (обучать, воспитывать, развивать), на развитие самостоятельности школьников, на обеспечение логического, психологического и организационного единства, на полное и эффективнее использование времени урока.

Общие требования:

= использование новейших достижений науки

= обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся

= установление межпредметных и внутрипредметных связей

= мотивация и активизация познавательной деятельности школьника

= связь с жизнью, формирование практических умений

= тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование

Дидактические требования

· реализация дидактических принципов

· четкое определение целей и задач каждого урока

· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов

· сочетание коллективной и самостоятельной видов работы

· обеспечение оперативной обратной связи

Воспитательные требования

-- обоснованное выявление воспитательных возможностей урока

-- формирование реальных воспитательных целей

-- соответствие воспитательных задач целям и содержанию работы

-- формирование важнейших качеств: ответственность, честность и т.п.

-- воспитание на общечеловеческих ценностях.

Развивающие требования

* Формирование и развитие положительных мотивов учебы

* изучение и учет уровня развития

* стимулирование наступления новых качественных изменений

* предвидение изменений в развитии ученика.

3. Классификация уроков

Существует немалое число классификаций урока. Наиболее простая:

== урок изучения новых знаний (изложение нового материала)

== урок формирования новых умений (урок запоминания, закрепления)

== урок практического применения знаний и умений (упражняющий)

== урок обобщения и систематизации изученного

== урок контроля и коррекции знаний, умений (контрольный)

== смешанный (комбинированный урок).

Структура урока - это его внутреннее строение, последовательность его этапов. Обычная структура комбинированного урока:

** организационная работа;

** повторение ранее изученного (актуализация знаний);

** изучение новых знаний, формирование новых умений;

** закрепление, систематизация,

** применение на практике;

** задание на дом.

Нестандартные уроки по своему построению и видам организации работы отличаются от обычных, общепринятых. Вот некоторые из них:

Урок - деловая игра Урок - соревнование Театрализованный урок

Урок - пресс-конференция Урок- консультация Компьютерный урок

Урок - взаимообучения Урок- аукцион Урок - творческий отчет

Урок - концерт Урок - зачет Урок школьника

Урок- лекция Урок - диалог Урок - конференция

Урок - экскурсия Урок-КВН Межпредметный урок

Выбор учителем того или иного типа урока определяется целями урока, содержанием материала, предполагаемыми методами и средствами обучения, уровнем подготовленности учащихся, местом урока в системе уроков, предпочтениями и опытом учителя, конкретными условиями проведения.

4.Подготовка учителя к уроку

Можно условно выделить два этапа подготовки учителя к уроку

** Предварительная подготовка:

//изучение общественно-политической, специальной, психолого-педагогической, методической литературы;

//ознакомление с учебной программой (содержанием, требованиями, пояснительной запиской);

//ознакомление с учебниками и учебными пособиями;

//ознакомление с опытом других учителей;

//анализ собственного опыта;

//составление календарного плана и тематических планов.

** Непосредственная подготовка:

== определение места данного урока и его связей

== конкретизация материала

== соотнесение материала с конкретными условиями

== определение особенностей урока и его структуры

== определение методов и приемов

== составление поурочного плана (конспекта, плана-конспекта)

 

Индивидуализация обучения

Некоторые приемы усиления индивидуализации:

-- добиться максимальной самостоятельности

-- обеспечить соответствие уровню подготовки, развития способностей

-- учитывать познавательные возможности

-- обоснованный подбор заданий

-- оказывать своевременную помощь

-- проводить систематический контроль результатов.

Индивидуализация при опросе (опрашивать чаще отстающих), при контроле (чаще отстающих и с помощью) и т.д. Индивидуализация при проведении самостоятельных работ по определенному заданию учителя (можно дифференцированно) без видимого участия педагога (упражнения, контрольные работы, работа с учебником, доклады и рефераты, творческие работы = сочинения и составление задач и т.п., моделирование, практические и графические работы, изготовление наглядности).

4. Компьютеризация обучения

Компьютеризация обучения является важнейшим средством индивидуализации обучения. Компьютер не требует много времени, но минус в том, что он – безречевой (ученик не говорит). Позволяет экспериментировать, т.е. работать творчески, но опасность отрыва от практики. Другая опасность: привыкание к компьютеру («компьютерная болезнь»).

Основные формы использования компьютеров:

· Тренажер. Тренировочная система целесообразна при выработке и закреплении навыков.

· Репетитор. Машина ведет некоторые функции учителя = подобие диалога (фактически - варьирование содержания или объема информации).

· Имитационное моделирование. Устройство моделирует определенные предметные ситуации, это способствует мышлению.

XII. Технологии обучения

1.Понятие о педагогической технологии

2.Традиционная технология обучения

3. Некоторые нетрадиционные технологии

4. Проектирование педагогических технологий

1. Понятие о педагогической технологии

Технология (греч.)= искусство, мастерство, умение + логия (слово). = совокупность приемов способов получения, обработки и переработки сырья, материалов и т.д. Это определенная логика производственных процессов для изготовления продукции заданных параметров, совокупность средств и операций организации деятельности, которая реализуется:

-адекватно логике процесса преобразования объекта

- в фиксированной последовательности

- в определенных пространственных и временных рамках

- на основе определенной техники (путей, способов и самих действий).

Технология педагогическая (образовательная) - метод организации обучения, самообучения и взаимообучения (воспитания, самовоспитания и взаимовоспитания) на основе технологического подхода к педагогическому процессу; термин, обобщающий понятия «технология обучения» и «технология воспитания». Это алгоритм действий, направленных на достижение поставленной цели. Различные классификации.

Наиболее существенные признаки педагогической технологии:

Целеобразование и результативность

· Экономичность = оптимизация труда учителя и ученика

· Алгоритмируемость = возможность алгоритмического описания, доступного для любого работника

· Проектируемость = возможность предварительной разработки основных деталей предстоящей деятельности педагогов и школьников.

· Управляемость в любой момент его протекания

· Корректируемость = возможность установления обратной связи

· Визуализация =возможность использования дидактических и информационных средств обучения.

Главные признаки технологизации педагогического процесса:

-стандартизация и унификация «образовательного производства»

- выведение педагогического процесса на более высокий уровень

- упорядочение педагогической системы на основе иерархизации;

- целеполагание и проектирование достижения педагогических целей;

- обоснованный выбор путей, средств и методов, последовательность;

- реализация прогностического аспекта в педагогической деятельности.

2. Традиционная технология обучения

Традиционная технология обучения рассчитана на среднего ученика, ставит целью подготовку личности с заданными свойствами, качествами. Оно ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. При этом проявляется авторитаризм процесса обучения:

- полная регламентация деятельности, однообразие и шаблонность

- принудительность обучающих процедур = насилие над личностью

- нерациональное использование времени урока

- отсутствие самостоятельности ,пассивность

- слабая речевая деятельность школьника

- ученик = подчиненный объект воздействия, бездуховный «винтик»

- учитель = безапелляционный командующий, верховный судья …

Методы традиционной технологии можно свести в две группы:

== Объяснительно-иллюстративные методы

== Репродуктивный метод

Традиционная технология имеет и свои преимущества: она обеспечивает задачу массового, равного обучения всех детей школьного возраста; упорядоченна, систематизирована, позволяет логически безупречно подавать учебный материал, имеет четкую организационную структуру и обеспечивает постоянное эмоциональное воздействие на обучаемых при оптимальных затратах ресурсов массового образования.

3. Некоторые нетрадиционные технологии

Значительное место занимают игровые технологии. Выделяются организационно -деятельностные игры, ролевые игры, деловые игры, познавательно-дидактические игры.

Технология проблемного обучении: преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед обучаемыми проблемные задачи, побуждая их выявить средства и способы решения проблем.

Технология дифференциации обучения. Виды дифференциации: по способностям (по учету успеваемости), по интеллекту (по интеллектуальным тестам), по неспособностям (классы выравнивания для отстающих).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает:

-образование =становление человека, обретение индивидуальности,

-личностно-гуманный подход к ребенку, поддержка его самореализации

-определение человекообразующих функций (социализации)

-переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению

-обеспечение развития и саморазвития ребенка

-обеспечение реализации себя в познавательной деятельности с учетом его способностей, интересов и т.д.

-вариативность содержания и форм учебного процесса.

Технология учебного сотрудничества требует принятия ученика таким, какой он есть, сохранить уважение к нему.

Технология развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, ускорение темпа изучения, ведущая роль теоретических знаний, работа над развитием всех школьников.

Аксиоматическая технология предполагает доверие педагогическому профессионализму учителя.

Другие технологии: технологии коммунарского воспитания (И.П.Иванов), интенсификации обучения (В.Ф.Шаталов), творческого развивающего обучения (И.П.Волков), интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев), глубокого проникновения в духовный мир ребенка (вальдорфская школа = Р.Штейнер).

4. Проектирование педагогических технологий

Технология отражает путь освоения конкретного учебного материала и представляет собой вариативную, индивидуализированную тактику обучения. Технология воспитания- тактика формирования мировоззрения школьника (студента) в рамках и вне педагогического процесса.

Педагогическое проектирование обеспечивает связь между теорией и практикой учебно-воспитательного процесса. Проектирование на основе технологического подхода объединяет все компоненты педагогической системы. Оно отвечает требованиям актуальности, прогностичности, рациональности, целостности, контролируемости, чувствительности к сбоям.

Алгоритм конструирования педагогической технологии: выбор и обоснование основной идеи технологии; разработка ее целевой концепции и системы целей; проектирование содержания обучения, методов и форм обучения; конструирование системы средств реализации технологии в учебно-воспитательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений обучаемых.

При проектировании образовательных технологий следует учитывать следующие принципы:

1.Принцип согласованности

2.Принцип полноты

3. Принцип целевого единства

4. Принцип предметной содержательной согласованности.

5. Принцип единства теории и практики.

Проектирование педагогической технологии должно учитывать правила:

-технология разрабатывается под конкретный педагогический;

-педагогические действия выстраиваются в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного конечного результата;

-предусматривается взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся

-разрабатываются диагностические процедуры, критерии и т.д.

Внутришкольная документация

1. Планы

2. Журналы: классные, работы кружков, факультативов и т.д.

3. Отчеты: школьные годовые, четвертные, выполнения программ и т.п.

4. Книги приказов: по личному составу, по учащимся

5. Ученические тетради, контрольные работы, дневники, табеля

6. Личные дела работников школы, учащихся

7. Документация по всеобучу: справки, списки, заявления и т.д.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. Москва, 1996 г.

2. Педагогика. Учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 1996г.

3. Педагогика. Курс лекций. Алматы, 2003г.

 

Дополнительная литература:

I. Вульфов В.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, в ситуациях, в первоисточниках. Учебное пособие: Москва, 1997г.

2. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. Москва, Юрайт, 1998г.

3. Пидкасистый П.Н. Педагогика. Москва, 2004г.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва, 1998г.

5. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. Мо



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.011 с.)