VIII. Неурочные организационные формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Неурочные организационные формы обучения



1. Учебные экскурсии

2. Семинары и практикумы

3. Факультативы и другие формы обучения

4. Понятие об оптимизации процесса обучения

1. Учебные экскурсии

Урок является основной формой. Другие формы называют вспомогательными, внеклассными, внеурочными, самостоятельными и т.д.

Экскурсия (лат. вылазка, посещение) –форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода на место расположения объекта изучения и непосредственного ознакомления с ним. Выделяют следующие виды экскурсий:

* производственные: промышленные и сельхоз предприятия, стройки и т.п.

* естественно-научные: зоопарк, сквер, лес, луг

*Историко-литературные: музеи, выставки, исторические памятники, картинные галереи, книгохранилища

* краеведческие: по истории и природы родины

По другой классификации: вводная экскурсия (предварительная), текущая (сопровождающая), итоговая (заключительная).

Требования к подготовке и проведению:

= четкое определение цели (системы взаимосвязанных целей)

= обоснованный выбор объекта

= четкая установка для школьников: что увидеть, что узнать

= определение ведущего и его подготовка (кто поведет на объекте)

= подготовка плана проведения с четкой хронологизацией

= определить способы активизации школьников

= установить формы подведения итогов и сообщить учащимся (сочинение, конференция, реферат, вечер, выставка и т.п.).

Ограничения во времени проведения экскурсий от 40 минут для первоклассников до двух с половиной часов для старшеклассников.

2. Семинары и практикумы

Практикумы проводят в учебных кабинетах, мастерских, учебных комбинатах и бригадах, на опытных участках. Могут быть направлены на решение экспериментальных задач индивидуально или в ставе небольших групп (иногда и всей группой - фронтально). Фактически это - самостоятельная работа школьников без видимого вмешательства учителя. Лабораторные занятия

Семинарские занятия позволяют проводить системное обобщение материала, учат выступать перед аудиторией, составлять доклады, рефераты, отстаивать свое мнение и убеждения, приучают к самообразованию.

3. Факультативы и другие формы обучения

Факультативный (лат. возможный) может быть введен в 7-11 классах. Цели факультатива: удовлетворять познавательные запросы школьника, развивать учебно-познавательный интерес, углубить знания. Особенности: добровольность, участвует не весь класс, может быть разновозрастным, проводится во внеучебное время.

Дополнительные занятия проводятся во внеурочное время для искоренения пробелов в знаниях (другая модификация- для интересующихся данной проблемой). Можно проводить индивидуально, можно с группой. Может быть в виде консультации или собеседования.

Консультация (учебная беседа) - по просьбе школьников проводится в свободной форме. К ней примыкает инструктаж = объяснение каких-то тонкостей перед некоторой самостоятельной работой ученика.

Собеседования. Конференции и внеклассное чтение

Кружковое занятие, научные общества, клубная работа (Техническое моделирование, подготовка вечеров, знакомство с новыми достижениями)

Разные формы трудовой подготовки, летняя практика.

Олимпиады, выставки, конкурсы.

4. Понятие об оптимизации процесса обучения

Оптимальный выбор означает – наиболее соответствующий данным условиям и задачам. Это - обоснованный выбор и реализация наилучшего (для данных условий) варианта задач, содержания, форм и методов обучения. Не вообще наилучший, а наилучший для данного конкретного случая.

Оптимально, если достигнут наивысший результат, соответствующий реальным возможностям обучаемого, при возможно меньшей затрате сил, энергии и времени (не больше нормы) учителя и ученика.

Научно обоснованная оптимизация базируется на следующих действиях:

* выбор рационального комплекса задач образования, воспитания, развития

* конкретизация задач учетом особенностей класса

* подбор соответствующего содержания и выделение главного в нем

* выбор соответствующих методов, форм, средств

* оперативное коррегирование

* анализ результатов и затрат.

Для оптимизации процесса обучения следует формировать учебные мотивы школьника. Мотив =стимул, побудитель поведения и деятельности. Важнейшим мотивом учения является познавательный интерес. Интерес = избирательная направленность личности на предметы, процессы, явления.

Познавательный интерес = стремление к знаниям, возникающее из активного отношения в процессе деятельности. Можно использовать некоторые приемы для формирования познавательного интереса:

-- показать неизвестное, заставляющее удивляться

-- учить видеть новое в давно знакомом

-- переводить от житейского уровня на уровень научных понятий

-- показать новейшие достижения науки и их практические возможности

-- основанное усложнение познавательных задач (трудно, но доступно)

-- использовать задачи на применение знаний

-- вводить элементы исследовательского поиска и т.д.

 

IX. Активизация познавательной деятельности учащихся

1. Понятие об активизации обучения

2. Основные факторы активизации учения

3. Индивидуализация обучения

4. Компьютеризация обучения

5. Активизация учения в опыте педагогов-новаторов.

1. Понятие об активизации обучения

Один из возможных (часто встречающихся) недочетов учителя – это пассивность школьника в учебной деятельности. Причина: в классе большое количество учащихся, и учитель вынужден ориентироваться на средний уровень. Активизация - это целеустремленная деятельность педагога, направленная на повышение активности школьника в учебной работе, его творческого отношения к учебе и самостоятельности в учении, на формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний и их применения на практике. Активизации познавательной деятельности служат известные подходы к процессу обучения:

· деятельностный подход: учащиеся рассматриваются как субъекты (деятели) познавательной деятельности

· личностно-ориентированный: ориентироваться на саму личность

· исследовательский подход: вовлечь ученика в поиск

· алгоритмизация обучения: использование известных алгоритмов

· компьютеризация обучения

· дифференцированное обучение.

2. Основные факторы активизации учения

**гуманное отношение к детям, видение личности в каждом из них

** умение познать внутренний мир школьника, его интересы ит.д.

** понимание его семейного положения и отношений в семье

** умение правильно строить взаимоотношения с учащимися

** умение ставить перед школьниками все более сложные задачи

** умение внушать и убеждать их в возможности достижения цели

** умение превращать школьника в соучастника учебного процесса

** опора на детский коллектив

** возможность для ученика выбрать свое задание (где это допустимо)

** использование опорных сигналов

** приобщение учащихся к самоанализу.

Индивидуализация обучения

Некоторые приемы усиления индивидуализации:

-- добиться максимальной самостоятельности

-- обеспечить соответствие уровню подготовки, развития способностей

-- учитывать познавательные возможности

-- обоснованный подбор заданий

-- оказывать своевременную помощь

-- проводить систематический контроль результатов.

Индивидуализация при опросе (опрашивать чаще отстающих), при контроле (чаще отстающих и с помощью) и т.д. Индивидуализация при проведении самостоятельных работ по определенному заданию учителя (можно дифференцированно) без видимого участия педагога (упражнения, контрольные работы, работа с учебником, доклады и рефераты, творческие работы = сочинения и составление задач и т.п., моделирование, практические и графические работы, изготовление наглядности).

4. Компьютеризация обучения

Компьютеризация обучения является важнейшим средством индивидуализации обучения. Компьютер не требует много времени, но минус в том, что он – безречевой (ученик не говорит). Позволяет экспериментировать, т.е. работать творчески, но опасность отрыва от практики. Другая опасность: привыкание к компьютеру («компьютерная болезнь»).

Основные формы использования компьютеров:

· Тренажер. Тренировочная система целесообразна при выработке и закреплении навыков.

· Репетитор. Машина ведет некоторые функции учителя = подобие диалога (фактически - варьирование содержания или объема информации).

· Имитационное моделирование. Устройство моделирует определенные предметные ситуации, это способствует мышлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.018 с.)