Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 32. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание: Подготовьте реферат по одной из следующих тем: «Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми». «Национальный механизм борьбы с торговлей людьми». Литература: 1. О предотвращении последствий торговли людьми: Указ Президента Республики Беларусь, 8 авг. 2005 г., № 352. 2.Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2008. – 108с.
Тема 1.33. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Понятие «беженец», статус беженца. 2. Основные направления государственной политики по интеграции беженцев. 3. Права и обязанности беженца. 4. Дети-беженцы.
Задание: Подготовьте реферат по теме. Литература: 1. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2008. – 108с. 2. Смагина, Л.И. Беженцы и мы: пособие для педагогов / Л.И. Смагина, В.Р. Саматыня, А.В. Селиванов. – Минск: Асобны Дах, 2003. – 60 с. Тема 1.34. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Социально-педагогическая и психологическая помощь детям и молодежи, инфицированным ВИЧ/СПИДом. 2. Защита прав, физическое, психологическое восстановление и социальная реинтеграция подростков, вступивших в конфликт с законом. 3. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Задание: Подготовьте реферат по одному из вышеперечисленных вопросов. Литература: 1. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2008. – 108с. 2. Социально-психологическая работа с ЛЖВ в территориальном центре социального обслуживания населения: организация, содержание, мониторинг: метод. пособие / О.В.Бланк [и др.]; под ред. Ж.И. Мицкевич. – Минск: «АЛЬТИОРА – ЖИВЫЕ КРАСКИ», 2009. – 80 с. 3. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий: Закон Республики Беларусь, 6 янв.2009 г. Тема 1.36. Деятельность негосударственных и добровольческих служб, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Основные виды негосударственных служб. Круг вопросов и специфика их деятельности. Виды помощи, предоставляемой негосударственными и добровольческими службами. 2. Социальное служение Белорусской Православной Церкви. 3. Организация волонтерского движения.
Задание: Подготовьте реферат по одному из вышеперечисленных вопросов. Литература: 1.Косточкина, О.В. Основы социального управления общественным объединением волонтеров / О.В. Косточкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2004. – №4. – С. 53 – 69. Основная литература 1.О социальном обслуживании: Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. N 395-З: принят Палатой представителей 19 апреля 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 мая 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – 2/ 170. 2.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. 3.Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 5 мая 2007 г. №30 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – 8/ 16452. 4.Об утверждении положения о социально-педагогическом учреждении: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 18 мар. 2004 г., № 14: с изм. и доп. от 31 авг. 2009 // Сац.-пед. работа. – 2009 г., №12. – С. 3-8. 5.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 апр. 2006 г., № 42 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 76. – 8/ 14406. 6.Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 17 сентября 2007 г., № 114 // Copyright © [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь – 2009. 7.Примерное положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.12.2000 N 58 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000 г. – 8/4637. 8.Мартынова, В.В. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод. пособие / В.В. Мартынова, Н.С. Поспелова, В.А. Маглыш [и др.]. – Минск: ОДО «Тонпик», 2004. – 240с. 9.Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования / А.С. Никончук [и др.] // Сац.-пед. работа. – 2007. – № 12. – С. 6–32. 10. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений; сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова, Г.А. Фоменок. – Минск: УП «Изд. Беларусь», 2004. – 244 с. Дополнительная литература 2. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 48-З: принят Палатой представителей 24 июня 2009 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 173. – 2/ 1600. 3. Косточкина, О.В. Основы социального управления общественным объединением волонтеров / О.В. Косточкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2004. – №4. – С. 53 – 69. 4. Мартынова, В.В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В.Мартынова, В.А.Маглыш. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 152 с. 5. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2008. – 108с. 6. Смагина, Л.И. Беженцы и мы: пособие для педагогов / Л.И. Смагина, В.Р. Саматыня, А.В. Селиванов. – Минск: Асобны Дах, 2003. – 60 с. 7. Социально-психологическая работа с ЛЖВ в территориальном центре социального обслуживания населения: организация, содержание, мониторинг: метод. пособие / О.В.Бланк [и др.]; под ред. Ж.И. Мицкевич. – Минск: «АЛЬТИОРА – ЖИВЫЕ КРАСКИ», 2009. – 80 с. 8. Холстова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие: 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340 с.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ» 1. Правовая и нормативная основа социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. 2. Система и структура социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. 3. Основные цели и принципы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. 4. Виды, основания и порядок предоставления социальных услуг. 5. Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты: сеть и виды учреждений, специфика деятельности. 6. Службы помощи и поддержки в системе Министерства образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности. 7. Основные права и обязанности лиц, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку. 8. Категории лиц, обращающихся и получающих помощь и поддержку в социально-педагогических и психологических службах 9. Цель, основные задачи и принципы деятельности СППС учреждения образования. 10. Основные направления деятельности СППС учреждения образования. 11. Руководство, состав и организация деятельности СППС учреждения образования. 12. Содержаниеработы и взаимодействие специалистов в составе СППС. 13. Особенности работы СППС учреждения образования с различными категориями обучающихся и воспитанников. 14. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования. 15. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования. 16. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. 17. Цели, задачи и основные направления деятельности социально - педагогических центров и детских социальных приютов. 18. Структура социально-педагогического центра и организация деятельности. 19. Организация и проведение реабилитационной работы с детьми в условиях детского социального приюта. Патронат над семьей. 20. Принципы организации информационно-рекламных кампаний по поиску кандидатов на роль замещающих родителей. 21. Объективные и субъективные ограничения к созданию замещающей семьи. 22. Мотивация создания замещающей семьи. 23. Подготовка заключения о возможности создания замещающей семьи. 24. Программа подготовки замещающих семей: правовые, социальные, медицинские и психологические аспекты. 25. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи. 26. Стандарты положения детей в замещающих семьях: удовлетворение потребностей; здоровье; обучение; воспитание; идентичность. Критерии и показатели, отражающие состояние положения детей в замещающих семьях. 27. Мониторинг положения детей в замещающих семьях. Основные этапы мониторинга. 28. Цель, основные задачи и направления деятельности ТЦСОН, категории обслуживаемых лиц. 29. Структура территориальных центров социального обслуживания населения. Основные направления деятельности структурных отделений. 30. Основные направления деятельности отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования ТЦСОН. 31. Оказание помощи гражданам в отделении срочного социального обслуживания ТЦСОН. 32. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи гражданам, подвергшимся психофизическому насилию. 33., Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи гражданам, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от преступной деятельности. 34. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 35. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи лицам освободившимся из мест лишения свободы. 36. Алгоритм работы социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». 37. Комплексная оценка положения детей в семье. 38. Выявление и подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении. 39. Межведомственное взаимодействие социально-педагогических и психологических служб в реализации планов защиты прав и законных интересов детей. 40. Взыскание средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, как мера повышения ответственности родителей за воспитание детей. 41. Ресоциализация лиц, обязанных возмещать расходы по содержание детей. 42. Оказание социальных услуг пожилым людей, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн. 43. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка инвалидов. 44. Цели, задачи и основные направления деятельности ЦКРОиР. Контингент детей. 45. Интеграция детей с особенностями психофизического развития в общество. 46. Обеспечение преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в отделения дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения. 47. Помощь детям и молодежи, инфицированных ВИЧ/СПИДом. 48. Защита прав, физическое, психологическое восстановление и социальная реинтеграция подростков, вступивших в конфликт с законом. 49. Социализация и адаптация беженцев в Беларуси. 50. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. 51. Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми. 52. Принцип «одного окна» в работе с гражданами. Сроки и механизмы рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. 53. Основные виды негосударственных и добровольческих служб по оказанию социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. Круг вопросов и специфика их деятельности. 54. Социальное служение Белорусской Православной Церкви. 55. Специфика волонтерской деятельности с различными категориями людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.04.2006 № 42
ПОЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991г. «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001г. № 1554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., № 103, 5/9279). 2. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально–педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально–технического, среднего специального и высшего, социально-педагогических учреждений (далее – учреждение образования) и служит правовой и организационно–методической основой ее работы. 3. СППС учреждения образования представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников. 4. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет руководитель учреждения образования. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель руководителя по воспитательной (идеологической и воспитательной) работе. 5. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и разработанным на его основе положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утверждаемым руководителем учреждения образования. ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
6. Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении. 7. Основные задачи СППС учреждения образования: организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении; содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении; предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни; повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения. 8. Принципы деятельности СППС учреждений образования: приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников; личностно–ориентированный подход; гуманистический характер деятельности; доступность; конфиденциальность. 9. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции: содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников; изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактика и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации; социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников; разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции; организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии); психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения; участие в подготовке обучающихся и воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала; осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни; формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования; участие в мониторинге положения и качества обучения и воспитания обучающихся, воспитанников в учреждении образования; участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности; оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников; изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
10. Специалистами СППС учреждения образования являются прежде всего педагог социальный и педагог-психолог. Конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников, или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования. 11. СППС учреждения образования организует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях, детей с особенностями психофизического развития; оказавшихся в сложной жизненной ситуации; ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия; с асоциальным и делинквентным поведением; употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества; с нарушением эмоционально-волевой сферы; имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования; родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем; из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф; из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы; других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы. 12. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных. 13. СППС учреждения образования обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся и воспитанников, характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме. 14. Специалисты СППС учреждения образования в случае необходимости направляют обучающихся, воспитанников, имеющих трудности в обучении и социализации или особенности психофизического развития, в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер и другие, для оказания им комплексной помощи. СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников, их семьи на посещение названных учреждений. 15. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним c ведома и во взаимодействии с родителями или лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего. 16. СППС учреждения образования участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной ответственности, постановке на учет в учреждении образования, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников. 17. СППС учреждения образования проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, воспитанников, совершения уголовно-наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми. 18. СППС учреждения образования осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказание им индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни. 19. СППС учреждения образования информирует администрацию учреждения образования, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении прав и интересов обучающихся, воспитанников и лицах, их допустивших. 20. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся, воспитанников, других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением. 21. Документация СППС учреждения образования включает: план работы СППС на год, утвержденный руководителем учреждения образования; план работы СППС на месяц; планы работы специалистов СППС на месяц, на день (неделю); материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы); график работы специалистов СППС; аналитические отчеты о работе за год; отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям; журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов; социально–педагогическая характеристика учреждения образования; социально–педагогические характеристики учебных групп и классов; учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11 настоящего Положения; информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС; перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.
ГЛАВА 4 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 22. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции имеет право: определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей; представлять и отстаивать интересы обучающихся, воспитанников, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах законодательства Республики Беларусь; получать от других структурных подразделений и работников учреждения образования необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС; участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся, воспитанников; направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи; посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении образования, семьи обучающихся, воспитанников с целью предупреждения и решения их социально–педагогических и психологических проблем; вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства; обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся, воспитанникам в преодолении социального неблагополучия. 23. Специалисты СППС учреждения образования обязаны: руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь; соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства); рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции; совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке; вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности; соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников; нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.
ГЛАВА 5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
24. СППС учреждения образования сотрудничает с педагогами и преподавательским составом, структурными подразделениями учреждения образования, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально–педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса. 25. СППС учреждения образования взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными. 26. СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально–педагогической и психологической работы. 27. Деятельность специалистов СППС учреждения образования координируется социально–педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.
ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110) и определяет порядок признания детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите. 2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и их определения: ребенок, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия; социальный патронат над семьей – форма попечения семьи государственными органами, иными организациями, уполномоченными законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка. ГЛАВА 2 3. Решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении (далее – ребенок), нуждающимся в государственной защите принимается местным исполнительным и распорядительным органом (далее – орган опеки и попечительства) или комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних). 4. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении и дальнейшее пребывание ребенка у родителей может повлечь угрозу его жизни и здоровью. В других случаях безнадзорности и беспризорности ребенка (если ребенок является беженцем, жертвой торговли людьми, иных случаях, когда жизнедеятельность ребенка нарушена в результате сложившихся обстоятельств) решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства. 5. Для принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, обращаются в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите. 6. Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать: информацию о социальном положении ребенка; информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении; информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия; обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите подписывается руководителем государственного органа, иной организации, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей. 7. К ходатайству о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите прилагаются: акт обследования условий жизни и воспитания ребенка; проект плана защиты прав и законных интересов ребенка; иная информация, подтверждающая социально опасное положение ребенка, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка или может повлечь неминуемую для него опасность. 8. Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка содержи
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.) |