Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 9. Оказание социальных услуг пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн
Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей, ветеранов. Оказание социальных услуг ветеранам и пожилым людям территориальными центрами социального обслуживания населения: «социальное такси», хозрасчетные бригады, служба сиделок, отделения дневного и круглосуточного пребывания. Социальная помощь на дому. Социальная работа с гражданами пожилого возраста в малонаселенных деревнях. Система социального обслуживания в стационарных учреждениях: дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа, специальные дома-интернаты, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов.
Тема 10. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка инвалидов
Определение понятия «инвалид». Государственная политика в области социальной защиты и поддержки инвалидов. Понятие и виды социальной реабилитации инвалидов. Создание безбарьерной среды для жизнедеятельности. Реабилитации инвалидов в отделениях дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН. Оказание реабилитационных услуг инвалидам в стационарных учреждениях. Общественные объединения инвалидов. Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам.
Тема 11. Реабилитация детей с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Цели, задачи и основные направления деятельности ЦКРОИР. Контингент детей. Формы и методы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки детям с особенностями психофизического развития, детям инвалидам и членам их семей. Интеграция детей с особенностями психофизического развития в общество. Обеспечение преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в отделения дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения.
Тема 12. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан
Социально-педагогическая и психологическая помощь детям и молодежи, инфицированным ВИЧ/СПИДом. Защита прав, физическое, психологическое восстановление и социальная реинтеграция подростков, вступивших в конфликт с законом. Социализация и адаптация беженцев в Беларуси. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми. Национальный механизм борьбы с торговлей людьми.
Тема 13. Организация работы социально-педагогических и психологических служб с обращениями граждан
Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Виды обращений граждан. Организация личного приема граждан. Сроки и механизмы рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Принцип «одного окна» в работе с гражданами.
Тема 14. Деятельность негосударственных и добровольческих служб, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку
Основные виды негосударственных служб по оказанию социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. Круг вопросов и специфика их деятельности. Виды помощи, предоставляемой негосударственными и добровольческими службами. Социальное служение Белорусской Православной Церкви. Понятия «волонтер», «волонтерская деятельность». Организация волонтерского движения. Специфика волонтерской деятельности с различными категориями людей.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
| лекции
| семинарские
занятия
| лабораторные
занятия
| управляемая
(контролируемая)
самостоятельная работа студента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социально-педагогические и психологические службы (72 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Основы государственной политики в области социально-педагогической и психологической помощи и поддержки
Правовая и нормативная основа социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. Содержание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. Категории лиц, обращающихся и получающих помощь и поддержку в социально-педагогических и психологических службах.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
| [ 1 ]
[ 2 ]
[ 4 ]
| Конспект
| 1.2
| Общая характеристика системы социально-педагогических и психологических служб
Система и структура социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. Основные цели и принципы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. Виды, основания и порядок предоставления социальных услуг.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. N 395-З «О социальном обслуживании»
| [ 1 ]
[ 4 ]
| Конспект
| 1.3
| Общая характеристика системы социально-педагогических и психологических служб
Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности, взаимодействие. Основные права и обязанности лиц, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
| [ 1 ]
[ 4 ]
| Конспект
| 1.4
| Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Цель, задачи, принципы и основные направления деятельности СППС. Руководство, состав и организация работы СППС.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования.
| [ 5 ]
[ 9 ]
| Конспект
| 1.5
| Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
Содержание деятельности и взаимодействие специалистов в составе СППС. Специфика деятельности СППС в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Функционирование СППС учреждения образования с учетом особенностей социума.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
| [ 5 ]
[ 9 ]
| Конспект
| 1.6
| Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
Планирование и документирование работы СППС. Критерии оценки работы СППС.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
| [ 5 ]
[ 9 ]
| Конспект
| 1.7
| Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
Особенности работы СППС с различными категориями обучающихся и воспитанников.
|
|
|
| |
| [ 5 ]
[ 9 ]
| Разработка и защита проектов по сопровождению обучающихся и воспитанников, состоящих на различных видах учета
| 1.8
| Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
Составление проекта годового плана работы СППС.
|
|
|
| | Методические рекомендации по организации деятельности СППС
| [ 5 ]
[ 9 ]
| Защита проекта годового плана работы СППС
| 1.9
| Деятельность социально - педагогических учреждений на современном этапе
Виды и основные направления деятельности социально-педагогических учреждений Цели, задачи деятельности социально - педагогических центров. Структура СПЦ. Контингент лиц, получающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку в СПЦ.
|
|
|
| | Мультимедийная
презентация
Положение о социально-педагогическом учреждении.
| [ 4 ]
[ 10 ]
| Конспект
| 1.10
| Деятельность социально - педагогических учреждений на современном этапе
Основные направления и содержание деятельности СПЦ. Взаимодействие социально-педагогического центра с государственными и общественными организациями.
|
|
| | |
| [ 4 ]
[ 10 ]
| Подготовка и защита видеоматериалов, сообщений (на примере деятельности
одного из СПЦ)
| 1.11
| Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах
Цель и задачи деятельности детского социального приюта. Функционирование приюта как важный фактор социальной реабилитации семьи. Условия приема, содержания и выпуска несовершеннолетних.
|
|
| | | Мультимедийная
презентация
| [ 4 ]
[ 10 ]
| Конспект
| 1.12
| Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах
Этапы и содержание работы по реабилитации детей в приюте. Формы и методы работы социального педагога приюта с неблагополучной семьей. Патронат над семьей после возвращения ребенка.
|
|
| | | Мультимедийная
презентация
| [ 4 ]
[ 10 ]
| Конспект
| 1.13
| Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах
Работа с контактной сетью семьи, составление сетевой карты.
|
|
| | | Раздаточный материал
| [ 4 ]
[ 10 ]
| Материалы по итогам практической работы с сетевой картой
| 1.14
| Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах
Методика проведения сетевой встречи, семейного совета Деловая игра по проведению сетевой встречи
|
|
| | |
| [ 4 ]
[ 10 ]
|
| 1.15
| Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах
Составление программы социальной реабилитации детей в детском социальном приюте
|
|
| | |
| [ 4 ]
[ 10 ]
| Проект индивидуальной программы
| 1.16
| Деятельность социально-педагогических учреждений по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей
Принципы организации информационно-рекламных кампаний по поиску кандидатов. Основные методы исследования семьи кандидатов. Объективные и субъективные ограничения к созданию замещающей семьи. Мотивация создания замещающей семьи.
|
|
| | | Мультимедийная
презентация
| [ 8 ]
[ 10 ]
| Конспект
| 1.17
| Деятельность социально-педагогических учреждений по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи.
|
|
| | | Мультимедийная
презентация
| [ 8 ]
[ 10 ]
| Конспект
| 1.18
| Деятельность социально-педагогических учреждений по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей
Стандарты, критерии и показатели положения детей в замещающих семьях. Мониторинг положения детей в замещающих семьях: понятие, задачи и принципы проведения. Этапы проведения мониторинга.
|
|
| | | Мультимедийная
презентация
| [ 3 ]
| Конспект
| 1.19
| Деятельность социально-педагогических учреждений по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей
Правовые, социальные, педагогические, психологические и медицинские аспекты подготовки замещающих родителей. Формы и методы обучения замещающих родителей.
|
|
| | |
| [ 8 ]
[ 10 ]
| План-конспект занятия по подготовке замещающих родителей (тема занятия – по выбору студента)
| 1.20
| Деятельность социально-педагогических учреждений по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей
Разработка проекта индивидуального плана помощи ребенку в замещающей семье (на примере конкретной ситуации).
|
|
| | |
| [ 8 ]
[ 10 ]
| Защита проекта индивидуального плана помощи ребенку в замещающей семье (на примере конкретной ситуации)
| 1.21
| Организация и основные направления деятельности территориальных центров социального обслуживания населения
Цель, основные задачи и направления деятельности ТЦСОН, категории обслуживаемых лиц. Структура территориальных центров социального обслуживания населения. Социальные пункты.
|
|
| | | Мультимедийная
презентация
Примерное положение о ТЦСОН
| [ 6 ]
| Конспект
| 1.22
| Организация и основные направления деятельности территориальных центров социального обслуживания населения
Основные направления деятельности отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования. Оказание помощи гражданам в отделении срочного социального обслуживания. Работа «кризисной комнаты».
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
Примерное положение о ТЦСОН
| [ 6 ]
| Конспект
| 1.23
| Организация и основные направления деятельности территориальных центров социального обслуживания населения
Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации: подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от преступной деятельности; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освободившимся из мест лишения свободы и др.
|
|
|
|
|
| [ 6 ]
| Проект программы помощи одной из категорий нуждающихся граждан
| 1.24
| Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Алгоритм работы социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета №18. Комплексная оценка положения детей в семье.
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18, Декрет № 5 от 05.05.2009
| [ 3 ]
[ 10 ]
| Конспект
| 1.25
| Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Взыскание средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, как мера повышения ответственности родителей за воспитание детей. Ресоциализация лиц, обязанных возмещать расходы по содержание детей.
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18, Декрет № 5 от 05.05.2009
| [ 3 ]
| Конспект
| 1.26
| Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Подготовка проекта плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.
|
|
|
|
| Инструкция о порядке выявления детей нуждающимися в гос. защите
| [ 3 ]
| Проект индивидуального плана помощи несовершенно-летнему, находящемуся в социально опасном положении.
| 1.27
| Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Подготовка ходатайства в КДН о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
|
|
|
|
| Положение о порядке признания детей, нуждающимися в гос. защите
| [ 3 ]
| Ходатайство о признании несовершенно-летнего нуждающимся в гос. защите.
| 1.28
| Оказание социальных услуг пожилым людей, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн
Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей, ветеранов. Оказание социальных услуг ветеранам и пожилым людям ТЦСОН. Социальная помощь на дому. Социальная работа с гражданами пожилого возраста в малонаселенных деревнях. Система социального обслуживания в стационарных учреждениях.
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [ 6 ]
| Конспект
| 1.29
| Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка инвалидов
Государственная политика в области социальной защиты и поддержки инвалидов. Понятие и виды социальной реабилитации инвалидов. Создание безбарьерной среды для жизнедеятельности. Реабилитации инвалидов в отделениях дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН. Оказание реабилитационных услуг инвалидам в стационарных учреждениях.
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [ 1 ]
| Конспект
| 1.30
| Реабилитация детей с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Цели, задачи и основные направления деятельности ЦКРОИР. Контингент детей.
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
Примерное положение о ЦКРОиР
| [ 1 ]
[ 9 ]
| Конспект
| 1.31
| Реабилитация детей с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Формы и методы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки детям с особенностями психофизического развития, детям инвалидам и членам их семей. Интеграция детей с особенностями психофизического развития в общество. Обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в отделения дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения.
|
|
|
|
|
| [ 7 ]
| Реферат
| 1.32
| Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан
Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми. Национальный механизм борьбы с торговлей людьми.
|
|
|
|
|
| [ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
| Реферат
| 1.33
| Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан
Понятие «беженец», статус беженца. Основные направления государственной политики по интеграции беженцев. Права и обязанности беженца. Дети-беженцы.
|
|
|
|
|
| [ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
| Реферат
| 1.34
| Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка отдельным категориям граждан
Социально-педагогическая и психологическая помощь детям и молодежи, инфицированным ВИЧ/СПИДом. Защита прав, физическое, психологическое восстановление и социальная реинтеграция подростков, вступивших в конфликт с законом. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
|
|
|
|
|
| [ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
| Реферат
| 1.35
| Организация работы социально-педагогических и психологических служб с обращениями граждан
Виды обращений граждан. Организация личного приема граждан. Сроки и механизмы рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Принцип «одного окна» в работе с гражданами.
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан».
| [ 1 ]
| Конспект
| 1.36
| Деятельность негосударственных и добровольческих служб, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку
Основные виды негосударственных служб. Круг вопросов и специфика их деятельности. Виды помощи, предоставляемой негосударственными и добровольческими службами. Социальное служение Белорусской Православной Церкви. Организация волонтерского движения.
|
|
|
|
|
| [ 1 ]
[ 2 ]
| Реферат
|
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ»
Тема 1.7. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования. Особенности работы СППС с различными категориями обучающихся и воспитанников
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-педагогическая работа с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
2. Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков.
3. Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам и детям с особенностями в психофизическом развитии.
4. Социально-педагогическая и психологическая помощь детям с риском суицидального поведения.
5. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений.
6. Социально-педагогическая реабилитация детей, употребляющих алкоголь, наркотические и другие психотропные вещества.
Практическое задание. Работа в микрогруппах: разработка и защита проектов по сопровождению обучающихся и воспитанников, состоящих на различных видах учета (по выбору).
Литература:
1. Богославская, В.С. Программа «САН». Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004.
2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев. – М., 2002.
3. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М., 1992.
4. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2009. – 108 с.
5. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Методические рекомендации для социальных педагогов / под ред. Л.И. Смагиной. Минск, 2003.
6. Социальная работа с ребенком и семьей: пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства. Минск: Народная асвета, 2000.
Тема 1.8. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования Составление проекта годового плана работы СППС
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите основную цель планирования работы СППС.
2. Перечислите основные требования, которые необходимо соблюдать при планировании работы.
3. Виды планирования работы специалистов СППС.
Практическое задание. Работа в микрогруппах по 3 человека: разработка и защита проекта годового плана работы СППС.
Литература:
1.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 апр. 2006 г., № 42 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 76. – 8/ 14406.
2. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования / А.С. Никончук [и др.] // Сац.-пед. работа. – 2007. – № 12. – С. 6–32.
Тема 1.10. Деятельность социально - педагогических учреждений на современном этапе
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите основные направления деятельности социально-педагогического центра.
2. Раскройте содержание деятельности социально-педагогического центра с различными категориями детей и взрослых на примере видеоматериала или сообщения о деятельности одного из социально-педагогических центров.
3. Расскажите о взаимодействии социально-педагогического центра с другими государственными и общественными организациями.
Литература:
1. Об утверждении положения о социально-педагогическом учреждении: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 18 мар. 2004 г., № 14: с изм. и доп. от 31 авг. 2009 // Сац.-пед. работа. – 2009 г., №12.
2. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова, Г.А. Фоменок. – УП «Изд. Беларусь, 2004. – 243 с.
|