Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы (технологии) обучения↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………...6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА………………………………………….13 ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ………………………………..22 ВОПРОСЫ ДЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ….…33 ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………40 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ………………….…42 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Положение о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования………………………….45 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите…………………………………..53 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Примерное положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации………………….57 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения………….67 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Примерное положение о территориальном кризисном центре помощи женщинам………………….83 ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»……………………………………………..……………..…….88
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по учебной дисциплине «Социально-педагогические и психологические службы» разработана для специальностей: 1-03 04 02 – 01 «Социальная педагогика. Иностранный язык» 1-03 04 02 – 02 «Социальная педагогика. Практическая психология» 1-03 04 01 02 «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях». Актуальность изучения учебной дисциплины «Социально-педагогические и психологические службы» Главной целью социальной политики в Республике Беларусь является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. Деятельность государства по защите наиболее уязвимых граждан общества предусматривает функционирование и развитие оптимальной системы социально-педагогических и психологических служб, оказывающих услуги семье, детям, молодежи, ветеранам и пенсионерам, инвалидам, беженцам и другим нуждающимся гражданам. В республике созданы и динамично развиваются: - социально-педагогические учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации; - территориальные центры социального обслуживания населения, деятельность которых направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации; - центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, предназначенные для комплексной реабилитации детей с особенностями психофизического развития с целью интеграции их в общество; - а также другие учреждения, оказывающие социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку помощь. Государство последовательно осуществляет политику, направленную на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сиротской категории. Активно развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующие оказания своевременной социально-педагогической, психологической, правовой помощи в воспитании детей. Все выше перечисленное повлекло объективную необходимость изучения вопросов деятельности социально-педагогических и психологических служб в профессиональной подготовке студентов социально-педагогических специальностей. Связь с другими дисциплинами Содержание учебной дисциплины «Социально-педагогические и психологические службы» опирается на знания общепрофессиональных дисциплин (педагогики и психологии), логически связано с дисциплинами специального цикла: «Теория и практика социальной педагогики», «Охрана детства», «Социально-педагогическая работа с семьей», «Социальная политика», «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования». Цели и задачи учебной дисциплины Целями учебной дисциплины «Социально-педагогические и психологические службы» является изучение студентами основ организации, направлений и содержания деятельности современных социально-педагогических и психологических служб в Республике Беларусь, формирование умений ориентироваться в системе их функционирования и осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с позитивными направлениями их развития. Основные задачи учебной дисциплины: · сформировать у студентов знания о современной системе функционирования и структуре социально-педагогических и психологических служб; · сформировать у студентов знания, умения и навыки в реализации основных направлений деятельности социально-педагогических и психологических служб по социально-педагогической помощи и поддержки человека; · cформировать у студентов готовность к профессиональной деятельности по оказанию социально-педагогической и психологической помощи нуждающимся гражданам; · сформировать у студентов умения и первоначальные навыки решения современных социальных вопросов посредством работы различных социально-педагогических и психологических служб. Требования к освоению учебной дисциплины По итогам изучения учебной дисциплины студент должен знать: - основные направления государственной политики Республики Беларусь в области социально-педагогической и психологической помощи и поддержки человека; - контингент лиц, обращающихся и получающих социальную помощь и поддержку в социально-педагогических и психологических службах; - основные направления деятельности социально-педагогических центров, детских социальных приютов, территориальных центров социального обслуживания населения; - механизмы работы различных социально-педагогических и психологических служб. уметь: - взаимодействовать с конкретными службами по оказанию помощи лицам, в ней нуждающимся; - осуществлять социально-педагогическую диагностику потребностей клиентов социально-педагогических и психологических служб в помощи и поддержке; - разрабатывать пакет социальных услуг в соответствии с профилем деятельности социальной службы и потребностей ее клиентов. Тема 1. Основы государственной политики в области социально-педагогической и психологической помощи и поддержки Правовая и нормативная основа социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. Содержание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в аспекте национальной модели социально-экономического развития общества. Сущность и содержание понятий «социально-педагогические и психологические службы», «социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка». Демографическая ситуация в стране. Категории лиц, обращающихся и получающих помощь и поддержку в социально-педагогических и психологических службах: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных семей; дети с особенностями психофизического развития и дети-инвалиды; выпускники интернатных учреждений; женщины; подростки и молодежь; пожилые люди; беженцы; инвалиды; лица, вернувшиеся из мест заключения и др. Тема 7. Организация и основные направления деятельности территориальных центров социального обслуживания населения Цель, основные задачи и направления деятельности ТЦСОН, категории обслуживаемых лиц. Структура территориальных центров социального обслуживания населения. Социальные пункты. Основные направления деятельности отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования. Оказание помощи гражданам в отделении срочного социального обслуживания. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации: подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от преступной деятельности; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освободившимся из мест лишения свободы и др. Работа «кризисной комнаты». Тема 8. Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Алгоритм работы социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета №18. Комплексная оценка положения детей в семье. Выявление и подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении. Подготовка и реализация планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимся в социально опасном положении. Подготовка ходатайств в КДН о необходимости признания детей нуждающимися в государственной защите. Подготовка проектов планов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Межведомственное взаимодействие социально-педагогических и психологических служб в реализации планов защиты прав и законных интересов детей. Взыскание средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, как мера повышения ответственности родителей за воспитание детей. Ресоциализация лиц, обязанных возмещать расходы по содержание детей. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ» Тема 1.7. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования. Особенности работы СППС с различными категориями обучающихся и воспитанников Вопросы для обсуждения: 1. Социально-педагогическая работа с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. 2. Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. 3. Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам и детям с особенностями в психофизическом развитии. 4. Социально-педагогическая и психологическая помощь детям с риском суицидального поведения. 5. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений. 6. Социально-педагогическая реабилитация детей, употребляющих алкоголь, наркотические и другие психотропные вещества. Практическое задание. Работа в микрогруппах: разработка и защита проектов по сопровождению обучающихся и воспитанников, состоящих на различных видах учета (по выбору). Литература: 1. Богославская, В.С. Программа «САН». Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. 2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев. – М., 2002. 3. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М., 1992. 4. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2009. – 108 с. 5. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Методические рекомендации для социальных педагогов / под ред. Л.И. Смагиной. Минск, 2003. 6. Социальная работа с ребенком и семьей: пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства. Минск: Народная асвета, 2000. Тема 1.8. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования Составление проекта годового плана работы СППС Вопросы для обсуждения: 1. Назовите основную цель планирования работы СППС. 2. Перечислите основные требования, которые необходимо соблюдать при планировании работы. 3. Виды планирования работы специалистов СППС. Практическое задание. Работа в микрогруппах по 3 человека: разработка и защита проекта годового плана работы СППС. Литература: 1.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 апр. 2006 г., № 42 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 76. – 8/ 14406. 2. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования / А.С. Никончук [и др.] // Сац.-пед. работа. – 2007. – № 12. – С. 6–32. Тема 1.10. Деятельность социально - педагогических учреждений на современном этапе Вопросы для обсуждения: 1. Перечислите основные направления деятельности социально-педагогического центра. 2. Раскройте содержание деятельности социально-педагогического центра с различными категориями детей и взрослых на примере видеоматериала или сообщения о деятельности одного из социально-педагогических центров. 3. Расскажите о взаимодействии социально-педагогического центра с другими государственными и общественными организациями. Литература: 1. Об утверждении положения о социально-педагогическом учреждении: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 18 мар. 2004 г., № 14: с изм. и доп. от 31 авг. 2009 // Сац.-пед. работа. – 2009 г., №12. 2. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова, Г.А. Фоменок. – УП «Изд. Беларусь, 2004. – 243 с. Тема 1. 26. Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Практическое задание: На основе смоделированной ситуации или случая из практического опыта подготовьте проект плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 3 к Инструкции Министерства образования Республики Беларусь о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. Форма проведения: работа в микрогруппах по 3 человека. Литература: 1. Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 г. № 30); 2. Методические рекомендации Министерства образования Республики по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите от 22.12.2008 № 12-02-05/1645. Тема 1.27. Деятельность социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Практическое задание: работа в микрогруппах: подготовка и защита ходатайства в комиссию по делам несовершеннолетних о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (на основе анализа практической ситуации). Литература: 1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 «Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите». 3. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 №30. 4. Методические рекомендации Министерства образования Республики по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите от 22.12.2008 № 12-02-05/1645. ВОПРОСЫ ДЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ» 1. Правовая и нормативная основа социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. 2. Система и структура социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь. 3. Основные цели и принципы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. 4. Виды, основания и порядок предоставления социальных услуг. 5. Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты: сеть и виды учреждений, специфика деятельности. 6. Службы помощи и поддержки в системе Министерства образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности. 7. Основные права и обязанности лиц, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку. 8. Категории лиц, обращающихся и получающих помощь и поддержку в социально-педагогических и психологических службах 9. Цель, основные задачи и принципы деятельности СППС учреждения образования. 10. Основные направления деятельности СППС учреждения образования. 11. Руководство, состав и организация деятельности СППС учреждения образования. 12. Содержаниеработы и взаимодействие специалистов в составе СППС. 13. Особенности работы СППС учреждения образования с различными категориями обучающихся и воспитанников. 14. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования. 15. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования. 16. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. 17. Цели, задачи и основные направления деятельности социально - педагогических центров и детских социальных приютов. 18. Структура социально-педагогического центра и организация деятельности. 19. Организация и проведение реабилитационной работы с детьми в условиях детского социального приюта. Патронат над семьей. 20. Принципы организации информационно-рекламных кампаний по поиску кандидатов на роль замещающих родителей. 21. Объективные и субъективные ограничения к созданию замещающей семьи. 22. Мотивация создания замещающей семьи. 23. Подготовка заключения о возможности создания замещающей семьи. 24. Программа подготовки замещающих семей: правовые, социальные, медицинские и психологические аспекты. 25. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи. 26. Стандарты положения детей в замещающих семьях: удовлетворение потребностей; здоровье; обучение; воспитание; идентичность. Критерии и показатели, отражающие состояние положения <
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.014 с.) |