Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 мировая экономика (мировое хозяйство): сущность, этапы становления и развития, структура

Поиск

Сущность мировой экономики и этапы ее становления

План практического занятия

1. Сущность мировой экономики. Основные субъекты мировой экономики.

2. Становление и развитие мировой экономики.

3. Сущность международных экономических отношений и их формы.

1.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются широкое и узкое определение термина «мировая экономика»?

2. По каким признакам можно выявить этапы развития мирового хозяйства?

3. Каковы условия и предпосылки, влияющие на формирование современной мировой экономики?

4. Охарактеризуйте научно-технический прогресс как фактор формирования мировой экономики.

5. В чем заключается асимметричность развития современной мировой экономики?

6. Определите основные критерии выделения подсистем мировой экономики.

7. Каковы основные формы международных экономических отношений и каковы тенденции их развития?

8. Каковы главные факторы, способствующие увеличению интенсивности и роли международных экономических отношений? Что может препятствовать росту роли международных экономических отношений?

9. Почему идея автаркии потеряла широкий круг сторонников?

10. Какое место в мировой экономике занимает Россия в начале ХХI в.?

 

1.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов

1.1.3.1 Заведите глоссарий (словарь) и впишите в него следующие термины и понятия:мировое хозяйство, мировая экономика, субъекты мирового хозяйства, автаркия, международные экономические отношения.

1.1.3.2 Выполните тесты:

1. Мировое хозяйство представляет собой:

а) рост обобществления производства как в национальных рамках, так и на мировом уровне;

б) результат длительного исторического развития производительных сил;

в) глобальную, целостную систему национальных хозяйств отдельных стран и их групп, противоречивую, с многоукладным экономическим пространством, основанную на взаимодействии и взаимозависимости субъектов;

г) результат втягивания в мирохозяйственные связи большинства стран мира.

 

2. Время начала формирования мирового хозяйства, как правило, датируется:

а) концом ХIХ – началом ХХ века;

б) началом ХVIII века;

в) ХV–ХVI веками;

г) серединой ХХ века.

 

3. Мировое хозяйство охватывает:

а) мировой рынок;

б) мировое производство;

в) мировое производство и сферу обращения;

г) нет верных ответов.

 

4. Объектом изучения дисциплины «Мировая экономика» является:

а) уровень экономического развития страны;

б) международные экономические отношения;

в) мировое хозяйство;

г) мировая торговля.

 

5. Доминирующей тенденцией в развитии современного мирового хозяйства является:

а) локализация;

б) развитие мирового рынка;

в) глобализация;

г) автаркия.

 

6. К современным тенденциям развития мирового хозяйства относятся все, кроме:

а) стремления стран к сокращению экономических контактов с другими странами;

б) усиления международной конкуренции;

в) развития интеграционных объединений на микро- и макроуровнях;

г) обострения глобальных проблем.

 

7. Основным критерием, используемым для характеристики современного состояния мировой экономики и мирохозяйственных связей, не может являться:

а) интернационализация производства и капитала;

б) рациональное использование ресурсов мира (в том числе людских);

в) усиление экономической взаимозависимости стран;

г) ограниченное распространение рыночных отношений.

 

8. К современным особенностям международных экономических отношений относятся:

а) усиление влияния на международные экономические отношения производственной, коммерческой и внешнеэкономической деятельности ТНК;

б) международная стандартизация, унификация и сертификация продукции;

в) действие законов спроса, предложения и свободного ценообразования;

г) наличие конкуренции товаров и услуг, продавцов и покупателей.

 

9. Основной функцией мирового рынка не является:

а) регулирующая;

б) коммуникативная;

в) протекционистская;

г) информационная.

 

10. Характерной чертой мирового хозяйства является:

а) производство всех товаров и услуг в собственной стране;

б) ограничение движения факторов производства;

в) протекционистская экономика;

г) открытая экономика.

 

 

Национальные экономики как главные участники мирового хозяйства

План практического занятия

1. Типология стран мира.

2. Развитые страны в мировой экономике.

3. Развивающиеся страны в мировой экономике.

4. Страны с переходной экономикой.

1.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему национальное государство является главным субъектом мирового хозяйства?

2. По каким критериям классифицируют страны мира?

3. Охарактеризуйте образование, науку и НТП как факторы роста и хронического отставания национальных экономик.

4. Состояние экономики каких промышленно развитых стран является определяющим для всего мира и почему?

5. Какие государства относятся к группе развивающихся стран? Выделите основные подгруппы.

6. Как зависимость развивающихся стран связана с их отсталостью?

7. Какие государства входят в группу стран, получивших название страны с переходной экономикой? Когда образовалась эта группа стран и в чем причины ее появления?

8. По каким показателям Россию можно отнести к развитым, а по каким – к развивающимся странам? Каковы шансы России войти в группу развитых стран?

9. Приведите примеры успехов догоняющего развития.

10. Какие страны формируют «золотой миллиард» и почему они так называются?

 

1.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

1.2.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия:промышленно развитые страны, развивающиеся страны, новые индустриальные страны, страны – экспортеры нефти, страны с переходной экономикой, догоняющее развитие, индекс человеческого развития.

 

1.2.3.2 Выполните тесты:

1. В рамках мировой экономики страной считается территориальная единица, для которой характерны следующие черты:

а) проводит самостоятельную независимую политику;

б) ведет отдельный статистический учет своего экономического развития;

в) имеет систему национальных счетов;

г) имеет национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира.

2. Критериями отнесения страны к той или иной группе по уровню социально-экономического развития являются (выберите правильные ответы):

а) уровень и качество жизни населения;

б) развитие военно-промышленного комплекса;

в) объем валового внутреннего продукта;

г) величина ВВП на душу населения.

 

3. Для отнесения страны к той или иной группе не учитывается:

а) географическое положение и численность населения;

б) тип экономического роста;

в) уровень экономического развития;

г) характер социальных структур хозяйства.

 

4. Среди развивающихся стран большинство беднейших государств располагается:

а) в Африке;

б) в Азии;

в) в Латинской Америке;

г) в Океании.

 

5. Вхождение стран с трансформирующейся экономикой во всемирное хозяйство противоречиво вследствие:

а) расширения торговых отношений;

б) обострения проблем национальной и экономической безопасности;

в) роста потока иностранных инвестиций;

г) углубления международного кооперирования.

 

6. Наиболее характерной тенденцией распределения экономически активного населения в промышленно развитых странах являются:

а) рост экономически активного населения в сельском хозяйстве;

б) уменьшение и стабилизация экономически активного населения в сельском хозяйстве;

в) рост занятых в промышленности и строительстве;

г) рост занятых в сфере услуг.

 

7. Отметить страны, входящие в группу НИС:

а) Аргентина;

б) Бразилия;

в) Китай;

г) Нигерия.

 

8. Отметить НИС «первой волны»:

а) Индонезия;

б) Тайвань;

в) Пакистан;

г) Сингапур.

 

9. Следует ожидать некоторого выравнивания уровней экономического развития между странами мира при условии, что:

а) группа НИС расширится за счет стран с переходной экономикой;

б) увеличатся темпы роста ВВП на душу населения;

в) сохранятся тенденции более быстрого развития «периферии» по сравнению с центром;

г) нет верных ответов.

 

10. Одной из актуальной проблем слаборазвитых стран является:

а) старение рабочей силы;

б) дефицит рабочей силы;

в) низкая рождаемость;

г) низкая квалификация рабочей силы.

 

1.2.3.3 Решите задачи:

1. Функции стран в иерархической структуре мировой экономики по критерию технической вооруженности труда распределяются следующим образом (установить соответствия):

 

1. Промышленно развитые страны А. Включены в «мировой конвейер», выполняют функции сборки, ремонта машин и оборудования или им передаются традиционные технологии
2. Страны третьего мира Б. Поставки сырья, продовольствия, энергосистем
3. Страны-поставщики сырья В. Сюда переводятся «грязные производства»
4. Новые индустриальные страны Г. «Мозговой центр»: новейшие технологии, наиболее квалифицированная рабочая сила, доминирующее влияние на экономическую ситуацию в мире

 

2. Отметьте страны, относящиеся к категориям: промышленно развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.

 

Промышленно развитые страны Развивающиеся страны Страны с переходной экономикой
     

 

Бангладеш, Индия, Греция, Армения, Испания, ЮАР, Саудовская Аравия, Бразилия, Венгрия, Чехия, Уругвай, Франция, Эстония, Зимбабве, Португалия, Япония, Тайвань, Литва, Кувейт, Венесуэла, Алжир, Бельгия.

 

3. Все страны с переходной экономикой проводят структурные преобразования, продвигающие их к рыночному хозяйству. Одним из ключевых условий реформирования экономики считались приватизация государственной собственности и ее акционирование. В России такой процесс стремились совершить как можно быстрее. Однако это помешало сформировать строй эффективных собственников и обеспечить динамизм экономики. Продумайте сложившуюся ситуацию и обоснуйте:

а) недостаточность формирования частной собственности как единственного условия перехода к развитому рынку;

б) проигрыши в сроках реформирования экономики при скоростной приватизации.

 

4. Развитые страны перешли на инновационную модель развития. Это укрепило их позиции на мировых рынках и обеспечило их эффективное развитие. В то же время они задали импульс для роста другим странам. Обоснуйте:

а) причины сверхдоходов развитых стран, в том числе на мировых рынках;

б) причины роста стран, кооперирующихся с развитыми экономиками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.34 (0.007 с.)