Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3 глобализация мировой экономики

Поиск

Место и роль международных экономических организаций в системе современного мирового хозяйства

План практического занятия

1. Этапы становления и развития международных экономических организаций.

2. Классификация международных экономических организаций.

3. Характеристика основных международных экономических организаций.

4. Участие России в международных экономических организациях.

 

3.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Как осуществляется регулирование международных отношений на современном этапе развития международных экономических отношений?

2. Дайте классификацию международных экономических организаций по организационному принципу и по сфере их деятельности.

3. Дайте определение основным функциям международных организаций: содействию, наблюдению, надзору и регулированию.

4. Охарактеризуйте цели и задачи специальных учреждений ООН: ЮНИДО, ФАО, МОТ.

5. Основные задачи и функции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Значение деятельности ОЭСР для развития многостороннего регулирования международных экономических отношений.

6. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ее место в системе многостороннего регулирования, основные практические результаты деятельности ЮНКТАД.

7. Раскройте понятие «вашингтонский консенсус» и объясните, почему в современных условиях проявляется тенденция к формированию новой идеологической основы деятельности международных финансовых организаций в виде поствашингтонского консенсуса.

8. Каким образом проявляется приверженность ВТО к идее либерализации международной торговли?

9. Почему многие российские политики и экономисты обвиняют МВФ в его вкладе в неэффективный ход реформирования страны? Какие существуют основания для подобных обвинений?

10. В чем заключается заинтересованность России в присоединении к ВТО в качестве полноправного члены? Надо ли России вступать в ВТО в ближайшее время?

3.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов

3.1.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия:межгосударственное регулирование, международные экономические организации: межправительственные и неправительственные, функции международных экономических организаций, суверенитет.

3.1.3.2 Выполните тесты:

1. Основными функциями МВФ являются:

а) соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

б) финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

в) консультирование;

г) все ответы верны.

 

2. Деятельность ЮНКТАД направлена на развитие:

а) культурной среды;

б) промышленного сотрудничества;

в) международных средств связи;

г) международной торговли.

 

3. Кредитная политика МБРР ориентируется на интересы:

а) государственного капитала;

б) частного капитала;

в) корпоративного капитала;

г) нет верных ответов.

 

4. Экономическая деятельность ООН включает в себя:

а) решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;

б) решение проблем регионального экономического развития;

в) содействие экономическому росту развивающихся стран;

г) все ответы верны.

 

5. Оперативная деятельность ЮНИДО включает:

а) рекомендации и конкретную помощь странам в индустриализации;

б) предоставление технической помощи;

в) создание в развивающихся странах учреждений и органов по вопросам управления производством;

г) все ответы верны.

 

6. Всемирная торговая организация выступает за

а) увеличение миграции рабочей силы;

б) сокращение таможенных пошлин;

в) сокращение объемов торговли;

г) увеличение тарифной эскалации.

 

7. Цель ОПЕК:

а) продажа бензина;

б) анализ запасов минеральных ресурсов;

в) координация политики нефтедобычи и контроль за мировыми ценами на сырую нефть;

г) координация политики нефтедобычи в России.

 

8. Членами ОЭСР являются:

а) только страны с развитой рыночной экономикой;

б) некоторые страны с переходной экономикой;

в) некоторые развивающиеся страны;

г) некоторые государства бывшего СССР.

 

9. На базе каких организаций была образована ВТО?

а) ГАТТ;

б) ГАТТ, ГАТС;

в) ГАТТ, ТРИПС;

г) ГАТТ, ГАТС, ТРИПС.

 

10. Роль международно-финансовых и кредитных организаций в мировой экономике наиболее полно определяется тем, что они:

а) позволяют внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений;

б) призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений;

в) изучают, анализируют, обобщают информацию о тенденциях развития и вырабатывают рекомендации по важнейшим проблемам мирового хозяйства;

г) все ответы верны.

 

3.1.3.3 Решите задачу:

1. Страна А, решившая вступить в ВТО, проводит экономическую экспертизу своих краткосрочных выигрышей и проигрышей этого шага. К выигрышам она отнесла:

− расширение объемов экспорта;

− возможность получения новых прямых иностранных инвестиций;

− возможность получить более дешевое импортное оборудование и комплектующие изделия, необходимые для обновления производства.

Среди проигрышей страна А отметила:

− потери относительно депрессивных отраслей из-за давления разрастающегося высококонкурентного товарного импорта;

− нарастание инфляционных процессов, связанных с возможным обесценением национальной валюты.

Оценивая суммарный краткосрочный эффект от вступления в ВТО, эксперты пришли к выводу, что проигрыши и выигрыши страны уравновешивают друг друга. Тем не менее правительство страны А приняло решение не откладывать вступление страны в ВТО. Какими аргументами оно могло руководствоваться?

 

3.1.3.4 Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните следующую таблицу.

 

Таблица 3.1.1 Международные экономические организации

Наименование организации Год создания Количество входящих стран Отличительные особенности Дополнительная информация
         
Международный валютный фонд (МВФ)        
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)        
Всемирная торговая организация (ВТО)        
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)        
         
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)        
Международная организация труда (МОТ)        
Международная организация по миграции (МОМ)        
Организация объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)        
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)        
Лондонский клуб        
Парижский клуб        

 

В графе «Дополнительная информация» может быть изложена любая актуальная и интересная информация, необходимо указать членство Российской Федерации в той или иной организации, плюсы и минусы от членства или вступления и т.д.

По желанию студента количество граф в таблице может быть увеличено.

 

Международная экономическая интеграция

План практического занятия

1. Сущность и причины международной экономической интеграции.

2. Формы (этапы) международной экономической интеграции.

3. Главные интеграционные группировки мира.

3.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каким образом функционируют зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз? Почему нельзя перескакивать через этапы развития региональных образований? Какие опасности могут возникнуть при чрезмерном политическом подталкивании интеграционного процесса?

2. В силу, каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?

3. Почему формирование международных региональных образований облегчается, если страны-участницы близки по уровню экономического развития?

4. С чем связано требование Евросоюза к своим странам кандидатам по достижению ими определенного уровня макроэкономических показателей: уровня безработицы, инфляции, темпов роста, состояния бюджета и платежного баланса?

5. Какова роль ЕС во внешнеэкономических связях России?

6. Каковы цели, направления и достижения интеграционных процессов в рамках НАФТА?

7. Назовите цели, направления, достижения интеграционных тенденций в рамках МЕРКОСУР. Какие дезинтегрирующие факторы негативно сказываются на углублении интеграционных тенденций в МЕРКОСУР.

8. Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС?

9. Почему интеграционные тенденции в рамках СНГ нередко называют квазиинтеграцией?

10. Какие экономические проблемы России надо решить, чтобы участвовать в мировых интеграционных процессах как равноправный партнер?

 

3.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

 

3.2.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, международные экономические группировки.

.

3.2.3.2. Выполните тесты:

1. Что из перечисленного не является формой региональной интеграции:

а) таможенный союз;

б) общий рынок;

в) двустороннее торговое соглашение;

г) зона свободной торговли.

 

2. Зона свободной торговли означает...

а) льготный таможенный и налоговый режим, действующий на конкретной территории;

б) минимизацию тарифных и нетарифных ограничений в торговле интегрирующихся стран;

в) проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;

г) свободную реализацию нелицензионной продукции.

 

3. Найдите два признака Таможенного союза:

а) единая экономическая политика стран-соглашения;

б) свободное перемещение факторов производства внутри региона;

в) единые тарифы и квоты к третьим странам;

г) свободная торговля внутри региона.

 

4. Экономический союз отличается от Общего рынка:

а) формирование единого правительства;

б) стиранием национальных границ;

в) образованием единых требований к макроэкономическим параметрам;

г) формированием единого государства.

 

5. Наиболее высокий уровень экономической интеграции характерен для:

а) СНГ;

б) Североамериканского соглашения о свободной торговле;

в) Андского пакта;

г) ЕС.

 

6. Установите соответствие между названием форм (этапов) МЭИ и некоторыми их характеристиками.

1. Зона свободной торговли.

2. Таможенный союз.

3. Общий рынок.

а) свободное пересечение границ для товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

б) отмена ограничений в торговле;

в) проведение единой экономической и валютной политики;

г) установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран;

д) создание наднациональных законодательных органов.

 

7. Установите соответствие между страной и интеграционной группировкой, в состав которой эта страна входит.

1. Франция

2. Канада

3. Бразилия

а) МЕРКОСУР;

б) АТЭС;

в) ЕС;

г) НАФТА.

8. США, Канада, Мексика входят в состав интеграционной группировки:

а) НАФТА;

б) ЕС;

в) АТЭС;

г) АСЕАН.

 

9. Более высокая ступень развития международной экономической интеграции возможна между:

а) аграрно-сырьевыми странами;

б) странами, производящими традиционные промышленные товары;

в) странами, выпускающими простейшие потребительские товары;

г) странами, производственная структура которых диверсифицирована.

 

10. Странами- членами группировки МЕРКОСУР являются:

а) Бразилия;

б) Россия;

в) Аргентина;

г) Парагвай.

 

 

3.2.3.3 Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните следующую таблицу.

 

Таблица 3.2.1 Интеграционные группировки мира

 

Наименование группировки Год создания Количество входящих стран Отличительные особенности Дополнительная информация
         
Европейский союз (ЕС)        
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)        
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)        
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)        
         
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)        
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)        
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)        
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)        
Содружество Независимых Государств (СНГ)        
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС)        
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)        
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК)        

 

В графе «Дополнительная информация» может быть изложена любая актуальная и интересная информация, необходимо указать членство Российской Федерации в той или иной группировке, плюсы и минусы от членства или вступления и т.д.

По желанию студента количество граф в таблице может быть увеличено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.48.72 (0.008 с.)