Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное разделение труда и интернационализация экономики

Поиск

План практического занятия

1. Сущность и причины международного разделения труда.

2. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

3. Показатели участия страны в международном разделении труда.

 

1.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что заставляет страны включаться в международное разделение труда?

2. По каким признакам можно судить о степени открытости национального рынка?

3. Какие опасности могут возникнуть при резком открытии национального рынка для иностранной конкуренции?

4. Если в стране возросла экспортная квота, какие выводы можно сделать относительно ее внешнеторговой деятельности?

5. Почему сырьевая направленность экспорта может сделать экономику страны неустойчивой?

6. Как влияет развитие международного разделения труда на усиление взаимозависимости национальных экономик?

7. Перечислите недостатки теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

8. Порассуждайте над следующим утверждением: к числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в международном разделении труда, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира.

9. Как влияет углубление интернационализации хозяйственной жизни на международные экономические отношения?

10. Охарактеризуйте роль НТП как определяющего фактора развития международного разделения труда в современных условиях.

 

1.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов

 

1.3.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: международное разделение труда, интернационализация экономики, сравнительные преимущества нации, открытая экономика, экспортная, импортная и внешнеторговые квоты.

1.3.3.2 Выполните тесты:

1. Международное разделение труда сопровождается:

а) увеличением спроса на иностранные товары;

б) перемещением части факторов производства в экспортный сектор экономики;

в) возрастанием зависимости от мирового рынка;

г) все перечисленное верно.

 

2. Интернационализация производства – это:

а) переплетение факторов производства разной национальной принадлежности;

б) переплетение предпринимательского капитала различной национальной принадлежности;

в) создание экономических интеграционных группировок;

г) все ответы верны.

 

3. Сравнительные преимущества нации определяются:

а) общим уровнем издержек производства в обществе;

б) уровнем специализации страны;

в) количеством ресурсов страны, затрачиваемых на производство единицы товара;

г) альтернативными издержками производства единицы продукции разных отраслей страны.

 

4. Традиционными количественными показателями открытости экономики являются:

а) импортная квота;

б) внешнеторговая квота;

в) экспортная квота;

г) все ответы верны.

 

5. Открытая экономика предполагает (выбрать несколько вариантов ответа):

а) подчинение национальной экономики экономическим интересам ТНК;

б) допуск на внутренний рынок иностранных товаров и услуг;

в) развитое экспортное производство;

г) переход внутренних денежных расчетов страны на использование иностранной валюты.

 

6. Какой из перечисленных факторов углубления международного разделения труда характеризует конкурентное преимущество национальной экономики в современных условиях:

а) природно-климатические условия;

б) запасы природных ресурсов;

в) численность населения;

г) интеллектуальный капитал.

 

7. Повышению открытости национальной экономики могут способствовать следующие меры (выбрать несколько вариантов ответа):

а) защита внутреннего рынка;

б) присоединение к международным торгово-экономическим союзам, членство в ВТО;

в) переход на международные стандарты качества и сертификации;

г) усложнение таможенного администрирования.

 

8. Согласно теории сравнительных преимуществ в результате развития международной торговли объем всего мирового производства:

а) увеличивается;

б) сокращается;

в) остается неизменным;

г) может увеличиваться или сокращаться.

 

9. Открытость национальной экономики на современном этапе можно измерить показателями участия страны в:

а) международной торговле;

б) международном движении капитала;

в) международном миграционном процессе;

г) все ответы верны.

 

10. Любая страна, участвующая во внешней торговле, может получить большую выгоду, продавая товары:

а) альтернативная стоимость (издержки) производства которых высока;

б) от которых нация получает меньшее удовольствие;

в) с низкой альтернативной стоимостью (издержками) производства;

г) от которых нация получает большее удовольствие.

 

1.3.3.3 Решите задачи:

1. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах, А и Б (используется только один ресурс – труд):

Производство в час Страна А Страна Б
Сукно (в метрах)    
Вино (в литрах)    

 

Сравнивая две страны и анализируя возможности торговли между ними, будет верным утверждать, что страна А обладает:

а) абсолютным преимуществом в производстве сукна;

б) абсолютным преимуществом в производстве вина;

в) сравнительным преимуществом в производстве сукна;

г) сравнительным преимуществом в производстве вина.

 

2. Найдите соответствие между типами и видами конкурентных преимуществ стран в международном разделении труда:

 

Тип конкурентных преимуществ Вид конкурентных преимуществ
I. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА А. Благоприятные климатические условия
Б. Уровень научно-технического развития
В. Количество населения
Г. Степень информатизации экономики
II. ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Д. Высокая инвестиционная активность
Е. Выгодное геополитическое положение
Ж. Дешевая рабочая сила
З. Квалификация работников
И. Богатые природные ресурсы
К. Развитая инфраструктура

 

3. Две страны, «Альфа» и «Бета», производят два товара − компьютеры и телевизоры; обе страны используют общую валюту. В таблице показаны затраты труда на производство двух товаров в странах «Альфа» и «Бета».

 

Наименование товара Затраты труда (часы на ед. выпуска)
Страна «Альфа» Страна «Бета»
Компьютеры    
Телевизоры    

 

Определите:

а) какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров;

б) рассчитайте для каждой страны альтернативные издержки производства компьютеров, выраженные в телевизорах и альтернативные издержки производства телевизоров, выраженные в компьютерах;

в) какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве компьютеров.

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

План практического занятия

1. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.

2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

3. Научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства.

1.4.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему демографический взрыв второй половины ХХ в. называют мировым?

2. Охарактеризуйте основные направления демографической политики в группах стран с разным уровнем экономического развития.

3. Каковы экономические последствия уменьшения роли природных ресурсов в мировой экономике?

4. Насколько оправданной является гипотеза о скором истощении минеральных ресурсов мира?

5. По каким видам природных ресурсов Россия занимает лидирующие позиции в мире?

6. Как страны с большими запасами полезных ископаемых распоряжаются ими? Приведите примеры эффективного и неэффективного использования странами своих больших запасов минерального сырья.

7. Охарактеризуйте место и роль научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии.

8. Охарактеризуйте расстановку сил между основными странами и их союзами, занимающими в настоящее время лидирующие позиции в мировом научно-техническом развитии.

9. Раскройте основные причины кризиса в научно-технической сфере России в период с начала 1990-х гг.

10. Охарактеризуйте современное место России в мировом научно-техническом развитии, ее слабые и сильные стороны, возможные перспективы.

1.4.3 Задания для самостоятельной работы студентов

 

1.4.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, предпринимательские ресурсы, научно-технические ресурсы, экономически активное население, демография.

 

1.4.3.2 Выполните тесты:

1. Наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности процессов, происходящих в структуре, динамике, перемещении и размещении народонаселения, называется:

а) глобалистика;

б) социология;

в) мировая экономика;

г) демография.

 

2. Процесс снижения прироста населения начался:

а) с 40-х гг. ХХ в.;

б) с 70-х гг. ХХ в.;

в) с конца ХIХ в.;

г) с 80-х гг. ХХ в.

 

3. Для оценки и прогнозирования демографических процессов используется система показателей (отметить нужное):

а) коэффициент рождаемости;

б) коэффициент естественного движения населения;

в) коэффициент смертности;

г) коэффициент вынужденного перемещения населения.

 

4. По оценкам ООН, в течение ХХI столетия прогнозируется:

а) понижение уровня смертности;

б) понижение рождаемости до уровня простого замещения поколений;

в) рост средней продолжительности жизни;

г) все ответы верны.

 

5. Отметить причины недостаточно активного использования человечеством новых видов ресурсов (например, энергию морских приливов):

а) недостаточный уровень развития НТП;

б) внедрение новых технологий требует весьма значительных затрат;

в) многие страны вследствие экономических трудностей не в состоянии реализовать перспективные, но дорогостоящие проекты;

г) все ответы верны.

 

6. Отметить страны, которые практически полностью удовлетворяют потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет собственных источников:

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Великобритания.

 

7. Где расположены самые крупные месторождения угля?

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Япония.

8. В какой стране наиболее низкий уровень обеспеченности минеральными ресурсами?

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Япония.

 

9. Укажите три государства, обладающие наибольшими разведанными запасами нефти:

а) Германия;

б) Саудовская Аравия;

в) Кувейт;

г) Объединенные Арабские Эмираты.

 

10. Укажите в предложенном списке три государства, лидирующие по добыче природного газа:

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Канада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.208 (0.009 с.)