Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три мировых центра деловой активности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Борьба за рынки и сферы влияния. США – располагают мощнейшим производств и научно-техническим потенциалом, емким рынком, необходимыми ресурсами. Западноевропейский центр – использует широко развитые внутрирегиональные связи, лидер в области интернационализации производства. Азиатско-Тихоокеанский центр – не имея преимуществ, делает упор на использование иностранных технологий и рациональное использование ресурсов, приспосабливаемость к современным требованиям. 58. Экономические реформы СССР в период перестройки: цель, задачи и итоги. - Задачи перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК). Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик). Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества. Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.). Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер-Е.Т.Гайдар). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов. реформа 1987 г. Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал: - расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; - постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения; - отказ от монополии внешней торговли; - глубокую интеграцию в мировой рынок; - сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения; - признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства). Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было. После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности. Программа 500 дней. Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа 500 дней), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. 59. Экономика Российской Федерации в 1990-2000-е гг. -В октябре 1991 г. Б.Н.Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ, которое должно было провести правительство во главе с Е.Т.Гайдаром. Предпосылками реформы являются крушение прежней системы управления экономикой, разрыв хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, углубление бюджетного кризиса, инфляция, конфликтная внутриполитическая ситуация и т.д., что по мнению реформаторов грозило коллапсом. В ходе реформы были осуществлены: · либерализация цен, · сокращение денежной эмиссии, · приватизация. Либерализация цен осуществлялась в начале 1992 г. и должна была решить следующие задачи:уменьшить финансовую несбалансированность; · ликвидировать "денежный навес"; · создать условия для более рационального распределения производственных ресурсов; · запустить механизм конкуренции в среде производителей; · устранить дефицит на рынке потребительских товаров. Либерализация привела к обвальному росту цен, что способствовало сокращению покупательского спроса населения и устранило его ажиотажный характер. Либерализация внешнеторгового режима способствовала притоку иностранных товаров на российский рынок, что, с одной стороны, вело к его насыщению, с другой - выталкивало отечественные товары. Была решена неотложная задача стабилизации потребительского рынка. Однако из-за либерализации возник ряд острых проблем: обвальное сокращение производственных показателей во всех отраслях народного хозяйства, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, лишившегося накопленных средств и страдающего из-за возникшего несоответствия уровня текущих доходов и галопирующих цен. Сокращение денежной эмиссии должно было сдержать уровень инфляции, рост цен, способствовать оздоровлению финансовой системы, приручить гос. предприятия к более рациональному расходованию средств. Эмиссионная политика государства помогла устранить "денежный навес", угрозу инфляции, что благотворно сказалось и на стабилизации потребительского рынка. Однако к весне 1992 г.. на первое место выдвинулась проблема неплатежей между предприятиями, грозившая парализовать хозяйство страны потому, что снизились налоговые поступления с предприятий и уровень покупательского спроса населения, не получавшего в срок зарплаты, пенсий и т.д. В декабре 1991 г. был подписан президентский указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". Приватизация проводилась с июля 1992 по октябрь 1994г. и представляла собой внеэкономический, волевой акт. При этом был выбран путь бесплатной, неименной, чековой приватизации, проводилось акционирование гос. промышленных предприятий, акции которых распределялись между их работниками и государством. К последствиям ваучерной приватизации можно отнести формирование новых групп собственников, среди которых приоритет принадлежал инсайдерам (т.е. внутренним акционерам). Со второй половины 1994 года начался новый этап денежной приватизации, в ходе которого решалась задача перераспределения прав собственности после массовой приватизации. В это время произошло формирование олигархической структуры народного хозяйства, резко возросла криминализация сферы хозяйственных отношений, а значительная часть субъектов хозяйства стала попадать в собственность криминальных элементов или под их контроль. Целью денежного этапа приватизации являлось привлечение инвестиций в экономику и пополнение доходов федерального бюджета. В 1997-1998 гг. процесс приватизации крупной собственности был подчинен задаче укрепления позиций федерального центра в условиях самостоятельности регионов. Дефолт 1998. В 1998 году произошел спад производства, затронувший все секторы промышленности (но динамика спада отличалась во всех отраслях). Произошло сокращение реальных доходов населения за период 1992-1997 гг. приблизительно на 43% наряду с углублением социальной и имущественной дифференциации общества, что выражалось в хроническом росте доли населения, живущего за чертой бедности. Признаки кризиса стали нарастать еще с середины 1990-х гг.. Его причины следует искать в особенностях экономики переходного периода, а также в непоследовательности политики реформ. За годы реформ произошло существенное общее падение производства, что не замедлило сказаться на сокращении налоговых поступлений в бюджет и вызвало рост бюджетного дефицита. На развитие кризисной ситуации оказали воздействие неблагоприятная внешняя конъюнктура (падение мировых цен на энергоносители), обострение внутренней ситуации (первая война в Чечне) и ряд других причин, углубивших бюджетный кризис. Высокая степень неопределенности, хозяйственного и политического рисков в сочетании с узкоэгоистическими интересами и криминальной направленностью отечественных субъектов фондового рынка определила в целом его спекулятивный характер. Это и привело к кризису фондового рынка, крушению пирамиды государственных казначейских обязательств и облигаций федерального займа, повлекло за собой обрушение валютного рынка и кризис кредитно-финансовой сферы. В результате дефолта повторилась ситуация "шоковой терапии" и либерализации цен. Значительная часть населения, имевшая вклады в коммерческих банках, лишилась сбережений. Кроме того, цены на рынке потребительских товаров выросли в 3-4 раза. Кризис 1998 г. выявил порочность упования исключительно на монетарные методы реформирования, заставил несколько скорректировать курс преобразований. Также стало расти производство в ряде отечественных отраслей хозяйства, оказавшихся временно в благоприятных условиях ослаблению уровня конкуренции с импортными товарами. Экономическая политика государства после кризиса проводится с учетом имеющегося негативного опыта. Одной из важных составляющих нынешней политики является стремление к предотвращению дальнейшего распада страны, сокращения хозяйственных связей между субъектами РФ посредством бюджетной политики государства. Сейчас происходит постепенное возвращение к генетическому взгляду на хозяйственный процесс, к недискретному пониманию логики его развития на основе отхода от слепого копирования "передового опыта" стран-лидеров. Это выражается в переходе от решения сиюминутных задач, к формированию хозяйственной политики, рассчитанной на среднюю и дальнюю перспективу. В стране существует стратегия инновационного развития национального хозяйства, которая предполагает его кардинальную реконструкцию на основе широкого внедрения достижений науки. В условиях благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и сырья России удалось за последнее десятилетие подвести необходимую финансовую основу под программу кардинальной модернизации экономики и социальной сферы в виде фонда развития, резервного фонда, постоянного бюджетного профицита. Важной составляющей современной российской экономики является ее уверенная интеграция в мировые хозяйственные отношения. При этом важным направлением внешнеэкономической политики стало отстаивание национальных интересов, выражающееся в укреплении валютно-финансовой системы, попытках освобождения от импортной зависимости и др., наряду с созданием необходимых условий для притока иностранных инвестиций, укреплением интеграционных тенденций, кооперативных связей как с партнерами по СНГ, так и со странами "дальнего зарубежья".
60. Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики в конце XX- начале XXI вв. -Глобализация – процессы глубинных перемен всемирного характера, связанные с развитием постиндустриального общества. В основу трактовок сути данного процесса заложена идея об универсальности процессов развития на основе достижений НТР и либерализации хозяйственных отношений, захвативших все страны мира во второй половине 20 в.Результатом глобализации должно стать – формирование новой глобальной цивилизации. Процесс глобализации вызывает обострение проблем и противоречий как внутри, так и между существующими социально-экономическимисистемами (противоречие «севера и юга»).Отличительные свойства глобальных проблем: · Всеохватывающий характер; · Теснейшее переплетение и невозможность их решения по отдельности в рамках какой-либо одной страны или региона. К глобальным проблемам относятся: v Предотвращение мировой войны и использованием оружия массового уничтожения. Несмотря на достижения последних лет, военная конфронтация остается серьёзнейшим фактором, влияющим на развитие глобальных кризисных явлений. Сама по себе конфронтация существенно ослабляет интеграционные тенденции и затрудняет осознание глобального характера проблемы.v Проблема ресурсного истощения. К концу 20 в. Человечество столкнулось с энергетическим, сырьевым кризисами, с тенденцией резкого сокращения невозобновляемых природных запасов, с нарастающей непригодностью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.v Демографическая проблема. Наиболее ярко проявляется в странах «третьего мира». Т.к. данные страны находятся в состоянии нищеты, голода и эпидемии и одновременно имеют исключительно высокий темп роста населения. Например, за последние 30 лет, численность роста в Европе и Америке увеличилась на 43%, в то время как в развивающихся странах прирост населения увеличился в 2, 2 раза.v Разрыв в уровнях развития, уровнях и качестве жизни стран «золотого миллиарда» и развивающихся стран. Отстающие страны становятся очагом нестабильности. Не решив их проблемы, невозможно решать и остальные глобальные противоречия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.008 с.) |