Расчет порога рентабельности и зоны финансовой безопасности аналитическим методом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет порога рентабельности и зоны финансовой безопасности аналитическим методом



Безубыточный объем продаж и зона безопасности являются основополагающими показателями при разработке плановых заданий, обосновании управленческих решений и оценке деятельности предприятий. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии двух величин: затрат (с выделением переменных и постоянных) и выручки. Поскольку вторая часть издержек тоже подвержена незначительным изменениям, то в дальнейшем по отношению к ней используется термин «условно-постоянные затраты». Определение рассматриваемых показателей осуществляется графическим и аналитическим методами.

Аналитический способ расчета более удобен по сравнению с графическим, т.к. отличается высокой точностью и не требует существенных затрат времени на подготовку графиков.

На представленном графике можно выделить два подобных треугольника: ОТА и ОВБ. Исходя из подобия этих треугольников, можно записать такую пропорцию:

Т = В
Н Дм

 

Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточности в денежном выражении:

Т = В Н (2)илиТ = Н = Н (3),
Дм Дм / В Ду

 

где Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.

Если заменить объем реализации продукции в денежном измерении на соответствующий объем продаж в натуральных единицах (К), то можно рассчитать порог рентабельности в натуральном выражении:

Т = К Н (4)
Дм

 

Для расчета порога рентабельности в процентах к максимальному объему продаж, который принимается за 100%, может быть использована следующая формула:

Т = Н 100 %(5)
Дм

 

Нетрудно заметить, что отношение условно-постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки окупаемости затрат на представленном графике.

Для определения порога рентабельности можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс): Дс = Дм / К. Отсюда Дм = К Дс. Тогда формулу (4) можно записать следующим образом:

Т = Н (6)
Дс

 

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами (V): Дс = Ц – V. Тогда, преобразовав формулу (6), критический объем реализации продукции рассчитывается следующим образом:

Т = Н (7)
Ц – V

 

Если ставится задача рассчитать объем реализации продукции, необходимый для получения определенной суммы прибыли, то формула будет иметь вид:

К = П + Н (8)
Ц – V

 

При многономенклатурном производстве указанный показатель определяется в стоимостном выражении:

В = П + Н (9)
Д уд

 

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона финансовой безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Для определения зоны финансовой безопасности (ЗБ) по стоимостным показателям (в многономенклатурном производстве) используется следующая формула:

ЗБ = В – Т 100 % (10)
В

 

При монономенклатурном производстве зону безопасности можно определить через количественные показатели:

ЗБ = К – Т 100 % (11)
К

 

Приведенный график и аналитические формулы показывают, что порог рентабельности и зона финансовой безопасности зависят от суммы условно-постоянных и переменных затрат, а также уровня цен на продукцию. При повышении цен требуется меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение удельных переменных и условно-постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие должно стремиться к сокращению условно- постоянных издержек. Оптимальным считается такой финансовый план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону финансовой безопасности.

 

Планирование производственной мощности предприятия

На завершающем этапе подготовки бюджета продаж полученный размер безубыточного объема реализации сравнивается с ожидаемыми возможностями предприятия. Конкретным их выражением служит производственная мощность, которая характеризует максимально возможный выпуск продукции (услуг) в единицу времени (обычно за год) в запланированном ассортименте при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации производства и труда.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции (услуг) или верхний предел продаж. Она ограничивается наличием производственных площадей, технологического оборудования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную, плановую и другие виды производственной мощности.

Теоретическая производственная мощность представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы. Это максимально возможный выход продукции, называемый паспортной производственной мощностью предприятия.

Практическая производственная мощность определяет наивысший уровень производства, который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.

Нормальная производственная мощность характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производимые фирмой товары и услуги в течение ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.

Плановая производственная мощность должна соответствовать нормальной. Полное использование технологического оборудования означает соответствие планируемой производственной программы предприятия его мощности.

В рыночных условиях производственная мощность по существу определяет годовой объем предложения фирмы, учитывающий наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен и другие факторы. Производственная мощность с учетом определенных резервов должна быть сбалансирована с производственной программой или, говоря рыночным языком, необходимо достижение равновесия между спросом и предложением продукции и услуг. Это требование следует обязательно учитывать при планировании. В случае превышения спроса над предложением необходимо в стратегическом плане предусмотреть соответствующий прирост производственной мощности. Следовательно, выявляется основа для установления плановых заданий в области инновационно-инвестиционной деятельности.

Однако возможна ситуация, когда по различным причинам (например, в силу отсутствия необходимых финансовых средств) фирма не может увеличить производственную мощность до уровня перспективного спроса. Тогда имеет смысл рассмотреть вариант искусственного ограничения спроса путем установления более высоких рыночных цен.

Различают входную, выходную и среднегодовую производственную мощность. Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало планового года производственных фондов, рабочей силы и других ресурсов, а выходная – на конец года с последующей корректировкой при соответствующем изменении техники и технологии.

В плановых расчетах чаще всего применяется показатель среднегодовой мощности, определяемый по формуле:

Мср = Мвх + Мвв Тп - Мвыб Тп , где
   

 

Мср – среднегодовая мощность;

Мвх – входная мощность;

Мвв – вводимая мощность;

Мвыб – выбывающая мощность;

Тп – период времени (число месяцев) соответственно ввода и выбытия мощностей.

Можно представить производственную мощность предприятия как отношение соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции:

Мп = Фэф , где
Тшт

 

Мп – производственная мощность, шт./год;

Фэф – эффективный годовой фонд времени работы оборудования, час.;

Тшт – трудоемкость единицы работы или продукции, час./шт.

Часто производственная мощность устанавливается по ведущим цехам, в которых сосредоточена наибольшая доля действующего технологического оборудования. В этом случае годовая мощность определяется по каждой группе технологически взаимосвязанного оборудования по формуле:

Мо = Коб Фэф , где
Тшт

 

Мо – производственная мощность группы технологического оборудования, шт./год;

Коб – количество единиц оборудования данной группы;

Фэф – эффективный фонд времени работы единицы оборудования в год;

Тшт – трудоемкость одного изделия.

На основе расчета производственной мощности отдельных единиц и групп оборудования, цехов и участков предприятия выявляются так называемые «узкие места» и планируются мероприятия по выравниванию мощности, в том числе за счет ввода нового оборудования.

Завершается процесс планирования производственной мощности определением коэффициента ее использования, представляющего собой отношение годового объема выпуска продукции к среднегодовому значению мощности:

Км = Nг , где
Мср

 

Км – коэффициент использования производственной мощности;

Nг – годовой объем выпуска продукции.

Если выбранный уровень базовых цен не обеспечивает оптимального соотношения между порогом рентабельности, зоной финансовой безопасности, спросом и производственной мощностью, то исходные цены корректируются, и рассмотренный цикл расчетов повторяется. Схематично данный процесс может быть представлен следующим образом:

В заключении отметим, что рассмотрение вопросов, связанных с перспективным изменением производственной мощности, позволяет окончательно определить плановый объем продаж и уровень цен по каждой стратегической единице бизнеса, т.е. рассчитать исходный вариант перспективного бюджета продаж, который является входным показателем для расчета бюджета производства:

Nпроизв = Nпрод ± D Nгт

 


Глава XI. Подготовка операционных и

Вспомогательных бюджетов

 

Операционные бюджеты

В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать финансовое планирование, является прогноз продаж. Вот почему и бюджетирование должно начинаться с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота фирмы в предстоящий бюджетный период. Этот документ должен ответить на следующие принципиальные вопросы: что продавать, сколько продавать, по какой цене продавать (см. табл. 11.1).

Таблица 11.1

Стратегический бюджет продаж

Показатели Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
Планируемые продажи, шт.: - изделие №1 - изделие №2 - изделие №3 Цена за единицу, руб.: - изделие №1 - изделие №2 - изделие №3 Планируемые продажи, тыс. руб.: - изделие №1 - изделие №2 - изделие №3 Всего продаж, тыс. руб.                

 

Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Общим при любом подходе к его составлению является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или прогноза выручки от реализации.

Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам, поставкам, партиям товаров) или по продуктам (по видам изделий и услуг). Нужно только иметь в виду, что при большой номенклатуре реализуемых фирмой изделий и услуг необходимо их сгруппировать по так называемым стратегическим единицам бизнеса (СЕБ). После этого составляется бюджет продаж либо по группам продуктов и средним ценам для каждой группы, либо по тем видам изделий и услуг, совокупная доля которых в общем объеме продаж достаточно велика (не менее 70 %). В последнем случае для остальных видов продукции в бюджете продаж разбивка не обязательна.

Общий оборот определяется путем умножения количества предполагаемых к продаже изделий в натуральном выражении на отпускные цены предприятия (отдельно по каждому виду продукции). Следует учитывать, что наряду с планом-графиком физического объема продаж в натуральных показателях часто необходимо составлять такой же график для отпускных цен фирмы. Это приходится делать прежде всего в условиях высокой инфляции.

Одновременно для руководителей организации целесообразно определять так называемые чистые продажи или ту часть объема продаж, которая остается в распоряжении фирмы после расчетов с бюджетом, вычета всех выплат в бюджет с общего оборота (невозмещаемого НДС, местных налогов, акцизов и других сборов, взимаемых с оборота). Это можно сделать двумя способами:

  • скорректировать (уменьшить) на соответствующую величину отпускные цены (в этом случае в структуре цены необходимо выделить долю указанных выплат в бюджет);
  • установить лимиты по расчетам с бюджетом с общего оборота, т.е. заранее определить, какой процент от общего оборота за соответствующий период будет резервироваться для последующих расчетов с бюджетом.

Корректировать отпускные цены лучше в том случае, когда есть уверенность, что на предстоящий бюджетный период правила налогообложения в части налогов с оборота останутся неизменными. В противном случае предстоит корректировка бюджетов после каждого такого изменения.

Устанавливать лимит в виде определенного процента от общего оборота для расчетов с бюджетом лучше тогда, когда налоговое законодательство страдает постоянной непредсказуемостью изменения. Тогда лучше установить как можно более жесткий лимит (более высокий процент), так сказать, с «запасом прочности», чтобы лучше представлять себе, на какие доходы в виде чистых продаж реально может рассчитывать фирма в данный период. При этом нужно помнить, что запланированный результат – это совсем не то, что будет потом отражаться в бухгалтерской отчетности. Бюджетирование и бухгалтерский учет – вещи разные. Если впоследствии окажется, что лимит превысил реальные потребности предприятия по расчетам с бюджетом, то ничего плохого в этом не будет. Гораздо хуже, когда придется искать деньги для непредвиденных платежей.

Наряду с планом-графиком в бюджете должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданной (поставленной) продукции. Стоимость продаж требуется превратить в поступающие денежные средства. Период, в течение которого ожидается полное поступление денежных средств (исключая безнадежную задолженность) за ранее отгруженную продукцию, называется сроком сверки счетов. График поступлений прежде всего необходим для более точного составления БДДС.

Поскольку условия функционирования конкретного бизнеса у каждой фирмы различные, то и формат графика поступлений также будет разный. Определение такого формата – одна из проблем, которую предстоит решать руководителям предприятия при постановке бюджетирования.

После того как необходимые формы бюджета продаж будут составлены, можно переходить к следующему этапу – разработке бюджетов производства и запасов готовой продукции. Однако следует помнить, что подготовленный бюджет продаж – всего лишь проект, который, возможно, придется корректировать после составления других операционных бюджетов, а вероятно, и позднее – после разработки БДиР, БДДС или всех трех основных бюджетов. Для малых и средних фирм не всегда возможно составить подробный бюджет продаж. Поэтому может быть применен упрощенный порядок составления этого документа.

Производственный бюджет. Обычно в состав производственного бюджета принято включать следующие операционные бюджеты: бюджет производства, бюджет запасов, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет прямых производственных (операционных) затрат и бюджет общепроизводственных накладных расходов.

Назначение бюджета производства – определить производственную программу предприятия на предстоящий бюджетный период (табл. 11.2). Зная производственную программу и величину запасов готовой продукции, можно установить производственную себестоимость и издержки по хранению запасов.

Для определения объемов производства необходимо знать общий объем продаж и его распределение внутри бюджетного периода в соответствии с бюджетом продаж, товарные остатки на начало и конец планируемого периода. Бюджет производства и запасов готовой продукции может составляться только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении. Алгоритм расчета бюджета производства можно представить следующим образом:

 

 

Таблица 11.2

Стратегический бюджет производства

Номенклатура производства Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
Объем продаж, шт. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3 Плюс Целевой норматив запаса готовой продукции на конец периода, шт. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3 Минус Целевой норматив запаса готовой продукции на начало периода, шт. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3 Равняется Объем производства, шт. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3                

 

Зная объемы производства по месяцам или другим подпериодам бюджетирования, а также нормативы затрат сырья, материалов, труда и т.п., можно рассчитать производственную себестоимость, включая прямые издержки и часть накладных расходов (общецеховые, накладные затраты структурного подразделения или бизнеса), необходимых для изготовления запланированной продукции. Нормативы расходов определяются по каждой СЕБ и затем суммируются. Для более точного расчета производственной себестоимости продукции фирма должна разработать бюджет материалов и бюджет общепроизводственных накладных расходов.

Наряду с расчетом производственной программы составляется бюджет запасов. Формирование производственных запасов необходимо для обеспечения производства продукции заданного объема. Основой для расчета объема производственных запасов является производственный бюджет. Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:

1) бюджета доходов и расходов – в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;

2) прогноза баланса – в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.

Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам (табл. 11.3).

Для того чтобы оценить запасы готовой продукции в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции. Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования себестоимости и оценки запасов. Различают следующие методы учета и калькулирования себестоимости:

1) метод полного включения затрат в себестоимость продукции, т.е. традиционный для отечественных предприятий учет по полной себестоимости, или «standart costing», принятый в зарубежной практике;

2) метод неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по зависимости расходов от объема производства, или метод «direct costing».

Однако себестоимость готовой продукции определяется не только производственными затратами, но и величиной остатков незавершенного производства. На начало бюджетного периода на предприятии существует остаток незавершенного производства (в бухучете он фиксируется по дебету

Таблица 11.3

Стратегический бюджет производственных запасов

на конец соответствующего периода

Номенклатура запасов Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
  1. Запасы готовой продукции, шт. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   2. Стоимость единицы готовой продукции, руб. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   3. Запасы готовой продукции, руб. - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   4. Запасы материалов в натуральном выражении: - материал А - материал В - материал С   5. Стоимость ед. материала, руб. - материал А - материал В - материал С   6. Запасы материалов, руб. - материал А - материал В - материал С   7. Запасы незавершенного производства, тыс. руб.                  

счета 20 «Основное производство»). Незавершенное производство – это продукция, не прошедшая все стадии, предусмотренные технологическим процессом, а также изделия, не укомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку. Плановая себестоимость выпуска готовой продукции (кредитовый оборот по счету 20) равна плановым производственным затратам (дебетовый оборот по счету 20), скорректированным на величину изменения остатков незавершенного производства:

ГП = НПнп + ПСкп – НПкп,

где ГП – плановая себестоимость выпуска готовой продукции;

ПСкп – производственная себестоимость продукции на конец периода;

НПнп и НПкп – запасы незавершенного производства соответственно на начало и конец периода.

Расчет объема незавершенного производства в различных отраслях может производиться несколькими методами в зависимости от характера производства. Один из методов предполагает расчет норматива незавершенного производства на конец планового периода по следующей формуле:

  Норматив НП = Производственная себестоимость продукции     Цикл производства       Коэффициент нарастания затрат в НП
30 дней

 

В организациях, где затраты на технологическую обработку продукции осуществляются равномерно, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

 

Коэффициент нарастания затрат в НП = Затратынп + 0,5 Затратыпосл
Затратынп + Затратыпосл

 

где Затратынп – затраты, производимые единовременно в начале процесса производства;

Затратыпосл – последующие затраты до окончания производства изделий.

Для точного определения прямых затрат необходимы три бюджета, первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы. Назначение данного бюджета – рассчитать расходы сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, требующихся для производства готовой продукции, чья стоимость целиком относится на объем продаж и изменяется пропорционально величине производства. Кроме того, в рамках этого бюджета предстоит определить переходящий запас сырья и материалов, а также график погашения кредиторской задолженности, т.е. установить условия и порядок взаиморасчетов с поставщиками. Для расчета величины закупок сырья и материалов на предстоящий бюджетный период необходимо знать объем продаж и производства на весь планируемый период и внутри него. Годовая потребность в сырье и материалах может быть определена по формуле:

 

 

 


Форма бюджета прямых затрат на материалы представлена в табл. 11.4. Наряду с планом-графиком закупок материалов в бюджете прямых затрат должен быть представлен график оплаты поставок (график погашения кредиторской задолженности), в котором стоимость поставок превращается в исходящий поток денежных средств. Основные материалы, обслуживающие производственные потребности, включаются в бюджет прямых затрат на материалы. Основные материалы, используемые на стадии отгрузки и сбыта, учитываются в бюджете коммерческих расходов.

 

Таблица 11.4

Стратегический бюджет прямых затрат на материалы

Показатели Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
  Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, шт.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Прямые затраты на материалы на единицу продукции, руб./ед.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Прямые затраты на материалы – итого, тыс. руб.   Плюс   Желаемый запас материалов на конец периода, тыс. руб.   Минус   Запас материалов на начало периода, тыс. руб.   Сумма затрат на закупку материалов – всего, тыс. руб.                  

 

После разработки бюджета прямых затрат на материалы или одновременно с ним можно составить два других бюджета прямых затрат. Прямые затраты на оплату труда представляют собой сдельную заработную плату основного производственного персонала, размер которой прямо зависит от количества произведенной продукции. Назначение бюджета прямых затрат на оплату труда – определить переменные издержки на зарплату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства. Согласно правилам финансового планирования в нем обычно учитываются только прямые издержки на оплату труда, т.е. зарплата основного производственного персонала. Для определения прямых затрат труда необходимо рассчитать затраты рабочего времени в человеко-часах, идущие на изготовление единицы продукции, и стоимость 1 чел-часа рабочего времени по средней тарифной ставке (табл. 11.5).

Однако с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, контролеры и другой вспомогательный персонал. Его заработная плата также входит в состав производственных затрат. Поскольку эти затраты на оплату труда нельзя прямо отнести на определенный вид готовой продукции, они называются косвенными (непрямыми) расходами. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда включаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (зарплата вспомогательного персонала), либо в бюджет управленческих расходов (оплата административно-управленческого персонала). Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов, распределяя пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.

Бюджет прямых производственных (операционных) затрат предназначен для установления издержек, связанных с теми категориями производственных затрат, которые прямо пропорциональны изменению объема производства. К числу таких производственных расходов в зависимости от специфики бизнеса могут быть отнесены: электроэнергия, вода, некоторые сопутствующие материалы. Прямые операционные затраты включают в себя страхование грузов, экспедиторские и другие издержки, связанные с доставкой грузов. Обычно эти категории расходов принято учитывать в составе общепроизводственных накладных затрат. Но в случае, если для фирмы данные издержки являются критическими (достаточно важными, составляющими весомую долю общей себестоимости продукции) может возникнуть необходимость их планирования отдельно от накладных расходов.

Таблица 11.5

Стратегический бюджет прямых затрат на оплату труда

Показатели Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
  Кол-во единиц подлежащих изготовлению: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Прямые затраты труда на одно изделие, час./ед.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Прямые затраты труда – итого, тыс. час.   Почасовая тарифная ставка, руб./час.   Прямые затраты на оплату труда, тыс. руб.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Сумма прямых затрат на оплату труда – итого, тыс. руб.                  

 

Особенность бюджета прямых производственных (операционных) затрат состоит в отсутствии учета движения запасов, поскольку последние здесь просто отсутствуют. Состав операционных расходов, естественно, будет меняться от специфики отрасли. Например, для производственных структур прямыми производственными издержками могут быть затраты на электроэнергию. Для торгово-закупочных предприятий в этой категории затрат могут быть экспедиторские расходы, страхование грузов, транспортные издержки, если они привязаны в виде определенного процента к стоимости партии товаров, закупленной для последующей перепродажи (табл. 11.6).

Таблица 11.6

Стратегический бюджет прямых производственных

(операционных) затрат

 

Показатели Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
  Объем производства, тыс. ед.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Стоимость (ставка) единицы затрат, руб./ед.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3   Производственные (операци- онные) затраты – итого, руб.: - стратегическая единица № 1 - стратегическая единица № 2 - стратегическая единица № 3                  

 

При составлении графика оплаты прямых операционных расходов требуется иметь в виду, что часть этих издержек может быть оплачена в режиме стопроцентной предоплаты (например, страховка), а часть – после использования каких-то ресурсов (например, электроэнергии) для производства определенного объема конечной продукции.

Бюджет общепроизводственных (накладных) расходов (табл. 11.7) позволяет определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. В состав таких затрат обычно включаются различные виды так называемых общецеховых расходов или издержек структурного подразделения (бизнеса).

Таблица 11.7

Стратегический бюджет общепроизводственных (накладных) расходов

Номенклатура расходов Отч. год Первый год Второй год 3-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. 1-е пг 2-е пг
А                
  1. Запланированные прямые затраты труда (в час.) 2. Ставка переменных накладных расходов (руб./час.) 3. Итого переменные накладные расходы, руб. В том числе: 3.1. Вспомогательные материалы 3.2. Зарплата вспомогат. рабочих 3.3. Премиальный фонд 3.4. Двигательная электроэнергия 3.5. Прочие переменные расходы 4. Постоянные общепроизвод - ственные расходы, руб. В том числе: 4.1. Амортизационные отчисления оборудования цеха 4.2. Страхование имущества 4.3. Зарплата контролеров, мастеров, начальников цехов 4.4. Электроэнергия на освещение 4.5. Ремонт цеха 5. Итого общепроизводственные расходы начисленнные (с.3 + с.4) 6. Итого ставка накладных расходов (руб./час.), с.5: с.1                  

 

Общепроизводственные расходы состоят из двух групп:

  • расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • общецеховых расходов на управление.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают:

1) амортизацию производственного оборудования и транспортных средств;

2) текущий уход и ремонт производственного оборудования;

3) энергетические затраты на оборудование;

4) услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;

5) зарплату производственных рабочих, обслуживающих оборудование (ремонтников);

6) расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

7) потери от простоев;

8) прочие расходы, связанные с использованием оборудования.

Общецеховые расходы на управление включают:

1) затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;

2) содержание аппарата управления цеха;

3) содержание прочего цехового персонала;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.102 с.)