Понятие маржинального дохода



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие маржинального дохода



Основное уравнение микроэкономики (экономики на уровне предприятия) можно представить в виде:

Выручка = Постоянные затраты + Переменные затраты + Прибыль

или В – Рп = Н + П, (1)

где В – выручка предприятия за реализованную продукцию; Рп, Н – соответственно суммарные переменные и постоянные затраты на весь объем продаж; П – при­быль предприятия.

Расходы фирмы делятся на постоянные и переменные по признаку зависимости от размеров производства и реализации продукции. Переменные затраты зависят от масштабов хозяйственной деятельности. Постоянные издержки напрямую не связаны с динамикой объема производства и продаж. К ним относятся амортизация, зарплата повременщиков, арендная плата, расходы на охрану, часть налогов, включаемых в себестоимость (например, налоги на землю и имущество), проценты по привлеченным кредитам, затраты на НИОКР, рекламу, повышение квалификации работников и т.д.

Разность В – Рп между выручкой и суммарными переменными затратами называют маржинальным доходом. Из формулы (1) видно, что маржинальный доход численно равен сумме Н + П постоянных затрат и прибыли. Поскольку маржинальный доход как бы «покрывает» постоянные затраты и прибыль, его принято также называть вкладом на покрытие постоянных затрат и при­были, прибылью покрытия.

Управление финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятия, основанное на идеологии маржинального дохода, пред­полагает нетрадиционный взгляд на прибыль и постоянные затраты. По сути дела, здесь традиционно понимаемая прибыль рассматривается на одном уровне с постоянными затратами. Ведь в данном случае все, что получено предприятием сверх пе­ременных затрат (в виде маржи), трактуется как прибыль, кото­рая может направляться на любые цели: на финансирование по­стоянных затрат, выплату налогов или процентов по кредитам и другие нужды. Получается, что постоянные затраты предприятия – это такая часть прибыли, направления использования которой из­вестны заранее. Однако и в традиционно понимаемой прибыли есть составляющие, использование которых предопределено за­ранее (оплата налогов, процентов по кредитам, другие обяза­тельные платежи). Данное обстоятельство еще более обосновыва­ет точку зрения о том, что при принятии управленческих решений надо ориентироваться только на рыночные цены и на переменные затраты и максимизировать разность между ними.

На постоянные затраты надо смотреть как на традиционно понимаемую прибыль: позволяет конъюнктура получить прибыль (или покрыть постоянные затраты) – хорошо; не удается в дан­ных условиях заработать прибыль – ничего не поделаешь, значит, надо что-то менять. Ины­ми словами, при принятии рыночных решений не надо огляды­ваться на постоянные затраты. Все равно они уже есть и от этого никуда не деться. Ориентироваться следует на переменные затра­ты и стараться заработать как можно большую маржу, чтобы хва­тило и на покрытие постоянных затрат, и на покрытие прибы­ли. Но тогда меняется и критерий деятельности предприятия: цель компании (в рамках данной идеологии) – максимизация маржи, а не извлечение максимальной прибыли.

Второе важное следствие идеологии маржинального дохода заключается в возможности применять гибкое ценообразование, что нереально при общепринятом подходе. В рамках традиционной идеологии постоянные затраты в какой-то своей доле всегда «прикрепляются» к изделиям. Поэтому при определении цены продажи невольно приходится сравнивать полные затраты на данные изделия с рыночной це­ной. Это влияет на принятие решений по ассортименту и объ­емам продаж (с точки зрения критерия «максимум прибыли»). Идеология маржинального дохода позволяет нe оглядываться на постоянные затраты. Нет необходимости «привязывать» их к конкретным из­делиям. Чтобы был маржинальный доход, цена реализации какого-либо изделия должна лишь быть выше удельных переменных за­трат. Такой взгляд на ценообразование открывает принципиально иные возможности для поведения на рынке, позволяя действовать на нем более гибко, эффективно, успешно. В этом конкретно и проявляются преимущества критерия «максимум мар­жи».

Как уже было сказано, в рамках традиционной идеологии по­стоянные затраты в какой-то своей доле всегда «прикрепляются» к определенным изделиям. Тем самым каждое изделие должно покрыть за счет выручки от реализации «прикрепленную» к нему долю постоянных затрат. Получается, что при таком подходе источ­ники покрытия постоянных затрат в рамках традиционной идео­логии заранее «персонифицированы» т.е. четко закреплены за изделиями. Между тем, давно доказано, что любое жесткое закрепление каких-то конкретных расходов (в данном случае постоянных затрат) за совершенно определенными источниками доходов (когда жестко определена доля постоянных затрат в до­ходах от продажи каждого конкретного изделия) неэффективно. Ведь в этом случае если хотя бы одно изделие не «выполнило задание» по продажам (и, следовательно, по возмещению «прикрепленных» к нему постоянных затрат), то все плановые и учетные экономические показатели предприятия будут существенно искажены. В результате могут быть приняты неэффективные реше­ния.

Идеология маржинального дохода лишена этого недостатка. Здесь не нормируется уровень вклада каждого изделия в покры­тие постоянных затрат. Важно лишь, чтобы маржинальный доход при продаже данного изделия, как говориться, имел место. Хотя справедливости ради надо сказать, что для решения неко­торых вопросов (и лишь только в расчетных целях, а не в целях ценообразования) постоянные затраты приходится распределять по изделиям.

С помощью маржинального анализа определяют порог рентабельности и зону финансовой безопасности предприятия. Порог рентабельности или точка безубыточности (break-even point) – уровень производства, при котором величина издержек равна стоимостному объему реализации. Фирма при этом не имеет прибыли и способна только возмещать переменные и постоянные затраты. Это виртуальная точка неустойчивого равновесия, в которой расходы предприятия равны его доходам. Поскольку порог рентабельности соответствует величине реализации продукции, начинающей приносить прибыль, то этот объем продаж сопоставляется с планируемой производственной мощностью. Данное равновесное состояние можно представить через определенный объем выручки (в стоимостном выражении) или количество единиц реализуемой продукции.

Сущность маржинального дохода можно пояснить графически (с. 131). По горизонтали откладывается объем реализованной продукции в стоимостном или натуральном выражении, а по вертикали отражается себестоимость продукции и прибыль, которые в совокупности составляют выручку от реализации. На графике представлены три прямые: 1) выручки; 2) общих издержек; 3) переменных затрат.

В соответствии с графиком маржинальный доход (Дм) равен сумме прибыли (П) и постоянных затрат (Н):

Дм = П + Н

Также данный показатель можно определить как разность между выручкой от реализации продукции (В) и переменными затратами (Рп):

Дм = В – Рп

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.027 с.)