Методы оценки затрат в системе управленческого учета



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки затрат в системе управленческого учета



Себестоимость (затраты) - величина использованных в определенных целях ресурсов в денежном выражении.

Вид деятельности, продукт, производственное подразделение или задача, поставленная менеджером, на которую относят затраты, называется объектом отнесения (учета) затрат. Объект учета затрат может быть установлен в разных границах. Характеристика конкретного объекта учета затрат определяет метод оценки затрат и виды систем учета на производство.

Основной принцип “различная себестоимость для различных целей” реализуется в трех типах себестоимости:

1) полная производственная себестоимость, которая используется для установления цен и принятия оперативных решений при нормальных обстоятельствах;

2) прямая производственная (частичная) себестоимость, которая используется для установления цен и принятия оперативных решений при специфических обстоятельствах;

3) себестоимость по центрам ответственности, которая используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей.

Полная себестоимость включает все ресурсы, израсходованные на производство. Она представляет собой сумму прямых затрат на объект учета затрат и пропорциональной доли косвенных затрат, относимой на объект. Косвенные расходы распределяют в два этапа - по центрам ответственности и готовым изделиям по заранее выбранным базам и рассчитанным коэффициентам. Распределение определяется объемом производства и его делением на законченное и незаконченное. Двойное распределение и условный расчет расходов, зависящий от величины и оценки незавершенного производства, приводят к фальсификации себестоимости. Такая традиционная оценка затрат не подходит при принятии решений и контроле. Полная себестоимость используется для расчета затратной цены.

Совершенствованием системы оценки по полной себестоимости является оценка в размере нормальных затрат. Отличительная черта метода - использование нормальных цен (средние твердые в течение года цены) на материалы, энергию и исчисление стабильных ставок косвенных затрат следующим образом:

Плановая годовая сумма косвенных затрат

Плановый объем производства в машино-часах

Основой этой системы является использование производственной мощности. Рассматриваемая система имеет как недостатки, так и преимущества. К недостаткам обычно относят игнорирование различия между постоянными и переменными затратами; трудности расчета полной себестоимости единицы продукции; использование для оценки затрат усредненных данных, не учитывающих ежемесячных колебаний объема производства.

Оценка затрат, которые должны возникнуть в будущем в соответствии с нормами, называется системой нормативных затрат. На начальном этапе применения этой системы оценки затрат производилось деление расходов на прямые и косвенные, деление затрат на постоянные и переменные не предусматривалось. Такая система называется стандарт-кост. Отклонения, которые возникли в ходе производства, оценивались как прямой перерасход норм и изменение цен.

Оценки себестоимости по частичным затратам ориентирована на покрытие прямых затрат. Суть этой системы сводится к следующему: прямые затраты включают в себестоимость готовых изделий, косвенные расходы целиком относятся на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Если из выручки от реализации продукта вычесть переменные затраты на производство этого продукта, то получаем валовую прибыль. Суммируя брутто-прибыль по всем изделиям, получаем сумму для покрытия общей величины постоянных затрат. Исключая из брутто-прибыли постоянные затраты, рассчитываем результат от производства. Постоянные затраты не включаются в оценку валовой продукции и незавершенного производства. Отличительной чертой калькуляции по неполным затратам является оценка изделий, которая характеризуется только величиной затрат, зависящих от объемов производства. Специфические обстоятельства иногда приводят к применению дифференцированных издержек для расчета себестоимости.

Дифференцированными называются издержки, величина которых при определенных условиях может быть иной, чем при других условиях. Дифференцированные издержки всегда относятся к какой-либо конкретной ситуации. В их состав включают только те издержки, которые являются разными при различных условиях. Статьи издержек устанавливаются в каждом конкретном случае, по каждой конкретной проблеме.

Себестоимость по центрам ответственности используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей. Менеджеры центров ответственности нуждаются в информации о фактических затратах своего подразделения и будущих планируемых затратах. Это положение предполагает наличие постоянного потока плановой и фактической информации.

Основной характеристикой такой себестоимости является то, что объектом оценки служит центр ответственности, но не продукт, не работа, не услуга. Затраты в результате деятельности менеджера центра ответственности измеряются с разных точек зрения:

- где возникла данная статья издержек - характеризует центр ответственности;

- для какой цели она возникла - характеризует программу, которую выполняет центр ответственности;

- какой вид ресурсов использовался - характеризует элементы затрат центра ответственности.

Если система управления не измеряет количество себестоимости продукции, выпущенной центром ответственности, а ограничивается затратами, то такой центр ответственности называют центром затрат. Часто центры затрат оценивают свои издержки в размере стандартной себестоимости и в таком случае результат измеряется разницей между фактическими и стандартными затратами.

Система оценки затрат по центрам ответственности основана на разработке программ и составлении бюджета. Процесс разработки программ включает в себя процедуры формулирования долгосрочных планов. Процесс составления бюджета - планирование деятельности не последующий период, обычно год.

 

 

12. Группировка производственных затрат для принятия решений и планирования

Для принятия решений и планирования необходима соответствующая информация об издержках. Процесс принятия решений формирует требования к информации и определяет порядок использования элементов метода управленческого учета: группировку и обобщение затрат, прогнозирование, моделирование, внедрение и анализ.

Важным элементом выбора классификации затрат является их группировка на переменные и постоянные. Постоянными называются затраты, абсолютная величина которых не зависит от изменения объемы выпуска продукции (расходы на содержание зданий, амортизация, заработная плата работников управления и др.) Постоянные расходы на единицу продукции уменьшаются (увеличиваются) при увеличении (уменьшении) объема производства. Они характеризуют динамику затрат в зависимости от колебаний объема производства, используются для составления смет на предстоящий период.

К переменным относят затраты, размер которых находится в прямой зависимости от объема производственной деятельности (затраты на сырье и основные материалы, энергию для технологических целей, основную заработную плату производственных рабочих и пр.). Некоторые затраты невозможно отнести к постоянным или переменным, поэтому они являются или условно-переменными или условно-постоянными.

Деление затрат на переменные и постоянные лежит основе расчетов критической точки объемов производства, анализе порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции и в конечном счета для выбора экономической политики предприятия.

Основным принципом классификации затрат, данные о которых используются для приятия решений, является принцип эластичности. Он устанавливает зависимость между величиной затрат и такими факторами, как степень использования производственных мощностей; функции и структура предприятия; ассортимент выпускаемой продукции и его структура; другие факторы, в целом влияющие на расходы предприятия.

Затраты и доходы будущих периодов рассматриваются при решении тух и или иных проблем с точки зрения их принадлежности. Затраты и доходы, принимаемы в расчет, - это такие затраты и доходы, которые зависят от принятого решения.

Получение достаточной информации для принятия решений достигается при группировке затрат на безвозвратные, вмененные, инкрементные, маргинальные. Безвозвратные - это расходы прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и никоим образом не будут изменены в будущем. Безвозвратные расходы при принятии решений в расчет не принимают. Вмененные - это расходы, которые учитываются при принятии решений, они возникают в случае ограниченности ресурсов. Вмененные затраты называют “воображаемыми”, т.к. их добавляют при принятии решений, но реально в будущем их может и не быть. Инкрементные затраты и доходы являются дополнительными и возникают в случаях изготовления какой-либо партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные расходы, то эти затраты называют инкрементными. Маржинальные затраты и доходы - это также дополнительные затраты и доходы, но в расчете не на весь выпуск, а на единицу продукции.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.01 с.)