Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика системы управления предприятием и его технико-экономические показатели (ТЭП)

Поиск

Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.

Организационная структура – это конфигурация системы управления, т.е. упорядоченность задач, ролей, полномочий, ответственности, посредством которых предприятие осуществляет свою деятельность. Но это не застывшая форма, ей присуща изменчивость в зависимости от целей и стратегии предприятия.

ОАО «Витебские ковры» является линейно-функциональной структурой, так как она включает особенности и линейной, и функциональной организационной структуры. Линейное руководство состоит в том, что у каждого подразделения имеется свой руководитель, наделенный определенными полномочиями и осуществляющий руководство подчиненными ему работниками.

Функциональный принцип управления можно увидеть в том, что существует некоторая совокупность подразделений, каждое из которых специализируется на выполнении конкретных видов работ. А это, в свою очередь, необходимо для принятия решений в системе линейного управления. Возглавляет ОАО «Витебские ковры» дирекция, которая управляет деятельностью предприятия. Она подотчетна наблюдательному совету и общему собранию акционеров. Во главе ОАО «Витебские ковры» находится линейный руководитель, т.е. генеральный директор.

Принципы построения организационной структуры управления следующие: возглавляет ОАО «Витебские ковры» дирекция, которая управляет деятельностью предприятия. Она подотчетна наблюдательному совету и общему собранию акционеров.

Во главе ОАО «Витебские ковры» находится линейный руководитель, т.е. генеральный директор. Он и является ответственным за деятельность предприятия. В его подчинении находятся функциональные подразделения, разрабатывающие планы работ, программы, производственные решения.
Генеральный директор ответственен за деятельность предприятия. В его подчинении находятся следующие линейные руководители:

1) заместитель генерального директора по производству и техническому переоснащению;

2) заместитель генерального директора по экономике;

3) заместитель генерального директора по финансам;

4) заместитель генерального директора по коммерческим вопросам;

5) заместитель генерального директора по кадрам и режиму;

6) заместитель главного директора по идеологической работе и социальным вопросам;

7) заместитель генерального директора по капитальному строительству.

Функциональный принцип управления можно проследить на следующем примере. В подчинении заместителя генерального директора по финансам находятся такие подразделения как:

1) бухгалтерия;

2) финансовая группа.

Они отвечают за свою работу и перед самим генеральным директором.

В состав управления входят следующие функциональные подразделения:

– Административный аппарат управления (генеральный директор и его заместители, главный инженер и др.)

– Планово-производственный отдел.

– Отдел организации труда и заработной платы.

– Отдел развития и совершенствования новой техники.

– Отдел технического контроля.

– Отдел АСУП.

– Отдел капитального строительства.

– Отдел кадров.

– Централизованная бухгалтерия.

– Финансовая группа.

– Отдел маркетинга и сбыта.

– Отдел фирменной торговли и рекламы.

– Отдел материально-технического снабжения.

– Центральная фабричная лаборатория.

– Конструкторский отдел.

– Художественная мастерская.

– Хозяйственный отдел.

– Научно-техническая информация и рационализация.

– Группа охраны труда.

– Юридическая группа.

На предприятии действует цеховая структура управления. Так как ОАО «Витебские ковры» является типичным представителем предприятий легкой промышленности, то в основе данной производственной структуры лежит типовая структура для данной группы предприятий, построенная на типовых принципах формирования организационных структур. С другой стороны, «Витебские ковры» является торгово-промышленным объединением, в связи с чем в структуру включаются такие отделы, как отдел фирменной торговли и рекламы, отдел маркетинга и сбыта, отдел АСУП и некоторые другие, что и является развитием системы управления.

Организационная структура системы управления персоналом приводится на схеме в приложении А. В настоящее время схема управления предприятием значительно отличается от типовой. Так на ОАО «Витебские ковры» в последние годы были упразднены должности заместитель генерального директора по качеству. Многие отделы были переименованы или укрупнены. Так заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и сбыту переименован в коммерческого директора, а инженер по рационализации и инженер по техническому обслуживанию переименованы в инженера по рационализации и научно-технической информации.

Отдел организации труда и заработной платы (ООТ и З). ООТ и З – это самостоятельное подразделение предприятия и непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по экономике. Отдел организации труда и заработной платы возглавляет начальник отдела.

Основными задачами ООТ и З являются:

– постоянное совершенствование организации труда и управления производством, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования на основе достижений науки и техники, передового опыта в целях дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности производства;

– проведение анализа состояния организации труда, заработной платы и повышение производительности труда по следующим направлениям:

a. внедрение наиболее рациональных форм разделения труда;

b. улучшение организации обслуживания рабочих мест;

c. распространение наиболее производительных приемов и методов труда.

В отдел организации труда и заработной платы входит начальник, замначальника, экономист по труду (2 чел.). На отдел ООТ и З возлагаются следующие функции:

– организация работы по нормированию труда, своевременному пересмотру норм, внедрению технически обоснованных нормативов по труду, совершенствование нормирования на основе применения прогрессивных нормативов по труду;

– анализ эффективность применения действующих форм и систем оплаты, материального стимулирования труда, разработка положений о премировании рабочих, руководителей, специалистов и служащих;

– контроль и планирование расходование фонда оплаты труда;

– расчет средства, направленных на потребление;

– определение средней заработной платы работающих, условий оплаты труда, тарифных ставок, окладов, расценок;

– расчет численности работников по функциям управления и структурным подразделениям предприятия;

– осуществление работы по совершенствованию структуры аппарата управления;

– участвует в рассмотрении проектов расширения и реконструкции предприятия;

– организует проведение хронометражных наблюдений и фотографий рабочего времени;

– осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства;

– ведет учет показателей по труду и составляет отчетность.

Основными источниками при анализе использования трудовых ресурсов являются:

– форма 1-Т “Отчет по труду”, которая содержит информацию о среднесписочной численности работников и численности на конец отчетного года по основным и неосновным видам деятельности, о числе отработанных человеко-дней, целодневных простоях, числе человеко-дней неявок на работу по различным причинам, числе праздничных и выходных человеко-дней, о числе средств, направленных на потребление в отчетном году;

– статистическая отчетность отдела кадров о движении работающих на предприятии: прием на работу, увольнение (с указанием причин), перевод на другую работу и др.;

– оперативная отчетность цехов, отделов, служб предприятия, связанная с трудовыми ресурсами предприятия, производственных подразделений и служб;

– данные раздела “Труд и заработная плата”, техпроифинплата предприятия;

– отчетная информация бухгалтерии по расчету заработной платы, также по расчету заработной платы работников предприятия.

Планово-производственный отдел (ППО). Планово-производственный отдел является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления. В планово-производственный отдел входят: начальник отдела, зам. начальника отдела, экономист по планированию, экономист по ценам, старший диспетчер.

Основными задачами ППО являются:

– организация и совершенствование планово-экономической работы;

– улучшение использования ОПФ и оборотных средств;

– всемерное повышение производительности труда;

– внедрение перспективной технологии, автоматизации производства;

– повышение качества продукции и улучшение ассортимента;

– контроль за выполнением планов.

К функциям данного отдела относят:

– осуществление руководства работы по экономическому планированию предприятия направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности;

– обеспечение организации комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по ускорению роста производительности труда;

– организация и руководство разработкой проектов текущих и перспективных планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности;

– руководство составления техпромфинплана предприятия;

– организация разработки прогрессивных плановых технико-экономических нормативов, материальных затрат, цен на выпускаемую продукцию и услуги, планово-расчетные цены на суровье;

– обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия;

– организация контроля за выполнением установленных плановых заданий;

– разработка рациональной плановой и учетной документации;

– составление плановых калькуляций на все виды изделий;

– анализ выполнения плановых показателей;

Здесь источниками информации для анализа себестоимости являются:

– отчет, форма 5 – 3 “Отчет о затратах на производство продукции”;

– данные бухгалтерского учета: синтетические и аналитические счета, отражающие материальные, трудовые и финансовые затраты, соответствующие ведомости, журналы, ордера, отчеты и в необходимых случаях – первичные документы;

– плановые и отчетные калькуляции за прошедшие периоды времени.

Отдел кадров. Отдел кадров является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемый заместителем генерального директора по кадрам и режиму.

Основной задачей отдела кадров является своевременное обеспечение предприятия необходимыми кадрами; подбор, изучение, расстановка и учет кадров, создание резерва кадров.

В соответствии с основной задачей к функциям отдела кадров относят:

– ведение личных дел работников предприятия;

– оказание методической и практической помощи в составлении характеристик на рабочих;

– ведение переписки по вопросам кадров;

– контроль за своевременностью и правильностью заполнения трудовых книжек;

– систематизация и хранение документов текущего архива;

– оформление документов, необходимых для назначения пенсий;

– оформление очередных отпусков работникам предприятия;

– проведение периодических проверок соблюдения трудовой дисциплины;

– подготовка необходимых материалов для квалификационной и аттестационной комиссии и представление работников к поощрениям и наградам;

– составление установленной отчетности по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Отдел охраны труда. Отдел охраны труда является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по производству и техническому переоснащению.

Отдел охраны труда проводит работу на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В соответствии с основной задачей отдел охраны труда контролирует:

– соблюдение работниками подразделений предприятия действующего законодательства;

– своевременность испытаний, проверок и правильную эксплуатацию паровых котлов, кранов, подъемников, баллонов для сжатых газов;

– эффективность работы вентиляционных и аспирационных систем;

– соблюдение графиков замеров воздушной среды, производственного шума, вибрации;

– выполнение предписаний органов государственного надзора;

– представление работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда;

– составление заявок на спецодежду;

– состояние предохранительных приспособлений и защитных устройств;

– своевременность выдачи работникам средств индивидуальной защиты;

– выполнение мероприятий по улучшению условий труда.

Изучает:

– причины производственного травматизма и профзаболеваний;

– условия труда на рабочих местах, выявляя опасные и вредные производственные факторы.

Организует изучение работниками предприятия правил по технике безопасности.

Участвует:

– в проверке технического состояния оборудования;

– во внедрении более совершенных конструкций оградительной техники;

– в работе аттестационных комиссий по проверке знаний рабочих и руководителей в области техники безопасности;

– в приемке в эксплуатацию цехов, установок, оборудования, требуя при этом строгого выполнения правил по технике безопасности и промышленной санитарии.

Отдел охраны окружающей среды. На предприятии нет такого структурного подразделения как отдел охраны окружающей среды. Вопросами охраны окружающей среды занимается главный энергетик, в обязанности которого входит своевременный ремонт природоохранного оборудования; контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии; предотвращение аварий.

Юридический отдел. На предприятии работают 2 юрисконсульта, которые непосредственно подчиняются генеральному директору предприятия. В обязанности юрисконсульта входит:

– обеспечивает соблюдение законности деятельности предприятия и защиту его правовых интересов;

– участвует в подготовке нормативных документов предприятия;

– принимает меры к отмене или изменению актов, изданных с нарушением действующего законодательства;

– оказывает правовую помощь структурным подразделениям необходимую для их деятельности;

– осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;

– представляет интересы предприятия в суде, арбитраже и других государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов;

– участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению сохранности собственности, по борьбе с растратами и хищениями;

– ежеквартально анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензий и арбитражных дел;

– рассматривает поступающие претензии, готовит обоснованные ответы при отклонении претензий;

– участвует в подготовке и заключении коллективного договора

Отдел маркетинга и сбыта. Отдел маркетинга и сбыта является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно зам. генерального директора по коммерческим вопросам.

Функции отдела маркетинга и сбыта:

– изучение рынка сбыта продукции предприятия и разработка прогноза продаж и рыночной политики в целом;

– исследование характеристик рынка по товарам и регионам, конкурентоспособности изделий предприятия на внешнем и внутреннем рынках, поиск новых рынков сбыта продукции;

– разработка предложений по выпуску новой и совершенствованию производимой продукции для удовлетворения потребностей на внутреннем и внешнем рынках;

– обеспечение реализации продукции предприятия;

– организация приема, хранения и отгрузки готовой продукции, своевременного оформления сопроводительных документов, учета выполнения заказов и договоров и остатков нереализованной продукции;

– оформление договоров на сбыт продукции;

– обеспечение своевременного поступления средств за реализованную продукцию;

– участие в планировании ассортимента выпускаемой продукции;

– контроль за выполнением подразделениями предприятия заказов по объему реализуемой продукции, качеству, за состоянием запасов готовой продукции на складах;

– участие в рассмотрении поступающих на предприятие претензий потребителей;

– осуществление контроля за противопожарным состоянием складских помещений;

– своевременное представление статотчетности.

Отдел бухгалтерии. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется зам. ген. директора по финансам главному бухгалтеру.

Основные задачи:

– правильный и своевременный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

– составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;

– осуществление контроля за сохранностью собственности предприятия, правильным расходованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов, соблюдение строжайшего режима экономии;

Функции бухгалтерии:

– ведение бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

– учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции выполнения работ;

– разработка и внедрение передовых форм и методов бухгалтерского учета;

– начисление заработной платы работников, осуществление отчислений и удержание из заработной платы;

– своевременное и правильное проведение инвентаризации средств, переоценка товарно-материальных ценностей;

– начисление и перечисление налогов, сборов;

– составление полной и бухгалтерской отчетности;

– контроль за своевременным поступление денежных средств от потребителей;

– проведение валютных операций и обязательной продажи иностранной валюты;

– своевременное проведение совместно с другими подразделениями проверок и документальных ревизий;

– организация хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в течении установленных законодательством сроков;

Основными источниками информации для анализа производства, ассортимента, качества и реализации продукции являются:

– отчетная форма 1-П “отчет о производстве и реализации продукции, работ, услуг”, содержит данные об объемах производства продукции в натуральном и стоимостном выражении, об объемах поставок (в т.ч. экспорт);

– оперативные данные отдела сбыта, отдела маркетинга, фирменной торговли и рекламы, данные бухгалтерского учета.

Каждый из выше перечисленных отделов имеет свой штат.

Отдел труда и заработной платы: начальник, заместитель начальника, экономист по труду, инженер по организации труда.

Планово-производственный отдел: начальник, заместитель начальника, экономист по планированию, экономист по ценам, старший диспетчер, диспетчер.

Отдел кадров: заместитель генерального директора по кадрам и режиму, старший инспектор, инспектор, инженер по подготовке кадров.

Охрана труда: инженер по охране труда (2 человека), юридический отдел: 2 юрисконсульта.

Отдел маркетинга и сбыта: начальник отдела, зам. начальника отдела по сбыту, зам. начальника отдела по маркетинга, инженер по маркетингу (3 человека), старший товаровед, экономист по сбыту (2 человека), зав. центральным складом готовой продукции, экономист по внешнеэкономическим связям.

Существующая структура управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом позволяет обеспечить эффективность работы предприятия и полностью соответствует целям и задачам, поставленным в бизнес-плане. Расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда, представленный в таблице, произведен исходя из действующих норм выработки, режима работы оборудования, норм обслуживания, тарифов и расценок, действующих на предприятии. Численность работающих является достаточным для выполнения всех параметров, предусмотренных планом развития на текущий год. С целью рационального использования трудовых ресурсов постоянно происходит усовершенствование положения о премировании.

Динамика технико-экономических показателей за два года (2009, 2010) представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Динамика технико-экономических показателей за 2009 и 2010 года, млн. руб.*

Наименование показателей 2009 год 2010 год Абсолютное отклонение Темп роста%
         
1.Выручка от реализации товаров, работ, услуг всего     +42357 140,3
2.Себестоимость реализованных, товаров, работ, услуг     +35168 144,3
3.Прибыль (убыток) от реализации тов., работ, услуг     +3545 136,7
4.Рентабельность реализованных товаров, работ, услуг, % 12,2 11,5 -0,7 94,3
5.Сальдо операционных доходов и расходов -639 -184 +455 347,3
6.Сальдо внереализационных доходов и расходов -4719 -4328 +391 109,03
7.Прибыль до налогооблажения     +4391 202,4
8.Чистая прибыль, убыток     +3879 195,6
9.Объемы производства товаров, работ, услуг в действующих ценах в сопоставимых ценах       +29094 +19509   128,1 115,0
10.Темп роста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года, %     105,2     115,0 +9,8 109,3
 
         
11.Объем экспорта     +27281 146,2
12.Удельный вес экспорта в объеме реализованных товаров (работ, услуг), % 59,7 74,2 +14,5 124,3
13.Объем импорта     +25551 180,9
14.Рост производительности труда к соответствующему периоду прошлого года, % 102,4 115,9 +13,5 113,2
15.Отношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства, % 58,9 34,0 -24,9 57,7
16.Износ основных производственных фондов 62,75 58,8 -3,85 93,7
17.Инвестиции в создание производственных фондов     +8948 206,9
18.Среднесписочная численность работающих (человек)     +9 100,7
19.Среднемесячная заработная плата 1-го работающего, тыс. руб. руководителя, тыс.руб. главного бухгалтера, тыс. руб. 866,3   4276,8 1748,3 1081,9   5349,7 2282,0 +215,6   +1072,9 +533,7 124,9   125,1 130,5
20.Кредиторская задолженность     +6596 159,2
21.Дебиторская задолженность     +3775 122,1
22.Уплаченные налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджет     +52 103,0
23.Коэффициент текущей ликвидности 5,07 3,33 -1,74 65,9
24.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,25 0,18 -0,07 72,0

*Составлено автором

В результате анализа технико-экономических показателей выявлено, что выручка от реализации товаров, работ, услуг увеличилась на 40,3%, а чистая прибыль от реализации товаров, работ, услуг – 95,6%. Однако, рентабельность реализованных товаров, работ, услуг снизилась в 2010 году на 6,7% по сравнению с 2010 годом. Значительно увеличились инвестиции в создание производственных фондов – на 106,9%.

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась на 35168 млн. руб.

Объем производств товаров, работ услуг увеличились на:

– в действующих ценах – 28,1%;

– в сопоставимых ценах – 15,0%.

Также в 2010 году по сравнению с 2009 увеличился объем экспорта – на 27281 млн. руб.

Темп роста износа основных производственных фондов составил 93,7%, а инвестиции в создание производственных фондов увеличились на 8948 млн. руб.

Среднесписочная численность в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 9 человек.

Среднемесячная заработная плата одного работающего в 2010 году увеличилась на 24,9% по сравнению с 2009 годом, руководителя – 25,1%, главного бухгалтера – 30,5%.

Дебиторская задолженность в 2010 году увеличилась на 3775 млн. руб. по сравнению с 2009 годом, а кредиторская задолженность – на 6596 млн. руб.

Коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизились на 34,1% и 28% соответственно.

 

 

Организация производства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.014 с.)