Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ



 

Вопросы для обсуждения

 

1. Основные черты монополистической конкуренции.

2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

3. Равновесие производителя в долгосрочном периоде.

4. Неценовая конкуренция и ее издержки.

5. Монополистическая конкуренция и эффективность.

Основные положения

 

Монополистическую конкуренцию отличает производство дифференцированного продукта и наличие неценовой конкуренции. Рынок схож с совершенной конкуренцией по большому количеству производителей, с монополией по возможности воздействия на рыночную цену в своем ценовом сегменте. Равновесные положения производителя дифференцированного продукта в кратко- и долгосрочном периодах определяются методом предельного анализа. Наличие избыточных производственных мощностей и активная неценовая конкуренция позволяют фирме извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде даже при отсутствии барьеров на входе в рынок.

 

Основные понятия

Монополистическая конкуренция, избыточные производственные мощности, неценовая конкуренция, ценовая конкуренция, экономическое понимание качества, усовершенствование продукции, реклама, издержки монополистической конкуренции, дифференциация продукта, бренд, безубыточность фирмы.

Проблемные вопросы

1. Назовите отличительные черты монополистической конкуренции. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и чистой монополии?

2. Почему в условиях монополистической конкуренции практически невозможен тайный сговор о ценах и объемах производства?

3. Чем обусловлена независимость действия фирм в условиях монополистической конкуренции, свобода входа и выхода их из отрасли?

4. Охарактеризуйте кривую спроса на продукцию фирмы в условиях монополистической конкуренции.

5. Как происходит неценовая конкуренция и какова ее роль на рынке монополистической конкуренции?

6. Насколько необходима реклама каждой из действующих
пар фирм:

а) семейная ферма – семейный ресторан;

б) изготовитель погрузчиков – производитель автомобилей;

в) компания, производящая очень надежные часы, – фирма, выпускающая обычные часы и имеющая высокие издержки производства.

7. Почему монопольно конкурентные фирмы не забывают поздравлять клиентов с праздниками? Поясните ответ с помощью графика.

 

Тесты

1. Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что:

а) дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализа­ции вкусов потребителей;

б) фирмы производят оптимальный объем продукции;

в) ожесточенная ценовая война между фирмами на руку потребителям;

г) использование ресурсов наиболее эффективно.

2. На рынке монополистической конкуренции:

а) роль рекламы ничтожна;

б) отдельный покупатель способен влиять на цену продукта;

в) действие одного продавца не оказывает влияния на действия остальных;

г) товары отличаются по дизайну и по условию продажи.

3. По мере вхождения на рынок монополистической конкуренции все большего числа фирм кривая спроса каждой из фирм, действующих на этом рынке:

а) смещается вниз, причем спрос становится более эластичным;

б) смещается вверх, причем эластичность спроса не меняется;

в) смещается вниз, причем эластичность спроса не меняется;

г) смещается вверх, причем спрос становится более эластичным.

4. На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти является:

а) высокие барьеры проникновения в отрасль;

б) дифференциация продукции;

в) отсутствие конкуренции;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

5. Отличие монополистической конкуренции от совершенной состоит в том, что:

а) имеются барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;

б) продается дифференцированный, а не однородный товар;

в) в длительном периоде при монополистической конкуренции фир­мы получают экономическую прибыль;

г) при монополистической конкуренции продаются уникальные товары.

6. В условиях долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены равны предельным издержкам;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все производственные мощности задействованы.

7. Особенностью монополистической конкуренции является то, что:

а) продавец имеет небольшое число конкурентов;

б) кривая спроса менее полога, чем при совершенной конкуренции;

в) фирмы имеют избыточные мощности;

г) достигается эффективное распределение ресурсов.

8. Горюче-заправочные станции являются примером монополистически конкурентной отрасли. Чего не следует ожидать в этой отрасли?

а) положительной краткосрочной прибыли;

б) нулевой долгосрочной прибыли;

в) цены, равной предельным издержкам;

г) размещение производства используется как способ дифференци­ации продукта.

9. По мнению Э. Чемберлина, монополистическая конкуренция является более совершенной рыночной структурой, чем чистая конкуренция, так как:

а) в ней отсутствуют избыточные мощности;

б) она более эффективна;

в) выбор товаров более разнообразен;

г) товары дешевле.

10. В отличие от монополии при монополистической конкурен­ции фирма:

а) не может получить краткосрочную экономическую прибыль;

б) не нуждается в рекламе;

в) не может получить долгосрочную экономическую прибыль;

г) не имеет линии предложения.

11. На монополистически конкурентном рынке в долгосрочном равновесии:

а) каждая фирма получает небольшую положительную экономическую прибыль;

б) каждая фирма действует в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек;

в) продуктовая дифференциация ограничена;

г) каждая фирма максимизирует свою прибыль.

12. Монополистически конкурентные отрасли обеспечивают диффе­ренциацию продукта:

а) слишком большую;

б) слишком маленькую;

в) оптимальную;

г) иногда слишком большую, иногда слишком маленькую, иногда оптимальную.

13. Те, кто считают, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают:

а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов;

д) все предыдущие утверждения верны.

14. Какие утверждения, относящиеся к монополистической конкуренции, являются правильными?

а) благодаря тому, что при монополистической конкуренции цена долгосрочного равновесия превышает минимальную величину долгосрочных средних издержек, монопольно конкурентные фирмы получают в долгосрочном равновесии экономические прибыли;

б) цена долгосрочного равновесия превышает долгосрочные средние издержки производства у монопольно конкурентной фирмы, которая занимается рекламой;

в) реклама не в состоянии постоянно увеличивать экономические прибыли монопольно конкурентных фирм;

г) по мере того как в долгосрочном плане новые фирмы вступают в монополистически конкурентную отрасль, фирмы, уже работающие в отрасли, имеют тенденцию к снижению своих цен и выпуска продукции;

д) наличие экономии, обусловленной ростом масштаба производства, позволяет людям с низким доходом надеяться, что они смогут приобрести автомобиль по гораздо меньшей цене, если производители сократят число выпускаемых моделей.

15. На рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:

а) Р = АС;

б) Р = МС = АС;

в) Р = MR;

г) P = AVC.

16. Торговая марка – форма продуктовой дифференциации, она способствует улучшению качества продукта потому, что:

а) фирма гордится своей торговой маркой;

б) законодательство вынуждает, чтобы товары с торговой маркой были высокого качества;

в) добрая репутация – ценный актив, что принуждает фирму производить высококачественный продукт;

г) прочие фирмы пытаются копировать торговую марку.

17. Особый вклад в теорию монополистической конкуренции внес:

а) О. Курно;

б) Э. Чемберлин;

в) А. Пигу;

г) А. Маршалл.

18. Монополистически конкурентная фирма будет находиться в состоянии равновесия в долгосрочном периоде, если:

а) Р > МС, Р = min АТС;

б) Р = МС, Р > min АТС;

в) MR = МС, Р > min АТС;

г) MR = МС, Р < min АТС.

19. В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:

а) задействует все имеющиеся мощности;

б) ведет ценовую войну;

в) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конкурентов;

г) имеет барьеры для вхождения в отрасль.

20. Фирма действует на монопольно конкурентном рынке. При текущем прибылеобразующем выпуске предельный доход равен 8 ден. ед., средний доход – 12 ден. ед., средние краткосрочные издержки – 10 ден. ед., средние долгосрочные издержки – 15 ден. ед. Фирма:

а) откроет больше магазинов, эта отрасль созрела для экспансии;

б) ничего не изменит, так как находится в долгосрочном равновесии;

в) будет ожидать увеличения конкуренции;

г) готовится покинуть рынок, если цена не вырастет до того, чтобы покрыть средние долгосрочные издержки.

 

Графические модели

Модель № 1

 

 

Определите:

1. Объем продаж и цену продукции до рекламной компании.

2. Возможности монопольного конкурента после рекламной компании.

3. Позитивный эффект влияния рекламы на положение производителя.

4. Аргументы относительно отрицательной роли рекламы в экономике.

Модель № 2

 

 

Определите:

1. В каком периоде изображены на графиках результаты производства фирмы на рынке монополистической конкуренции?

2. Размеры прибыли и убытков фирмы.

3. Почему фирма решает продолжить убыточное производство?

4. Каким будет долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции?

 

Модель № 3

 
 

 


Определите:

1. О каком равновесии на рынке монополистической конкуренции идет речь?

2. Какую прибыль извлекает фирма в условиях равновесия?

3. Какой была бы комбинация Pc-Qc, если бы фирма работала на рынке совершенной конкуренции?

4. Насколько различны Pmc и Pc, Qmc и Qc?

 

Задачи

1. Фирма производит продукцию (тыс. штук) в условиях монополистической конкуренции. Ее предельный доход описывается формулой МR = 20 – 2Q, предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) – формулой МС = 3Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11 ден. ед., то каким будет избыток производственных мощностей у этой фирмы.

2. Конкурирующая монополия проводит рекламную компанию на телевидении, в результате чего ее издержки на рекламу увеличились с 240 до 500 в месяц. При этом месячная кривая спроса на продукт фирмы переместилась из положения 80 – Р в положение 72 – 0,5Р. Предельные издержки фирмы равны 20. Успешна ли проводимая рекламная компания?

3. Конкурирующая монополия проводит рекламную компанию на телевидении, в результате чего ее издержки на рекламу увеличились с 300 до 450 в месяц. При этом месячная кривая спроса на продукт фирмы переместилась из положения 80 – Р в положение 90 – Р. Предельные издержки фирмы равны 16. Успешна ли проводимая рекламная компания?

4. Индустрия женской моды характеризуется следующими особенностями: индивидуальные товары значительно дифференцируются по стилю в соответствии с широким разнообразием вкусов; вход в отрасль свободный (достаточно иметь швейную машинку); множество независимых друг от друга фирм функционируют и входят на этот рынок.

Определите:

а) о каком типе рынка идет речь;

б) каковы условия типичной фирмы, которая в краткосрочном периоде получает экономическую прибыль, но в долгосрочном периоде несет экономические убытки (проиллюстрируйте ответ);

в) как изменится количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде (проиллюстрируйте равновесие типичной фирмы в долгосрочном периоде).

5. Некоторые люди, живущие в центре больших городов, сетуют на соседство со слишком большим количеством кафе. Используя модель монополистической конкуренции, объясни­те, почему число кафе может быть большим либо меньшим, но никак не максимизирующим общий выигрыш.

6. Минимальная цена 10 кг мороженого (LATCmin) состав­ляет 15 тыс. руб. Докажите, что, если отрасль по производ­ству мороженого является монополистически конкурентной, в долгосрочном равновесии цена 10 кг превысит 15 тыс. руб. По­кажите, как сокращение цен на факторы производства, исполь­зуемые для выпуска мороженого, воздействует на отрасль. Предположим, что после уменьшения издержек LATCmin = 10 тыс. руб.

7. «Улыбка» – одна из многих фирм, действующих на рынке зубной пасты, который находится в долгосрочном равновесии.

Требуется:

а) нарисовать график, изображающий следующие кривые фирмы «Улыбка»: спроса предельного дохода, средних общих издержек, предельных издержек (обозначьте объем выпуска и цену, максимизирующие прибыль фирмы);

б) указать, чему равна прибыль «Улыбки», и объяснить почему;

в) показать на графике потребительский излишек и безвоз­вратную потерю;

г) аргументированно ответить, как отразится на «Улыбке» и потребителях ее продукции требование правительства увели­чить объем производства до эффективного уровня.

8. На основании данных таблицы по рынку монополистической конкуренции определите:

а) TFC;

б) при каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?

Заполните таблицу недостающими данными.

Q TVC TC ATC MC P TR MR П(Уб.)
           
           
           
           
           
           

9. В таблице приведены данные об издержках, доходе и спросе на продукцию конкурентного монополиста.

Заполните таблицу недостающими данными.

Q TVC TC ATC MC P TR MR П (Уб.)
           
           
           
           
           
           

Определите:

а) TFC фирмы;

б) какой объем выпуска будет оптимальным и почему?

10. Найдите объём выпуска, при котором прибыль фирмы, функционирующей на рынке монополистической конкуренции, максимальна.

Q
Р
ТС

Дайте графическую интерпретацию задачи.

 

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Основные признаки олигополии.

2. Типология моделей олигополии.

3. Модель с ломаной кривой спроса.

4. Показатели монопольной власти. Антимонопольное законодательство.

5. Олигополия и экономическая эффективность.

Основные положения

Рынок олигополии отличается от других рыночных моделей наличием тесных взаимосвязей между фирмами, их склонностью к совместным действиям в области ценовой политики. Кроме того, до сих пор в литературе отсутствует единообразное толкование моделей олигополии, в силу чего необходим анализ нескольких моделей. Наиболее интересными являются теории игр и модель ломаной кривой спроса, позволяющие понять логику поведения олигополистов с учетом разных типов ценовых стратегий. Немногочисленность игроков на рынке актуализируют различного рода сговоры между ними, ценовое лидерство, стремление к доминированию на рынке и, следовательно, меры антимонопольного характера.

Основные понятия

Олигополия, дуополия, олигополистическая взаимозависимость, кооперативная стратегия, картель, некооперативная стратегия, фирма-лидер, ведомая фирма, ценовая война, ломаная кривая спроса, жесткость цен, ценовое лидерство, принцип «издержки-плюс», теория игр, игроки, стратегии, выигрыш, матрица выигрышей, дилемма заключенного.

Проблемные вопросы

1. Почему существует олигополия? Чем отличается олигополия от монополистической конкуренции?

2. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль и каковы ее источники?

3. Всегда ли дуополия сопровождается соглашением между фирмами? В каком случае это отношение будет эффективным?

4. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

5. Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора? Каковы требования к успешному картелю?

6. При каких обстоятельствах вероятно, что на олигополистических рынках будут развернуты ценовые войны?

7. Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменение цен какой-нибудь одной фирмой лежат в основе ломаной кривой спроса?

8. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации в условиях олигополии?

9. Как можно оценить эффективность олигополии? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от нее?

Тесты

1. Выбрать верное утверждение:

а) на рынке монополистической конкуренции действует множество фирм, среди которых может и не быть крупных; при олигополии весь рынок разделен между несколькими крупными фирмами, мелкие фирмы на таком рынке действовать не могут;

б) на рынке монополистической конкуренции продукт всегда дифференцирован; на олигополистическом рынке продукт всегда однороден;

в) на олигополистическом рынке продукт может быть как дифференцированным, так и однородным; на рынке монополистической конкуренции продукт всегда дифференцирован;

г) на рынке монополистической конкуренции действует множество фирм, среди которых обязательно есть одна крупная лидирующая фирма; при олигополии весь рынок разделен между несколькими крупными фирмами, мелкие фирмы на таком рынке существовать не могут.

2. Особенность олигополии состоит в том, что:

а) решение об объеме выпуска и цене фирма принимает с учетом возможной реакции конкурентов;

б) олигополист не стремится к максимизации прибыли;

в) в олигополистической отрасли продукт дифференцирован;

г) линия спроса на продукцию олигополиста не совпадает с линией предельной выручки.

3. Наиболее точным примером олигополистической отрасли из нижеперечисленных может быть:

а) автомобильная отрасль;

б) издание книг;

в) розничная торговля;

г) пищевая промышленность.

4. Индекс концентрации, рассчитанный для четырех крупнейших фирм в отрасли, равен 96. Это означает, что:

а) рыночная доля каждой из этих четырех фирм составляет 24 %;

б) индекс Херфиндаля-Хиршмана для этой отрасли равен 10000;

в) в этой отрасли действует совершенная конкуренция;

г) среди представленных вариантов нет правильного ответа.

5. Индекс концентрации показывает только:

а) долю рынка, покрываемую за счет импорта;

б) есть ли среди нескольких крупнейших фирм одна ведущая или их рыночные доли примерно равны;

в) особенности рыночной структуры на "окраине" отрасли;

г) долю n крупнейших фирм на отраслевом рынке.

6. Равновесие Курно – это:

а) ситуация, когда устанавливается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, где прибыль каждой фирмы максимальна, если другие фирмы сохранят свои равновесные объемы неизменными;

б) ситуация, когда устанавливается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, где прибыль каждой фирмы максимальна, даже если одна из фирм изменит объем выпуска;

в) ситуация, когда устанавливается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, где прибыль каждой фирмы больше, чем прибыль, которую она получила бы, если бы фирмы вступили в сговор;

г) равновесие, которое складывается на олигополистическом рынке, если фирмы вступают в сговор.

7. Выбрать неверное утверждение. Модель ломаной кривой спроса:

а) может объяснить относительную стабильность цен на продукцию олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей;

б) опирается на предположение, что наклон кривой спроса олигополиста определяется не только предпочтениями потребителей, но и поведением других олигополистов;

в) относится к классу моделей "Игра по правилам";

г) показывает, что линия предельной выручки может иметь разрыв.

8. Выбрать неверное утверждение. Ценовое лидерство:

а) состоит в том, что сначала изменения в ценах проводит одна фирма, а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями;

б) возможно только в том случае, если один из продавцов получает признанный другими продавцами статус ценового лидера;

в) характеризуется тем, что все продавцы, кроме ценового лидера, ведут себя подобно совершенно конкурентным предприятиям, то есть как ценополучатели;

г) характеризуется тем, что ценовой лидер, чтобы избавится от более мелких фирм, поддерживает цену на более высоком уровне, чем она могла бы быть в случае монополии.

9. При равновесии Курно:

а) выпуск больше, чем при согласованном равновесии, но меньше, чем при совершенной конкуренции; цена продукции больше, чем при совершенной конкуренции, но меньше, чем при согласованном равновесии;

б) выпуск меньше, чем при согласованном равновесии, но больше, чем при совершенной конкуренции; цена продукции меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при согласованном равновесии;

в) и цена, и выпуск больше, чем при согласованном равновесии;

г) прибыль каждой из фирм больше, чем при согласованном равновесии.

10. Дуополия – это:

а) ситуация, когда на рынке действуют два покупателя данного товара;

б) ситуация, когда несколько фирм производят продукт в двух вариантах;

в) ситуация, когда несколько фирм-олигополистов следуют за двумя ценовыми лидерами;

г) среди представленных вариантов правильного ответа нет.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.013 с.)