Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что из перечисленного не изучает микроэкономика.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) особенности функционирования рынка в условиях совершенной б) эффективность производства; в) природу денег; г) природу прибыли. 16. Решение экономического субъекта оптимально, если: а) предельные издержки больше предельной выгоды; б) предельные издержки равны предельной выгоде; в) предельные издержки меньше предельной выгоды; г) издержки минимальны при максимальной выгоде. 17. Альтернативные издержки получения образования не включают в себя: а) заработную плату, которую бы вы получали, если бы вам не надо было учиться в университете; б) деньги на учебники; в) деньги на еду; г) плату за обучение. 18. Кривая производственных возможностей (КПВ) выражает: а) взаимозависимость между двумя факторами производства; б) максимальный объем производства двух благ при данных ресурсах; в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпуска; г) дополнительный выпуск при изменении объема ресурсов. 19. Проблему редкости можно решить, если: а) открыть новые, практически неисчерпаемые источники энергии; б) люди сумеют отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества; в) все страны станут постиндустриальными обществами; г) проблему решить нельзя. 20. Качество экономической модели определяется главным образом тем, насколько: а)точен прогноз, составленный на ее основе, б)много реалистических предпосылок в ней содержится, в)легко ее верифицировать (проверить), г)много уравнений она содержит.
Тема 2. Теория поведения потребителя Вопросы для обсуждения 1. Проблема оценки полезности благ в кардинализме и ординализме. 2. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия. 3. Бюджетная линия покупателя. Равновесие потребителя. 4. Кривые «доход–потребление» и «цена–потребление». 5. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса. Основные положения Кардинализм рассматривает потребительское поведение с точки зрения количественного соизмерения потребностей. В основе закона спроса лежит закон убывающей предельной полезности. Если предельные полезности приобретаемых товаров в расчёте на одну денежную единицу оказываются одинаковыми, то покупатель максимизирует свою полезность в соответствии с правилом кардинализма. Ординалистский подход основывается не на количественном соизмерении, а на ранжировании потребностей. С этой целью используется особый понятийный аппарат: · Кривая безразличия показывает множество наборов продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, · Карта безразличия – множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, · Бюджетная линия – возможности потребителя, ограниченные размерами потребительского бюджета и ценами благ на рынке. · Потребительское равновесие – точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. · Кривая «доход-потребление» – кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода. · Кривая «цена-потребление» – кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия. Основные понятия Полезность, кардиналистский подход, ординалистский подход, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, общая полезность, равновесие потребителя, аксиома полной упорядоченности, аксиома рефлективности, аксиома транзитивности, кривая безразличия, карта кривых безразличия, предельная норма замещения, бюджетное ограничение, бюджетная линия, индивидуальный спрос, кривая «цена-потребление», кривая индивидуального спроса, кривая «доход-потребление», рыночный спрос, кривая рыночного спроса. Проблемные вопросы 1. Каковы основные цели и ограничения поведения потребителя в рыночной экономике? 2. Назовите отличия кардиналистского и ординалистского подходов к оценке полезности. 3. Что представляет собой общая и предельная полезность экономического блага? 4. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? 5. О чем свидетельствуют MRS и что лежит в основе изменения ее величины? 6. В чем заключается экономический смысл бюджетной линии? От чего зависит ее наклон на графике? 7. Когда достигается равновесие потребителя? Его графическая интерпретация. 8. Какое влияние на оптимальный выбор потребителя оказывает изменение дохода и цен? 9. Каким образом могут быть построены кривые «доход–потребление» и «цена–потребление»? 10. Как определить степень заменяемости благ по кривой «цена–потребление»? 11. Как влияет категория товара на вид кривой «доход–потребление»? 12. Что такое «эффект дохода» и «эффект замещения»? 13. Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффекта замещения? 14. Как на основе кривой «цена–потребление» строится кривая спроса? 15. Каковы факторы, влияющие на рыночный спрос? Тесты 1. Какой из следующих товаров характеризуется наибольшим эффектом дохода: а) алкогольные напитки; б) холодильники; в) бензин; г) жилье? 2. При росте цены на заменяемое благо линия «цена–потребление» имеет вид: а) убывающей линии; б) возрастающей линии; в) горизонтальной линии; г) вертикальной линии. 3. Полезность определяется как: а) удовлетворение, которое потребитель получает от потребления блага; б) наклон кривой спроса; в) относительная редкость продукта; г) способы употребления продукта. 4. Там, где общая полезность максимальна, предельная полезность: а) отрицательная; б) положительная и возрастающая; в) равна нулю; г) положительная, но убывающая. 5. Изменение в наклоне бюджетной линии есть только результат изменений в: а) предпочтениях потребителя; б) цене одного или двух благ; в) доходах; г) предельной норме замещения. 6. Предположим, что MUх / Ρхпревышает MUy / Py. В целях максимизации полезности расходующий весь доход потребитель должен покупать: а) меньше блага X, только если его цена вырастет; б) больше блага Y, только если его цена вырастет; в) больше блага Y и меньше блага X; г) больше блага X и меньше блага Y. 7. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется: а) его предпочтениями и размерами дохода; б) только ценами покупаемых товаров; в) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров; г) только его предпочтениями; д) ценами покупаемых товаров и размерами дохода. 8. Потребительское равновесие на карте безразличия – это: а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия; в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия; г) любая точка, расположенная на бюджетной линии; д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией. 9. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: а) разницу между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) среднюю полезность; г) предельную полезность; д) каждую из перечисленных величин. 10. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, он: а) максимизирует полезность; б) желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет; в) не полностью использует свой бюджет; г) находится в положении потребительского равновесия. 11. Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полезность), потребитель должен: а) не покупать недоброкачественных товаров; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров; г) быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег; д) распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара. 12. Если оптимальный набор для данного потребителя состоит только из одного блага, можно утверждать: а) цены обоих благ равны; б) предельная норма замены равна отношению цен данных благ; в) потребитель максимизировал предельную норму замены; г) ответы неверны. 13. Если кривая доход – потребление имеет положительный наклон (проходит из левого нижнего угла в правый верхний угол), то: а) оба товара являются нормальными; б) оба товара являются неполноценными; в) товар, количество которого отмечается на горизонтальной оси, является неполноценным; г) ответы не соответствуют условию. 14. Бюджетная линия: а) характеризует предельную полезность товара; б) показывает общую полезность; в) при изменении цен товаров не меняет своего наклона; г) представляет все доступные комбинации товаров при заданных ценах и заданной величине дохода потребителя; д) определяет субъективную информацию потребителя о его предпочтениях. 15. Кривая безразличия: а) представляет совокупность набора товаров, для приобретения которой используется весь доход потребителя; б) отражает объективные рыночные характеристики, касающиеся величины дохода и цен; в) меняет свой наклон, если изменяется доход потребителя; г) введена в экономический анализ Л. Вальрасом; д) это линия, каждая точка которой представляет комбинацию товаров, дающую потребителю равный объем удовлетворения потребности. 16. Правило максимизации полезности, которым руководствуется рациональный потребитель, требует: а) равенства предельных полезностей отношению цен товаров; б) равенства взвешенных по ценам предельных полезностей всех приобретаемых товаров; в) такого распределения денежного дохода, при котором можно было бы приобрести как можно больший объем товаров и услуг; г) неизменности цен на товары и услуги; 17. Количественный (кардиналистский) подход к соизмерению полезности различных товаров: а) основан на гипотезе о возможности измерения полезности различных благ в условных единицах; б) был предложен А. Маршаллом; в) предполагает более высокий уровень полезности набора благ, что означает его предпочтительность по сравнению с другими наборами; г) не предполагает возможности определения количественной величины полезности. 18. Ординализм: а) допускает измерение величины полезности в ютилях; б) полагает, что полезность можно измерить количественно; в) предполагает, что полезность и предпочтительность не связаны друг с другом; г) предполагает умение расположить все товары по степени их предпочтительности; 19. Линия «доход–потребление» показывает: а) с ростом дохода потребление обоих товаров уменьшается (оба товара – нормальные); б) с ростом дохода при неизменных относительных ценах потребительский набор не меняется; в) какую комбинацию благ потребителю целесообразно приобретать в случае роста его дохода (при условии постоянства относительных цен товаров и потребительских предпочтений); г) как изменяется потребительский набор, если изменились относительные цены. 20. Линия «цена–потребление» показывает: а) все равновесные комбинации двух благ при изменении их относительных цен и постоянном доходе потребителя; б) перемещение потребителя на более низкую кривую безразличия при снижении цены одного из товаров; в) что покупателю при повышении цены одного из товаров становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия; г) изменение потребительского набора при изменении относительных цен и дохода.
Графические модели Модель № 1
Определите: 1. Каково соотношение между потребительскими наборами на карте? 2. В чем различия между наборами А и B, принадлежащими одной бюджетной линии? 3. Какая комбинация благ показывает равновесие потребителя? 4. Каковы условия равновесия потребителя?
Модель № 2
Определите: 1. Экономический смысл кривой «доход – потребление» (IC) и принцип ее построения. 2. Как по положению кривых IC можно выявить тип товара? 3. Какая связь между кривой IC и кривой Энгеля для нормальных товаров? 4. Какая связь между кривой IC и кривой Энгеля для низших товаров?
Модель № 3
Определите: 1. Экономический смысл кривой «цена – потребление» (РC) и принцип ее построения. 2. Какая связь между кривой РС и кривой индивидуального спроса на товар? 3. К каким выводам можно прийти, анализируя разное положение кривых РС? 4. Как с помощью кривых РС можно выявить товар Гиффена, товар-субститут и товар-комплемент?
Модель № 4
Определите: 1. Условия равновесия потребителя и укажите их на графике. 2. Почему в точках К и А равновесие потребителя невозможно? 3. Как изменится равновесие в случае увеличения дохода покупателя? 4. Как изменится равновесие в случае увеличения цены на одно благо? Задачи
1. Нарисуйте карты кривых безразличия для следующих пар товаров: а) красные и желтые яблоки; б) ботинки и шнурки для них; в) хлеб и вода; г) соленые огурцы и шоколад. 2. Даны кривые безразличия некого потребителя, состоящие из отрезков со следующими точками:
Определите равновесие в случае, когда цена товара Х, то есть Рx = 150, а товара Y, то есть Рy = 100, зная, что индивид располагает доходом I, равным 4400, 2200. 3. Даны кривые безразличия потребителя, которые состоят из отрезков со следующими точками:
Определить равновесие потребителя с доходом: I = 100 в случае, если: а) Рx. = 10, Ру = 20; б) Рx = 10, Рy = 5. 4. На рисунке представлена бюджетная линия. Предположим, что Рх = 8 ден. ед. за единицу. Qy
35 Qx Используя данные, определить: а) цену товара Y (Рy); б) наклон бюджетной линии; в) уравнение бюджетной линии. 5. Даны цены двух товаров: Рх = 10 ден. ед., а Ру = 2,4 ден. ед,. Определите то количество единиц Y, которое потребитель может купить, жертвуя единицей Х. Каков наклон бюджетной линии? 6. Пусть MUх = 10 – Pх, MUу = 21 – 2Pу, Рх + Ру = 10. Определите: а) Как лучше всего распределить 10 ден. ед. между товарами Х и Y? б) Какова будет величина полезности, принесённой последней ден. ед.? 7. Потребитель имеет доход, равный 24 ден. ед. Цена товара А равна 1,5 ден. ед., а товара В – 1 ден. ед. Предпочтения потребителя можно охарактеризовать с помощью данных, приведенных в таблице. Начертите кривую безразличия потребителя и бюджетную линию.
Какое количество товаров А и В приобретает потребитель с целью максимизации полезности? Соответствует ли полученный ответ правилу равновесия, согласно которому MRS = PB / PA? 8. Предположим, что покупатель равно удовлетворен следующими потребительскими наборами, состоящими из яблок и апельсинов.
а) Какова предельная норма замещения между апельсинами и яблоками? Меняется ли она? б) Какая, по мнению покупателя, полезность выше: апельсинов или яблок? в) Реальная ли эта ситуация? Поясните. 9.
В
А
30 35 40 60 Товар Х Выше изображена кривая «доход–потребление» для товара Х. Ответьте на следующие вопросы: а) Какова цена товара Х? б) Каковы расходы потребителя на другие блага в точке А? В точке В? в) Каковы координаты двух точек на кривой Энгеля? г) Может ли товар Х быть некачественным товаром для потребителя при уровне его доходов в 600 ден. ед.? При уровне в 2000 ден. ед.? 10. Имеются два товара: Х и Y. Цена товара Х понижается. Дайте графическую иллюстрацию общего эффекта изменения цены, эффекта замещения и эффекта дохода по Слуцкому и по Хиксу при условии, что: а) Х – товар низшей категории: б) Х – товар Гиффена: в) Y – товар низшей категории: г) Х и Y – совершенные субституты. 11. В таблице заданы равновесные объемы потребления продуктов X и Y при некоторых ценах продукта Х. Цена продукта Y и доход потребителя неизменны:
а) Найдите цену товара Y и доход потребителя. б) Заполните пустые клетки таблицы. в) Постройте кривую цена–потребление. г) Постройте бюджетную линию при цене 30. д) Постройте кривую спроса на товар X. е) Являются ли данные товары взаимодополняемыми? 12. В таблице заданы равновесные объемы потребления продуктов X и Y при некоторых значениях дохода потребителя. Цены продуктов неизменны:
а) Найдите цены товаров. б) Заполните пустые клетки таблицы. в) Постройте кривую доход–потребление. г) Постройте бюджетную линию для дохода 30. 13. В таблице представлены три набора покупателя, состоящие из двух товаров Х и Y.
Постройте карту безразличия покупателя. Укажите, какая кривая безразличия имеет наибольший уровень полезности, а какая – наименьший. Какой набор товаров выберет покупатель, если цена товара Х равна 2 ден. ед., товара Y – 4 ден. ед., а доход потребителя достигает 40 ден. ед.? 14. На рисунке представлены две кривые безразличия и бюджетная линия потребителя. Предположим, что цена товара А равна 10 ден. ед., потребитель находится в состоянии равновесия в точке Е.
Определите: 1) Чему равен доход потребителя? 2) Каким будет уравнение бюджетной линии? 3) Какова предельная норма замещения в точке Е? 4) Почему потребителю не выгодно приобретать наборы, представленные точками С и В? 15. Покупатель каждую неделю покупает 4 буханки хлеба и 5 л. молока по цене 2,4 и 2,0 ден. ед. за единицу соответственно. Предельная полезность последней буханки хлеба – 80 ютилей, молока – 70 ютилей. Максимизирует ли покупатель свою полезность? Если нет, то каким образом ему следует перераспределить свои расходы между этими товарами? 16. Потребитель, располагающий доходом в 9 ден. ед., делает выбор между двумя товарами А и В, цены на которые соответственно 2 и 1 ден. ед. Определите, сколько единиц каждого товара ему следует купить, чтобы максимизировать полезность. Предельная полезность товара приведена в таблице.
17. Еженедельный доход покупателя – 90 ден. ед., а цена товаров А и В – 20 и 10 ден. ед. соответственно.
Сколько единиц каждого товара следует купить, чтобы максимизировать полезность? Определите величину общей полезности, которую получит при этом покупатель. 18. В таблице приведены данные об общей полезности различного количества книг и яблок.
Цена книги 2 ден. ед., яблок –1 ден. ед. Доход – 12 ден. ед. Подсчитайте предельную полезность указанных благ. Какое количество книг и яблок купит потребитель в положении равновесия? Максимизирует ли он при данном условии общую полезность? 19. Потребитель находится в состоянии равновесия при следующей структуре его покупок: 2 кг овощей по 3 ден. ед. за 1 кг и 4 кг фруктов по 5 ден. ед. Определите предельную норму замещения фруктов овощами и бюджетное ограничение потребителя. 20. Человек покупает 8 ед. товара Х и 4 ед. товара Y. Найдите его доход, если известно, что цена товара Х равна 2 ден. ед., а предельная норма замещения равна 4. 21. Докажите, что условие равновесия MRS = РВ / РА эквивалентно правилу максимизации полезности MUА / PА = MUВ / РВ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.014 с.) |