Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Информация, неопределенность и риск в экономикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации. 2. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Виды рыночных сигналов. 3. Моральный риск. Проблема «принципал-агент». 4. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования. Основные положения Рыночные субъекты, как правило, делают свой выбор в условиях неопределенности и неполноты информации, когда невозможно установить вероятность наступления события. Особый вид неполной информации – асимметричная информация, при которой один из участников сделки обладает большим объемом информации, чем другой. Более информированная сторона обладает информационными преимуществами. Асимметричность информации может иметь на рынке два последствия: 1. Отрицательный отбор, когда с рынка «вымываются» лучшие товары; 2. Моральный риск – скрытые, неконтролируемые действия более информированной стороны. Особый случай морального риска – манипулирование принципалом со стороны агента. С целью преодоления информационной асимметрии возможно использование рыночных сигналов, а также вмешательство государства. Основные понятия Информация, полная информация, неопределенность, риск, противники риска, нейтральные к риску, любители риска, объединение рисков, распределение рисков, издержки поиска информация, асимметричная информация, скрытые характеристики, скрытые действия, отрицательный отбор (отрицательная селекция, неблагоприятный отбор), рынок «лимонов», моральный риск, проблема «принципал-агент», рыночные сигналы, репутация, гарантии, технические нормативы и стандарты, просеивание (мониторинг), самоотбор. Проблемные вопросы 1. Что такое асимметричная информация и почему она является одной из причин провалов рынка? 2. Каким образом недоступность и неполнота информации влияют на состояние рынка, и в частности, на объемы рыночной торговли? 3. Каковы основные методы снижения риска? 4. В чем заключается роль рыночных сигналов в преодолении асимметрии информации и морального риска? 5. Что такое моральный риск и каковы меры борьбы с ним? 6. Как страхование помогает защитить людей от последствий риска? 7. Какова роль государства в преодолении информационной асимметрии. Тесты 1. Предприниматель Петров получил ряд советов от своих друзей. Кто из них прав: а) если застраховаться по всем рискованным мероприятиям, то размер ожидаемой прибыли возрастет; б) страховка не позволит получить прибыль, удастся лишь избежать убытков; в) страховка позволит получить гарантированный размер прибыли; г) рискованные варианты никогда не принесут прибыль, независимо от наличия страховки? 2. Предположим, что кто-либо вынужден принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах, когда вероятность результата невозможно оценить. Что можно сказать об условиях принятия решения? Оно принимается в условиях: а) риска; б) определенности; в) неопределенности; г) риска и неопределенности. 3. Продавец сигнализирует о качестве продаваемой продукции: а) рекламными проспектами, описывающими ее преимущества перед продукцией конкурентов; б) финансированием благотворительных мероприятий; в) проводя выставки и розыгрыши своей продукции; г) выпуская ее с фирменным знаком. 4. Страхование является прибыльной деятельностью, так как: а) предотвращает риск; б) объединяет риск большого числа клиентов; в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов; г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки. 5. Большой размер страховки приведет к тому, что: а) граждане меняют свое обычное поведение; б) несут полный риск; в) не несут риск полностью, так как в любом случае полная стоимость всех последствий никогда не будет возмещена страховой компанией; г) будет достигнуто рыночное равновесие, ведь каждый покупатель хотел бы иметь больший размер страховки, а страховые компании готовы ее предоставить. 6. Какой тип страхования от пожара скорее всего создаст проблему морального риска: а) с 90 %-м покрытием всех потерь; б) с полным страховым покрытием; в) с полным страховым покрытием за вычетом определенной суммы; г) ни один из перечисленных типов. 7. Что не позволяет выродиться рынку «лимонов» (некачественных товаров)? а) превышение цены покупателя над ценой продавца товара; б) снижение доли некачественного товара; в) сокращение разброса цен между товарами различного качества; г) все перечисленное верно. 8. Вы – работник страховой компании. Вы отвечаете за заключение новых договоров с клиентами на страхование жизни. После заключения контракта с одним из новых клиентов выяснилось, что у него – скрытый порок сердца и что выплаты, которые должна понести компания для его лечения, существенно выше предполагавшихся договором. С какой проблемой вы столкнулись: а) оппортунистического поведения; б) информационной асимметрии; в) морального риска; г) обратного выбора? 9. Объединение индивидуальных рисков можно наблюдать при страховании в данной местности автомобиля и его владельца от: а) угона и аварии; б) землетрясения; в) введения дорожных пошлин; г) подорожания бензина. 10. Согласны ли вы со следующими утверждениями: а) производитель продукции не должен скрывать информацию о местах покупки сырья, особенностях технологии, иначе он применяет методы нечестной конкуренции; б) информация – ценный товар, и она должна предоставляться за плату; в) если информация не может быть куплена, следует применять другие способы ее получения, включая шпионаж; г) постоянный покупатель продукции имеет право получить у производителя всю информацию о технологии производства данного продукта, ценах на сырье? 11. Если господин Безрисков не приемлет риск, то: а) он никогда не будет выбирать рискованные варианты действий; б) он выберет рискованный вариант; в) из двух вариантов будет выбираться менее рискованный; г) это не повлияет на выбор из двух вариантов. 12. С равной вероятностью господин Раздумов может как получить 100 рублей, так и понести убыток на 100 рублей в результате лотереи. Раздумов отказывается участвовать. Является ли он: а) нейтральным к риску; б) сторонником риска; в) противником риска; г) либо а, либо в? 13. Продавец сигнализирует о качестве продаваемой продукции: а) рекламными проспектами, описывающими ее преимущества перед продукцией конкурентов; б) финансированием благотворительных мероприятий; в) проводя выставки и розыгрыши своей продукции; г) выпуская ее с фирменным знаком. 14. Нерасположенность экономического агента к риску может быть выявлена по: а) оценке вероятности ожидаемых событий; б) кривизне функции полезности; в) исходному денежному состоянию; г) в условиях неопределенности рациональность поведения не может быть сформулирована и оценена. 15. Предположим, гражданин вынужден принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах, когда вероятность результата невозможно оценить. Что можно сказать об условиях принятия решения этим гражданином? Решения принимаются в условиях: а) риска; б) определенности; в) неопределенности; г) риска и неопределенности. 16. Какой тип страхования от несчастного случая скорее всего создаст проблему морального риска: а) с 50 % -м покрытием всех потерь; б) с полным страховым покрытием; в) с полным страховым покрытием за вычетом определенной суммы; г) ни один из перечисленных типов. 17. Асимметричное распределение информации объясняется тем, что: а) продавцы скрывают свои истинные знания в целях получения неких преимуществ; б) покупатели всегда скрывают истинные цели своего поведения; в) только продавцы используют практически все способы получения односторонних выгод; г) существует неблагоприятный отбор и моральный риск. 18. Неблагоприятный отбор возникает, когда: а) покупатель не способен четко дифференцировать продавцов, предлагающих различного качества товары; б) продавец не может классифицировать своих покупателей по затратам, необходимым для их обслуживания; в) на рынке имеется полнота информации; г) качество товара выясняется в процессе его эксплуатации; д) верны все ответы, кроме в). 19. Цена спроса на товар неопределенного качества: а) тем выше, чем меньше доля высококачественных товаров на рынке; б) складывается тогда, когда на рынке все товары — неопределенного качества; в) тем выше, чем больше доля высококачественных товаров на рынке; г) формируется как средняя из цен спроса на товары различного качества; д) верны ответы в) и г). 20. На аукционах покупателей: а) выигрывает тот, кто предлагает самую высокую ставку; б) побеждает тот, кто может поставить товар по наиболее низким ценам; в) ставки поднимаются снизу вверх и торги ведутся до тех пор, пока товар не будет продан покупателю, предложившему наивысшую ставку; г) все покупатели делают свои ставки одновременно, а владельцем товара становится тот, кто предложил наивысшую ставку; д) выигрывают все участники торгов. Задачи
1. Вы розничный продавец компакт дисков. Если вы заказываете 10000 дисков, их цена 1,8 тыс. руб. за диск, если 5000 – 2 тыс. руб. за диск. Вы знаете, что будете продавать диски по 3 тыс. руб., но не знаете, каков будет спрос. Все нераспроданные диски могут быть возвращены за полцены. Найти допустимую величину расходов на изучение спроса для снятия неопределенности, если вероятности продажи 10000 дисков и продажи всего лишь 5000 дисков равны каждая 0,5. 2. Выпускник института имеет возможность устроиться на работу с гарантированным ежемесячным заработком 2 тыс. рублей. Работа торговым агентом, где заработок зависит от количества продаж с вероятностью 30 %, обеспечивает ежемесячный доход 1 млн. рублей и с вероятностью 70 % – 2,5 тыс. рублей. Полезность денежного дохода для выпускника института характеризуется следующим образом:
а) Какую работу выберет выпускник, максимизирующий полезность? б) Чему равно вознаграждение за риск? 3. Студент Скользкий, желая получить повышенную стипендию, собрался купить пакет ответов на контрольную работу по экономике. Однако вероятность того, что ему будут предложены на контрольной именно эти задачи, равна 1 /4. Если купленные ответы подойдут к контрольному заданию, студент получит отличную оценку и повышенную стипендию в семестре в размере 300 рублей. В противном случае ежемесячная стипендия составит 60 рублей. Стипендия – единственный источник дохода Скользкого. Студент максимизирует полезность, и функция полезности Неймана–Моргенштерна имеет следующий вид: U = 20 – 900 / I, где I – ежемесячный доход. Какую дополнительную сумму (в единицах ежемесячных отчислений) согласится заплатить студент за гарантию соответствия ответов контрольному заданию? 4. Владелец нового автомобиля ценой 25 тыс. рублей застраховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась страховой компанией в 5 %. Автомобиль не очень устраивал владельца Мудрецова, у него появилось желание его поменять. Продажа этого автомобиля и покупка нового стоили бы Мудрецову дополнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации автомобиля увеличивали бы вероятность угона до 60 %. Оцените ущерб страховой компании в случае морального риска и предложите меры его снижения. 5. Фирма " Не кашляй" производит и продает мягкое мороженое, срок хранения которого не более суток. Нереализованное мороженое будет выброшено. Постоянные издержки (транспорт, аренда помещения) составляют 1 тыс. руб. в день. Средние переменные издержки равны 1 руб. на 1 порцию мороженого. 500 порций гарантированно реализуются через магазин. Рыночная цена порции мороженого – 4 руб. Вероятность реализовать 1 тыс. штук равна 0,5. Какое количество мороженого произведет фирма? Какую сумму денег заплатит фирма за информацию о сбыте? 6. Выпускник школы выбирает работу. Работа контролером в общественном транспорте обеспечивает заработок в зависимости от количества оштрафованных. С вероятностью 0,4 заработок составит 200 рублей и с вероятностью 0,6 – 300 рублей. Полезность различного заработка для него показана в таблице.
1) Какую работу выберет выпускник, максимизирующий полезность? 2) Чему равно вознаграждение за риск? 7. Страховая компания при специализированной клинике предлагает заключить договор на обслуживание. Операция удаления аппендикса как платная услуга стоит 700 рублей. Вероятность острого приступа, по медицинской статистике, оценивается как 1 / 100 в год. За какую сумму гражданин Здоровеньких согласится купить страховой полис, гарантирующий бесплатную госпитализацию и операцию удаления аппендикса, если он нейтрален к риску. 8. На рынке подержанных автомобилей предложение представлено 160 владельцами, каждый из которых выставил на продажу одно авто. Автомобили делятся на три ценовые группы. Цена спроса на автомобиль определенного качества одинакова для всех покупателей. Распределение автомобилей по категориям представлено в следующей таблице:
Определите: а) общий выигрыш экономических субъектов в случае полной и симметричной информации; б) среднюю цену, которую готов заплатить за автомобиль потребитель, если он знает долю автомобилей различного качества на рынке, но не обладает информацией о качестве каждого автомобиля; в) потери выигрыша после «вымывания» автомобилей высокого качества, а также среднюю цену покупки в условиях, когда на рынке останутся автомобили только среднего и низкого качества; г) потери выигрыша, если на рынке будут продаваться автомобили только низкого качества.
Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА Вопросы для обсуждения
1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. 2. Особенности спроса на общественные блага. 3. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей и проблема «безбилетников». 4. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.
Основные положения Общественные блага неконкурентны в потреблении и неисключаемы, поэтому их производство на конкурентных рынках неэффективно. Только чистым частным благам, реализуемым на частных рынках, присущи свойства исключаемости и конкурентности. Чистое общественное благо неделимо и порождает внешние эффекты, а его предложение организует государство. Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон в соответсвии с убыванием предельной полезности от каждой единицы блага. Так как общественное благо неделимо, то каждый индивид потребляет весь объем этого блага, а не какую-то его часть. Поэтому при расчете общей выгоды от потребления общественного блага применяется вертикальное суммирование цен каждого потребителя при заданном объеме блага. Неисключаемость общественного блага создает возможность уклонения от платы за него отдельными индивидами, что порождает проблему «безбилетников». Основные понятия Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо, исключаемое благо, кривая спроса на чистое общественное благо, проблема «безбилетника», социальное количество общественного блага, оптимальный объем общественного блага, перегружаемое общественное благо, величина перегрузки, клубные блага. Проблемные вопросы 1. Каковы характерные особенности чистого частного блага? Чистого общественного блага? 2. Чем различаются кривые спроса на чистое общественное благо и на чистое частное благо? 3. В чем заключается проблема «безбилетника»? 4. Существует ли зависимость между размером социальной группы и количеством «безбилетников»? 5. При каких условиях производится эффективный объем выпуска общественного блага? 6. Почему в рыночной экономике объем выпуска общественного блага может быть меньше эффективного? 7. Производство каких общественных благ – перегружаемых или исключаемых – более вероятно отдельными фирмами? 8. Почему государство обеспечивает предложение некоторых благ, например, образования, которые не являются общественными?
Тесты 1. Верны ли следующие утверждения (объясните ответы): а) поскольку общественные блага обладают свойством неконкурентности в использовании, рыночный механизм не способен обеспечить Парето-эффективные представления таких благ; б) рыночный механизм не способен обеспечить Перето-эффективные представления общественных благ в силу того, что они обладают свойством неисключимости из потребления; в) с позиций общего равновесия на рынках конечных продуктов условие Парето-эффективного размещения ресурсов для частных и для общественных благ одинаково. 2. Какие из нижеперечисленных благ являются общественными: а) общественное телевидение; б) коммерческое телевидение; в) бассейн, принадлежащий жилищному кооперативу; г) честность; д) высшее образование; е) национальная оборона; ж) здравоохранение; з) НИОКР в области лечения и защиты от СПИДа? 3. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что: а) страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества; б) снижается образованность общества; в) не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными; г) все перечисленное верно. 4. Кривая рыночного спроса на общественное благо: а) не отличается от кривой рыночного спроса на частное благо; б) определяется суммированием по горизонтали всех кривых индивидуального спроса; в) определяется суммированием по вертикали всех кривых индивидуального спроса; г) имеет обратный наклон по отношению к кривой спроса на частное благо. 5. «Безбилетник» – это тот, кто: а) преуменьшает ценность общественного блага, чтобы получить его с меньшими издержками при данном налогообложении; б) стремится потребить общественного блага больше других; в) уклоняется от уплаты налогов; г) пытается убедить других не потреблять данное благо.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.014 с.) |