Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Отражение положений диссертации в основных публикациях автора

Поиск

Монографии:

1. Гришина Т.В. Этикет успешных переговоров. Стратегии. Правила. Рекомендации (часть I) (на болгарском языке). Етикет за успешните преговори. Под ред. PhD Д. Атанасовой /Т.В. Гришина, К. Тонева. Болгария, Варна: ИД «ДЕСК», 2007. 218 с. (9,5 /4,75 п.л.)

2. Гришина Т.В. Этикет успешных переговоров. Стратегии. Правила. Рекомендации (часть П) (на болгарском языке). Етикет за успешните преговори. Под ред. PhD В. Геновой / Т.В. Гришина, Д.С. Тонева, К.П. Тонева. Болгария, Варна: ИД «ДЕСК», 2008. 215 с. (13,1 /4.3 п.л.)

3. Гришина Т.В. Социальная ответственность в системе современных социально-трудовых отношений. М.: Издательский дом ИД «АТИСО», 2010. 267 с. (16,9 п.л.);

4. Гришина Т.В. Экономика в третьем тысячелетии. Под ред. д.э.н., проф. Каменецкого В.А. /Т.В. Гришина, В.А. Каменецкий, В.И. Патрикеев и др. М.: Творческая группа «Мысль», 2011. 232 с. (15,0/3,0п.л.);

5. Гришина Т.В. Аудиторское обследование социальной ответственности в сфере социально-трудовых отношений: механизмы и методики. М.: Издательский дом ИД «АТИСО», 2011. 207 с. (12,9 п.л.).

Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК

1. Гришина Т.В. Социальная ответственность бизнеса - международные стандарты и российская специфика // Труд и социальные отношения, 2008. № 7. С. 43 – 48. (0,5 п.л.);

2. Гришина Т.В. Социальная ответственность частного бизнеса (зарубежный опыт). /Т.В. Гришина, Ф.А. Алиев // Труд и социальные отношения, 2008. № 9. С. 14 – 23. (0,75 /0,38 п.л.);

3. Гришина Т.В. Государство или коррупция: кто победит? /Т.В. Гришина, Ю.Н. Попов // Народонаселение, 2009. № 2. С. 113-120. (0,5 /0,25 п.л.);

4. Гришина Т.В. Социальная ответственность как социально-экономическая категория // Труд и социальные отношения, 2010. № 5. С.44- 50. (0,5 п.л.);

5. Гришина Т.В. Социальный аудит в России / Т.В. Гришина, А.А. Чеченов // Народонаселение, 2010. № 1. С. 81- 84. (0,5 п.л./0,25 п.л.);

6. Гришина Т.В. Профсоюзы – от классовой конфронтации к социальному партнерству // Труд и социальные отношения, 2010. № 2. С. 20 -27. (0,5 п.л.);

7.Гришина Т.В. Социальная ответственность профсоюзов: как ее понимать? // Человек и труд, 2010. № 3. С. 45 -48. (0,5 п.л.);

8. Гришина Т.В.Социальная ответственность как регулятор социально-трудовых отношений // Ресурсы. Информатика. Снабжение. Конкуренция, 2011. № 2. С. 148 -152. (0,75 п.л.);

9. Гришина Т.В. Эволюция теории и практики социальной ответственности предприятия //Труд и социальные отношения, 2011. № 3. С. 48-56. (0,5 п.л.);

10. Гришина Т.В. Новый концептуальный подход к социальной ответственности // Народонаселение, 2011. № 2. С. 108 -115. (0,5 п.л.);

Публикации в других научных изданиях: 21 научная работа – общий объем 33,25 п.л., авторский объем - 16,2 п.л.


См. Руководство по социальной ответственности. (4 сентября 2009 г.,ISO/DIS 26000)//стр. 24-29 //http://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_26000

Гришина Т.В. Аудиторское обследование социальной ответственности в сфере социально-трудовых отношений: механизмы и методики. Монография, М,: Изд. До «АТИСО», 2011, стр. 47

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.- М: Юристъ, 1997. С. 8

См.Комментарий к Трудовому кодексу РФ. Под общ. ред. М.В. Шмакова //М., Профиздат, 2011. Стр.91-150

См. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. //М., «Наука», 1990.

Новая профессия: менеджер по КСО

Для адаптации корпоративного управления к мировым стандартам в ведущих украинских компаниях вводится новая должность — менеджер по корпоративной социальной ответственности.

Украина — страна с «переходной» экономикой, мы переживаем трансформацию отношений между государством, бизнесом и общественным сектором: роли каждого из них и правила взаимодействия все еще формируются. Во времена плановой экономики крупные предприятия, особенно градообразующие, выполняли не только производственные, но и социальные функции: содержали коммунальную инфраструктуру, поликлиники, детские сады.

В условиях перехода к рыночной экономике общество по-прежнему ожидает, что предприятия (независимо от формы собственности) будут нести ответственность за все, что происходит на территории их расположения. Складывается ситуация, когда украинские предприятия, с одной стороны, платят налоги, за счет которых государство должно предоставлять гражданам социальные услуги, с другой — добровольно берут на себя социальные обязательства, объем которых определяется их собственниками. Но выполнение значительных социальных обязательств отвлекает ресурсы, что снижает конкурентоспособность отечественных компаний при выходе на международные рынки.

Решать подобные задачи собственникам помогают менеджеры по корпоративной ответственности. Учет общественных ожиданий, работа со всеми заинтересованными группами и согласование их ожиданий с основными задачами бизнеса — сравнительно новое направление деятельности для украинских компаний. Корпоративная социальная ответственность (КСО) становится ключевым элементом современного корпоративного управления.

Создание функции КСО в «СКМ»

 

Группа «СКМ» объединяет более 100 предприятий различных отраслей, на которых работают свыше 150 тыс. сотрудников. Основу бизнеса составляют крупные предприятия угольной, металлургической, энергетической отраслей. Большинство из них раньше были государственными и выполняли определенные социальные функции. Со сменой формы собственности подход к выстраиванию взаимоотношений предприятий с местными сообществами изменился.

Понимая, что устойчивым может быть только социально ответственный бизнес, собственник «СКМ» в 2006 году поставил перед управляющей компанией задачу разработать корпоративную стратегию социальной ответственности. На уровне Группы было принято решение руководствоваться концепцией устойчивого развития, которая подразумевает, что компания не только прилагает усилия к собственному развитию, но и учитывает интересы различных заинтересованных сторон.

Ответственность за разработку корпоративной стратегии КСО и наполнение ее содержанием была возложена на департамент по внешним связям и отношениям с инвесторами. В структуру этого департамента в июле 2006 года была введена позиция менеджера по КСО; «СКМ» — первая компания в Украине, которая ввела такую должность в штатное расписание. В декабре 2007 года в помощь менеджеру добавили позицию специалиста по КСО.

Менеджер по КСО работает в управляющей компании и подчиняется директору по внешним связям и отношениям с инвесторами. Включение функции КСО в сферу ответственности департамента по связям с инвесторами — особенность нашей компании; в других организациях вопросами социальной ответственности нередко занимаются сотрудники отделов по связям с общественностью. Важно, чтобы позиция менеджера по КСО находилась в департаменте, который может влиять на деятельность других структурных подразделений, так как принципы устойчивого развития должны быть интегрированы во все бизнес-процессы.

В рамках реализации стратегии была выстроена система управления КСО на всех уровнях корпоративной структуры: во всех предприятиях и компаниях Группы есть сотрудники, которые отвечают за КСО (хотя не везде созданы специальные позиции — часто сотрудники занимаются КСО наряду с другими обязанностями). Однако на уровне отраслевых холдингов должности менеджеров по КСО введены. Эти менеджеры находятся в прямом подчинении директоров по коммуникациям и персоналу холдингов, но согласовывают свою деятельность с общей стратегией социальной ответственности Группы.

Ответственность за реализацию стратегии КСО распределяется следующим образом. ЗАО «СКМ» координирует разработку соответствующих политик и стандартов, на основе которых холдинги разрабатывают и внедряют собственные стратегии и программы. Например, инструкция по подготовке социальной отчетности разрабатывается на уровне управляющей компании СКМ, а затем предоставляется холдингам и предприятиям. Управляющая компания также проводит мониторинг выполнения стратегии по КСО и обобщает информацию для подготовки консолидированной отчетности по всей Группе. На конкретном предприятии/ компании менеджер по КСО действует как внутренний консультант по различным направлениям социальной ответственности.

Требования к менеджеру по КСО

 

Претенденты на любую позицию в «СКМ» должны соответствовать нескольким общим требованиям:

· хорошее базовое образование;

· аналитическое мышление;

· коммуникабельность;

· умение работать в команде;

· ориентация на результат;

· стремление к профессиональному росту и непрерывному самосовершенствованию;

· лояльность к компании.

Что касается специальных требований к менеджеру по КСО, то в 2006 году эта позиция в СКМ была новой, поэтому к кандидату выдвигалось всего несколько дополнительных требований:

· наличие знаний в сфере социальной ответственности;

· понимание международных стандартов корпоративного управления;

· понимание специфики ведения бизнеса в Украине, в частности — в промышленных восточных регионах;

· понимание ролей и функций различных секторов общества;

· наличие опыта разработки стратегий и проведения консультаций;

· наличие опыта в области проектного менеджмента.

На момент поступления предложения от СКМ я работала советником по вопросам государственного управления в посольстве Великобритании в Украине. Самым масштабным проектом, во внедрении которого я принимала участие, была программа поддержки социально-экономического развития Донецкой и Луганской областей. Я также имела опыт работы в Лондоне в отделе по сотрудничеству с бизнесом Министерства международного развития Великобритании — признанного лидера в сфере социальной ответственности. Мой опыт и подготовка соответствовали требованиям СКМ.

Разработка формальных требований к должности «менеджер по КСО» началась в Украине только сейчас. По инициативе Глобального Договора ООН* и Министерства образования Украины была создана рабочая группа по разработке и внедрению курсов КСО в образовательные программы. Председатель группы — Н. Н. Ушакова, глава Украинской ассоциации развития менеджмента и бизнес образования; я также вхожу в состав группы как представитель СКМ. Одна из задач группы — включение профессии «менеджер по КСО» в Национальный классификатор профессий, для чего необходимо разработать квалификационную характеристику.

Обычно квалификационная характеристика состоит из двух разделов: «должен уметь» и «должен знать». Рабочей группе был предоставлен перечень функциональных обязанностей менеджера по КСО Группы «СКМ» (таблица); он станет основой раздела «должен уметь» национальной квалификационной характеристики этой новой для Украины профессии.


Функциональные обязанности менеджера по КСО Группы «СКМ»

 


Специальная подготовка и необходимые знания


Согласно предварительным разработкам нашей группы, менеджер по КСО должен знать:

· международные и национальные стандарты и программные документы по социальной ответственности;

· законы и нормативные акты Украины, регламентирующие предпринимательскую деятельность, социальные и трудовые отношения;

· концепцию устойчивого развития;

· основы стратегического управления;

· теорию анализа интересов сторон;

· состояние и тенденции развития мировой и национальной экономики;

· методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне;

· взаимосвязь между элементами внутренней среды предприятия и ключевыми факторами внешней среды;

· вопросы, связанные с охраной окружающей среды;

· перспективы и мировые тенденции развития технологии той или иной отрасли;

· основы управления персоналом (в том числе — научную организацию труда, психологию управления, конфликтологию);

· применение в менеджменте информационных технологий;

· основы управления качеством;

· статистическую отчетность и бухгалтерский учет.

Кроме того, важно знать базовые понятия и термины КСО, передовой опыт компаний в области социально ответственной деятельности. Менеджер по КСО должен уметь аргументировать свою точку зрения и разговаривать с собеседником на одном языке: с финансовыми директорами говорить о КСО, используя термины «биржевые индексы» и «стоимость капитала», с директорами по персоналу — с позиции инвестиций в людей, с директорами по сотрудничеству с органами власти — в терминах социально-экономического развития территории.

Менеджер по КСО должен понимать особенности взаимодействия всех участников общественных процессов — бизнеса, органов власти и общественных организаций. Особенно важно уметь выстраивать продуктивные партнерские отношения с общественными организациями.

Чтобы поддерживать необходимый для выполнения обязанностей уровень квалификации менеджер по КСО должен изучать лучший опыт социально ответственной деятельности международных и украинских компаний. Хорошие возможности для обмена опытом в Украине и изучения международного опыта предоставляет национальная сеть подписантов Глобального договора ООН. Значительную роль в продвижении социальной ответственности в Украине также играют профильные комитеты по КСО Европейской бизнес-ассоциации и Американской торговой палаты. По возможности стоит принимать участие в профильных международных конференциях. Например, для СКМ важным стало участие в конце 2006 года наших представителей в конференции Глобальной инициативы отчетности (GRI), где была представлена обновленная версия международного стандарта социальной отчетности (мы были единственной украинской компанией, присутствовавшей на конференции). СКМ первой из крупных компаний в Украине подготовила отчет по этому стандарту.

Работа менеджера по КСО часто основывается на международном опыте, поэтому для него очень важно уметь адаптировать международные требования и стандарты к украинскому контексту. Для меня большим испытанием стало применение — впервые в Украине — международного стандарта социальной отчетности при подготовке отчета для группы промышленных предприятий, принадлежащих к разным отраслям. Решение такой сложной задачи предоставило уникальную возможность для профессионального развития.

Карьерный рост менеджера по КСО может проходить в направлениях корпоративного управления, связей с инвесторами и других функций. Пока эта профессия сравнительно новая, перед человеком, посвятившим себя КСО, широкие горизонты открываются в направлении именно профессионального развития. В сферу ответственности менеджера по КСО, в зависимости от специфики компании, может входить целый ряд направлений — от охраны окружающей среды до социально-экономического развития территорий. В каждом из этих направлений открываются неограниченные возможности для самосовершенствования.

____________

* Глобальный договор ООН был учрежден 26 июля 2000 года: несколько десятков руководителей крупнейших мировых компаний договорились о совместном продвижении международных принципов, касающихся социальной и экологической ответственности в партнерстве с организациями системы ООН, профсоюзами и институтами гражданского общества. Продвигаемые участниками Договора принципы касаются четырех областей: соблюдение прав человека, достойные условия и оплата труда, защита окружающей среды, противодействие коррупции.
Глобальный договор является добровольной инициативой, преследующей две цели: 1) интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе; 2) стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН (например, «Цели развития тысячелетия»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.33 (0.007 с.)