Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С EXCEL

Цели работы:

  • познакомиться с основными понятиями электронной таблицы;
  • освоить основные приемы заполнения и редактирования таблицы;
  • научиться сохранять и загружать таблицы.

 

При установке Excel на компьютере в зависимости от сво­их потребностей и мощности персонального компьютера, пользователь может выбрать один из нескольких вариантов установки: минимальный, выборочный, стандартный, пол­ный. Мы предполагаем, что вы используете как минимум стан­дартную конфигурацию Excel.

 

ЗАДАНИЕ 1. Запустите EXCEL.

 

Для вызова Excel необходимо дважды щелкнуть мышью на пиктограмме Microsoft Excel, она обычно располагается в одном из групповых окон Windows (например, Microsoft Office).

 

ЗАДАНИЕ 2. Разверните окно EXCEL на весь экран и внимательно рассмотрите его.

 

Excel предоставляет несколько вариантов настройки экрана, однако при изучении основных операций с электронной табли­цей мы будем предполагать, что окно Excel выглядит, как показа­но на рисунке.

 

Если это не так, то сначала выполните ЗАДАНИЕ 3 и из­мените настройку экрана, а затем вернитесь к ЗАДАНИЮ 2.

Верхняя строка - заголовок окна с кнопками управления;

Вторая строка - меню процессора Excel;

Третья и четвертая строки - панели инструментов Стандартная и Форматирование.

2.1. Прочитайте назначение кнопок панели инструментов Стан­дартная, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам.

 

Пятая строка - строка ввода и редактирования или строка

формул.

Строки между пятой и последней заняты рабочим листом электронной таблицы. Строки и столбцы таблицы имеют определенные обозначения.

Нижняя строка - строка состояния.

ЗАДАНИЕ 3. Произведите настройку экрана, используя меню EXCEL.

 

Работа с меню

Чтобы войти в меню, необходимо нажать клавишу <AIt> или <F10>. После этого одно слово в меню будет выделено подсвет­кой. При помощи клавиш <→ >и <→> выбирается нужный пункт меню. При нажатии клавиши <Enter> раскрывается подменю. Перемещение по подменю осуществляется клавишами <↑> и <↓>, а выбор команды фиксируется нажатием <Enter>. Выход из меню осуществляется нажатием клавиши <Esc>.

С меню Excel удобно работать при помощи мыши. Выбрав необходимый пункт, нужно навести на него курсор и сделать щелчок по левой кнопке мыши.

Щелчком по левой кнопке мыши выбираются необходи­мые команды подменю и раскрываются вкладки, а также ус­танавливаются флажки.

Щелчок мыши вне меню приводит к выходу из него и зак­рытию подменю.

3.1. Щелкните по кнопке Развернуть в зоне заголовка, если после вызова программы ее окно не занимает всего экрана. Окно документа также должно быть полноэкранным.

3.2. В меню Вид выберите команду Панели инструментов. Установите флажки (*), как показано на рисунке:

 

Установка и снятие флажков производится щелчком мыши в соответствующем окне.

 

Для вывода панелей инструментов вы можете также использовать контекстно-зависимое меню, которое появляется после щелчка правой кнопкой мыши в зоне панелей инструментов.

3.3. В меню Сервис выберите команду Параметры и раскройте вкладку Вид.

3.4. Проверьте, установлены ли флажки (*):

 

3.5. Если нет, то произведите соответствующую установку.

 

Далее в тексте подобные действия по работе с меню будут описываться в краткой форме:

Меню: Сервис - Параметры - Вид - Строка формул (*).

 

ЗАДАНИЕ 4. Познакомьтесь с основными понятиями электронных таблиц. Для этого внимательно прочитайте нижеследующий текст и выполните некоторые действия.

 

Строки, столбцы, ячейки

Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столб­цов. Максимальное количество строк равно 16384, столбцов -256. Каждое пересечение строки и столбца образует ячейку, в кото­рую можно вводить данные (текст, число или формулы).

Номер строки - определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля.

Буква столбца - определяет колонку в электронной таб­лице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: А - Z, затем АА - AZ, затем ВА - BZ и т. д.

Ячейка - первичный элемент таблицы, содержащий дан­ные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки. Например, адрес ВЗ опреде­ляет ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3.

Указатель ячейки - светящийся прямоугольник, определя­ющий текущую ячейку. Указатель можно перемещать по таблице как при помощи клавиатуры, так и мышью.

Текущая ячейка помечена указателем. Ввод данных и не­которые другие действия по умолчанию относятся к текущей ячейке.

 

4.1. Сделайте текущей ячейку D4 при помощи,

4.2. Вернитесь в ячейку А1 при помощи клавиш перемещения курсора.

 

Блок (область)

Блок представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Блок может состоять из одной или нескольких ячеек, строк или столбцов.

Адрес блока состоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13:С19, A12:D27 или т.п.

Блок можно задать при выполнении различных команд или

вводе формул посредством указания координат или выделения на экране.

 

Рабочий лист, книга

Окно с заголовком Книга 1 состоит из нескольких рабочих листов (по умолчанию таких листов 16). При открытии рабочей книги автоматически загружаются все ее рабочие листы. На экране виден только один лист - верхний. Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов, щелкая мышью на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

 

4.3. Сделайте текущим лист 6.

4.4. Вернитесь к листу 1.

 

Содержимое ячеек

В Excel существуют следующие типы данных, вводимых в ячейки таблицы: текст, число, дата, время и формула.

Для ввода данных необходимо переместиться в нужную ячей­ку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать <Enter> или клавишу перемещения курсора.

Excel определяет, являются ли вводимые данные текстом, чис­лом или формулой по первому символу. Если первый символ бук­ва или знак *, то Excel считает, что вводится текст.

Если первый символ цифра или знак =, то Excel считает, что вводится число или формула.

Данные, которые вводятся, отображаются в ячейке и в строке формул и только при нажатии <Enter> или клавиши перемещения курсора помещаются в ячейку.

 

Ввод текста

Текст - это набор любых символов. Если текст начинается с числа, то начать ввод необходимо с кавычки ‘.

Если ширина текста больше ширины ячейки и ячейка спра­ва пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе дан­ных в соседнюю ячейку предыдущий текст будет обрезан (но при этом в ячейке он будет сохранен полностью).

 

5.1. В ячейку А1 занесите текст Москва — древний город.

По умолчанию после фиксации текста в ячейке он будет при­жат к левому краю.

Внимание! Не бойтесь ошибок. Почти все действия могут быть отменены. Если после вашего действия произошло то, что вы не планировали, воспользуйтесь отменой - либо используя ко­манды меню Правка, Отменить... либо, что еще проще, кнопкой Отмена панели инструментов Стандартная. При щелчке мыши по кнопке <Отмена> отменяется последняя операция.

 

Ввод чисел

Числа в ячейку можно вводить со знаков =, +, - или без них. Если ширина введенного числа больше, чем ширина ячейки на экране, то Excel изображает его в экспоненциальной форме либо

вместо числа ставит символы #### (при этом число в ячейке будет сохранено полностью).

Экспоненциальная форма используется для представления очень маленьких либо очень больших чисел. Число 501000000 будет запи­сано как 5,01Е+08, что означает 5,01*10^8. Число (0,000000005 будет представлено как 5Е-9, что означает 5*10^-9.

Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая или точка в зависимости от настройки. По умолчанию - запятая.

Любой символ перед числом или в середине числа превраща­ет его в текст. Если вы захотите набрать число 5,34 как 5.34, то оно будет воспринято как текст и прижато к левому Краю.

По умолчанию после фиксации числа в ячейке Excel сдви­гает его к правой границе ячейки.

 

5.2. В ячейку В1 занесите число 1147 (это год основания Москвы).

5.3. В ячейку С1 занесите число — текущий год.

 

Ввод даты и времени

При вводе даты или времени Excel преобразует их в специ­альное число (поэтому дата и время после фиксации в ячейке прижаты к правому краю ячейки). Это число представляет собой количество дней, прошедших от начала века до введенной даты. Благодаря тому, что Excel преобразует дату и время в последова­тельное число, с ними можно производить такие же операции, как и с числами.

Введенная дата может быть представлена в одном из ниже перечисленных форматов:

3/I2/94

12-Мар-94

12-Мар

Map-12

После фиксации даты в ячейке в качестве разделителя меж­ду днем, месяцем и годом устанавливается точка. Например, 3.12,94, 12.Map.94

Введенное время может иметь следующие форматы:

14:25

14:25:09

2:25 РМ

2:25:09 РМ

 

5.4. В ячейку К1 занесите текущую дату.

5.5. В ячейку К2 занесите дату 1 января текущего года.

 

Ввод формул

В виде формулы может быть записано арифметическое выра­жение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на ячейки, объединенных знаками арифметических опе­раций или функциями.

Формула должна начинаться со знака =. Она может со­держать до 240 символов и не должна содержать пробелов.

Для ввода в ячейку формулы C1+F5 ее надо записать как =C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки С1 будет прибавлено содержимое ячейки F5. Результат будет получен в ячейке, куда занесена формула.

По умолчанию после фиксации формулы в ячейке отобра­жается результат вычислений по заданной формуле.

 

5.6. В ячейку D1 занесите формулу = С1- В1.

Что за число получилось в ячейке? Это возраст Москвы.

5.7. В ячейку КЗ занесите формулу = К1- К2.

Это количество дней, которое прошло с начала года до насто­ящего дня.

 

ЗАДАНИЕ 6. Познакомьтесь с основными приемами редактирова­ния таблиц.

 

Перемещение

Перемещая данные, необходимо указать, что перемещается и куда. Для выполнения перемещения с помощью мыши требуется выделить ячейку или блок (что перемещается). Затем навести указатель мыши на рамку блока или ячейки (он должен при­нять форму белой стрелки). Далее следует перетащить блок или ячейку (в место, куда нужно переместить данные).

 

6.6. Выделите блок A1:D1 и переместите его на строку ниже.

6.7. Верните блок на прежнее место

 

Копирование

При копировании оригинал (что) остается на прежнем мес­те, а в другом месте (куда) появляется копия. Копирование вы­полняется аналогично перемещению, но при нажатой клавише <Ctrl>.

 

6.8. Скопируйте блок А1:D1 в строки 3, 5, 7.

 

Заполнение

При заполнении исходная ячейка (что) или блок повторяется несколько раз за одно действие. Заполнение возможно вправо или вниз. Заполнение с помощью мыши выполняется так же, как и пере­мещение, но при этом курсор должен наводиться на нижний пра­вый угол ячейки или блока (принимает форму черного плюса и называется маркером заполнения).

6.9. Выделите строку 7 и заполните выделенными данными стро­ки по 15-ю включительно.

6.10. Заполните данными столбца С столбцы Е, F, G.

 

Удаление, очистка

Если надо очистить только данные (числа, текст, формулы), то достаточно на выделенной ячейке или блоке нажать клавишу

 

6.11. Выделите блок A 10:G15 и очистите его.

6.12. Выделите блок К 1:КЗ и очистите его.

 

Для очистки ячейки или блока от введенных данных можно установить указатель на ячейку или выделить блок, а затем вы­полнить команду Правка - Очистить. В подменю необходимо ука­зать, что конкретно требуется очистить: форматы, содержимое, примечание или все вместе.

6.13. Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню.

Для удаления столбцов, строк, блоков нужно выделить необ­ходимый элемент, а затем воспользоваться командами меню Прав­ка, Удалить. При удалении место строк, столбцов и блоков схлопывается

 

6.14. Удалите столбец Е. Обратите внимание на смещение столбцов.

Для удаления данных из таблицы с сохранением пустого мес­та необходимо воспользоваться командами Правка - Очистить.

6.15. Удалите столбец Е с сохранением пустого места.

 

Внимание! Экран после выполнения данной части работы должен иметь вид, представленный на рисунке:

 

 

ЗАДАНИЕ 7. Научитесь использовать функцию автозаполнения.

 

В Excel существует интересная функция автозаполнения, ко­торая позволяет быстро вводить различные типовые последова­тельности (арифметическую и геометрическую прогрессии, даты, дни недели, месяца, года, и т. д.)

Excel позволяет вводить также некоторые нетиповые пос­ледовательности, если удается выделить какую-либо законо­мерность.

7.1. В ячейку G10 занесите год -1990.

7.2. В ячейку Н10 занесите год —1991.

7.3. Выделите блок G10: Н10.

7.4. Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки Н10 (экранный курсор превращается в маркер заполне­ния).

7.5. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10; М10.

Блок заполнился годами с I990 по 1996.

7.6. Введите в ячейки G11: М11 дни недели, начиная с поне­дельника.

При этом, оказывается достаточно, ввести один понедельник.

7.7. В ячейки G12: М12 месяцы, начиная с января. При этом, оказывается, достаточно ввести один январь.

7.8. В ячейки G13:М13 даты, начиная с 12 декабря.

7.9. Используя рисунок, внесите следующие данные в табли­цу:

  • в ячейки G16: М16 века;
  • в ячейку G15 занесите заголовок: Население Москвы (тыс. чел).
  • в ячейки G17:M 17 запишите данные о населении Москвы по векам.

 

ЗАДАНИЕ 8. Освойте действия с таблицей в целом, такие, как сохранить, закрыть, создать, открыть.

 

Для действий с рабочей книгой в целом используются коман­ды из меню Файл.

  • Сохранить - сохраняет рабочую книгу на листке для последу­ющего использования.
  • Сохранить как... - аналогична Сохранению, но при ном по­зволяет поменять имя файла или записать на другой диск,
  • Закрыть - убирает документ с экрана.
  • Создать - создает новую рабочую книгу (пустую или на ос­нове указанного шаблона).
  • Открыть - возвращает рабочую книгу с диска не экран.

 

Действия Создать, Открыть, Сохранить закреплены за тремя первыми кнопками панели инструментов Стандартная

 

8.1. Сохраните таблицу на рабочем диске в личном каталоге под именем work 1.xls

8.2. Уберите документ с экрана.

8.3. Вернитесь к своему документу work1.xls

8.4. Закройте файл.

ЗАДАНИЕ 9. Завершите работу с Excel

Для выхода из Excel можно воспользоваться одним из четы­рех способов.

  • Меню: Файл - Выход.
  • Системное меню
  • команда Закрыть.
  • Клавиатура - <Alt>+<F4>.

Если Вы не сохранили рабочую книгу, то появится рамка с предупреждающим сообщением, вам будет предложено сохранить ее или выйти без сохранения.

 

ЗАДАНИЕ 10. Подведите итоги.

В результате выполнения работы №1 вы должны познакомить­ся с основными понятиями электронных таблиц и приобрести первые навыки работы с Excel,

Проверьте:

знаете ли вы, что такое: умеете ли вы:

       
 
  • элементы окна Excel;
  • строка;
  • столбец;
  • ячейка;
  • лист;
  • книга;
  • контекстно-зависимое меню
  • панели инструментов.
 
  • работать с меню;
  • вводить текст, числа, фор­мулы;
  • редактировать данные;
  • изменять размер строк и столбцов;
  • перемещать;
  • копировать;
  • заполнять и удалять;
  • сохранять таблицу;
  • закрывать, открывать;
  • производить настройку окна Excel.
 
 

 

 


Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответству­ющие разделы работы.

Предъявите преподавателю:

  • краткий конспект;
  • файл workl.xls на экране и на рабочем диске в личном ка­талоге.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 (1)

Ячеек и блоков

При обращении к ячейке можно использовать способы, опи­санные ранее, например В3; А!:G9 и т.д. Такая адресация называ­ется относительной. При использовании подобной адресации в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки.. Так, например, когда вы вводите формулу =В1+В2 в ячейку В4, то Excel интерпретирует формулу как «прибавить содержимое ячейки расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше».

Если вы скопировали формулу =В1+В2 из ячейки В4 в С4, Excel также интерпретирует формулу как "прибавить содер­жимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержи­мому ячейки двумя рядами выше". Таким образом, формула в ячей­ке С4 изменит свой видна =С1+С2.

Абсолютная адресация. Иногда при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область. Тогда вам необходимо воспользоваться абсолютной ад­ресацией. Для ее задании необходимо перед буквой колонки и перед номером ряда напечатать символ $. Например: $В$4 или $C$2:$F$48 и т.д.

Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим, например: В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой лист.

 

ЗАДАНИЕ 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы.

2.1. Заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки A1:

Шапка - это верхняя строка таблицы с названием столбцов (см. постановку задачи):

в ячейку A1 занесите № (название первого столбца таблицы);

в ячейку В1 занесите X (название второго столбца таб­лицы);

  • в ячейку С1 занесите К (название третьего столбца таб­лицы)
  • установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были
    видны полностью.

2.2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исход­ными данными, начиная с ячейки Н1:

 

 

Х0 step К
-2 0,2  

 

Где ХО - начальное значение X; step- шаг изменения X; к - коэффициент (const).

Данный пункт при решении задачи табулирования функ­ции является необязательным и введен искусственно для демон­страции способов адресации.

2.3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой
А22 аналогично тому, как заполнили блок ячеек годами в ра­боте №1.

2.4. Заполните столбец В значениями X:

· в ячейку В2 занесите =$Н$2

Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение X), знак $ указывает на абсолютную ад­ресацию.

  • в ячейку ВЗ занесите =B2+$i$2

Это означает, что начальное значение X будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2.

  • заполните этой формулой ячейки В4;В22

Столбец заполнится значениями X от -2 до 2 с шагом 0,2.

2.5. Заполните столбец С значениями коэффициента К:

· в ячейку С2 занесите =$J$2

· в ячейку СЗ занесите =С2

Посмотрите на введенные формулы. Почему они так запи­саны?

· заполните этой формулой ячейки С4:.С22.

Весь столбец заполнился значением 10.

2.6. Заполните столбец D значениями функции у1=х^2-1:

  • в ячейку D2 занесите = В2*В2-1,
  • заполните этой формулой ячейки D3:D22.

Столбец заполнился как положительными, так и отрицатель­ными значениями функции y1. Начальное значение 3 и конечное значение -3.

2.7. Аналогичным образом заполните столбец В значениями функции у2=х^2+1.

Проверьте! Все значения положительные: начальное 5, конеч­ное -5.

2.8. Заполните столбец F значениями функции у = к*(X^2-1)/(X^2+1)

· в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2),

· заполните этой формулой ячейки F2: F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и от­рицательные. Начальное значение 6. Конечное значение 6.

 

ЗАДАНИЕ 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

3.1. Смените во вспомогательной таблице начальное значе­ние х, в ячейку Н2 занесите -5.

3.2. Смените значение шага, в ячейку I2 занесите 2.

3.3. Смените значение коэффициента, в ячейку J2 зане­сите 1.

Внимание! При всех изменениях данных во вспомогатель­ной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически.

3.4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние началь­ные значения во вспомогательной таблице:

step=0,2

к=10

 

ЗАДАНИЕ 4. Оформите основную и вспомогательную таблицы.

4.1. Вставьте 2 пустые строки сверху для оформления заго­ловков:

· установите курсор на 1 строку;

· выполните команды меню Вставка - Строки (2 раза).

4.2. Занесите заголовки:

· в ячейку А 1 Таблицы,

· в ячейку А2 Основная,

· в ячейку Н2 Вспомогательная.

4.3. Объедините ячейки А1:J1 и центрируйте заголовок «Таблицы»:

· выделите блок А1:J1

· используйте кнопку центрировать по столбцам панели
инструментов Форматирование.

 

· аналогичным образом центрируйте заголовки: «основ­ная» и «вспомогательная».

4.4. Оформите заголовки определенными шрифтами:

 

Символы (шрифты)

Символы любой ячейки или блока можно оформить различ­ными шрифтами, начертанием, высотой и т.д. Для выполнения этих действий необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели инструментов Форматиро­вание:

- тип шрифта.

- размер шрифта

- начертание (жирный, курсив, подчеркнутый)

Можно воспользоваться командой меню Формат - Ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из кон­текстного меню. На экране появится диалоговое окно Формат яче­ек. В нем необходимо раскрыть вкладку Шрифт.

· Заголовку "Таблицы" установите шрифт ArialCyr, высота
шрифта 14, жирный.

Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;

  • Заголовкам "Основная" и "Вспомогательная" установите
    шрифт ArialCyr, высота шрифта 12, жирный.

Используйте команды меню Формат – Ячейки - Шрифт;

  • для шапок таблиц установите шрифт ArialCyr, высота шриф­та 12, курсив.

Используйте контекстное меню.

4.6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещал­ся полностью.

4.7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

 

Выравнивание

Содержимое любой ячейки можно выровнять внутри по од­ному из краев или по центру, как по горизонтали, так и по верти­кали, а также можно задать необходимую ориентацию текста (сни­зу вверх, сверху вниз и т.д.).

Для задания необходимой ориентации используются кноп­ки на панели инструментов Форматирование:

(Выровнять влево, Выровнять по центру, Выровнять вправо).

Можно воспользоваться командой меню Формат - Ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из кон­текстного меню. На экране появится диалоговое окно Формат яче­ек. В нем необходимо раскрыть вкладку Выравнивание.

4.8. Обрамите основную и вспомогательную таблицы.

Обрамление

Для задания обрамления используется кнопка на панели Форматирование.

Можно использовать команду меню Формат - Ячейки, вкладка Рамка или аналогичную команду контекстного меню.

 

4.9. Задайте фон заполнения внутри таблиц - желтый, фон заполнения шапок таблиц — малиновый. Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходи­мый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона). Для задания фона используется кнопка панели Форматирование.

Можно использовать команду меню Формат - Ячейки, вкладка Вид, или аналогичную команду контекстного меню.

Экран после выполнения работы должен иметь следующий вид:

 

 

ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты своей работы на дискете, в личном каталоге. Имя файла work2_1.xls

 

ЗАДАНИЕ 6. Завершите работу с Excel.

 

ЗАДАНИЕ 7. Подведите итоги.

 

Проверьте:

умеете ли вы: · использовать, различные способы адресации; · оформлять символы; · производить выравнива­ние и обрамление; · изменять фон.

знаете ли вы, что такое:

· относительная адресация;

· абсолютная адресация;

· смешанная адресация.

 

 

Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответст­вующие разделы работы.

 

Предъявите преподавателю:

  • краткий конспект;
  • файл work2_1.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 (2)

( Продолжение)

Цели работы:

  • Познакомиться с использованием функций в Excel;
  • Познакомиться с форматом чисел
  • Научиться осуществлять защиту информации в таблице
  • Научиться распечатывать таблицу;

 

ЗАДАНИЕ 1: Откройте файл work2_1.xls, созданный на прошлом уроке.

 

ЗАДАНИЕ 2: Защитите в таблице информацию, которая не изменяется (заголовки, полностью основная таблица, шапка вспомогательной таблицы).

 

Защита ячеек

В Excel можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или некоторые ячейки. Защита делает невозможным изме­нение информации, пока она не отключена. Обычно защищают данные, которые не должны изменяться (расчетные формулы, за­головки, шапки таблиц).

Установка (снятие) защиты выполняется за два действия:

  • отключают блокировку (защиту) с ячеек, подлежащих пос­ледующей корректировке;
  • включают защиту листа или книги.

После этих действий можно корректировать и заполнять только те ячейки, которые ранее были разблокированы.

Разблокировка (блокировка) ячеек. Выделите необходимый блок. Выполните команду Формат - Ячейки, Защита, а затем в диалоговом окне выключите (включи­те) параметр Защищаемая ячейка.

Включение (снятие) защиты с листа или книги. Выполните команду Сервис – Защита - Защитить лист (книгу) (для отключения - команду Сервис, Защита, Снять защиту листа (книги)).

 

2.1. Выделите блок H4:J4 и снимите блокировку.

Меню: Формат – Ячейки – Защита – убрать знак в окне «Защищаемая ячейка»

2.2. Защитите лист.

Меню: Сервис- Защита – Защитить лист – Ок.

В результате действий заблокируется вся основная таблица и шапка вспомогательной.

2.3. Попробуйте изменить значения в ячейках:

В ячейке А4 с 1 на 10.

Это не возможно.

Значение шага во вспомогательной таблице с 0,2 на 0,5.

Это возможно. В основной таблице произошел пересчет.

Измените текст «step» в ячейке I3 на «шаг»

Каков результат? Почему?

Верните значение шага 0,2

 

ЗАДАНИЕ 3. Сохраните файл под старым именем.

Воспользуйтесь кнопкой сохранить на панели инструментов Стандартная.

 

ЗАДАНИЕ 4. Снимите защиту листа.

Меню: Сервис - Защита – Снять защиту с листа – Ок.

 

ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с функциями пакета Excel

 

Функции

Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: Y=f(X), где у - результат вычисления функ­ции, Х-аргумент, f-функция.

Пример содержимого ячейки с функцией: =A5+sin(C7), где А5 - адрес ячейки; sin() - имя функции, в круглых скобках указывается аргумент;

С7- аргумент (число, текст и т.д.) в данном случае ссылка па ячейку, содержащую число.

Скобки - обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Некоторые функции:

МАКС(список) - возвращает из списка максимальное число.

МИН(список) - возвращает минимальное значение из списка аргументов. СРЗНАЧ(список) - возвращает среднее- арифметическое своих аргументов.

ЦЕЛОЕ(Х) - округляет аргумент X до ближайшего меньшего целого

ABS(X) - возвращает модуль (абсолютную величину) числа X.

ЕХР(Х) - возвращает экспоненту заданного числа X

LN(X) - возвращает натуральный логарифм заданного числа X.
LOGIO(X) - возвращает десятичный логарифм заданного числа X.
LOG(X) -возвращает натуральный логарифм числа X.
SIN(X) - вычисляет синус угла X, измеренного в радианах. СУММ(список) - возвращает сумму указанного списка.

Например, СУММ(А1:А300) => подсчитает сумму чисел в трехстах ячейках диапазона А1:А300.

Так как функция суммирования часто используется, то за ней закреплена кнопка Z на панели инструментов.

Для вставки функции в формулу можно воспользоваться Мастером функций, вызываемым командой меню Вставка, Функция или кнопкой .

Появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать на кнопку ОК.

Второе диалоговое окно (второй шаг Мастера функций) позволяет задать аргументы к выбранной функции.

 

 

5.1. Нажмите кнопку. Выберите категорию Полный алфавитный перечень. Посмотрите с помощью линейки просмотра, каким огромным арсеналом функций располагает Excel.

5.2. Подсчитайте сумму вычисленных значений Н и запишите ее в ячейку F25.

Сделайте текущей ячейку F25.

Щелкните по кнопке .

Вычисление суммы – часто используемая операция. Она закреплена за кнопкой на панели инструментов Стандартная.

В ячейку У25 запишите поясняющий текст Сумма y=

 

5.3. Оформите нахождение среднего арифметического вычисленных значений Y.

Сделайте текущей ячейку F26;

Щелкните по кнопке ;

В диалоговом окне Мастер функций выберите категорию Полный алфавитный перечень и имя функции СРЗНАЧ;

Щелкните кнопкой ОК;

В появившемся диалоговом окне укажите диапазон, в котором производится вычисление среднего значения (F4; F24).

Это можно сделать двумя способами

  • набрав диапазон вручную в окне число 1;
  • выделив соответствующий диапазон таблицы (при этом если окно Мастера функций закрывает нужный блок таблицы, то
    его можно отодвинуть, уцепившись мышью за заголовок окна).
  • щелкните по кнопке Закончить;
  • занесите в ячейку Е26 поясняющий текст, а в F26 — среднее значение.

5.4. Оформите нахождение минимального и максимального значений, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст, а в ячейки F27 и F28 минимальное и максимальное значение.

ЗАДАНИЕ 6. Оформите блок ячеек Е25:F28

6.1. Обрамите ячейки Е25:F28

6.2. Заполните этот блок фоном шапки таблицы.

6.3. Поясняющие надписи в ячейках Е25:Е28 оформите жирным шрифтом типа Arial Cyr с выравниванием вправо.

Экран после выполнения данной части работы должен иметь следующий вид:

 

 

ЗАДАНИЕ 7. Сохраните файл под новым именем work2_2.xls.

 

ЗАДАНИЕ 8. Познакомьтесь с форматами чисел в Excel.

Форматы числа

 

Число в ячейке можно представить в различных форматах.

Например, число 100 будет выглядеть как:

100,00 р - в денежном формате;

10000% - в процентном выражении;

1,00Е+2 - в научной форме, что означает 1-Ю2.

Для задания формата числа необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели инст­рументов Форматирование.

 
 

 


Лучше воспользоваться командой меню Формат, Ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из кон­текстного меню. На экране появится диалоговое окно Формат яче­ек. В нем необходимо раскрыть вкладку Число и выб­рать желаемый формат.

При изменении формата числа ячейки изменяется только спо­соб представления данных в ячейке, но не сами данные.

Если ячейка отображается в виде HUUH символов, то это озна­чает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате.

8.1. Установите масштаб 75%

8.2. Скопируйте значения из столбца А4 в столбцы K,L,M,N.

Столбец F заполнен формулами, а скопировать требуется значения.

· Выделите столбец F;

· Подведите курсор к границе выделенного блока (он должен принять Форму белой стрелки);

· Нажмите правую кнопку мыши;

·

  • Буксируйте блок с помощью мыши до столбца К;
  • Отпустите мышь;
  • В открывшемся контекстно-зависимом меню выберите команду «Копировать только значения»;
  • При этом столбец К заполнится теми же значениями, что и столбец F, но он не будет содержать формул.
  • Заполните значениями столбца К столбцы L,M,N.

8.3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются две значащие цифры после запятой 0,00.

8.4. В столбце L задайте научный формат;

8.5. В столбце М задайте формат процент;

8.6. В столбце N установите собственный формат, четыре знака после запятой.

8.7. Оформите блок K2:N24 в стиле основной и вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, шрифт, заполнение).

 

ЗАДАНИЕ 9. Предъявите результат работы преподавателю. Экран должен иметь следующий вид:

 

 

ЗАДАНИЕ 10. Сохраните файл под старым именем work2_2.xls

 

ЗАДАНИЕ 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно

просмотрев ее вид на экране.

 

Предварительный просмотр и печать таблицы на принтере.

 

Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это.

Для этого необходимо выполнить команды меню: Файл – Предварительный просмотр или щелкнуть по кнопке Предварительный просмотр на панели инструментов Стандартная. Функция предварительного просмотра выводит на экран таблицу, но не позволяет исправлять явные ошиб­ки. Для этого придется вернуться в обычный экран, но в этом режиме можно выполнить очень полезные операции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.323 с.)