Диагностика коллектива класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика коллектива класса



Оценка психологической атмосферы в группе

Инструкция. Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых Вы можете описать атмосферу в Вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак «X» (зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в Вашей группе. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:

1. Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность
2. Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
5. Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
6. Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
7. Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
9. Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
10. Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность

Обработка результатов. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «X», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).

Изучение психологического климата коллектива

Инструкция. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки:

3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойства проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство.

 

№ п/п   Свойства психологического климата А   Оценка   Свойства психологического климата В  
  Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения     Преобладает подавленное настроение  
  Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии     Конфликтность в отношениях, антипатии  
  В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание     Группировки конфликтуют между собой  
  Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности     Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности  
  Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы     Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство  
  С уважением относятся к мнению других     Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей  
  Достижения и неудачи группы переживаются как собственные     Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов  
  В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»     В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения  
  Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство     К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно  
  Группа активна, полна энергии     Группа инертна, пассивна  
  Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе     Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность  
  В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту     Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым  
  Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно     Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах  

ПОДСЧЕТ ИТОГОВ

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С = А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если С менее 25 — климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

С = åСi/Н,

где N — число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле

(n(Сi-)/N)х100 %,

где n(Сi-) — количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N — число членов группы.

Оценка привлекательности группы

Инструкция. Оцените, пожалуйста, привлекательность группы по опроснику. На каждый раздел возможен один ответ.

1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к классу?  
1. Чувствую себя членом группы, частью коллектива…………..  
2. Участвую в большинстве видов деятельности………………...  
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других……………………………………………………………  
4. Не чувствую, что являюсь членом группы……………………  
5. Занимаюсь отдельно от других членов..………………………  
6. Не знаю, затрудняюсь ответить………………………………..  
2. Перешли бы Вы заниматься в другой класс, если бы представилась такая возможность?  
1. Да, очень хотел бы перейти……………………………………..  
2. Скорее перешел бы, чем остался……………………………….  
3. Не вижу никакой разницы………………………………………  
4. Скорее всего остался бы в своей группе……………………….  
5. Не знаю, трудно сказать…………………………………………  
3. Каковы взаимоотношения между учениками Вашего класса?  
А. На учебных занятиях:  
1. Лучше, чем в других классах…………………………………...  
2. Примерно такие же………………………………………………  
3. Хуже………………………………………………………………  
4. Не знаю…………………………………………………………...  
Б. Вне учебных занятий:  
1. Лучше, чем в других……….……………………………………  
2. Примерно такие же………………………………………………  
3. Хуже………………………….…………………………………...  
4. Не знаю…………………………………………………………...  
4. Есть ли в Вашей группе неофициальные лидеры?  
1. Есть………………………………………………………………  
2. Один………………………………………………………………  
3. Несколько………………………………………………………...  
4. Не знаю…………………………………………………………...  

Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов, полученных при ответах (баллы отмечены в столбце). Итоговый показатель по всем разделам может быть от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 (очень высокая оценка привлекательности группы).

13.4. Изучение межличностных отношений

учащихся в классе

Для выполнения задания нужна спокойная, деловая обстановка. Студент-практикант предлагает учащимся взять лист бумаги и написать вверху свою фамилию, имя, класс, номер школы. Студент на доске с целью изучения межличностных отношений в учебной деятельности записывает вопрос:

«Если бы Ваш класс расформировали, с кем из товарищей ты хотел бы продолжить учиться?» Предлагается каждому ученику указать фамилию трех учащихся класса, с которыми он хотел бы продолжить учебу:

1._______________

2._______________

3._______________

После ответа учащихся на вопрос, записанный на доске, студент-практикант собирает листочки (социокарточки) и проводит обработку информации самостоятельно.

Обработка результатов. Для обработки материалов строится социоматрица, которая напоминает турнирную таблицу. По вертикали под номерами записываются фамилии всех учеников класса, а по горизонтали – их порядковый номер. На соответствующих пересечениях крестиком отмечают тех, кого выбрал ученик (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Кого выбирает Кто выбирает                      
1. Андреева Å       +     Å      
2. Беликова Å   Å           +    
3. Величко +   +     +          
4. Волкова   Å   Å     Å        
5. Донцова +     Å         +    
6. Крылова     +   +     +      
7. Антонов   +     + +          
8. Белов     + Å       + Å    
9. Молчанов Å               Å    
10. Николаев           +   Å Å    
Количество полученных выборов (а)                        
Из них – взаимных (а1)     -     - -          

 

Обработка данных, занесенных в социоматрицу, проводится поэтапно:

1. По вертикали подсчитывается, сколько выборов получил каждый ученик. (Подсчитывается количество крестиков в числителе. Например, №1 получил 4 выбора; №2 – 3 и т. д.). Находим сумму всех выборов (а).

2. Далее переходим к обозначению взаимных выборов. Если среди тех, кого выбрал ученик, есть учащиеся, которые выбрали его, то такой выбор взаимный. Взаимные выборы обводим кружком (см. табл. 1). Как видим из табл. 1, Андреева выбирает Беликову, а Беликова Андрееву. Выбор взаимный. Андреева выбирает Крылову (№ 6), а Крылова не выбирает Андрееву (№ 1). Значит, выбор Андреевой (№ 6) – не взаимный.

После того как зафиксированы все обведенные кружком взаимные выборы, подсчитываем количество взаимных выборов у каждого ученика и находим их сумму (а1).

Подсчитывается коэффициент взаимности в классе.

∑взаимных выборов (а1)

«К» взаимноcти =—————————————100 %=(14/30)100 %=40 %

∑всех выборов (а)

Чем выше коэффициент взаимности, тем сплоченней классный коллектив.

Примечание: На основании проведенного исследования анализируются межличностные отношения в классном коллективе, взаимность этих отношений, выявляются микрогруппы, лидеры класса, изучается психологический статус формальных лидеров. Данные исследования должны быть использованы при составлении характеристики коллектива класса.

Определение ценностно-ориентационного

Единства класса

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности:

1. Дисциплинированность. 2. Эрудированность. 3. Сознание общественного долга. 4. Сообразительность. 5. Начитанность. 6. Трудолюбие. 7. Убежденность. 8. Умение контролировать работу. 9. Моральная воспитанность. 10.Самокритичность 11. Отзывчивость. 23. Честность. 24. Инициативность. 25. Внимательность. 26. Ответственность. 27. Принципиальность. 28. Самостоятельность. 29. Обшительность. 12. Активность. 13. Умение планировать работу. 14. Любознательность. 15. Умение работать с книгой. 16. Целеустремленность. 17. Коллективизм. 18. Прилежание. 19. Требовательность к себе. 20. Критичность. 21. Духовное богатство. 22. Умение объяснять задачу. 30. Рассудительность 31. Скромность. 32. Осведомленность. 3З. Справедливость. 34. Оригинальность. 35. Уверенность в себе.

 

 

Обработка результатов. Студент-практикант составляет матрицу. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества (табл. 2). Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляют по следующей формуле:

С = (1,4п-№)/6№,

где п – сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, № – число учащихся, принявших участие в эксперименте.

 

Таблица 2

№ п/п Фамилии учащихся Качества личности
                     
  Антонова +   +     + +   +      
  Буланова     +     + +   +      
  Васильев +   +   +   +   +      
  Дятлова +     +   + +     +    
  Иглов   + +       +   +     +
  Климов +         + +   +     +
  Леонов +   + + + + +          
  Ниткина           + +   +     +
  Орехов +   +     + +   +      
  Орфеева +               +      
  Павлов     +     + +          
  Родных + + +     + +          
  Семенчук     +     + +          
  Тимофеева +               + +   +
  Устюгова +   +     + +     +    
Сумма выборов                        

 

 

Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентационного единства класса будет равен:

С = (1,4(10+10+11+13+9)-15)/(6·15)=0,66

С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если С от 0,3 до 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. В приведенном примере С = 0,66, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентационном единстве школьников класса.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для проведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе.

Изучение отношений учащихся

Анкета для учащихся – старшеклассников, лицеистов, студентов педагогических вузов, учащихся педагогического колледжа.

1. Самое запомнившееся дело, мероприятие этого или прошедшего года?

2. С кем из учащихся группы Вы согласились бы попасть на необитаемый остров?

3. В каких кружках, секциях Вы занимаетесь?

4. Ваше общественное поручение?

5. Чем Ваша группа отличается от других?

6. Назовите передачи, которые Вы чаше всего смотрите по телевизору?

7. Чей портрет или фотографию Вы хотели бы повесить в своей комнате?

8. Есть у вас любимые предметы? Какие?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.028 с.)