Цели и задачи психологической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи психологической



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Целями практики являются:

§ актуализация теоретических знаний по психологии, полученных на лекциях и семинарских занятиях, и использование их в практической деятельности;

§ углубление и закрепление методов психологического изучения личности и коллектива класса (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;

§ приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач;

§ развитие навыков анализа и оценки своей педагогической деятельности, развитие профессионального самосознания и стремления к личностному росту;

§ формирование творческого подхода к педагогической деятельности, интереса к научно-исследовательской работе.

 

Задачами психологической практики студентов являются:

§ изучение индивидуальных особенностей личности одного из учеников и составление его развернутой психолого-педагогической характеристики с рекомендациями по индивидуальной работе с ним;

§ комплексное изучение коллектива учащихся. Составление психолого-педагогической характеристики коллектива класса;

§ анализ затруднений, с которыми встретился студент-практикант во время практики. Предложения по совершенствованию педагогической подготовки в вузе.

Каждый студент-практикант должен творчески отнестись к выполнению задания, продемонстрировав свою психологическую компетентность и культуру.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. С первых дней педагогической практики нужно выбрать одного учащегося из класса или класс в качестве объекта исследования для составления его психолого-педагогической характеристики.

2. Ознакомиться с заданиями, предложенными для изучения учащегося и коллектива класса, и планами-схемами составления характеристики.

3. Составить план проведения исследования, выбрать методы и методики (одну-две) сбора информации. При изучении личности учащегося и классного коллектива желательно использовать весь имеющийся в психологии арсенал методов: наблюдение, беседу, анкетирование, эксперимент, анализ результатов деятельности, тесты.

4. Вести систематическое наблюдение за учащимися и коллективом класса.

5. Проанализировав результаты наблюдения и других методов исследования, составить развернутую психолого-педагогическую характеристику (личности учащегося или коллектива класса).

6. Фиксировать все затруднения, с которыми Вы встретились в период практики, и ответить на вопросы анкеты.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА-СХЕМА

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И СОСТАВЛЕНИЯ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА-СХЕМА

ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И СОСТАВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общая характеристика класса

Количество учащихся, половозрастной состав класса. Физическое и психическое состояние здоровья. Есть в классе "педагогически запущенные" (трудные) ученики, чьи потребности деформированы, а поведение неадекватно моральным нормам. Причины их запущенности. Становление коллектива класса (когда сформировался класс, были ли слияния с другими классами, есть ли новички и их статус в классе. Классный руководитель. Сколько лет работает с классом. Как часто менялся классный руководитель. Отношение классного руководителя к классу и класса к руководителю. Формальные и неформальные лидеры класса. Их направленность, организаторские способности, авторитет, отношение к коллективу и коллектива к лидерам.

Основные интересы, традиции, ценности класса.

 

Характеристика деятельности классного коллектива

Учебная деятельность. Общий уровень интеллектуального развития учащихся класса, их познавательной и учебной активности. Характеристика успеваемости учеников и их отношение к учебе. Какие мотивы доминируют у учащихся класса. Мотив достижения успеха (связан с продуктивным выполнением деятельности) или мотив избегания неудачи (связан с тревожностью и защитным поведением) или внешние мотивы (престиж, лидерство и т. д.). Отличники класса. Доминирующие мотивы их учебной деятельности. Внутренние (стремление узнать новое, проявлять интеллектуальную активность, самосовершенствоваться и т. д.) или внешние мотивы («мотивация благополучия» – стремление получить одобрение, хорошие оценки или «престижная мотивация» – быть в центре внимания, желание быть первым). Наличие неуспевающих или слабоуспевающих учеников, причины их неуспеваемости. Отношение в классе к отстающим ученикам. Влияет ли успеваемость на положение учащихся в классе. Учебное сотрудничество. В чем оно проявляется. Какие групповые формы работы используют учителя на уроках. Наличие в классе взаимопомощи и взаимоответственности. Дисциплина и организованность учащихся на уроках. Причины нарушения дисциплины. Отношение класса к случаям нарушения дисциплины и нарушителям (обсуждается в классе, класс индиферентен). Учебные интересы учащихся и их связь с профессиональным самоопределением.

Познавательная и общественная активность. Наличие интереса к политической жизни страны и международным отношениям, к науке, технике, искусству, литературе, спорту, туризму. Формы проявления этого интереса (дискуссии в классе, проведение диспутов, участие в конференциях, олимпиадах, занятия в студиях, кружках, посещение театров). Какие мероприятия, проводимые в школе, больше всего интересуют учащихся. Проводят ли совместно свободное время.

Трудовая деятельность. Виды трудовой деятельности коллектива класса (поддержание общественного порядка, шефство над младшими школьниками, самообслуживание и т. д.). Есть ли в классе лидеры-организаторы совместной трудовой деятельности. Проявление дисциплины, ответственности, инициативности, активности в трудовой деятельности. Бывают ли нарушители трудовой дисциплины. Какие. Как на них реагирует класс. Наличие трудовых навыков, умений у учащихся. Способность доводить дело до конца. Трудовые традиции.

Эмоционально-психологический климат коллектива.

Самочувствие учеников

Доминирующее настроение в коллективе (бодрое, ровное, подавленное, пассивное). Готовность к сотрудничеству (или ее отсутствие). Проявление взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи, чуткости, доброжелательности (в чем конкретно). Отношение к критике (какие поступки одобряют и не одобряют в коллективе, как выражают одобрение или неодобрение; есть ли расхождение между словом и делом). Часто ли бывают ссоры, конфликты и по какому поводу. Как они разрешаются. Любят ли ученики проводить свободное время вместе. Чем увлекаются (туризмом, музыкой, танцами, театром и т. д.) Какие взаимоотношения класса с учителями, классным руководителем.

Психолого-педагогические выводы и рекомендации

Изучение коллектива, общение и совместная деятельность с учащимися сформировало у вас мнение о коллективе. Какое оно? Какая работа была проведена студентом-практикантом в целях развития коллектива класса. Какие мероприятия следовало бы проводить для повышения успеваемости, дисциплины в классе, оздоровления психологического климата (учителям, классному руководителю, родителям, самим учащимся).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению отчета о выполнении студентом психологических

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должен использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).

 

Образец протокола наблюдения

Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______

 

Время наблюдения Условия, в кото- рых проводится наблюдение Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности) Интерпретация данных наблюдения
       

Наблюдения на уроке. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности. Готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Поведение учащихся во время ответов учащихся (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им); к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьника проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим ученикам и т. д.

Наблюдение за учениками во внеучебное время. В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:

отношение ученика к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;

отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);

характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);

отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);

отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).

Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др., доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.

Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.

Беседа

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведении учащегося или коллектива класса, отношении учеников к себе и другим.

К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.

В процессе беседы с учащимися можно выявить:

§ какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

§ чем занимаются в свободное время, посещают ли какие кружки, секции;

§ с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

§ какие особенности личности им не нравятся и какие стремления (или хотели бы) у себя развить;

§ как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

§ есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

§ что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

§ мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях ученика и коллектива класса;

§ особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого ученика или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

§ наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

§ отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

§ доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учеников, так и коллектива класса;

§ умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение:

§ об особенностях коллектива класса;

§ о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

§ об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

§ эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

§ отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентированное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

 

Тестирование

Тест – это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишека (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

Эксперимент

Особенностью эксперимента является то, что исследователь моделирует ситуацию, в которой изучаемый психический процесс или свойство, состояние личности проявляются или оцениваются лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Одной из форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент, позволяющий изучать изменения уровня психического и личностного развития обучающихся, изменение их ценностей, отношений, умений и т. д. под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются количественно и дается качественная интерпретация результатов.

Анализ продуктов деятельности

Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).

Для уточнения индивидуальных особенностей учащегося или коллектива, полученных с помощью наблюдения, беседы и т. д. (например, темперамента, общительности, межличностных отношений, эмоций и т. д.) выберите из предлагаемого набора заданий те 2 или 3 из них, которые необходимы Вам, проведите исследования, проанализируйте результаты и используйте их при составлении характеристики.

ДИАГНОСТИКА

По-разному воспринятых слов

Для проведения исследования студент-практикант должен заготовить три ряда слов, записанных на отдельных карточках.

I – для запоминания на слух, II – для запоминания при зрительном восприятии, III – для запоминания при слухомоторном восприятии.

Например:

I II III
1. Рыба 1. Самолет 1. Коньки
2. Лампа 2. Бревно 2. Собака
3. Гроза 3. Свеча 3. Бочка
4. Лист 4. Журнал 4. Шутка
5. Чашка 5. Малина 5. Трава
6. Книга 6. Белка 6. Ключ
7. Попугай 7. Окно 7. Дождь
8. Яблоко 8. Завод 8. Весло
9. Власть 9. Пирог 9. Солнце
10. Ножницы 10. Лилия 10. Дрова

Экспериментатор читает испытуемым вслух I ряд слов (интервал между словами 5 с). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5мин. Затем экспериментатор показывает ребятам слова II ряда, которые они должны записать по памяти. После 5-минутного перерыва экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. После окончания чтения ряда ученик должен записать запомнившиеся слова.

Обработка результатов. Проверить правильность воспроизведения слов I ряда (экспериментатор зачитывает, а ученикиотмечают знаком + слова, воспроизведенные правильно) и подсчитать количество правильно воспроизведенных слов. Аналогичная работа проводится со словами II и III рядов. Составляется таблица и рассчитывается коэффициент разных видов памяти.

Вид памяти Количество слов в ряду (а) Количество правильно воспроизведенных слов (в) Коэффициент памяти (с)
1. Слуховой      
2. Зрительный      
3. Слухомоторный      

С=(в/а)100 %

Памяти учащихся

Экспериментатор зачитывает ученикам два ряда слов. В первом ряду между словами существуют логические связи, во втором ряду они отсутствуют.

1. Музыкант – скрипка 2. Пенал – ручка 3. Кошка – мышь 4. Роща – береза 5. Снег – зима 6. Слон – цирк 7. Девочка – коса 8. Трава – луг 9. Пчела – мед 10. Море – пароход 11. Роза – сад 12. Солнце – загар 13. Огонь – пожар 14. Туча – дождь 15. Счастье – улыбка 1. Книга – шар 2. Крапива – самолет 3. Лампа – песок 4. Праздник – дуб 5. Дым – карандаш 6. Зеркало – гора 7. Чайник – шляпа 8. Огурец – сказка 9. Пятно – шкаф 10. Корень – смех 11. Звонок – океан 12. Стадион – рыба 13. Машина – сочинение 14. Железо – луна 15. Дыня – часы

Студент-практикант зачитывает 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Читать слова надо громко, отчетливо, однотонно.

Обработка результатов. Экспериментатор зачитывает материал, который должны были запомнить ученики (слова в первом ряду), а ученики знаком + отмечают правильно воспроизведенные слова. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов первого ряда (в1) и вычисляется коэффициент логической памяти (С1).

С1=(в1/а1)100 %, где а1 – количество предъявляемых слов (15).

Аналогично рассчитывается коэффициент механической памяти.

С2=(в2/а2)100 %.

Школьников

Студент-практикант просит учеников взять листы, на которых они указывают фамилию,имя(одним из испытуемых должен быть ученик, характеристику которого Вы собираетесь писать). Экспериментатор зачитывает утверждения, которые характеризуют особенности поведения, настроения, мнения человека. Если ученик считает, что названная характеристика у него присутствует, то он должен поставить знак + напротив утверждения, если нет – знак –.

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма положительных ответов на утверждения 1, 2, 5, 8, 9 (I ряд) и 3, 4, 6, 7, 10 (II ряд).

1. Если сумма положительных ответов на 1, 2, 5, 8, 9 больше, чем сумма ответов на 3, 4, 6, 7, 10 утверждения – это значит, что у ученика преобладает логический тип мышления и поэтому ему легче даются те виды деятельности, где требуется логический склад ума.

2. Если сумма положительных ответов на утверждения 3, 4, 6, 7, 10 превышает сумму ответов на вопросы 1, 2, 5, 8, 9 – то преобладает образное мышление. Ученик такого склада полагается больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий.

З. Если суммы положительных ответов на I и II ряд утверждений совпадают, то в одинаковой степени выражены логическое и образное мышление.

 

 

8.6. Выявление особенностей

интеллектуальной деятельности методом наблюдения

Для оценки интеллектуальных способностей учащихся, их умения оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли, обратите внимание на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:

1) наличие или отсутствие системности в изложении ответа на уроке, в процессе общения;

2) глубина анализа (поверхностный анализ) излагаемых фактов;

3) обоснованность (необоснованность) заключения;

4) противоречивость собственным посылкам;

5) абсурдность заключений, выводов;

6) способность (неспособность) понять переносный смысл шуток и пословиц, наличие чувства юмора и остроумия.

9. ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:

Вы получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35,40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.

Результат

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Анализ результата

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется вы­сокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата

Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

• степени предполагаемого риска;

• преобладающей мотивации;

• опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЙ

Доминирующий тип

темперамента школьника (методика А. Белова)

Ход исследования. Студент-практикант раздает ученикам (4–5 чел.) листы (проколы), на которых они указывают фамилию, имя, дату, школу, класс. Одним из испытуемых должен быть ученик, характеристику которого Вы собираетесь писать. Затем испытуемые пишут в 4 столбика цифры от 1 до 20. Экспериментатор зачитывает испытуемым утверждения, характеризующие особенности каждого из 4 типов темпераментов. Особенности каждого из темпераментов составляют его «паспорт» (по 20 особенностей в «паспорте»). Перед тем, как зачитать испытуемым утверждения, содержащиеся в каждом «паспорте», испытуемым дается инструкция: «Сейчас я буду называть особенности личности. Каждая из особенностей обозначена номером. Напротив номера вопроса в протоколе, если та или иная особенность, названная мною, имеется у Вас, поставьте знак +. Если Вы считаете, что названное мною качество у Вас отсутствует, то никакого знака не ставьте».

Паспорт холерика

Если Вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы, реактивны.

4. Резки, прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Энергичны.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Незлопамятны и необидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешены и склонны к горячности.

13. Агрессивны.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать жизненные задачи.

17. Неустанно стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроений

 

– то Вы чистый холерик.

 

Паспорт сангвиника

Если Вы:

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Деловиты.

3. Часто не доводите дело до конца.

4. Склонны переоценивать свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы. Не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.

14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь в перерывах реже других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Обладаете всегда бодрым настроением.

19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях

 

– то Вы сангвиник.

 

Паспорт флегматика

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны в делах.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

7. Сдержаны и терпеливы.

8. Как правило, доводите до конца начатое дело.

9. Не тратите попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете свои желания.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях, интересах, умеете ждать, ладить с другими.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижны, вялы.

20. Обладаете выдержкой

 

– то Вы, вне сомнения, флегматик.

Паспорт меланхолика

Если Вы:

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивны в работе.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих

 

– то Вы меланхолик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.445 с.)