Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заданий в период педагогической практики

Поиск

Результаты проведенных исследований, а также психолого-педагогическая характеристика личности учащегося или коллектива класса оформляются студентом-практикантом в тетради. На титульном листе:

ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Студента(ки) БГУ ……группы ……курса ……….факультета

(фамилия, имя, отчество)

 

Место прохождения педагогической практики ……………………………

(школа, класс)

 

Групповой методист………………………………………………………….

(фамилия, имя, отчество, место работы)

 

Классный руководитель…………………………………………………….

(фамилия, имя, отчество)

 

Срок сдачи отчета на кафедру психологии…………………………………

 

В начале психолого-педагогической характеристики составитель указывает:

 

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося (или классного коллектива)

………(школа, класс)……………………….,

составленная студентом………………………(группа, курс, ф-т) БГУ

…………….(фамилия, имя, отчество студента)……………...

 

Отчет в конце последней страницы подписывается и датируется студентом. На обложке ставится виза группового методиста или классного руководителя: "Утверждаю" (подпись). За 5 дней до окончания педагогической практики отчеты сдаются старостами групп вместе с бланком групповой ведомости для проверки на кафедру психологии. После проверки (через 2–3 дня) отчеты и ведомости с оценкой выполненных заданий по психологии забираются старостами групп и возвращаются групповым методистам, которые с учетом оценок по психологическим аспектам педпрактики выставляют итоговую оценку по ней.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должен использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).

 

Образец протокола наблюдения

Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______

 

Время наблюдения Условия, в кото- рых проводится наблюдение Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности) Интерпретация данных наблюдения
       

Наблюдения на уроке. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности. Готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Поведение учащихся во время ответов учащихся (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им); к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьника проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим ученикам и т. д.

Наблюдение за учениками во внеучебное время. В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:

отношение ученика к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;

отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);

характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);

отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);

отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).

Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др., доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.

Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.

Беседа

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведении учащегося или коллектива класса, отношении учеников к себе и другим.

К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.

В процессе беседы с учащимися можно выявить:

§ какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

§ чем занимаются в свободное время, посещают ли какие кружки, секции;

§ с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

§ какие особенности личности им не нравятся и какие стремления (или хотели бы) у себя развить;

§ как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

§ есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

§ что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

§ мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях ученика и коллектива класса;

§ особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого ученика или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

§ наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

§ отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

§ доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учеников, так и коллектива класса;

§ умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение:

§ об особенностях коллектива класса;

§ о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

§ об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

§ эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

§ отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентированное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

 

Тестирование

Тест – это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишека (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

Эксперимент

Особенностью эксперимента является то, что исследователь моделирует ситуацию, в которой изучаемый психический процесс или свойство, состояние личности проявляются или оцениваются лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Одной из форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент, позволяющий изучать изменения уровня психического и личностного развития обучающихся, изменение их ценностей, отношений, умений и т. д. под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются количественно и дается качественная интерпретация результатов.

Анализ продуктов деятельности

Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).

Для уточнения индивидуальных особенностей учащегося или коллектива, полученных с помощью наблюдения, беседы и т. д. (например, темперамента, общительности, межличностных отношений, эмоций и т. д.) выберите из предлагаемого набора заданий те 2 или 3 из них, которые необходимы Вам, проведите исследования, проанализируйте результаты и используйте их при составлении характеристики.

ДИАГНОСТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.008 с.)