Средневековье как этап всемирной истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековье как этап всемирной истории.



Средневековье как этап всемирной истории.

Большинство историков склоняются начало Средневековья датировать V в.н. э. — конец XVI—середина XVII вв. Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

Раннее Средневековье — V в. — начало XI в.

Классическое Средневековье — XI—XV в.

Позднее Средневековье — XV в. — середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.

Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви.

Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Формирование древнерусской государственности.

Формирование соседской общины (распад родовой общины и выделение семьи во главе с мужчиной, благодаря развитию хозяйства семья могла себя сама обеспечить всем необходимым; родовая собственность (пахотная земля) разделяется на отдельные семейные владения, зарождается право частной собственности)

Развитие торговли, в т.ч. международной (через земли славян шел знаменитый путь из варяг в грек, вдоль пути возникают славянские города – Киев, Смоленск. Новгород; торговые пути также шли в Булгарию, в Польшу и германские земли, через Хазарию в Каспийское море и страны Восток),

Рост имущественного неравенства (выросла власть и хозяйственные возможности племенных вождей и старейшин, вожди совершая набеги богатели, но в тоже время их походы обеспечивали безопасность общих границ, например от хазар)

Появление системы управления

(к концу 9 века сложилась четкая иерархия общества)

Князь

Руководил племенем или союзом племен

Воевода

Предводитель племенного войска

Княжеская дружина

Наличие союзов славянских племен (поляне, словени ильменские; появление двух государственных центров вокруг Киева и Новгорода с Ладогой)

Выделение племенной знати (главы родов, больших и сильных семей) советники и помощники князя, будущие бояре)

Особенности княжеской власти.

Князь в отношении других владетельных князей был независимым государем. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. Однако государственный строй древнерусских земель-княжений нельзя назвать монархическим. Государственный строй древнерусских княжеств X–XII вв. представляет собой род “неустойчивого равновесия” между двумя элементами государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного собрания или веча старших волостных городов. Власть князя не была абсолютной, она везде ограничена властью веча. Но власть веча и вмешательство его в дела проявлялись только в случаях чрезвычайных, тогда как власть княжеская была постоянно и повседневно действующим органом управления.

Этнографический и социальный состав населения.

На протяжении XV-первой половины XVII вв. формируются украинская, белорусская и русская народности. Определенные различия в языке, материальной культуре появляются еще в период расселения восточных славян по Русской равнине. Хотя в XI-XII вв. сохранялась идея восточнославянского единства, разобщенность политической жизни в рамках городов-государств также способствовала накоплению различий между восточнославянскими общностями. Сильный импульс этому процессу был дан перипетиями бурного XIII столетия. Как мы уже знаем, земли будущих Украины и Белоруссии оказались в составе Великого княжества Литовского. Здесь на основе древнерусского литературного языка сформировался белорусско-украинский язык, который стал государственным языком в Литовско-Русском государстве. Со временем, особенно после Люблинской унии, в результате проникновения в него оборотов живой народной речи формируются украинский и белорусский языки. Определенную роль в этом процессе играл и церковнославянский литературный язык.Название "Украина" появляется уже в конце XII в. для обозначения древнерусских земель, неносредственно граничивших со степью. Термин употреблялся в значении край, "краина", окраина, земля. В значении "земля", "страна" Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI-XVII вв.В XIV в. в источниках появляется название Великая Русь, а с конца XV в. - Россия. Тогда же появилось название Белая Русь, которое относилось к землям, на которых формировалась белорусская народность. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось.Помимо языка и названия постепенно складывается определенная общность экономической жизни, а также общность психического склада, культуры и быта. Естественно, что географический фактор играл здесь далеко не последнюю роль: на Украину большее влияние оказывала степная тюркская культура, а на Белоруссию более близкая польская.

Норманисты и антинорманисты.

Это две версии образования Киевского государства. Автор первой версии – Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автор второй – Ломоносов.

Первая заключается в том, что государство возникло при помощи норманн, а по второй - Рюрики не нормандцы.

Позднейшие исследования косвенно подтвердили норманнскую версию (в XIX веке).

Основной тезис норманистов можно разложить на пять утверждений, объединенных в одну логическую цепь. Каждое из них обосновывается группой фактов. Вот эти пять утверждений:

1. Основателем княжеской династии Киевского государства явился варяжский вождь Рюрик, призванный восточными славянами и их соседями и приведший с собой целое племя варягов.

2. Варяги? это скандинавские германцы, норманны.

3. Пришедшее в Восточную Европу племя варягов называлось русью, и от него это название перешло на восточных славян.

4. Варяги цивилизовали славян, оказав огромное влияние на всю славянскую культуру, что отразилось в вещах и в языке.

5. Варяги создали первое восточнославянское государство.

2. В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов.

Византия.

Русь была платной союзницей Византии, обязывалась договорами за условленную «дань» оказывать грекам некоторые оборонительные услуги на границах империи. Так договор Игоря обязывал русского князя не пускать Черных болгар в Крым. Такой порядок торговых сношений Руси с Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Разностороннее культурное значение их для Руси понятно само собою: достаточно припомнить, что они были главным средством, подготовившим принятие христианства Русью, и именно из Византии.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.

Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века. Сами византийцы называли

себя ромеями, свое государство - ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".

Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно граотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира. Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление. По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией. Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования.

Кочевники.

Вокруг территории только что сформировавшегося и толком неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Печенеги, Половцы и другие кочевые племена принесли не мало горя русскому народу

История половцев после заселения ими восточноевропейских степей разделена исследователями на четыре периода.

В целом первый период характеризуется необычайной агрессивностью половцев. Они устремлялись к границам богатых земледельческих стран, вторгались в их пределы, грабили местное население. Страсть к наживе толкала отдельных представителей половецкой верхушки к участию в войнах русских князей друг с другом или же с западными соседями. За эту помощь они получали двойную цену: богатые дары от союзников и контрибуцию с побежденных. В этот период своей истории половцы находились на начальной, таборной стадии кочевания, характеризовавшейся постоянным передвижением их орд по степи. Это обстоятельство затрудняло организацию серьезных военных экспедиций русских военных дружин против них.

Второй период половецкой истории совпал по времени с начальным этапом феодальной раздробленности на Руси, ознаменовавшейся обострением междукняжеских отношений, частыми междоусобными войнами, соперничеством претендентов за великокняжеский стол. В этих условиях борьба с половцами отошла на второй план. Отдельные походы немногочисленных русских дружин в степь не могли достичь ощутимых побед. Князья, особенно представители черниговских Ольговичей, больше думали о том, как использовать половцев в борьбе за Киев, чем о безопасности границ. Установление союзнических отношений с половцами (дикими), привлечение их к участию в решении внутренних дел Руси способствовало сравнительно быстрому возрождению могущества кочевников.

Третий период половецкой истории отмечается, с одной стороны, усилением давления кочевников на южнорусское пограничье, с другой -- консолидацией русских сил для ответных антиполовецких походов.

Четвертый период половецкой истории характеризуется некоторым улучшением русско-половецких отношений. Летописи отмечают для этого времени преимущественно участие половцев в княжеских междоусобицах, главным театром которых стали Галицкое и Волынское княжества. Разумеется, это не значит, что половцы вообще отказались от своей традиционной политики грабежа. Даже и после их поражения в двух битвах с монголо-татарами половцы осуществляли нападения на русские земли.

Русь и половцы продолжали вести изнурительную взаимную борьбу, а тем временем над ними уже нависла новая волна кочевников, более могущественная, чем все предыдущие. Путь монголо-татарских орд на запад начался от Амура. и На первых порах они не представляли грозной силы.

Древняя Русь, страны Центральной Европы, отстаивая свою независимость от монгольских завоевателей, спасли Западную Европу, ее культуру от разрушений. В этом их огромная историческая заслуга перед европейской цивилизацией.

С нашествием кочевников окончился большой и яркий период отечественной истории, период поступательного и полнокровного развития одной из наиболее крупных и могущественных стран средневековой Европы -- Древней Руси. На высокой ноте оборвалась “песня” древнерусских зодчих и художников, летописцев и былинников, в огне пожаров погибли огромные материальные и духовные ценности древнерусского народа. От многих городов, замков и поселений остались только пепелища. Значительная часть населения была уничтожена или захвачена врагом в плен. Пришло в упадок высокоразвитое древнерусское ремесло, сельское хозяйство.

И все же, несмотря на жертвы и разрушения, которые причинили Древней Руси монголо - татары, они не смогли уничтожить все исторические традиции. Русь была завоевана, но не покорена

3. Впервые Владимир предпринял попытку реформировать русское язычество и создать из множества языческих божеств в разных концах государства единый пантеон в 980 году. В Киеве были поставлены статуи этих богов: верховного божества Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие. Однако попытка объединить различные верования и божества и превратить язычество в государственную религию была неудачна. Язычество регулировало отношения человека с природой, но не человека с властью.

В 988-989 годах Владимир провел вторую религиозную реформу. Перед этим русские посольства посетили разные государства и познакомились с различными вероисповеданиями: иудейством в Хазарии, мусульманством в Волжской Болгарии, католичеством у немцев и православием в Византии. Рассказ летописи о посольствах, видимо, легендарен, но, несомненно, русские были знакомы с основными религиозными культами своих соседей. В качестве новой государственной религии было избрано православие.Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси, относятся к IX веку.

В 988 г. Владимир крестился сам, окрестил своих детей, бояр, дружину и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех руских вообще. При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь императора Василия II —Василия Великого. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах,где стояли языческие идолы и храмы.

Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания —как этнического, так и государственного.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало

проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного

мира и Ближнего Востока. Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в

художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями.

Боярская дума.

БОЯРСКАЯ ДУМА, высший совет при князе (с 1547 — при царе) в Русском государстве X — н. XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократия имела особые преимущества для поступления в Думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов открывался ход в думные дворяне и думные дьяки. Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе несколько ближних бояр и окольничих или выходил в общее собрание Думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: «Государь указал и бояре приговорили». Случалось, что государь поручал Думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения.

В Московском великом княжестве дела важные, экстренные, выходящие из круга дел чисто хозяйственных, случаются часто, а решение их требует более многочисленного состава Думы, в нее призываются все наличные бояре. По мере увеличения количества чрезвычайных дел, которыми ведала Дума, дела обычные отходили к центральным ведомствам — приказам; чем важнее были дела данного приказа, тем более приближались эти приказы к Думе. В Московском княжестве особое общественное положение членов Думы. Это уже не вольные переходящие слуги удельных князей, служащие князю и не связанные с землей, это уже люди оседлые, обладающие известными политическими традициями и составляющие плотный класс. Сама Дума теперь не случайное собрание нескольких лиц, призванных князем для решения частного дела, а учреждение, имеющее задачей земское строение государства.

Местничество.

МЕСТНИЧЕСТВО, порядок служебных отношений боярских фамилий, установившийся в Московском государстве в XV в. под влиянием наплыва в Москву бывших удельных князей и их бояр из Руси и Литвы, вследствие чего явилась необходимость установить определенные отношения этих пришлых бояр к старому московскому боярству и друг к другу. Этот порядок был основан на «отчестве», т. е. на унаследованных от предков отношениях представителя известного рода к представителям других родов. Получая новое назначение по службе, каждый боярин заботился, чтобы не стать в равноправные или подчиненные отношения к лицу, менее его родовитому, т. к. это бесчестило его род и являлось прецедентом для решения вопроса о служебных отношениях его потомков к потомкам других родов. От назначения, бесчестящего его род, боярин мог отказаться. Вследствие существования местничества московские боярские роды разместились в строго иерархическом порядке. Для решения вопроса о старшинстве рода справлялись в «разрядах», выискивая случаи, когда представители ссорящихся родов служили вместе. Представители одного и того же рода могли занимать служебное положение только сообразно генеалогическому старшинству, которое определялось на основании «родословца». Местничество порождало бесконечные челобитья о бесчестье и сильно затрудняло правительство при служебных назначениях, почему в некоторых случаях предписывалось «быть без мест». В к. 1681 комиссия выборных «для устроения и управления разного дела» подала царю Федору Алексеевичу челобитную об уничтожении местничества. 12 янв. 1682 в собрании духовенства, думы и выборных придворных чинов обсуждался этот вопрос. Патриарх одобрил намерение царя, бояре также просили уничтожить «места». Царь указал сжечь разрядные книги, в которых записывались местнические дела, и отныне всем быть без мест. Т. о., боярство легко отказалось от местничества, за которое стояло так крепко раньше. Объясняется это распадением старого боярства, представители которого к к. XVII в. или повымирали, или захудали. Новое же дворянство считало для себя более выгодным возможность повышения путем выслуги.

9. Становление российского дворянства, его состав, функции, место в государственном управлении.

ДВОРЯНСТВО, сословие привилегированных землевладельцев, впервые встречается в Киево-Новгородской Руси. Русская Правда знает даже два таких класса: один — по-видимому, уже вымиравший, другой — развивавшийся и готовый занять место первого. Более старую общественную группу представляли собою огнищане, более новую — боярство. Происхождение первого из этих двух классов, огнищан, различно объясняемое путем этимологических сближений, легче понять из сопоставления данных Русской Правды и других источников: огнищанин является здесь перед нами сельским обывателем, очень знатным (за его убийство полагалась двойная вира) и державшим в руках более мелкий сельский люд (огневтину). Наличие у него приказчиков (тиунов), упоминаемых наряду с сельскими рабочими, заставляет предположить, что он вел сельское хозяйство гл. обр. при помощи принудительного труда. Но в роли сельского хозяина его уже заметно вытесняет князь и приближенный дружинник последнего — боярин.

I. Завоевание Поволжья

Распад Золотой Орды начался в XV в., а завершился уже в начале XVI в. На её территории образовались новые, враждебные Московской Руси государства: Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Астраханское ханство в устье Волги было самое безопасное. Крымское было отделено от Москвы полосой степи. Казань была самым опасным врагом, потому что находилась в непосредственной близости к Московскому государству.

Казанские орды постоянно грабили Русь, они доходили до Владимира и даже Вологды. Главной целью набегов был захват пленников, которые затем попадали на невольничьи рынки Астрахани и Крыма. В тоже время Казанское ханство отличалось внутренней непрочностью. Населяющие её народы (чуваши, башкиры, мордва, удмурты) ждали избавления от татарского правления.

Первый поход произошёл в 1545 г., в результате на казанский трон был посажен сторонник Москвы Шах-Али, но он почти сразу был свергнут. При поддержке крымских татар на трон взошёл хан Сафа-Гирей.

В 1547 г. молодой царь Иван IV решил лично выступить против Казани. Поход начался 20 декабря. Зима была тёплая, в январе началась преждевременная оттепель, вместо снега шли дожди, и русские войска понесли большие потери ещё до начала боевых действий, много пушек ушло под лёд. Отправив к Казани князя Дмитрия Бельского, царь повернул в Нижний Новгород. Семь дней один русский полк осаждал Казань, после чего ему пришлось отступить. Узнав об этом, Иван вернулся в Москву.

В 1549 г. умер Сафа-Гирей. В декабре русские начали новое наступление, поход снова возглавил сам Иван. 12 февраля 1550 г. началась осада Казани. Она продолжалась одиннадцать дней, но, как и в первый раз, закончилась неудачей. Иван не хотел уходить ни с чем, он приказал дьяку Ивану Выродкову построить крепость Свияжск в устье Свияги – правого притока Волги. Расположенная почти напротив Казани, она стала важным форпостом для дальнейшего завоевания. Известие об этом вызвало раздоры в Казани между крымцами и казанцами, последних поддержали также чуваши. Крымцы убежали из города и по пути были перебиты русскими. Казанцы попросили мира, и в августе 1551 г. на трон вернулся Шах-Али, который освободил русских пленников. В городе остался гарнизон из двухсот стрельцов.

В ноябре Шах-Али сообщил, что против него готовится заговор. Иван послал к нему Алексея Адашева, одного из своих ближайших сподвижников, члена Избранной Рады. Адашев просил Шах-Али укрепить Казань русскими людьми, но хан отказался. В начале 1552 г. из Казани к царю прибыли послы с просьбой избавить их от Шах-Али. К Шах-Али снова был отправлен Адашев, но хан решил уехать в Свияжск, сказав, что казанцы уже выбрали себе нового правителя. Князь Семён Микулинский послал в Казань грамоты о том, что царь дал им в наместники его, князя Семёна. Скоро он сам и другие воеводы двинулись к Казани, но в городе начались волнения, и воеводы вернулись в Свияжск. Во главе Казани стал астраханский хан Едигер.

Весной 1552 г. началась подготовка к новому походу. Передовые силы в Свияжске возглавлял князь Александр Борисович Горбатый Шуйский. Поход едва не сорвался из-за нападения крымцев на Тулу. Но крымцы были разбиты, и в июле Иван выехал из Коломны с двоюродным братом, князем Владимиром Андреевичем. 23 августа началась осада Казани. В крепости находилась резиденция хана, она не могла вместить много войска, поэтому Орда кочевала в окрестностях. Князь Горбатый разгромил её на Аршском поле. Осада сопровождалась бомбардировками: для этих целей была построена осадная башня высотой 15 метров, на которой были установлены орудия. Под руководством

специально приглашённого немецкого инженера был произведён подкоп, куда заложили пороховой заряд. Взрыв разрушил колодцы, казанцы лишились воды. Царь потребовал сдачи города, но осаждённые не согласились на это. 20 октября русские приступили к штурму, после боя город был взят. Князь Горбатый стал первым царским наместником в Казани.

Иван сразу уехал в Москву, потому что его жена ждала ребёнка. Возвращение было триумфальным: Иван въехал в столицу на коне, в полном боевом облачении, в окружении свиты. Он дал в Грановитой палате торжественный обед для духовенства и воевод, на котором всем – от митрополита до простого воина, внесённого в список храбрых, – раздарил множество даров. В честь победы на Красной площади был заложен Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Завоевание Казани имело огромное моральное значение. В сознании современников оно сравнивалось с победой на Куликовом поле. Н. М. Карамзин описывает реакцию народа так: «Везде в отверстых храмах благодарили Небо и Царя; отовсюду спешили усердные подданные видеть лицо Иоанна; говорили единственно о великом деле его, о преодолённых трудностях похода, усилиях, хитростях осады; о злобном ожесточении Казанцев, о блистательном мужестве Россиян…». С. М. Соловьёв пишет: «Надобно перенестись в XVI век, чтоб понять всю силу впечатления, какое производили на современников эти слова: завоёвано Татарское царство!»

Русские всеми средствами пытались упрочить своё положение в Казани. Всё местное население было выведено за пределы крепости. В 1555 г. создано Казанское архиепископство. В 1557 г. земли, ранее принадлежавшие татарским князьям, были поделены между русским дворянами, свои наделы получили царский наместник и архиепископ. В 1556 г. была завоёвана Астрахань. Башкиры добровольно присягнули на верность царю. Вассалами Москвы стали Большая Ногайская орда, Сибирское ханство, даже Кабарда на Северном Кавказе. Овладение всем волжским торговым путём открыло богатые восточные рынки, крестьяне начали активную колонизацию Поволжья.

II. Завоевание Заподной Сибири.

Начиная главу о покорении Сибири, Н. М. Карамзин сравнивает действия царя Ивана во время Ливонской войны и дружины Ермака не в пользу первого: «В то время, когда Иоанн, имея триста тысяч добрых воинов, терял наши западные владения, уступая их двадцати шести тысячам полумёртвых Ляхов и Немцев, – в то самое время малочисленная шайка бродяг, движимых и грубою алчностию к корысти и благородною любовию ко славе, приобрела новое Царство для России, открыла второй новый мир для Европы…».

Конечно, казаки Ермака не были первыми русскими людьми, перешагнувшими Уральские горы. Новгородцы торговали с сибирскими жителями начиная с XI века. При Иване III было несколько крупных походов в Сибирь, целью которых был сбор дани.

После распада Золотой Орды в Сибири образовалось Сибирское ханство с центром в Искере (Кашлыке). После завоевания Казани сибирские послы просили царя Ивана IV, чтобы он принял их под своё покровительство. После этого к титулу царя прибавилось «всея Сибири повелитель». В 1563 г. к власти в ханстве пришёл Кучум, который окружил себя бухарскими воинами и пытался насаждать ислам среди местного населения. Летом 1573 г. лучший военачальник Кучума Маметкул напал на русские поселения на реке Чусовой.

О биографии Ермака Тимофеевича известно мало. Он родился, предположительно, в 30-40 гг. XVI в. Ермак – это сокращение от имени Ермолай, также у него было прозвище Токмак, намекавшее на большую физическую силу (от токмачить, т. е. бить). Сохранилась народная песня о том, как Ермак помог Ивану IV взять Казань, хотя Ермак, конечно, не мог участвовать в Казанских походах. Р. Г. Скрынников цитирует первого сибирского историка Семёна Ремезова, который дал такой портрет Ермака: «бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, возраст (рост) средний и плоск, плечист». Достоверно известно, что во время Ливонской войны Ермак командовал отрядом волжских казаков, участвовал в боях под Могилёвом, Псковом, Новгородом. После января 1582 г. Ермак находится в Поволжье. Там он объединяется с атаманом Иваном Кольцо, который прославился нападениями на ногаев, в обход царского указа, и даже захватил Сарайчик – столицу Ногайской орды. Скоро волжских казаков приглашают на службу Строгановы.

Строгановы, владевшие землями на Урале, часто подвергались нападениям сибирских войск. В сентябре 1581 г. в их владения вторгся пелымский князь. Через год, в сентябре 1582 года воевода уральской крепости Чердынь сообщил царю, что на него напали пелымский князь и сибирский хан, а Строгановы вместо того, чтобы ему помочь, отправили дружину Ермака в Сибирь. Царь потребовал вернуть Ермака, но было уже поздно. Интересно, что долгое время историки, начиная с Н. М. Карамзина, путали эти даты и считали, что Ермак отправился в путь не в 1582 г., а в 1581.

Точно неизвестно, сколько человек было под началом Ермака. Скорее всего, их было около 600. Флотилию Ермака составляли лёгкие струги, в которые помещалось по двадцать человек. Каждый из казаков был вооружён саблей и двумя пищалями. Съестные припасы состояли из крупы и сухарей.

Казаки плыли по Чусовой, повернули на Серебряную, потом волоком перебрались в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, а через Туру попали в Тобол. 26 октября произошла битва на Чувашевом мысу, возле Искера. Ермак разбил войско Кучума и занял Искер. Началась зимовка. Вокруг было достаточно леса для дров и пушных зверей, чтобы использовать их меха для тёплой одежды. Кучум поставил во главе войска Маметкула, которого Ермак разбил в битве у Абалака, 5 декабря. Р. Г. Скрынников утверждает, что «не занятие Кашлыка, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции».

Весной казаки занялись сбором ясака, московскому царю присягнули хантыйский князь Бояр и мансийские князья Шибердей и Суклем. Двадцать пять человек во главе с Черкасом Александровым повезли ясак в Москву. В конце 1583 г. царь принял казаков и простил всем прежние преступления. Он приказал отправить большой отряд на помощь Ермаку, но болезнь и смерть царя задержали поход. Уже после смерти Ивана, в 1584 г. в Искер прибыл воевода Волховский со стрельцами. В это время у казаков начинался голод: собственные запасы уже кончились, а маленькое поле под Искером давало немного зерна. Волховский тоже не взял с собой запасов провизии. Стрельцы поголовно погибли от голода. Хотя Волховский приказал Ермаку вернуться, но он вскоре умер, и Ермак остался.

Осенью 1584 г. погиб Иван Кольцо, которого заманил в ловушку Карача, бывший визирь Кучума. Весной 1585 г. Карача осадил отряд Ермака в Искере, только в июне Матвей Мещеряк перебил татар и прекратил осаду. Ермак получил сообщение об идущем в Искер бухарском торговом караване и поспешил к устью Вагая, где погиб в стычке с Кучумом. Это случилось в августе 1585 г. Оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь. Они не знали, что на подмогу им движется отряд Ивана Мансурова. Мансуров дошёл до Искера, но увидел там не казаков, а татар. Сначала он хотел догнать казаков, но потом решил зимовать.

Многие сподвижники Ермака позже вернулись в Сибирь. Например, Черкас Александров и Матвей Мещеряк прибыли в Сибирь с отрядом Василия Сукина, который в 1586 г. основал Тюменский острог, первый русский город в Сибири. Черкас Александров прослужил в Сибири более пятидесяти лет, он упоминается в документах 1638 г.

Сибирь стала материальной базой России на много лет. Н. И. Костомаров пишет: «Сибирь сразу открыла для русского государства неизмеримое богатство пушных зверей. Лучшие меха доставлялись царю и раздавались в огромном размере в качестве подарков, жалованья, по воле государя, заменяя денежные выдачи. Образовалась в Москве богатая, так называемая сибирская казна… С Петра Великого Сибирь начала доставлять России металлические богатства, составляющие до сих пор важнейшее достоинство края, которого обладанием Россия обязана Ермаку».

Ещё по манифесту 12 сентября 1801 г. Грузия вошла в состав России. Присоединение Грузии к России было враждебно встречено в Турции и Иране. В 1804 г. началась война с Ираном.. Война проходила успешно для России. Русские войска захватили почти всю территорию Азербайджана, и по мирному договору, заключённому в 1813 г. в Гюлистане, Иран признал право России на завоёванные ею территории, а кроме того предоставил ей право держать на Каспийском море военные суда.

В 1806 г. началась война с Турцией., поводом к которой явилось одностороннее смещение Турцией правителей Молдавии и Валахии (ещё по Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г. над этими княжествами был объявлен двойной протекторат: Турции и России). В октябре 1806 г. войска Михельсона заняли Молдавию, а эскадра адмирала Сенявина в 1807 г. разбила турецкий флот. Решительное поражение турецкой армии нанёс Кутузов у крепости Рущук, и в результате 28 мая 1812 г. в Бухаресте был заключён мир и подписан Бухарестский мирный договор,по которому к России отошла Молдавия. Сербии предоставлялась автономия.

Отечественная война 1812 года – справедливая национально–освободительная война России против агрессии наполеоновской Франции.

В начале XIX в. Россия оставалась единственной великой державой на Европейском континенте, стоявшей на пути Наполеона к мировому господству.

Начало XIX в. свидетельствовало о непрекращающихся агрессивных устремлениях Франции. Обострились и экономические противоречия между Россией и Францией. Континентальная блокада, к которой Россия была вынуждена присоединиться в 1807 г., оказалась для нее крайне невыгодной и привела к резкому сокращению русской внешней торговли, утечке золота и падению курса рубля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.068 с.)