ТОП 10:

Борьба русского народа против ордынского ига.



Одним из важных этапов борьбы русского народа против золотоордынского ига является выдающаяся победа русского оружия в Куликовской битве.

Почти два с половиной столетия монголо-татарское иго терзало Русскую землю. Тяжким бременем ложилась на плечи народа выплата дани правителям Золотой Орды. Многочисленные набеги степняков разоряли страну, поэтому во второй половине XIV века Московское княжество начало открытую борьбу с Золотой Ордой.

Во главе национально-освободительного движения против монголо-татарских завоевателей и движения за объединение русских княжеств в единое государство стала Москва под руководством великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича.

Продолжая борьбу деда и отца за объединение русских земель, Дмитрий Иванович укрепил руководящее положение Москвы. его войска отразили нападение на Москву литовского князя Ольгерда. он совершил успешный поход на Тверь и принудил тверского князя к признанию своего старшинства и к союзу в борьбе с Золотой Ордой.

Дми́трий Донско́й (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389, там же) — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362).

В 1376 году Московское княжество утвердило своё влияние в Волжско-Камской Болгарии, начало переговоры с Великим Новгородом об урегулировании торговой деятельности. В результате их Москва открыла свободный пропуск новгородских товаров в своей земле, заручившись согласием новгородцев в случае нового конфликта с Тверью стоять на стороне Москвы. В 1378 году в спорах о границах Московского и Рязанского княжеств Дмитрий вновь вышел победителем, разгромив под Скорнищевом рязанского князя Олега Ивановича.

Мамай был сильно обеспокоен возрастающим могуществом московского князя. В 1377 году ордынцы напали на Нижний Новгород. В битве при реке Пьяна русское войско потерпело тяжёлое поражение от ордынского царевича Арапши. Дмитрий Константинович, оставшийся без войск, бежал в Суздаль, нижегородцы — в соседний Городец, а Нижний Новгород был сожжён.

В следующем году Мамай послал войско мурзы Бегича разграбить и сжечь «чрезмерно усилившуюся» Москву. Но Дмитрий Иванович встретил ордынцев на Рязанской земле у реки Вожа, где 11 августа 1378 года русские войска впервые за полутора вековую историю татаро-монгольского ига обратили ордынцев в позорное бегство. Бегич был убит.

Более года Мамай готовился к новому «великому походу на Русь». К татаро-монгольскому войску он присоединил отряды наёмников: генуэзцев, черкесов, аланов и ясов. Союзником Мамая выступил и литовский князь Ягайло. Рязанский князь Олег вступил в тайный союз с Ягайло на условиях раздела между ними Московского княжества.

Куликовская битва. Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось, вероятно, 100—120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решительной битвы. Русских воинов на эту битву благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троицко-Сергиевского монастыря. Он послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей — иноков, Ослябю и Пересвета. Сражение началось с поединка Пересвета и татарского богатыря Челубея. Они оба погибли в первом же столкновении. Сразу после гибели Пересвета и Челубея началась жесточайшая битва, закончившаяся бегством Мамая с поля боя и полным разгромом татаро-монгольского войска.

Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы тяжело раненным. Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, узнал о поражении ордынцев и повернул назад (по другим сведениям, встал лагерем в 20 вёрстах от Куликова поля и в битву так и не вступил). Олег Иванович рязанский бежал в Литву, но вскоре вернулся и заключил с Дмитрием мирный договор. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича с тех пор стали прозывать «Донским».

Разгром Москвы. Остатки войска Мамая были разгромлены чингисидом Тохтамышем, утвердившимся на ханском престоле. Мамай бежал в Крым, где и был убит при неясных обстоятельствах. В 1381 Тохтамыш отправил в Москву посла звать Дмитрия в Орду, но тот в Москву ехать не решился. Тогда Тохтамыш, собрав войско, в 1382 двинулся на Русь. Олег Иванович, надеясь спасти свое княжество от разгрома, указал Тохтамышу броды на Оке. Дмитрий Донской оказался застигнутым врасплох. Он уехал из Москвы в Кострому, надеясь собрать там войска, но безуспешно. Москва была полностью сожжена, жители перебиты или уведены в плен. С.М.Соловьев говорит, что при осаде Тохтамышем Москвы, москвичи защищались пушками, которые впервые упоминаются в летописи. «24 числа, подошел к кремлю сам Тохтамыш, и началась осада. Татары пускали стрелы как дождь, стреляли без промаха, и много падало осажденных в городе и на стенных забралах; неприятель поделал уже лестницы и лез на стены; но граждане лили на него из котлов горячую воду, кидали камнями, стреляли из самострелов, пороков, тюфяков (ружей) и пушек, которые здесь в первый раз упоминаются.»

Возвышение Московского государства в Х1У-ХУ вв.

В первой половине XVI в. территория Московского государства увеличивается с присоединением русских земель Литвы: Чернигово-Северских и Смоленских. Таким образом, к середине XVI в. складывается основная территория Русского государства. Конец XIII-XIV вв. - время роста крупное землевладения. Первые вотчины (княжеские, церковные, боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Однако вопрос о путях возникновения частной земельной собственности вызывает в науке споры. Одни видят возможность ее появления "снизу", когда наиболее состоятельный общинник превращает свой надел в собственность (аллод), начинает эксплуатировать менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким вотчинником. Другой путь - "сверху", когда боярские вотчины образовывались путем пожалования великим князем земли. Наконец, была возможна и покупка земли у общины на средства, полученные от неземледельческих доходов (например, торговли). Последняя была характерна для Новгородских земель.

Однако как бы то ни было, "складывающиеся боярские вотчины были первоначально невелики", - констатировал современный историк В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: "Вероятнее всего, они служили для княжеских вассалов и слуг своеобразными небольшими "подсобными хозяйствами": в условиях господства натурального хозяйства для феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию.

Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях происходит переход с "келиотского" устава к "общежитийному". В первом случае монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит реформу. Согласно "общежитийному" уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей (а потом и царей) в борьбе за государственную власть.

Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (не говоря о Севере) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или "черной волостью". Отсюда название - черносошные крестьяне, сам термин "крестьяне", обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV. Вопрос о социальной природе собственности в черной волости - сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаются феодально-зависимыми от государства в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.004 с.)