Освобождение дворовых крестьян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освобождение дворовых крестьян.



«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи.

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5.6% годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5.6% годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

 

44) Манифест и "Положения" касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка. Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать

как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быль подвергнуто телесному наказанию. Наделы. "Положения" регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший - больше которого

крестьянин не мог требовать у помещика, низший - меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основ-

ном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной - 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение

вплоть до 1917 г. При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому,

чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная

сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.) У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство

предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые

должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян. Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.

 

 

45. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления "либеральной бюрократии" продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса. Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали

центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. "Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы - городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Значите реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развитая страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

 

Городская реформа 1870 г. Она приняла Городское положение, имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась в 1862 г., но только в 1870 г. ее проект был утвержден царем и опубликован.

Городская реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались "гласными". Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге – 250. Управы состояли из 2–3 чел. под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права.

Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение, народное образование и т.п.

Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и Министерству внутренних дел.

При всей своей ограниченности городская реформа все же была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления. Она просуществовала 22 года. Новое Городское положение 11 июня 1892 г. еще более увеличило представительство крупной буржуазии и дворян в городской думе и, по существу, превратило городское самоуправление в подсобный орган правительства по вопросам местного хозяйства.

Она была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития и выработать Положение о губернских и уездных учреждениях, а также стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением.

Земская реформа была одной из тех уступок, которую отбирала у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска.

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 г. комиссией при Министерстве внутренних дел (председатель Н.А. Милюков, с 1861 г. – П.А. Валуев). Подписанное царем Положение о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок. Согласно Положению 1864 г. создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы.

В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цена) и сословное начала. Избиратели делились на курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1–й курии пользовались уездные землевладельцы, имевшие от 200 до 800 десятин земли, а также крупные землевладельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность на сумму более 15 тыс. рублей.

Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб.
(в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция.

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, т.е. выборщиков, а последние – гласных в земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права, как учреждения, общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась. Кроме того, их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и промышленности и т.п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70–х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и Области Войска Донского (в 1882 г. ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели.

Таким образом, несмотря на ограниченность земской реформы, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

 

Билет №46 Политическая реакция в России при Александре III. Контрреформы в области местного самоуправления, суда и просвещения.

Судебная реформа: Своеобразный характер носила судебная контрреформа. Судебная реформа 1864 г., Будучи более последовательной, из всех буржуазных реформ, вызывала чуть ли не наибольшее неудовольствие реакционеров. Конкретно поэтому уже с конца 70-х -- начала 80-х гг. Начинается деятельность по пересмотру судебных уставов 1864 г. Но единый законопроект, который предугадывал бы полную ликвидацию главных буржуазных институтов судебных уставов 1864 г., Так и не был выдвинут. Пересмотр судебной реформы осуществлялся равномерно, методом издания отдельных законов, вносивших конфигурации в судебные уставы 1864 г. Исправления реакционного характера, внесенные в судебные уставы 1864 г., Серьезно ограничивали буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства. Совместно с тем неточно включать в судебную контрреформу законы, изменявшие отдельные статьи и нормы судебных уставов еще в царствование Александра II. М ировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, наделённых широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, правили милицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В городах учреждались должности городских судей, назначаемых министром юстиции. А дминистративное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы - гласности суда. В 1887 году провозглашено право суда разглядывать дела при закрытых дверях, в 1891 году резко сузилась гласность гражданского судопроизводства. В олостные суды, с 1889 года подпали под непосредственный контроль земских начальников. В мае 1885 года закон предоставил министру юстиции(Н.В. Муравьеву) право надзирать за чинами судебного ведомства, в 1887 году он получает право устранять гласность судебного разбирательства, в 1889 году министру юстиции были подчинены городские судьи, а министру внутренних дел - земские начальники.

Городское самоуправление: Г ородская контрреформа, по мысли законодателя, преследовала точно такие же цели, как и земская: очень уменьшить самостоятельность органов городского самоуправления методом подчинения их административной власти, уменьшить число избирателей за счет лишения права выборов мелкой и отчасти средней буржуазии, предоставить преимущественное право выборов владельцам недвижимых имуществ. Согласно новому городовому положению 1892 г., Материальный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В итоге число избирателей в Москве, к примеру, сократилось в три раза. И з законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют без помощи других. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таковым образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность гос службы. С ерьезной критике подвергся проект Городового положения. В отзывах по проекту имелись возражения против уменьшения самостоятельности органов городского самоуправления, лишения избирательных прав купцов второй гильдии, сотворения преимуществ для владельцев недвижимых имуществ. В процессе обсуждения проекта в Соединенных департаментах Государственного совета против ряда его положений выступили члены Государственного совета Н. С. Абаза, Каханов, Манасеин, Б. П. Мансуров, Н. И. Стояновский.

Просвещение: Н аибольшего фуррора реакции удаётся достигнуть в области цензурной политики. Занявший в 1883 году пост начальника главенствующего управления по делам печати Феоктистов к 1886 году смог решительно расправиться практически со всеми прогрессивными органами печати.

П ервый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. Новейших «Временных правил о печати» (которые стали неизменными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журнальчики, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы собственных авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

В согласовании с новым законодательством в 1884 г. Прекратил существование ненавистный правительству журнальчик «Отечественные записки», редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин, зато процветала газета М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости» по понятным всем причинам.

Т аким образом, уже к середине 80-х гг. Сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на обычных догмах: божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как база его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ; полная централизация власти; осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям российской жизни; шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном для того времени понимании.

Политические реакции в России при Александре 3: Б уржуазные по своему классовому содержанию реформы 60-- 70-х гг. Затрагивали привилегии дворянского сословия, закрепленные и охраняемые системой феодального права. Это послужило одной из главных обстоятельств недовольства реформами со стороны господствующего класса. Феодалы допустили известное ущемление собственных приемуществ потому, что рассчитывали методом сравнимо незначительных уступок сохранить свое политическое господство. Но после отмены крепостного права в условиях бурного развития капиталистических отношений обнаружились такие последствия реформ, которые нельзя было предвидеть при их подготовке. К примеру, земская реформа мыслилась безвредной для правительства уступкой. Как подчеркивал В. И. Ленин, «земство с самого начала было осуждено на то, чтоб быть пятым колесом в телеге российского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией только постольку, поскольку её всесилие не нарушалось». Тем не менее конкретно земство становится центром либеральной оппозиции правительству, ибо представляет собой такое звено в механизме феодального страны, благодаря которому буржуазия получает настоящие способности бороться за свои интересы. Все это и было предпосылкой пересмотра Земского положения 1864 г. Соответственно боязнь усиления влияния буржуазии в органах городского самоуправления стала предпосылкой пересмотра Городового положения 1870 г., А выявившаяся в 70--80-х гг. В условиях подъема революционного движения неспособность функционирующих на базе буржуазных принципов судопроизводства судебных органов надежно защищать имеющийся строй послужила поводом для нападок на судебные уставы 1864 г.

47. Промышленность. Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сипа, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.

Однако развитие капитализма в промышленности России имело ряд особенностей. Бурный темп производства сократил фазу "свободного", домонополистического промышленного капитализма. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия. Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным

производством. Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами -

северо-западный (Петербург - Прибалтика), центральный (вокруг Москвы), южный (Украина) и другие продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь и Средняя Азия. Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше 1/2 промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая и нефтяная). Однако отечественное машиностроение было слабо развито. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях про-

мышленности иностранный капитал занял господствующее положение. Утверждение капитализма в промышленности прошло два этапа. В 60-70-е годы осуществлялась ее перестройка. Поэтому замедлились темпы производства, особенно в традиционных промышленных районах (Урал). В 80-90-е годы произошел бурный экономический подъем. Это было следствием завершения промышленного переворота, начавшегося

еще в первой половине XIX в. Отныне основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно развивались новые отрасли - угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль Донецкого бассейна. Бакинского

района, машиностроительных центров (Петербург, Нижний Новгород). За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии — в 5, в Англии - в 2, во Франции - в 2,5). В 90-х годах появились первые монополистические объединения. Быстро росла буржуазия, набиравшая экономическую силу. Однако она играла незначительную роль в социальной системе. Политически слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся. Часть буржуазии вырастала из "капиталистах крестьян", обогатившихся за счет ростовщичества, торговли и отхожих промыслов.

 

 

48. Сельское хозяйство. В экономике России господствующее положение занимал аграрный сектор. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла наиболее медленными темпами. Помещики владели большей и лучшей по качеству частью земельного фонда страны. Поэтому основным показателем буржуазной эволюции

аграрного сектора было состояние помещичьего хозяйства. В пореформенный период в нем сложилось три типа: отработочный, капиталистический и смешанный — с элементами капиталистического и отработочного. Отработочная система состояла в обработке земли помещика крестьянами своим инвентарем. Она обусловливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти в кабалу к помещику за арендованную у него землю. Это была полукрепостническая форма эксплуатации с характерной крайне низкой производительностью труда. Отработки были особенно распространены в черноземных районах Центра и в Поволжье, где раньше преобладала барщина. Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывавших землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялась сельскохозяйственная техника, совершенствовалась структура производства и быстрыми темпами росла его товарность. Этот тип хозяйств был характерен для Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии. Смешанная система, при которой использовался вольнонаемный труд и отработки, была распространена в Левобережной Украине, Восточной Белоруссии и некоторых западных русских губерниях. К концу 70-х годов XIX в. капиталистическая система ведения хозяйства стала постепенно вытеснять отработочную. Помещики, не сумевшие перевести свое хозяйство на новые рельсы, постепенно разорялись и продавали свои имения. В стране шел процесс перераспределения земли, так как часть ее скупала буржуазия. Крестьянское хозяйство еще медленнее, чем помещичье, приспосабливалось к капиталистическим отношениям. Это было вызвано малоземельем, отсутствием денежных средств из-за высоких выкупных платежей и налогов, переделами земли внутри общины, поголовной неграмотностью и темнотой крестьян. Большинство их хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал русскую деревню. Лишь отдельным крестьянам удавалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на рынок.

В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Поэтому рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Применение вольнонаемного труда, использование сельскохозяйственных машин, улучшение агротехнических приемов - интенсивный путь - привели к некоторому подъему урожайности. Определилась специализация сельскохозяйственных районов: черноземный центр, юг Украины и Поволжье стали зерновой житницей, северозападные и центральные губернии специализировались на молочном скотоводстве, в юго-восточных губерниях развивалось мясное скотоводство. Это способствовало завершению образования всероссийского рынка. Несмотря на все сложности, аграрный сектор в экономике России из кризисного и застойного превратился во второй половине XIX в. в развивающийся и товарный. Вместе с тем незавершенность капиталистического преобразования сельского хозяйства сохранила резкое противостояние крестьян и помещиков. Аграрно-крестьянский вопрос остался центральным в общественно-политической жизни страны. Это препятствовало эволюционному (реформистскому) пути развития и создавало предпосылки для будущих революционных потрясений.

49. В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это революционные подпольные группы и организации 60—80-х годов XIX в. Непосредственными идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

Народничество выработало некоторые идейно-политическое направления, которые пытались осуществить на практике. Главные из них:

1.)пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с Лавровым,

2.)анархистское — с Бакуниным и

3.)заговорщическое — с Ткачевым.

Всем этим направлениям присущи демократические черты. Анархистские взгляды Бакунина сыграли определенную роль в становлении народничества. Его взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое истребление владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки. Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался. Итог: небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на народную массу.

Теоретические воззрения народников были проверены революционной практикой. Ошибочные и порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и использованы борцами с политикой самодержавия.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.054 с.)