Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностно-ориентир-й подход в образ-и.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория и практика, которая обозначена названием «личност-о-ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколь-о других названий, за каждым из которых стоит определенный. згляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика» неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, в отличие от авторитарной и технократической. Основу либерального подхода в образовании США и Европы составили идеи Д. Дьюи и других реформаторов в педагогике еще в начале ХХ-го века, а затем с середины века направление в психологии — гуманистическая психологияУПервый критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зубрежку, пренебрежение личностью ученика. Д. Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок — центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, программир-го обучения и пед. технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистич. псих-я и на ее основе педоцентри-стская педагогика, личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потреб-ю в самоактуализации — реализации своих возможностей (А. Маслоу), К. Роджерс, создатель психотерапии, «центрированной на клиенте», видит в уч-ке личность, способную разв-ть св. природ. ресурсы, ум и сердце, любознательность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответ-сть, личность, способную вырабатывать собств. ценности в пр-се учебной и другой деятельности. В свете изложенного представители гуманистической психологии предлагают строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди нихЧяожно считать принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и ^разбудить его собственную активность и внутренне силы, чтобы дон сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. | Согласно Кй. РоджерсуУ задача учителя не диктовать готовое и, | возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собствен-' ную познавательную активность, которая выразится в выборе-и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей, Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) самостоятельную деятельность ученика. В традиционной школе, считает К. Роджерс, проходит авторитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения — «опытное учение»: это такая организация обучения, при которой школьники учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знание, школьная ^программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, Необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать ат-:.мосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь». Атмосфера «свободы учения» в классе характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителе источник опыта, знаний, старшего члена группы. К методам, стимулирующим «свободу учения», относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование разных источников знания — людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межличностному взаимодействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы «открытого учения» использовать и эмоционально окрашенные методы — игру, и рациональные — «учеб-; ные пакеты», программированные пособия. К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка — это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечают сами западные педагоги, Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй-план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентиро-ванный тип обучения. ^Следует сказать, что педагогика сотрудничества советских учителей (70—80-е годы) очень близка позициям гуманистической, педоцентристской педагогики Запада. Идеи учителей-новаторов содержали следующее: смена позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»); задача не только давать зна-: ния, но развивать способности учащихся и воспитывать их в процессе учения; поиск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность школьников и их развитие. Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую ценность — личность ребенка. В настоящее время российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.) разрабатывают личност-но-ориентированную модель образования на основе опыта новаторов и отечественной психологии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференцированное содержание образования; система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учеников лишает процесс обучения систематичности, снижает уровень обучения. 7. Концепция образов-я в РБ. Осн. пр-пы направления реформиро-я сш. Была утверждена Кабинетом Министров в 1996г. Состоит из разделов: 1) общая хар-ка шк-го образования РБ. 2) современное состояние. 3) обоснование необходимости реформирования. 4) цели и принципы реформы. В концепции подчеркиваются негативные тенденции в развитии общеобраз-ых школ РБ: 1. Перегрузка уч-ся. 2. Односторонняя направленность на интелектуальную подготовку и воспит-ие дисциплины. 3. элитаризация. 4. его недоступность многим уч-ся. 5. унификация шк-ой системы. Задачи общеобраз-ой школы: подготовить молодое поколение к полноценной жизни и общественной деят-ти, всестороннее развитие личности. С 7-8 класса - углубленное изучение отдельных предметов. С 9-10 классов профилирование. Лицейские и гимназические классы (2 года) предназначены для продолжения среднего образ-ия и подготовки к высшему. Сегодня необходимо сформировать белорусское образование в самостоятельную и гибкую и систему, базирующуюся на национально-культурной основе и учитывающую образовательный опыт и новейшие педагогические технологии развитых стран. К положительным чертам советской школьной системы относятся объем и качество знаний, предоставляемых ученикам. Школа оснащена учебными программами высокого уровня сложности, обеспеченными эффективными методиками. Результаты международных олимпиад наглядно демонстрируют это. К отриц. сторонам относятся: üучебная перегрузка, приводящая к резкому ухудшению состояния здоровья уч-ков, большинство учеников не в состоянии успевать по всем предметам, üчрезмерная унифицированность нашей школы, недостаток возможностей для учета индивидуальных наклонностей и способностей учащихся; üнедостаточное внимание школы к проблемам гражданского воспитания и социальной адаптации школьника в условиях постоянного усложнения общественной жизни, что ведет к росту преступности, другим негативным явлениям; üплохое материальное и финансовое положение нашей школы, учителей, üотток педагогических кадров из системы образования: Основными целями реформы являются вывод государственной системы образования на современный уровень, повышение престижа, реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетности для государства и общества. Осн. направлениями реформирования должны стать: • переход к оптимальным срокам обучения в общеобразовательной сш; • переход на новое содержание технологии образования, определение базового компонента общеобразовательной подготовки, обеспечивающего условия для гармоничного развития личности; • изменения организационной структуры средней школы в це-лрх ее лучшего приспособления к современным условиям; • переход к профилированной подготовке на завершающем этапе получения бщего среднего образования. Гуманистический аспект реформы предполагает введение обязательной 10-летней базовой общеобразовательной школы и 5-дневной учебной недели и предлагает структуру 12-летнего образования. Гуманитаризация образования состоит в более полном и последовательном ознакомлении учащихся и студентов с достижениями национальной и мировой культуры в самых различных ее проявлениях: литературе и поэзии, музыке и живописи, философии и культурологи. Многие фундаментальные положения основ наук, изложенные в нынешних школьных учебниках, оказались локальными, неполными, устаревшими. Начальная школа (1—4-е классы, с 6 до 10 лет) ставит перед собой две задачи. 1. побуждение и развитие устойчивого интереса к учению, к знанию. 2. функциональная грамотность. Сами знания и система их подачи должны быть не абстрактными, а вытекающими из жизненных потребностей и психологии ребенка. Цель основной школы (с 5 по 10-й класс) будет состоять в подготовке детей к жизни (а не к поступлению в вуз). Знания, полученные в 10-летке, должны быть логически завершенными. Подготовка в 8—10-х классах будет значительно дифференцирована. Государственный обязательный для всех стандарт будет составлять 70—75% школьной программы. Остальное — по возможностям школы и желаниям учеников и родителей А третья ступень школы (11— 12-и классы) будет фактически полностью. разделена на 5 специализаций: гуманитарная, естественнонаучная, политехническая, эстетическая и общая. Современное состояние и тенденции развития образования и воспитания В сфере образования и воспитания происходили негативные процессы: разрушение нац. шк., установление жесткой централизации управления, чрезмерной унификации содержания и форм обучения и воспитания. Педагогические профессии стали малопрестижными, в основном женскими, что еще больше обострило проблемы обучения и особенно воспитания. Недостаточным было и остается матер. и фин. обеспечение. В рез-те сегодня учебно-матер. база образования и особенно воспитания не отвечает современным требованиям. В городах 70% школ работают в 2-3-сменном режиме, у 60% сельских школ нет центрального отопления, водопровода, канализации. Только 30% школ имеют помещения для занятий физической культурой и спортом. Вызывает большую тревогу состояние здоровья дошкольников, учащихся и студентов. Ситуация еще более обострилась в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и социально-экономическим кризисом общества. Все больше обостряются проблемы воспитания, растет преступность среди подростков. В последнее время практически все развитые страны осуществляют интенсивное реформирование своих образовательных систем на основе специальных национальных программ. При этом определяются следующие тенденции: üповышение роли образования в обществе как реальной культурообразующей и производительной силы; üсочетание разнообразных государственных и негосударственных форм образования; üобновление содержания, усиление фундаментальности образования; üмодернизация учебно-материальной базы на основе новейших достижений науки, техники и педагогических технологий; üдемократизация и гуманизация обучения и воспитания, переход образовательно-воспитательных систем на свободное саморазвитие в соответствии с изменчивыми условиями существования общества и личности; ü раннее выявление и всесторонняя поддержка талантливой молодежи; üактивизация деятельности учебных заведений в качестве социокультурных центров, расширение их взаимодействия с родителями и общественностью. Главная цель обучения и воспитания — становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности. Важнымицелями национального образования и воспитания также являются: •воспитание жителей республики как граждан Беларуси, представителей своей нации и земной цивилизации; * жизненное самоопределение молодежи, ее профессиональ-i ная ориентация, подготовка специалистов и рабочих кадров на уровне мировых требований; * помощь жителям республики в овладении государственным языком, содействие им в изучении иностранных языков; •распространение психолого-педагогических знаний среди населения республики; •содействие укреплению семьи и повышению ее роли в решении образовательно-воспитательных вопросов, обеспечение подготовки молодежи к исполнению родительских обязанностей; • социальная адаптация и подготовка детей с недостатками в умственном и физическом развитии к посильной трудовой и общественной деятельности; •оказание помощи взрослым в получении необходимых им общеобразовательных и профессиональных знаний; •повышение эффективности общественного воспитания через взаимодействие со средствами массовой информации, культурно-просветительными и другими учреждениями и организациями. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования и воспитания основывается на следующих принципах : • Гуманитаризация обр-ния: *приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание жителей республики сведущими в мировой истории, уважительными к политическим, экономическим и социальным правам, культуре и традициям всех народов; *национально-культурная основа, широкое и глубокое приобщение обучающихся к сокровищам духовной и материальной культуры, развитие самосознания и воспитание лучших качеств характера белорусов; • гуманизм, обращение к конкретному человеку, внимание к его склонностям, интересам, возможностям свободной самореализации, а также установление взаимоотношений сотрудничества и заботы, поощрение и поддержка стремлений людей к улучшению жизни общества; • доступность – право каж. на образ-ние. • дифференциация – реализация творч. и интеллект. способ-стей. • экологическая направленность, содействие осознанию учащимися своей роли и места в окружающей среде, воспитанию бережного отношения к природе, животному и растительному миру, подготовка экологически грамотных рабочих и специалистов, в том числе по радиационной безопасности; • научность, достоверность и постоянное совершенствование содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с новейшими достижениями науки; ориентация на мировой уровень образования, изучение и использование опыта развитых стран, обеспечение условий признания за границей эквивалентности документов, выдаваемых белорусскими учебными заведениями; связь с общественной практикой, взаимодейст-; вие образования с производством и социокультурной действительностью, адаптация личности к различным формам жизнедеятельности общества; преемственность и непрерывность, согласованность содержания и форм обучения и воспитания на разных уровнях образования, создание условий для перехода с одной ступени на другую и получения необходимых человеку знаний в любой период его жизни; единство обучения, духовного и физического совершенствования, целостное развитие человека, его физических, социальных и культурных сил, органическое сочетание основных элементов мировоззрения: знаний, нравственно-ценностных ориентации, эмоционально-поведенческих отношений; демократизм, уважение и доверие между педагогами, учащимися и родителями, расширение их прав и повышение осознанной ответственности, децентрализация управления и самостоятельность учебных заведений при обеспечении ими государственных требований к образованию; светский характер, гражданское обучение и воспитание в государственных учебных заведениях, свобода совести и вероисповедания человека; поощрение таланта и образованности, создание условий для выявления и развития способностей людей, использования их в интересах личности и общества, всесторонняя поддержка стремлений повысить уровень образования; обязательность базового образования как необходимого уровня обучения для дальнейшего получения общего и профессионального образования или начала самостоятельной трудовой деятельности; сочетание семейного и общественного воспитания, повышение роли семьи в жизни человека, создание условий для реального исполнения родителями своих воспитательных функций. 8. Совр.тенденции развития образования в мире. Хар-ка заруб-ых образ-х систем. 1.Повышение роли и знач.обр. в жизни общества, 2. Формирование целостной и гибкой перманентной системы обр.(семья, дет.сад, универ), 3.Сочетание традиций и альтернатив(гос,обществ.и частн), 4. Модернизация базы классно-урочной системы, обновление содержания обр. в целях а. Гармоничного развития Л., б. Использование достижений совр.техники и новых технологий, в. массовой профессионализации и поддержки одаренных. 5. Гуманист. направленность, 6.Демокр. шк.системы 7.Дифференц.обр.(с учетом культ., этнич., соц., индивид. особенностей), 8.Повышение фундаментальности и логизации сод.обуч. 9.Построение субъект.-субъект отнош.на основе пед. сотрудничества.10.Активизация работы уч.зав. как социокульт.центров.11. Интеграция шк.и внешнего восп.и обр. 12.Непрерывность обр., Интернационализация(выработка единых стандартов), 13. Создание новых типов общеобраз. школ: объединенные шк. в Англии, общие шк.в Германии. Дидактические концепции в зап.пед.:1. Традиционная парадигма(сохранение консервативной роли обр. как ретранслятора культ.прошлого. Обр.-передача молод.поколению элементов культуры пршлого.Мажо и Кро: дать новую жизнь систематич.акедемич.обр., 2.Рационалистическая модель(усиление проблемного усвоения через обр.), 3.Феноменологическое направление: гуманистическая направленность ВиО, мысль о персональном обучении. Сисгема обр. в Германии: детский сад(1-6), начальная шк(4г.), ориетировочный период(2г.) общая шк., реальная и основная шк(до 11 кл.), к-е дают право обучения в проф.тех.училищах, гимназии(до 13 кл.), университет, высшие гехнические школы. Дуальная система проф.обр: 1-2 раза в неделю учащиеся посещают занятия в профшколе, остальное время-практические занятия на предприятиях.
9. Пед. Диагностика в уч-воспит процессе. Происходит от греческого “диагнозис” = распознавание. Этот традиционный мед термин в педагогике появился недавно. Пед диагн =система способов определения результативности пед-го процесса. Различают: - диагностирование обученности; -диагност-ие воспит-ти. Технологически более разработано 1-ое, кот осуществ-ся путем традиц проверки и оценки предметных знаний, умений и навыков. Но дидакт-ую диагн-ку нельзя сводить к оценке и отметке, т.е. к констатации успеха или неуспеха. Диагн-ние как процесс включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование уч-воспит-го процесса, принятие мер по его усовершенствованию. В структуру дидакт-ой диагн-ки входит диагн-ка обучаемости. Обучаемость -способн-ть уч-гося к овладению уч предметом, уровню успешности. Показатели обучаемости: 1. темпы обучения. 2. затрата времени и сил. 3. качество уч деят-ти. 4. уровень самостоят-ти и творческости. Диагностика об-ти упрощает проблему дифференц-ии обучения, т.е. подбор уч-ся в группы, подгруппы. До последнего времени форм-ие групп было на примитивном уровне, т.к. осуществлялось по успеваемости. Менее распространена пед диаг-ка воспит-ти. Сложность связана с тем, что воспит-ый процесс =многофакторный, +отодвинутость результатов в будущее. Интегративный показатель воспит-ти -направленность личности (соц-ая и ясоц-ая). Критерии воспит-ти: внешние поведенческие проявления (поступки); внутренние признаки воспит-ти (мотивы, убеждения, ценностные ориентации). Для выявления уровня воспит-ти главное = наблюдательность педагога. При этом следует иметь ввиду, что полнее всего ученик раскрывается в конфликтных ситуациях. Во 2-ом случае используются анкетирование, пел тесты, сочинение, диспуты. Диагностика -система мер, направленных на получение достовер информ-ции об эффект-ти уч процесса и воспит, на субъект этого процесса. Это изучение уч-ка и колл-ву их обучаемости, учителя, его профмастерства. Задачи ПД: оптим-ть пр инд обуч., опред результаты; свести к мин ошибок. Основные методы: наблюдение, беседы, анкет-ие, опрос, социометр иссл-ия, изучение хар-к. Аспекты диагн деят-ти: уравнение, анализ, прогноз-ие, интерпрет-ие, доведение до свед рез-ов диагн деят-ти, контроль за возд-ем на участие методов. Цель -оптимиз-ция, соверш-ие пед процесса.
10. Процесс обучения, его структура, функции и принципы. Процесс обучения —это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс обучения—часть целостного педагогического процесса. В уч. пр-се не ставиться задача открытия новых истин, а требуется лишь творческое их усвоение. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции. Всесторонне гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Процесс обучения призван осуществлять 3 функции — образоват-ю, восп-ю, разв-ю. Грани между образованием, восп-ем и развитием весьма относительны и нек-ые аспекты их взаимно перекркщиваются. Например, в понятие образования часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных мений и навыков. Само образование предполагает формирование не только знаний и умений, но и личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности и др. Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций Воспитательная функция формирует у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связьЖ от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения. Развивающая функция прявляется в развитии двигательной, волевой, эмоциональной, интеллектуальной и мотивацинной сферы учащихся. В связи с этим в дидактике применяется понятие развивающего обучения: т.е. обучение должно идти впереди развития. Все функции находятся в связях и взаимообуславливают друг друга. Структура. При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения. В процессе обучения функционируют также процессы общения преподавателей и обучаемых. Общение в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию в учении, на формирование положительного отношения к учебе. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общения. Составные компоненты процесса обучения: Целевой —отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Стимулирующе-мотивационный —предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности решения перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач. Содержательный— определяется учебным планом, гос. учебными программами и учебниками по данному предмету. Операционно-деятельностный —отражает наиболее процессуальную сущность обучения, т.к. в деятельности педагогов и учащихся реализуется задача присвоения школьниками социального опыта человечества. Контрольно-регулировочный —предполагает контроль препода за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью выполнения учебных операций. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ. Оценочно-результативный —предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов. Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Дидактические принципы обучения: 1. Научность и идейно-политическая направленность обучения Глубокое раскрытие каждого научного положения изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механизма зазубривания. 2. проблемность Когда учащийся сталквается с проблемами, лишь тогда он включается в процесс обучения, проявляет мыслительную деятельность. Поэтому необходимо ставить перед ним проблемы и задачи 3. наглядность Обучение выступает как средство познания окружающего мира. На ранних этапах ребенок мыслит образами, а не понятиями. Легче осмысление понятий, если они подкреплены образами и конкрктными фактами. Наглядность повышает интерес к знаниям. 4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения Умелое использование разнообразных приемов способствует возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, приданию учебному процессу проблемного характкра. Приучение учащихся к постановке вопросов перед учителем после осмысления материала 5. доступность Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей и недопустимости чрезмерной усложненности и прегруженности материала. 6. системат-сти и последов-сти Последовательное усвоение учащимся определенной системы знаний в разных областях науки. 7. прочности и его цикличности Овладение знаниями и умениями происходит тогда, когда они осмыслены, хорошо усвоены и продолжительно сохраняются в памяти 8. единство образовательной, воспитательной и развмвающей функций обучения.
11. Системы и формы орг-ции обучения. Общедидакт. требования к совр. уроку. Осуществление обучения требует знания и умелого исп-ния разнообр. форм. Но нет четкого определения формы обучения, что ведет к терминологич. путанице. Нельзя смешивать понятия “метод” и “формы”. Метод – это способ осущ-ния раб. и орг-ции по решеню дидактич. задач, т.е. метод- хар-ка содержательно-процессуальной, т.е. внутр. стороны.уч. пр-са, а формы орг-ции обуч-я – это внеш. сторона орг-ции обуч-я, связ-я с кол-вом уч-хся, временем и местом обуч-я, порядком его осущ-ния. Но они связаны: одня и та же форма по-разному модифицируется в зав-сти от задачи и места (напр., экскурсия: а) изучение нов. мат-ла, б) закрепление и практич. применение изученного) В зав-сти от кол-ва обучаемых формы классифицируются: 1) массовые (олимпиады, учеб. конференции, производств. практика), 2) групповые (урок, экскурсия, лаб. раб., фокультатив), 3) индивид. (дом. раб., доп. занятия, консультации, собеседования, зачет, экзамен). Наиб. распростр. и популярная – классно-урочная система. Суть: 1. уч-еся одного возраста распред-ются по классам, 2. занятия – поурочно и по расписанию, 3. все уч-еся занимаются по одним и тем же мат-лам. На совр. этапе отношения к классно-урочной системе изм-лись в сторону увеличеня критики, причем однозначные сторонники малочисленны, в основоном- противники (требования вообще ликвидировать классно-урочную с-му как изжившую себя, протест против культа среднего уч-ка), а также сторонники- преобразователи (урок – прочный фундамент учеб. процесса, но надо очистить его от формализма путем стимулирования творчества уч-хся и уч-лей). Один из путей – идея индивид-ции в пределах классно-урочной с-мы – групповое обучение: вместо “уч-ль-ученик” – “уч-ль-группа-уч-к”. Положительные стороны этого пути: усиление персонального наряду с коллективным духом обуч-я, здоровая конкуренция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.012 с.) |